Технологии
Сергей Звезда

Почему новый сбой в GPS «отправил» москвичей в Атлантический океан

Клиенты такси-сервисов получили счета на 200-450 тысяч рублей, скорее всего, из-за «глушилок» возле Кремля.

Судно возле берега Гвинейского залива, в который «отправляло» москвичей

9 января vc.ru обратило внимание на очередной сбой навигации, из-за которого жителей Москвы «отправляло» в район Гвинейского залива Атлантического океана. Помехи в работе GPS, вероятнее всего, были вызваны искажением сигнала возле Кремля.

Ошибка навигации возникла в картах «Яндекса» (в том числе — в «Яндекс.Навигаторе»), Google и Apple, а также в собственных картах такси-сервисов и каршерингов. Из-за проблемы пользователей в центре Москвы перемещало в точку 0°0′0″ северной широты и 0°0′0″ восточной долготы.

Основная масса жалоб появилась 6 января. Некоторые пользователи «Яндекс.Такси» и других такси-сервисов заявляли, что им ошибочно выставляли счета более чем на 200 тысяч рублей за поездки из центра Москвы в аэропорт Шереметьево. В некоторых случаях стоимость поездки составляла почти 460 тысяч рублей.

Скриншот Oli Lishina

* * *

Uber

По данным Uber, проблема с навигацией в Москве наблюдалась только 6 января 2018 года. В компании рассказали TJ, что в тот день получили лишь несколько единичных обращений, связанных с «перемещением в океан».

В Uber утверждают, что у их клиентов не снялись деньги за ошибку в GPS. Это объясняют так: в системе сервиса есть механизмы, которые предотвращают списание больших сумм (как в случае с неправильными координатами) за поездки по безналичному расчёту.

«Яндекс.Такси»

Жалобы на сбой навигации в Москве поступали с 6 до 9 января включительно, подтвердили TJ в «Яндекс.Такси». Представители компании сообщили, что из-за проблемы возникли лишь несколько единичных случаев со стоимостью поездок, завышенной в несколько раз. Сервис разбирается с ними вручную, пересчитывая неправильно выставленные счета.

В «Яндекс.Такси» признали, что помехи GPS повторяют предыдущие случаи с искажением сигнала в районе Красной площади и аэропортов: «Это такой же сбой, как и множество предыдущих». Но на этот раз в «Яндексе» сочли, что проблема масштабнее «чем Кремль и Внуково», однако подробностей не уточнили.

BelkaCar

Cервис каршеринга BelkaCar ещё 6 января предупредил клиентов о «нестабильном GPS-cигнале» в центральных районах Москвы. Правда, компания предполагала, что навигатор способен отправить автомобиль куда-нибудь в Румынию, а не в Атлантический океан.

В разговоре с TJ представители BelkaCar подтвердили, что получили «много жалоб» на некорректные выставления счетов и снятия денег. Компания уже начала делать пересчёты и возвращать пользователям средства. В BelkaCar также назвали возможную причину сбоя.

Причина сбоя — работа силовых органов, [которые] постоянно глушат [сигнал], например, около Кремля. Иногда они начинают глушить радиус около Белого дома, но в этот раз, видимо, был взят более расширенный [радиус]. Для работы сервиса нам нужны сигналы со спутников, а другие опции нам не подходят.

Представители BelkaCar

Сервис «Максим»

В сервисе заказа такси «Максим» заявили, что не получали жалоб от водителей и пассажиров, а сбой не повлиял на работу. В комментарии TJ представители компании назвали проблему «в целом надуманной» для такси-сервисов.

Сбои в работе GPS приносят неудобства тем, кто пользуется навигацией. В такси проблема не так актуальна и в целом надуманна. GPS может некорректно определяться в зданиях, подземных переходах, но это частные случаи. Пользователь всегда может вручную отредактировать адрес, если он неправильно определен по местоположению.

такси «Максим»

Опрошенные сервисы посоветовали клиентам, которые столкнулись с некорректным расчётом стоимости поездок, обращаться в службы поддержки.

* * *

Причины нового сбоя GPS достоверно неизвестны, власти пока не комментировали проблему. В последний раз «телепортация» наблюдалась в декабре 2017 года — тогда местоположение москвичей вместо центра Москвы определялось в аэропорту Шереметьево. Аналогичные ситуации, при которых пользователи «находили» себя в аэропортах, происходили осенью 2016 года в Москве и Петербурге.

К декабрю 2016 года в «Яндексе» научились бороться с резким изменением координат, отслеживая местоположение и автоматически возвращая пользователя в исходную точку на карте. По одной из версий, в Кремле установлено устройство, «задача которого — иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских».

Источники «Ведомостей» предполагали, что задействована система радиоэлектронной борьбы, которую разработали при участии Минобороны — она должна была защитить некие важные объекты. Федеральная служба охраны, которая также могла участвовать в разработке устройства, не комментировала ситуацию.

#разборы #карты #яндекс #uber