Технологии
Никита Лихачёв

Москва электросамокатная: как «Делимобиль» и YouDrive поменяли перемещение по городу пробок

PR-катастрофа для «Делимобиля» и раздолье для пользователей.

Выходные 19-20 мая в Москве оказались жаркими несмотря на плохую погоду: в столице появились сразу два сервиса проката электросамокатов, «Делисамокат» и YouDrive lite, и сотни москвичей побежали пробовать их арендовать. Я провёл оба дня, наматывая круги по Бульварному кольцу и изучая отзывы других пользователей и блогеров: действительно, на старте было очень много проблем, зато не покидает ощущение наступившего будущего.

Но обо всём по порядку.

Зачем вообще нужен прокат электросамокатов

Мода на перемещение по городу на самокатах пришла в Москву давно, но среди используемых москвичами моделей не так часто можно встретить электрические. Две главные проблемы — высокая цена и большой вес (12-15 кг): не все могут позволить несерьёзное на первый взгляд средство передвижения за 30-40 тысяч рублей (в среднем), которое ещё и тяжело носить с собой.

Городской самокат часто позиционируют как средство передвижения, например, от метро до офиса или университета — с ним легче и быстрее преодолевать небольшие расстояния. Его несложно взять с собой, даже если использовать так и не придётся: можно где-то пронести в руках, где-то везти как тележку за собой.

Но с электросамокатами дело обстоит иначе. Они настолько тяжёлые и нетранспортабельные, что их проблематично даже перевезти через подземный пешеходный переход, не говоря о том, что поездка с грязным электросамокатом в метро будет настоящим испытанием как для владельца, так и для окружающих. Кроме того, самокаты надо заряжать: с севшим аккумулятором они не бесполезны, но смысла в них гораздо меньше.

Как я понял, вышедшие на рынок «Делисамокат» и YouDrive lite думают, что электросамокаты помогут доезжать до работы от метро, но у меня другое мнение. Сервис очень похож на обычный каршеринг: если нужно куда-то добраться, а рядом есть точка проката, то доехать на электросамокате будет гораздо удобнее и веселее, чем без него — но очень высока вероятность, что ничего рядом не окажется или что в конечной точке маршрута не будет парковки, где можно завершить аренду. Кроме того, это отличный транспорт для городских покатушек на выходных: с ним очень удобно путешествовать по Москве, просто развлекаясь с друзьями.

«Делисамокат» и YouDrive lite — в чём разница

18 мая в Москве запустился «Делисамокат» — прокат электросамокатов от связанного с московскими властями каршеринга «Делимобиля»: насколько мне известно, это не полностью дочернее предприятие каршеринговой компании, но у сервисов общий совладелец — итальянский предприниматель Винченцо Трани, крупнейший акционер «Делимобиля». Он был на презентации сервиса в Москве — как и мэр Сергей Собянин, который, впрочем, вопреки обычаю ничего не написал об этом мероприятии в своих соцсетях.

Винченцо Трани, Сергей Собянин, Максим Ликсутов на открытии «Делисамоката» на Трубной площади, 18 мая. Фото Truesharing.ru

YouDrive lite — сервис проката электросамокатов от YouDrive, основанного серийным предпринимателем и программистом Борисом Голиковым. На выходных 19-20 мая проходило его закрытое бета-тестирование (я был одним из нескольких десятков тестировщиков), и в компании говорят, что публичный запуск ожидается 28 мая.

На первый взгляд, «Делисамокат» и YouDrive lite — два одинаковых сервиса, дающие одну и ту же услугу, но между ними достаточно много различий.

