Технологии
Роман Персианинов

Братство блокирующих: зачем группа энтузиастов создаёт приложение для тотальной борьбы с рекламой в интернете

В попытке победить «слежку» за пользователями через объявления авторы Pi-hole и их 140-тысячная аудитория ушли в рекламный детокс.

Фото и обработка Скотта Гелбера, Bloomberg

Одна из главных проблем цифровой индустрии рекламы, капитализация которой превысила 200 миллиардов долларов, стали программы по блокировке рекламы типа AdBlock. Пользователи устанавливают эти приложения в браузер, когда устают от постоянно всплывающих баннеров или таргетированных постов на сайтах. При желании пользователь может отключить AdBlock на конкретных ресурсах или же включать его только на телефоне, а не на всех устройствах, чтобы дать возможность любимым сайтам показать ему рекламу и заработать на этом.

Марк Дробнак (Mark Drobnak) и его команда энтузиастов мыслит совершенно в другую сторону, далёкую от лояльного отношения к рекламе. Они разрабатывают так называемую «чёрную дыру для рекламщиков» — программу Pi-hole, которая одновременно убирает рекламу почти со всех устройств и крупнейших сайтов. Пока для использования технологии приходится прикладывать технические усилия, но команда Дробнака намерена вовлечь в свой крестовый поход против рекламы как можно больше людей. Историю приложения рассказало издание Bloomberg.

Суть изобретения

Pi-hole — это бесплатное приложение с открытым исходным кодом, созданное для работы на базовом компьютере Raspberry Pi, который помещается в ладонь и стоит около 4000 рублей. Впрочем, сейчас разработку можно спокойно установить на Linux. В отличие от стандартных программ по блокировке рекламы, которые нужно заново устанавливать на каждое устройство, Pi-hole сразу работает на всех девайсах и блокирует рекламу во всей интернет-структуре (а не только в браузере), в том числе в большинстве приложений.

С помощью Pi-hole можно играть в браузерные игры по типу Bejeweled без рекламы между матчами и избегать баннеров во время просмотра телевизора с интернет-подключением. Если к пользователю придут гости и подключатся к Wi-Fi, то приложение заблокирует рекламу и на их устройствах. Есть только два исключения — YouTube и Hulu. Сервис также не может заблокировать рекламу в Фейсбуке, но может лишить соцсеть возможности просматривать историю ваших поисков и выдавать объявления на её основе.

«Реклама раздражает. Pi-hole даёт возможность контролировать этот процесс», — объясняет один из авторов приложения Марк Дробнак. По данным исследовательской компании Pagefair за 2017 год, в США около 18% пользователей интернета используют расширения для блокировки рекламы. В других странах этот показатель отличается: 29% для Германии, 39% для Греции, 13% для Китая и 6% для России.

Типичные оболочки компьютеров Raspberry Pi. Фото Bloomberg

Цель Pi-hole не только в том, чтобы избавить пользователей от надоедливых рекламных объявлений, на размещение которых ежегодно тратят миллионы долларов. Порой реклама сильно влияет на производительность или занимает много оперативной памяти, а баннеры становятся перевалочным пунктом вирусов для проникновения на девайс. Иными словами, Pi-hole это ещё и средство для защиты приватности и безопасности, полагают авторы.

На фоне скандала с Cambridge Analytica в западных странах усиливается негативное отношение к соцсетям и приложениям, которые собирают информацию о пользователях и продают её рекламодателям для более точных объявлений. К примеру, если искать в поисковиках сайты по продаже смартфонов, то вскоре человек будет постоянно натыкаться на рекламные объявления по этой теме.

В отличие от браузеров, автоматически блокирующих рекламу (Brave, около двух миллионов пользователей), или браузерных расширений (Adblock Plus, примерно 105 миллионов пользователей), Pi-hole используют лишь 140 тысяч человек. В основном это связано с тем, что приложение работает лишь на Raspberry Pi и Linux, а также требует от пользователя технической сноровки. Несмотря на это, вокруг разработки сформировалось большое сообщество энтузиастов.

Общая цель — борьбы с рекламной индустрией

На сабреддите Pi-hole числится больше 22 тысяч подписчиков — многие из них активно помогают в разработке программы, говорит Дробнак, уделяющий приложению 20 часов в неделю. Ядро помощников изобретателя сходится на мысли, что их объединяет борьба со слежкой и рассеянностью — эти два явления в интернете породила именно рекламная индустрия, полагают энтузиасты. «За этим [разработкой Pi-hole] стоит большое сообщество мастеров, которые постоянно копаются в деталях», — говорит Дробнак.

