Технологии
Evgeny Feldman

Мы дали Galaxy S9 профессиональному фотографу, и вот что из этого вышло

Привыкший снимать на профессиональное оборудование Евгений Фельдман придирчиво оценивает камеру нового флагмана Samsung.

Евгений Фельдман в Омске на митинге Навального, 17 сентября 2017 года. Фото Дмитрия Грунина

Я — профессиональный документальный фотограф, фрилансер. Два объектива и профессиональная камера — минимальный набор, который я обычно беру на съёмки — весит около трёх с половиной килограмм. Плюс провода и ноутбук.

Одно время я пытался снимать беззеркалкой Fuji — у них есть свои плюсы, такие как компактность и незаметность, но есть и минусы. Один из них, к сожалению, — нестабильность качества изображения. При одних видах дневного света они снимают блестяще, а при других картинка выходит как будто плоской и скучной. Но главный минус компактных камер — их ненадёжность в сумерках и ночью.

Понятно, что маленькие матрицы — и, соответственно, маленькие пиксели — плохо справляются с низкой освещённостью и необходимостью работать в режиме высокой светочувствительности. Кроме того, такие камеры плохо справляются с контрастными сценами — например, снятыми против солнца или с чередованием освещённых и тёмных участков.

При этом компактные камеры неизбежно уступают смартфонным — те ненамного хуже по качеству изображения, но ещё меньше, ещё незаметней и всегда находятся под рукой.

Камеры в нынешних айфонах (у меня седьмой) действительно справляются с журналистской работой в некоторых условиях. Такие кадры выходили у меня и в Mashable, и на странице крупной шведской газеты, я печатал их на принтах, а панораму — ещё и шириной в четыре полосы — в своём последнем альбоме.

Чем интересен Samsung Galaxy S9? У него сменяемая диафрагма — f/1,5 и f/2,4 (подробнее об этом Никита Лихачёв писал в своей заметке о камере смартфона). Обращает на себя внимание и первое число: хорошая светосильность означает два преимущества. Во-первых, возможность снимать с тем же качеством при худшем освещении: при той же экспопаре можно снизить число ISO, а значит шумность кадра. Во-вторых, открытая широкая диафрагма должна позволять создавать кадры с меньшей глубиной резкости, красивым боке, разделением планов и мягким размытием фона. А возможность сузить диафрагму означает, что камера может справляться с контрастными сценами.

Вот две галереи с фотографиями, которые я сделал за три дня теста. В первой мы публикуем фотографии вообще нетронутыми, во вторую вошли кадры, которые я немного обрезал.

Контрастная сцена в одном из московских коворкингов. Это один из первых моих кадров на S9, смотрел я на две штуки — во-первых, сможет ли он достаточно точно попасть в лицо сидящего человека, и во-вторых, насколько аккуратно и удачно камера сбалансирует теневые и светлые участки. В принципе, справилась она неплохо, хотя я рассчитывал на меньшую глубину резкости

В Нескучном саду я хотел поснимать контрастные ритмичные сцены с пересветом — деревья на снегу. Но тут прилетели голуби, и мне удалось проверить, насколько хорошо камера справится с хаотичным движением. Пожалуй, это самое потрясающее её достоинство — с близко летящими голубями она справлялась идеально, не только попадая фокусом в них самих, сколько каким-то образом фокусируясь именно на их глазах. И это в полете и с широким вариантом диафрагмы

Здесь я скорее снимал интересную парадоксальную уличную сцену — длинный рулон плёнки в руках везущего её на велосипеде рабочего напомнил про рыцарские турниры. Бежал я за ним метров двести, снимал не глядя, кадр технически вполне получился

Главред «Медиазоны» Сергей Смирнов в редакции. Здесь я пробовал и глубину резкости, и передачу камерой тонов в пересвеченной и недосвеченной частях кадра. С одной стороны, с фоном камера справилась — он достаточно контрастный и чистый. Детализация картинки на лице, правда, не супер. Кроме того, и динамический диапазон у картинки получился маленьким — при любой обработке лицо Сергея тут же покрывалось шумом

В последний из трех вечеров я тестировал длинную выдержку в ручном режиме. А для этого нет объекта лучше карусели. Съёмка с проводкой, когда камера на длинной выдержке следует за каким-то объектом (так часто снимают гонки или спорт), на телефоны всегда снимать было удобно — помогает большой экран и фокус через касание нужной области