«Делисамокат» — дёшево, много самокатов, но не круглосуточно и неавтономно

  • Есть два типа аренды — почасовая и на сутки. Час стоит 100 рублей, взять самокат на сутки — 450 рублей;
  • Публично «Делисамокат» модель своих самокатов не раскрывает (они называют её «специальной»), но блогеры заметили её наименование в «Условиях использования» — MK083. Это китайский клон китайских же электросамокатов Xiaomi Mijia M365, только примерно в три раза дешевле;
  • Самокат весит 12 кг, его зарядки хватает примерно на 20-25 километров хода, максимальная скорость — 25 км/ч (хотя китайский производитель указывает другие данные — 15 км хода и 15 км/ч максимальной скорости, но по ощущениям это не так). У него только один режим скорости и нет рекуперации (подзарядки батареи за счёт торможения), благодаря чему после отпускания ручки газа самокат катится сам по себе;
  • У самоката есть ручной тормоз (слева) и ручка газа (справа), по центру руля — кнопка включения и индикатор зарядки, спереди — фонарик. Порт для зарядки находится прямо на уровне платформы для ног, заднего ножного тормоза нет (на заднее колесо вообще лучше не наступать). Самокат можно складывать, но «Делисамокат» запрещает ездить по лужам «глубже 2 см» и вообще не рекомендует использовать в дождь;
  • Самокаты (сейчас их порядка 1650 штук) находятся на специальных станциях (порядка 25 точек по всей Москве);
  • Чтобы арендовать самокат, нужно сначала забронировать его через приложение, а потом забрать его у сотрудника на станции, просканировав QR-код из приложения. Станции работают с 7:00 до 23:00;
  • Если самокат не вернуть до завершения рабочего дня, сервис может выписать штраф в 5 тысяч рублей и сразу продлить аренду на весь следующий день. Это сделано для того, чтобы самокаты охотнее возвращали: если всё-таки вернуть его до истечения вторых суток, то штраф платить не придётся — только оплатить время аренды;
  • Если самокат не вернуть в течение двух рабочих дней, то он будет считаться утраченным (украденным). В этом случае возбуждается дело о краже собственности и выписывается штраф в 30 тысяч рублей;
  • Если брать самокат на весь день, имеет смысл попросить на точке проката замок и зарядку — это бесплатно. Правда, приковывать самокат придётся через одно из колёс — у него нет специального отверстия для продевания замка;
  • Кстати о колёсах — они большие и устойчивые к бездорожью;
  • Приложение «Делисамоката» требует отдельной регистрации и проверки документов, даже если у пользователя уже есть аккаунт в «Делимобиле». А ещё не очень просто разобраться, как пользоваться сервисом, если не прочитать все FAQ и правила на сайте.

Самокаты «Делисамоката» в фирменном оранжевом, как и автомобили любого каршеринга. Видно издалека

Стоило электросамокатов без зарядки

Тормоз, звонок, индикатор заряда и ручка газа

Спереди фара

Провода к двигателю и тормозу

Сзади есть крепление для сложенного самоката. Осторожно: крыло — не тормоз, наступать на него ногой нельзя

