«Яндекс» запустил каршеринг «Драйв» с собственной бортовой системой «Яндекс.Авто»
В отличие от других сервисов, у «Драйва» динамическая цена — напоминает такси.
Промо-фотография «Драйва» от «Яндекса»
Утром 21 февраля в Москве начал работу сервис каршеринга «Яндекс.Драйв», сообщили TJ представители компании. На старте будет доступно всего 750 машин Kia Rio (седан), Kia Rio X-Line (кросс-хэтчбек) и Renault Kaptur (кроссовер) — эти машины приобретены «Яндексом» в лизинг.
В компании не считают, что парк в 750 машин — небольшой, и ожидают, что будут расширять его в будущем. Для сравнения: другие популярные московские каршеринги имеют общий парк в более чем 3 тысячи машин, самый крупный парк — у «Делимобиля» (порядка 1500 машин). Kia Rio и Renault Kaptur представлены во многих сервисах , X-Line доступен в BelkaCar.
Основных отличий от других каршерингов у «Яндекс.Драйва» три. Первое — встроенная мультимедийная система «Яндекс.Авто»: помимо навигации, она умеет проигрывать музыку, отображать погоду и другую информацию, но ходом аренды система пока управлять не умеет.
Второе отличие — это динамическое ценообразование. В компании говорят, что минимальная стоимость минуты поездки в «Яндекс.Драйве» составит 5 рублей, но цена может повышаться в зависимости от разных факторов: например, времени суток и спроса на машины. Марка машины на стоимость не влияет.
Приложение только что запустилось и пока ещё неясно, насколько цена может быть выше минимальной — но метод ценообразования очень напоминает то, как «Яндекс» формирует стоимость поездок на такси.
[Цены] рассчитываются с помощью алгоритма, который учитывает дорожную ситуацию и спрос на машины. Например, утром аренда будет дешевле, чтобы компенсировать более долгую дорогу.
В динамическом тарифе цена за минуту назначается в момент аренды и сохраняется до её окончания. Однако в «Драйве» в «ближайшие дни» в тестовом виде (не для всех пользователей) появится и фиксированный тариф, где стоимость поездки целиком просчитывается заранее — для этого нужно указать конечный пункт поездки.
В компании считают, что такой тариф поможет экономнее использовать сервис.
Мы сможем эффективнее управлять автопарком, а значит и снизить цены. Например, если мы знаем, что пользователь берёт автомобиль и двигается в зону с повышенным спросом, то система снизит стоимость поездки. Кроме того, позже это позволит формировать так называемые «цепочки заказов» — зная точку в которой окажется автомобиль, мы сможем заранее предложить его другому пользователю. Это также поможет нам сокращать время простоя и положительно скажется на ценах. Если же спрос окажется высоким, мы предупредим об этом пользователя, и он сможет выбрать: поехать прямо сейчас или дождаться снижения цены.
Система из двух таких тарифов отличается от того, как работают другие каршеринги — обычно у них фиксированная цена за минуту аренды, которая может меняться в зависимости от марки автомобиля. Например, в Belkacar аренда машины Kia Rio стоит 8 рублей в минуту, а Mercedes-Benz CLA — 16 рублей в минуту. 5 рублей в минуту — столько берут самые дешёвые каршеринги, например, «Карусель», парк машин которой состоит из автомобилей «Лада Гранта».
Третье отличие — это расцветка автомобилей. Согласно приказу Дептранса Москвы от 2015 года, сдаваемые в аренду через сервисы каршеринга машины должны иметь типовое оформление (логотипы компании и «Московского каршеринга», оранжевые полосы на определённых частях кузова), а основной тон кузова может быть любым. Однако все популярные московские каршеринги используют тёмные основные тона — например, тёмно-синий или тёмно-серый: вероятно, причина в том, что машины каршерингов быстро пачкаются и редко моются.
Машины «Яндекс.Драйва» будут белыми. Один из читателей TJ поделился фотографией автомобиля, сделанной в период внутренного тестирования сервиса компанией.
Фото читателя TJ Дениса Наставшева
#технологии #яндекс #автомобили #каршеринг