Технологии
Сергей Звезда

Как работает предприятие Роскомнадзора, занятое цензурой в интернете

Главное из расследования «Медузы» о системе и сотрудниках, которые ищут запрещённые материалы.

Здание «Радиочастотного центра»

Подотчётное Роскомнадзору предприятие «Главный радиочастотный центр» следит за противоправным контентом в СМИ. Сотрудники ФГУП «ГРЧЦ» мониторят издания на предмет экстремизма, оправдания терроризма, пропаганды порнографии, инструкций о самодельной взрывчатке и других запрещённых законом материалов.

Радиочастотный центр тесно связан с уголовным делом Роскомнадзора о мошенничестве. Хотя СК до сих пор не объявил, в чём именно подозреваются пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский и два других чиновника, СМИ называли версию о выводе денег через предприятие. В центре также проводились обыски.

8 декабря «Медуза» выпустила расследование о Роскомнадзоре. TJ выбрал главное, что стало известно о том, как устроена работа сотрудников центра.

Как центр выявляет подозрительные тексты

«Симона»

Первая часть автоматизированной «системы мониторинга нарушений» сокращённо называется «Симона». Она также следит за комментариями к материалам. Настройки «Симоны» можно менять, чтобы найти какой-то конкретный случай или, наоборот, расширить охват.

«Симона» просматривает сайты по списку Роскомнадзора по каталогу ключевых слов и словоформ, где есть в том числе запрещённые Минюстом организации. Операторы видят все материалы с их упоминанием, но статьи без приписки о том, что организация запрещена в России, помечаются отдельным цветом. В целом такая система — это «бесконечный поток текста» с разными цветами.

За «гибкостью» следят лингвисты, которые пополняют словари. Объявления о вакансиях есть в открытом доступе – нужно не бояться работать «с табуированной лексикой и 18+ контентом».

«Сирена» и «Ревизор»

Система регистрации нарушений («Сирена») — это база данных, куда поступают данные о нарушениях из «Симоны». Сведения получает инспектор Роскомнадзора, на решение ему даются сутки. «Ревизор» следит за тем, чтобы интернет-провайдеры блокировали сайты.

Роскомнадзор иногда нанимает экспертов, чтобы подтвердить нарушение закона. Ведомство пока что заказывало все экспертизы у частной организации «Содэкс» при Московской юридической академии. Конкурентов у выбранных экспертов не было.

Проблемы Роскомнадзора при поиске запрещённых материалов

Без «Симоны» ведомство в основном работало вручную или по обращениям граждан. С этой системой количество выявленных нарушений возросло: если в 2015 было всего две тысячи, то в 2016 — больше 25 тысяч. Тем не менее, согласно расследованию, у сотрудников к работе есть немало претензий.

  • «Симона» не разделяет нарушения по их тяжести или другим критериям. Для неё нет разницы между «наркотики можно купить по такому-то адресу» и «употребляйте наркотики»;
  • В словарях нет многих слов. Например, в категории наркотиков отсутствуют «миксы» и «спайсы»;
  • Cистема Роскомнадзора не анализирует видео и картинки, только текст. Видео и картинки мониторят вручную.

Показательна история с изданием Republic, оштрафованным на 5 тысяч рублей за видео с баттлом Оксимирона и Гнойного. Сотрудники Роскомнадзора изучили только пять минут видео и, зафиксировав два нецензурных выражения, остановили просмотр.

  • В работе системы происходят перебои, когда в СМИ главенствуют материалы по одной теме (к примеру, о самоубийстве известной персоны) или в базу добавляют крупное СМИ с архивом;
  • Иногда даже эксперты не могут доказать выявленное нарушение. Например, #сказочноебали (хэштег обсуждали по телевидению) не запрещено: по словам бывшего сотрудника центра, все неологизмы, где мат образуется на стыках флексий (последней части слова, изменяющейся при склонении и спряжении) не считаются нарушением;
  • Сотрудники Роскомнадзора не делают свою систему полностью самостоятельной, поскольку под «мониторщиков выделяется бюджет». По словам бывшего сотрудника центра, «с умной системой их пришлось бы уволить»;
  • Работа мониторщика (по разным оценкам, их от 200 до 400 по всей стране) психологически тяжёлая, но работодатель это не учитывает. Такие сотрудники разделены по специализации: кто-то целыми днями читает про наркотики, кто-то ищет экстремизм, кто-то выявляет мат.
  • Есть большая текучка. Многие разработчики, по данным «Медузы», уходят из центра в «Яндекс».

#блокировки #роскомнадзор