YouDrive lite — дорого и мало станций, но автономно, поминутно и удобно

  • Аренда поминутная — 5 рублей в минуту, или 300 рублей в час. Аренды на весь день нет;
  • Самокаты — Ninebot ES1 от Segway. По характеристикам очень похож на модель у «Делисамоката»: максимальная скорость — 25 км/ч, запас хода — 20-25 км, вес — 12,5 кг.
  • Колёса по ощущениям более жёсткие и маленькие, чем у «Делисамоката» — скорость на хорошем асфальте получается больше, а вот по неровной дороге или проезжей части ехать не так приятно;
  • В самокат встроен замок, который открывается и закрывается по Bluetooth. Чужой человек без доступа к аккаунту открыть просто так не сможет;
  • Есть три скоростных режима — обычный, S и «красный S». На обычном ручка газа чуть-чуть ускоряет самокат, чтобы было проще ехать. На S-режиме можно неплохо разогнаться. «Красный S» — самокат рвёт с места и позволяет ехать даже в горку с большим уклоном;
  • У Ninebot ES1 есть рекуперация: при отпускании ручки газа самокат начинает ощутимо тормозить и «забирает» энергию хода, подзаряжая батарею. Ехать, постоянно газуя и тормозя, поначалу очень неудобно — приходится привыкать или ездить с чуть повёрнутой ручкой газа, не разгоняясь очень сильно;
  • Тормоза два — электронный на руле (слева) и ножной. При экстренном торможении рекомендуется использовать оба;
  • YouDrive lite почему-то запрещает складывать свои самокаты. По ощущению, Ninebot ES1 в руках нести тяжелее, чем китайский самокат от «Делимобиля» — возможно, из-за дополнительной внешней батареи;
  • Самокаты стоят на специальных станциях городской велопарковки, пристёгнутые замками. Во время тестирования таких станций было всего 12, они были главным образом сосредоточены в центре Москвы на Бульварном кольце. На каждой — по четыре самоката;
  • Приложение не требует отдельной регистрации и проверки документов, достаточно аккаунта в YouDrive — счёт тоже будет общим;
  • Аренда и сдача самокатов происходит автономно и в любое время суток. При начале аренды нужно навести камеру на QR-код на самокате, а при завершении — на QR-код парковки;
  • В приложение встроено обучение при первой аренде, которое нельзя пропустить. Это звучит неудобно, но в реальности важно и полезно: там говорится о нескольких деталях, которые можно было пропустить во время чтения FAQ, и вообще это обучение даёт базовое понимание о том, что и в какой последовательности нужно делать.

Самокаты YouDrive lite в фирменном синем цвете (а каршеринг — в зелёном)

На экране отображается уровень заряда, статус Bluetooth, текущая скорость и скоростной режим

Внешняя батарея. Можно проверить уровень заряда или зарядить самому (если есть зарядка от самоката)

Bluetooth-замок встроен в самокат — его нельзя снять

Спереди — небольшая фара. Включается одним нажатием и очень поможет не врезаться в людей и машины в тёмное время суток

Переднюю ногу надо ставить осторожно, чтобы не нажать на застёжку и не сложить самокат в процессе езды. Колёса мне понравились не очень — переднее жестковато

Так выглядела первая стоянка самокатов YouDrive lite, на которую я наткнулся. В других местах все самокаты стояли неповаленными

Конфликт вокруг «Делисамоката»

Несмотря на все очевидные удобства и полезность сервисов, запуск «Делисамоката» оказался настоящим PR-провалом. Во-первых, они умудрились включить свой сайт раньше времени, причём дважды: сначала 15 мая (и тут же его отключили), затем утром 18 мая, до официального анонса — сайт ещё работал с ошибками, на нём нельзя было авторизоваться или посмотреть самокаты на карте.

Сам анонс запуска был сделан как-то бледно. Хотя Собянин и поучаствовал в торжественном открытии, он про это ничего не написал, не упомянули об этом и в официальном пресс-релизе. При этом про запуск написало огромное количество СМИ, даже непрофильных (например, «Радиочастотный спектр» Роскомнадзора), как в течение 18 мая (когда состоялся запуск), так и на следующий день (хотя обычно для журналистов новость бы уже устарела).

На старте наблюдались некоторые проблемы в самом сервисе: например, некоторые не могли зарегистрироваться из-за загруженности SMS-шлюзов, а вечером воскресенья самокаты не выдавали, ссылаясь на то, что они залиты дождевой водой (стойла не имеют защиты от непогоды). Главным скандалом, конечно, стало нападение представителя «Делимобиля» на одного из пользователей, которого заподозрили в провокации.

