Атака клонов: как мы боролись с поддельным каналом TJ в Telegram
В мессенджере несколько месяцев работает сетка каналов, которые зарабатывают, прикидываясь популярными изданиями и проектами.
Весной 2017 года мы стали вести руками канал TJ в Telegram. До этого у нас был бот, отправлявший в этот канал заголовки новостей, который при отсутствии продвижения и ссылок с нашего сайта сам по себе набрал 4 тысячи подписчиков. А мы решили писать человеческие подводки, раскрывающие суть инфоповодов, публиковать там видео, картинки, проводить опросы — в общем, использовать ресурсы мессенджера в полной мере.
Спустя несколько месяцев я заметил по чатам, в которых общаются читатели TJ, что они зачастую делятся репостами новостей с другого канала, где публиковались заголовки материалов со ссылками на наш сайт. Тогда я думал, что этот канал сделан какими-то фанатами, и не придавал этому значения: ну, возможно, кому-то удобно читать TJ через Telegram в виде эдакой RSS-ленты.
Как оказалось позднее, это был не фанатский канал. В его описании появились ссылки на другие каналы: например, «Медузы», N+1, нашего издания vc.ru, видеоблогера Wylsacom — и все эти каналы были неофициальными. Везде публиковались ссылки на реальные материалы изданий и проектов, но если проскроллить ленту, то можно было обнаружить и рекламу. Кто-то стал зарабатывать на наших именах, вероятно, прикидываясь официальными каналами.
Тогда я не хотел заниматься этой проблемой. Во-первых, мне казалось, что раз у этих каналов не так уж много подписчиков (у нашего клона было пара тысяч, когда мы уже благодаря SMM доросли до десятка), то это можно спокойно пережить. Но я всё чаще замечал репосты фейка среди друзей и других популярных каналов. После разговора с ними я понял, что они просто не знают, что это фейк: так уж устроено медиаполе, никто не будет проверять, официальный канал или нет, если он удовлетворяет твои потребности — а создатели таких фейков пользуются этим и зарабатывают на этом деньги.
Во-вторых, я не верил, что поддержка Telegram чем-то сможет тут помочь. Два моих последних сообщения в её адрес оставались непрочитанными на протяжении года — даже Дуров отвечал чаще. Мессенджер с одной стороны прессуют крупные компании за пиратский и порнографический контент, с другой — правительства государств мира по поводу экстремистских каналов и доступа к переписке террористов. А тут мы с какими-то детскими проблемами. Но как выяснилось, фейковый канал довольно уверенно рос: он первым выдавался в поиске по запросу [tjournal], так как у него был именно такой юзернейм и название — а нашего канала там не было, потому что название у нашего «TJ», а юзернейм был @tjnews.
Но когда у Навального решилась проблема с возвратом юзернейма @navalny, я решил написать в поддержку Telegram (это делается в мессенджере по номеру +42420). К моему удивлению ответ пришёл через несколько часов: если кратко, то они обещали помочь с возвратом юзернейма @tjournal, поскольку у нас такой адрес есть у профилей в Фейсбуке и Твиттере, то есть он устоявшийся и везде одинаковый. Насчёт претензий к фейковым каналам попросили написать на адрес [email protected] — это почта, на которую принимают претензии по нарушению авторских прав.
Я написал следующее (по этому адресу отвечают по-русски).
Есть такой канал https://t.me/TJournal — его сделали какие-то спамеры, которые берут контент с сайта нашего издания TJournal по RSS и между постами размещают рекламу. Судя по описанию, у них сетка из таких каналов — везде по паре тысяч подписчиков, в том числе на фейковом канале ещё одного нашего издания, vc.ru: https://t.me/vcfeed
Для нас это не было бы проблемой, если бы некоторые мои знакомые не думали, что это и есть наш официальный канал (потому что он выводится в поиске по запросу [TJournal]). Ладно бы это был фанатский канал или его действительно кто-нибудь вёл, но они просто заняли ID, используют наши логотипы и названия, через поиск получают какую-то струйку подписчиков и зарабатывают на рекламе, засоряя Telegram.