Цифровая рекламная индустрия — это довольно молодое явление. В 2011 году целенаправленной работой с рекламными объявлениями занималось около 100 компаний — теперь эта цифра увеличилась до двух тысяч. Большая часть из них пользуется автоматической системой от Google и Microsoft, обещающей показывать пользователю рекламу, наиболее подходящую их интересам.

Это работает следующим образом: при загрузке сайта он отправляет серию уведомлений специальным доменам, которые предлагают рекламодателям возможность показать объявления пользователю, зашедшему на страницу. Вместе с уведомлением пересылаются куки, которые содержат различные данные о человеке вроде местонахождения, пола, возраста и предполагаемых предпочтений на основе поисковых запросов. Информация даёт рекламодателю понимание, насколько выгодно потратить деньги на размещение объявления в том или ином месте. Весь процесс занимает меньше секунды.

Один из создателей Pi-hole Джейкоб Сальмела. Фото Bloomberg

Подобная передача куки пользователя рекламодателям — это нормальная практика многих лет, однако авторы Pi-hole выступают против неё. Если пользователь включит приложение, то при запросе информации о человеке оно передаст сайту не куки, а пустую страницу.

Как и Дробнак, главные разработчики Pi-hole уделяют на его развитие по 10 или 15 часов в неделю, работая из различных стран. В благодарность за это им жертвуют до 2000 долларов в месяц, а другая часть прибыли идёт с продажи тематической одежды с символикой Pi-hole.

По словам со-автора приложения Джейкоба Сальмелы (Jacob Salmela), он планирует запустить кампанию по сбору 100 тысяч долларов на работу сервиса, хотя в идеале для его развития и зарплат разработчикам требуется 160-180 тысяч долларов в год.

С момента создания сервиса в 2015 году авторы поддерживают его работу за счёт личных средств и небольших пожертвований — Сальмала утверждает, что они не потратили ни цента на рекламу Pi-hole. Иными словами, пока медийный рост проекту обеспечивает только популярность в интернете, а конкретно на Reddit.

Ответный удар

Пока рекламная индустрия не применила никаких мер против Pi-hole — вероятно, это связано с низкой популярностью сервиса и относительно высоким порогом входа для использования. В случае увеличения числа пользователей приложения это может измениться — около 30% из 10 тысяч ведущих сайтов в интернете используют программы для «подавления» сервисов вроде Adblock в браузерах.

Перспектива увеличения популярности программ по борьбе с рекламой в интернете стала вероятней на фоне новостей о том, что Фейсбук тайно продавал данные пользователей компании Cambridge Analytica. В апреле 2018 года сенаторы-демократы Ричард Блюменталь из Коннектикута и Эд Марки из Массачусетса представили законопроект, который в случае принятия обяжет сайты выдавать таргетированные объявления только с прямого согласия пользователя.

Нет ничего плохого в том, чтобы предлагать людям вещи, которые могут их заинтересовать, полагает команда Pi-hole. Однако энтузиасты считают, что индустрии нужно переосмыслить себя, по-новому взглянув на нативную рекламу и рекомендацию тех продуктов и услуг, которые действительно заинтересуют пользователя. А усиливающееся наблюдение за деятельностью человека в интернете ради выгоды рекламодателям нужно остановить, заключают создатели приложения.

Опыт использования Pi-hole

Журналистке Bloomberg Эдрианн Джеффрис (Adrianne Jeffries) потребовалось около часа для запуска Pi-hole с помощью друга, который делал это раньше. Причём большая часть времени ушла на настройку Raspberry Pi — даже последние версии компьютера продаются без защитного корпуса, операционной системы или встроенных приложений. По сути — это зелёная плата с деталями и портами, торчащими из неё.

После подключения монитора и клавиатуры к компьютеру нужно установить операционную систему, провести интернет, скачать Pi-hole с официального сайта и указать DNS-сервер для соединения. На случай вопросов можно обратиться в сабреддит программы, где помогут решить проблему.

Как пишет репортёр Bloomberg, за три недели использования Pi-hole заблокировал больше 39 тысяч запросов, связанных с рекламными объявлениями или сбором личных данных пользователя. Это далеко не рекорд — часто энтузиасты делятся статистикой по блокировкам, число которых достигает 230 тысяч запросов в месяц.

Выключите Pi-hole после того, как привыкнете к нему и почувствуете, что ваш мозг стал куда ярче воспринимать рекламу, которую он уже отвык игнорировать. Была ли она всегда такой яркой? Кто покупает столько бритв в месяц? Почему вообще кому-то пришло в голову сделать так, чтобы видео воспроизводилось автоматически со звуком?

Эдрианн Джеффрис

#технологии #истории #deletefacebook