Подробно ситуацию уже описывал Илья Варламов. Я наблюдал за её развитием уже в чате Telegram-канала «Каршеровод» (рекомендую всем, кто интересуется каршерингом), куда пришли все действующие лица — блогеры Илья Варламов и Александр Усольцев, пострадавший пользователь Максим Овсянников и мужчина по имени Вячеслав Салев, который в СМИ фигурировал как советник президента «Делимобиля». То, что в описании Варламова выглядело как неожиданное нападение охранника на хипстера, стало звучать понятнее: со слов Салева (который утверждает, что не является сотрудником сервиса), представители компании заметили, что Овсянников арендовал и сдал обратно несколько самокатов подряд с одной станции, после чего они почему-то заблокировались для последующей аренды. В компании начали подозревать, что это намеренная провокация конкурентов из YouDrive с целью заблокировать работу станции, и попросили в рабочем чате кого-то вмешаться — а Салев якобы проезжал мимо и согласился помочь.

В целом Салев признал, что был неправ — он начал распускать руки, объясняя свои действия «гражданским задержанием», чего делать не стоило. Из-за Варламова масштаб трагедии оказался явно преувеличен, и хотя в чате все в итоге вроде бы помирились, Салев всё равно пожаловался на опубликованный Варламовым на YouTube видеоролик, кинув страйк. Он объяснил это тем, что не давал разрешения на запись его лица и голоса на видео, а Варламов на его просьбу замазать лицо и изменить голос не отреагировал.

При этом не до конца ясно, кем на самом деле является Салев. Он позволял в чате резкие высказывания, сообщал о планах «Делисамоката» закупить партию новых более качественных самокатов и увеличить их число до 20 тысяч штук. Судя по всему, пресс-служба компании была явно не в курсе его внезапной публичной активности и обычному сотруднику компании такое поведение бы не авторизовала. Блогеры нашли у Салева во «ВКонтакте» совместное с Винченцо Трани фото с подписью «С папой», однако о документальных подтверждениях его родственных связей с главным инвестором неизвестно.

Вячеслав Салев и Винченцо Трани, 2013 год

Произошедшее между Овсянниковым и «Делисамокатом» только лишний раз указало на опасения компании из-за действий конкурентов. Даже я сам наблюдал подозрения в глазах её сотрудников в том, что я работаю на YouDrive, когда подъезжал к ним на самокате YouDrive lite и задавал справочные вопросы про сервис, на что получал ответы в духе «Нас об этом не информировали» и видел брошенные на надпись на самокате взгляды. Есть ощущение, что для руководства «Делимобиля» было принципиально важно запустить свой сервис раньше, чем это сделает YouDrive (те анонсировали планы на прокат электросамокатов как минимум в феврале) — видимо, любой ценой, даже множества багов и PR-скандала.

Мои впечатления от катания

Несмотря на то, что официально запуск «Делисамоката» прошёл вечером 18 мая, зарегистрироваться в приложении в тот же день было нереально — просто не приходили SMS-коды для подтверждения регистрации. Мне удалось сделать это только утром субботы 19 мая: пришлось загрузить документы для верификации и немного подождать.

По всей видимости, мне повезло, потому что вся процедура заняла у меня час, и как только дождь в Москве закончился, я уже мог ехать кататься. На первой же станции «Делисамоката» сотрудник рассказал мне, что за утро 19 мая в сервисе зарегистрировалось 20 тысяч пользователей, поэтому у многих всё ещё не приходили SMS-коды — система была перегружена.

YouDrive lite официально на тот момент не запустился, но мне предложили его потестировать в составе небольшой группы блогеров: в те выходные аренда для тестировщиков была бесплатной. Для этого пришлось получить приглашение на установку тестовой версии приложения, но даже его нефинальная версия оказалась более удобной, чем у «Делисамоката».

Слева интерфейс «Делисамоката», справа — YouDrive lite

Я начал с YouDrive lite — взял самокат со станции на Пушкинской площади. Сначала его экран мигал и отображал красную иконку гаечного ключа, самокат не хотел ускоряться, когда я нажимал кнопку газа — я думал, что он сломан, оказавшись залитым сильным дождём. Сделав пару кругов по пятачку на площади, я его, видимо, просушил: газ начал работать. Я попереключал скоростные режимы и, почувствовав некоторую уверенность, решил поехать на Тверской на «красном S».

