Технологии
Сергей Звезда

«ТамТам» подготовился к блокировке Telegram. Осталось узнать — стоило ли это того

Мессенджер Mail.Ru Group напомнил о себе на фоне ограничения доступа к сервису Дурова.

После судебного решения о блокировке Telegram в информационном поле всё чаще начали вспоминать про мессенджер «ТамТам» от Mail.Ru Group, запущенный в октябре 2017 года. Редактор TJ делится наблюдениями о реакции сервиса на скандал с компанией Павла Дурова и возможном оттоке пользователей.

В русскоязычных Telegram-каналах произошёл бум постов про «ТамТам»

Угроза блокировки Telegram перешла на новый уровень после 20 марта. Тогда Верховный суд признал законным требованием ФСБ предоставить ключи шифрования Telegram, а Роскомнадзор поставил мессенджеру ультиматум в 15 дней.

По наблюдению TJ, с конца марта в популярных Telegram-каналах стали в несколько раз чаще появляться посты с упоминанием «ТамТама», чем это было ранее. Представленные в Telegram СМИ либо рассказывали о способах обхода блокировок, либо о своих страницах в других мессенджерах и соцсетях — например, в «ТамТаме», Viber или «ВКонтакте».

Угроза блокировки Telegram вызвала реакцию не только от СМИ, но и от многих других каналов. Пост «Беспощадного пиарщика» о сервисе для создании копии Telegram-канала для «ТамТама» и переноса последних 100 публикаций активно разошёлся по каналам других авторов. Многие авторы вроде «Книжного лиса» и «Паши и его прокрастинации» на фоне грядущей блокировки призвали подписываться на их же каналы в «ТамТаме».

Многие такие посты оставляли впечатление рекламных (проплаченных), хоть и не содержали соответствующей отметки. Была и открытая реклама: блогер Илья Варламов разместил подборку каналов в «ТамТам» с пометкой «текстприслан».

Пока рано говорить о том, оказалась ли эта реклама эффективной, но в этой ситуации была показательной реакция читателей Telegram. На фоне грядущей блокировки СМИ спросили читателей, готовы ли они перейти в другой мессенджер. Социологи вряд ли назвали бы идеальным объём выборки для опросов, но, согласно результатам, большинство не хочет уходить из сервиса.

  • Опрос TJ, поучаствовали 3732 человека: В «ТамТам» готовы перейти 18 человек (около 0% с погрешностями);
  • Опрос Mash, 36330 человек: «ТамТам» не выделен в отдельный вариант, но за вариант «мессенджеры: Viber и остальные» проголосовали около тысячи человек (4%);
  • Первый опрос «Известий» 6 апреля, 449 человек: редакция не рассматривала «ТамТам» и отказ от перехода как варианты, большинство перешли бы в WhatsApp или Viber. Второй опрос «Известий» 13 апреля, 57 человек: на «ТамТам» перешли бы шесть человек (10%).

«ТамТам» решил переманить деловую аудиторию из Telegram

По данным Mediascope, Telegram стал третьим по популярности месседжером в России с 10 миллионами пользователей, которые заходят в сервис хотя бы раз за месяц. Лидеры — WhatsApp (24,9) и Viber (20,8).

В октябре 2017 года Дуров приводил похожие данные: по его словам, около 10 миллионов пользователей Telegram находятся в России. По состоянию на конец марта месячная аудитория сервиса составила 200 миллионов человек по всему миру.

В день суда о блокировке Telegram холдинг Mail.Ru Group выкупил по полосе в номерах «Коммерсанта», «Ведомостей» и «Делового Петербурга» и разместил огромную рекламу «ТамТама». В медиасреде эти издания считаются главными деловыми газетами.

И «Коммерсантъ», и «Ведомости» завели каналы в «ТамТаме» только 13 апреля

«ТамТам» утверждает о всплеске новых пользователей, но надолго ли они задержатся

«ТамТам», созданный на основе «ОК сообщений», с момента основания ни разу не раскрывал количество активных пользователей. При этом, как сообщили TJ в Mail.Ru Group, за последнюю неделю среднее число дневных регистраций выросло в два раза. Особый «всплеск» с ростом в 10 раз зафиксировали в день судебного решения о блокировке Telegram.

Сегодня мы увидели новый большой всплеск: за несколько часов число новых регистраций в «ТамТам» выросло в 10 раз, из сервисов больше всего популярностью пользуются видеозвонки и передача файлов. Активно себя ведут авторы каналов: только за последние два дня их создали более 40 тысяч.

пресс-служба Mail.Ru Group

Неизвестно, о каком именно числе пользователей идёт речь, но попытки опробовать «ТамТам» действительно заметны. Некоторые СМИ, мобильные операторы и прочие авторы уже начали дублировать информацию в пока малочисленные каналы в сервисе от Mail.Ru Group, но пока движение не выглядит массовым.

Из той же рекламы в деловых газетах видно, что «ТамТам» продвигают как мессенджер, ни в чём не уступающий Telegram: закрытые и публичные каналы на все темы, наборы стикеров, голосовые и видеозвонки, веб-версия. Некоторые известные каналы — одно из главных преимуществ Telegram — уже есть в «ТамТам», правда, многие из них уступают в популярности: например, «Интересные статьи»: 37 тысяч против 1 тысячи подписчиков. Разве что вместо «чатов» тут «сообщения», да и нет самоуничтожающихся переписок.

* * *

Переход из Telegram в «ТамТам» в любом случае будет болезненным. Во-первых, нельзя заставить сразу всех пользователей в один миг поменять привычный и удобный для них мессенджер, который часто использовался для работы. Соответственно, не следует надеяться, что все друзья из Telegram автоматически придут в «ТамТам».

Во-вторых, многие пользователи Telegram, очевидно, оставались в нём из-за мер безопасности. Наверняка, многие не готовы перейти в мессенджер, интегрированный с «Одноклассниками». В «ТамТам» можно зарегистрироваться лишь по номеру телефона, но в случае, если он уже привязан к какому-то аккаунту в ОК, пользователю предложат подключить уже существующий профиль. При регистрации в мессенджере автоматически происходит регистрация в «Одноклассниках».

К моменту написания заметки «ТамТам» занимает 31 место в разделе «социальные сети» топа российского App Store. Для сравнения: выше него оказались WeChat (30), ICQ (24), Facebook Messenger (11), Facebook (7), «Одноклассники» (6), Viber (4), «ВКонтакте» (3), WhatsApp (2). Лидером среди всех бесплатных приложений стал Telegram, «ТамТама» нет в числе первых 200 приложений.

#мнения #блокировки #мессенджеры #telegram