Один из больших минусов телефонных камер относительно профессиональных — время между нажатием спуска и собственно фотографированием. Парадоксально, но механический затвор профессиональной камеры справляется с этим лучше — и вообще, для их производителей это важный параметр. Мне показалось, что в этом плане S9 проигрывает моему седьмому айфону, а камере — так намного. Это становится проблемой, когда пытаешься снять шаг в правильной фазе

Портрет моей жены. Здесь интересно посмотреть на размытие фона (его степень видна по фигуре человека на дороге) и на то, как камера справляется с ночным освещением (приемлемо, но резкость кадра стремительно падает)

С этой сценой камера справилась лучше, чем я ожидал — в глубоких сумерках видны детали в тёмных частях кадра, да и фонари не оказались «выбитыми»

С этой сценой камера справилась с трудом. В ручном режиме почему-то так и не удалось подобрать такие настройки, при которых освещенная часть стены была бы не выбита. В авторежиме получилось более-менее, хотя камере пришлось слишком затемнить сумеречное небо, и даже при обработке вернуть его густо-синий цвет не удавалось (но здесь из обработки — только кадрирование)

С ярко-жёлтыми огоньками на Никольской S9 (как и айфон) тоже совсем не справился, цвет теряется начисто. Зато с чертами лиц людей, изображающих там Сталина и стрельцов, смартфон справился достойно, несмотря на сложный свет

Камера неплохо справилась с контрастной сценой, хотя из-за неудобства управления я не успел увеличить выдержку и перехватить яркую часть кадра. Поправил при обработке — единственный кадр в обеих галереях, где поправлено не только кадрирование.

На практике камера в Galaxy S9 оставила смешанное впечатление. Сама по себе она действительно неплоха. Не замена профессиональной, конечно, но обеспечивает достойное качество в сумерках, в ней хороший автофокус и неплохое техническое качество изображения.

В сравнении с моим айфоном она просто потрясающе снимает в тени и в сумерках — и с точки зрения чистоты картинки, и в плане передачи цветов. Более того, и динамический диапазон при обработке у изображений очень широкий — пара ступеней экспозиции точно. А значит, при постобработке возможна и работа с тенями, пересветом и резкостью.

Качество «картинки» наверняка связано не только с оптикой, но и с программными решениями. И тем удивительней, что эргономика у камеры просто чудовищна. Например, засыпая, Galaxy S9 «забывает», что у тебя был включён режим ручного управления камерой. Засыпает он при этом куда быстрее айфона. Держать его горизонтально неудобно, листалка режимов камеры идёт прямо по верхней кромке экрана. Настройки в ручном режиме выводятся мелко и сбоку поверх кадра, а диафрагма и выдержка переключаются по-разному. Кроме того, камера реагирует на нажатие с некоторой миллисекундной задержкой — для профессиональных камер это один из важнейших параметров. Смартфоны находятся в другой лиге, но S9 по субъективным ощущениям, по этому параметру уступает даже моему седьмому айфону.

Есть ощущение, что инженеры Samsung несколько бездумно напихали в камеру всё содержимое длинного списка «Этого хотят фотографы», не подумав о сочетании и реализации этих функций.

В режиме автофокуса на экране перемигиваются точки, по которым сейчас решил фокусировался процессор — как во «взрослых» камерах, вот только там это происходит в видоискателе или по неглубокому нажатию спуска. Широкая диафрагма, казалось бы, в первую очередь хорошо подходит для портретной съемки — но фокусное расстояние такое широкое, что черты лица искажаются, и на портретах люди выходят не очень красивыми.

Фотографов часто спрашивают, важно ли им, чем снимать. Классический ответ звучит так: «Нет, важнее кто снимает и что». Мне это всегда казалось неправильным по простой причине: хорошая камера позволяет фотографу меньше думать о том, получится ли кадр технически, и больше — о его содержании, эстетике и прочих творческих характеристиках.

Камера в новом Galaxy S9 одновременно достаточно надёжна с точки зрения качества и вынимает всю душу из фотографа с точки зрения инстинктивности и эргономики.

#технологии #фото #смартфоны #samsung