Технологии
Александр Фаст

«Ъ»: ФАС ужесточит наказание за использование алгоритмов в онлайн-магазинах

При этом компании не смогут просто ограничить работу технологий в России.

Федеральная антимонопольная служба разработала проект закона, который позволит регулировать конкуренцию «в условиях цифровизации» рынка. Документ, оказавшийся в распоряжении «Коммерсанта», ужесточает требования за использование технологий сбора и обработки информации.

Двумя главными понятиями, которые вводит проект нового закона, являются «сетевой эффект» и «ценовой алгоритм».

  • Сетевой эффект — получение экономических преимуществ от количества пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных.
  • Ценовой алгоритм — программное обеспечение для мониторинга, расчета, установления и контроля цен на товары либо для совершения действий при участии в торгах.

ФАС предлагает ужесточить ответственность представителей онлайн-ритейла за подобные технологии. В то же время, компании не смогут ограничивать их использование на территории России — кроме как «на условиях, определённых антимонопольным органом».

Согласно документу, «сетевой эффект» может стать основанием для признания доминирующего положения компании на рынке, даже если она занимает меньше его трети. «Ценовой алгоритм», в свою очередь, может стать отягчающим обстоятельством при злоупотреблении этим положением.

По мнению российского омбудсмена в сфере интеллектуальной собственности Анатолия Семёнова, главными целями предложенных поправок являются «экстерриториальные платформы-монополисты» — Apple, Google, Microsoft, Uber и Alibaba (владеет интернет-площадкой AliExpress).

#технологии #деньги #политика