С адреса ответили так: юзернейм вы вернуть сможете, а вот насчёт самих каналов — ну, мы можем попросить админов этих каналов, чтобы они добавили в описание упоминание о том, что канал не является официальным. И всё. Мои слова по поводу того, что они используют чужие названия и логотипы, в Telegram просто проигноровали.
Я понял, что добиваться блокировки тут скорее всего будет бесполезно, поэтому попросил Telegram решить проблему при помощи инструмента, который у них уже существует — значка верификации. Пока я видел такие значки только у собственных каналов Telegram (поддержка, канал Павла Дурова и т. д.), но на всякий случай поинтересовался у поддержки, можем ли мы получить его — там сказали, что запустили процедуру верификации, но ничего гарантировать не могут и всё такое.
А потом в письме с адреса DMCA нам рассказали, что процедура выдачи верификации сейчас приостановлена (как будто она когда-то начиналась). Но пообещали, что «проблему клонов решат». Как — не объяснили.
Эта переписка была 30 ноября: в тот же день мы получили адрес @tjournal, а канал-клон администрация Telegram переместила на адрес @tjournal_mv — он продолжал работать. Ночью я на всякий случай проверил ещё раз — похоже, к тому моменту администраторы сетки ничего не заподозрили, и в описаниях всех их каналов-клонов до сих пор фигурировал адрес @tjournal, который уже вёл на наш канал.
А утром 1 декабря этот канал-клон пропал. Возможно, он переехал на какой-то другой адрес, но ни в описаниях каналов сетки, ни в поиске найти его не удаётся.
На почте [email protected] мне пока не ответили, результат ли это их вмешательства. Спасибо, если это их рук дело (UPD: А, нет, читатели пишут, что канал по-прежнему доступен) — но есть и другие проекты. Например, наши коллеги по ИД из vc.ru, по словам представителей мессенджера, не смогут получить адрес @vcru — потому что у издания не одинаковые юзернеймы в других соцсетях (@SMMrussia в Фейсбуке — там поддержка совсем не айс, поменять не вариант, железобетонно). Их сейчас можно найти по адресу @vcnews.
Проблема коснулась и других компаний. Например, руководитель проекта The Question Тоня Самсонова рассказала мне, что тоже столкнулась с каналом-клоном весной. Тогда The Question только решил выходить в Telegram, но обнаружилось, что уже долгое время там находится неофициальный канал, который копирует их логотип и название, и который за месяцы набрал под 8 тысяч подписчиков.
В этой ситуации было два варианта — добиться удаления канала (тогда TheQuestion получает канал без подписчиков со своим названием) или договориться о передаче канала (тогда TheQuestion получает канал и 8 тысяч подписчиков, которых привлёк админ). Руководитель TheQuestion cказала, что оба варианта её устраивают, и она оценивает стоимость 8 тысяч подписчиков в 50 тысяч рублей. У админа не было вариантов не согласиться, потому что в альтернативном случае он теряет и канал и подписчиков, то есть не получает ничего. Самсонова в итоге купила канал и считает, что это было хорошим вложением денег.
Аналогичную борьбу с фейком вёл и руководитель издания о науке N+1 Андрей Коняев. Несколько месяцев назад он обнаружил, что админы из той же сетки, что и наш фейк, заняли в Telegram адрес @nplus1 — то есть адрес домена издания (nplus1.ru). Коняеву удалось через поддержку Telegram получить адрес @nplusone, он не слишком переживает по поводу фейка — всё-таки официальный канал издания гораздо популярнее — но клон всё равно выводится по запросу [nplus1] первым, и никто его не блокировал.
По наводке Коняева о существовании сетки фейков узнал и главред «Медузы» Иван Колпаков.
И это только то, что я знаю/слышал на своём уровне — кто знает, сколько всего есть клонов и с какими проблемами сталкиваются другие администраторы. Если знаете, напишите мне: @niketas в Telegram или [email protected].
Кажется, поддержке Telegram пора что-то делать — как минимум начать выдачу значков верификации.
#telegram #медиа #соцсети