Рекуперация Ninebot раздражала: только ты разогнался и отпустил ручку, чтобы катиться дальше (и экономить батарею), как самокат тормозил, причём довольно резко. Приходилось гнать почти постоянно, хотя я ехал по самому центру (Тверская, Моховая, Лубянка), где на улице были толпы людей. Я переносил самокат через подземные переходы — было непросто: нести его в руках неудобно, особенно если вспомнить, что я ехал по лужам и он, слегка грязный, может при неловком движении испачкать меня или окружающих. Толкать вверх по наклонному спуску для колясок его неудобно из-за смещённого центра тяжести, спускать вниз — нормально, но приходится подтормаживать электрическим тормозом.

Через какое-то время самокат начал барахлить: при нажатии газа он не ускорялся, а наоборот, как будто тормозил — а при отпускании ручки вообще блокировал переднее колесо, так что я первый раз чуть не слетел с самоката. Поскольку ехать так было невозможно, я решил на ножной тяге доехать до ближайшей точки завершения аренды и там сдать самокат, поменяв на другой — и когда я уже доехал до неё, проблема исчезла, но я всё равно решил не рисковать.

После сдачи второго самоката YouDrive lite я отправился на Трубную площадь — там была ближайшая ко мне станция «Делисамоката», уже собиравшая вокруг себя толпы заинтересованных людей, у многих из которых даже не было установлено приложение. Начало аренды прошло без каких-либо проблем, правда, было видно, что сотруднику сервиса явно неудобно пользоваться своим приложением в виде веб-версии, запущенной в браузере на планшете, и сканировать им QR-код в моём приложении. Он выдал мне самокат, найдя нужный среди пары десятков одинаковых, стоящих в ярком брендированном стойле, и начался первый час моей аренды.

Для понимания: за один час на электросамокате в обоих сервисах можно объехать всё Садовое кольцо или дважды проехать по Бульварному. Я решил не прокладывать никакого маршрута и просто поехал, куда глаза глядят. По ощущениям, самокат у «Делисамоката» был более транспортабелен и попроще в использовании, правда, всего с одним скоростным режимом и не с таким резвым ускорением, но с такой же максимальной скоростью. Более толстые колёса позволяли не думать о том, что на дороге есть небольшие неровности.

Мне удалось подгадать так, что за первый час аренды я объехал на самокате пол-Москвы и вернулся в исходную точку. Невероятно вежливый сотрудник «Делисамоката» рассказал мне все подробности того, как можно взять зарядное устройство и замок, сколько людей у него в этот день брали самокаты, какие штрафы предусмотрены и вообще какие особенности у проката — в общем, мы очень мило побеседовали, я был удивлён.

Ещё пару часов я провёл на самокатах YouDrive lite, встретил Александра Усольцева из Moscowwalks (он тоже наблюдал за конфликтом, описанным Ильёй Варламовым), оценил пользу от встроенного в самокат замка, когда отошёл в бургерную поужинать.

Если коротко, то кататься на электросамокате по Москве очень классно, может быть, несколько холодно — при езде на двигателе нет никакой физической активности, только большой палец устаёт постоянно держать ручку газа. За несколько часов я увидел очень много Москвы, встретил много её людей, просто развлёкся от езды на большой скорости.

Ощутить то, насколько классно кататься на электросамокате, можно было и раньше, но сделать это могли немногие. Теперь, благодаря интернет-сервисам — кто угодно. Это будущее.

Главное — при аренде нет такой головной боли по поводу зарядки самоката и его транспортировки. Необходимость заряжать самокаты берут на себя сотрудники сервисов: правда, если в YouDrive lite сотрудники бегали между станциями и меняли разряженные съёмные батареи на свежие, то в «Делисамокате», как мне рассказали знакомые, самокаты заряжают только ночью на складе. Это странно: получается, если все самокаты на точке проката сядут, придётся ждать следующего дня: тока к ним не подведено, на точках проката самокаты не заряжают.

Единственное, что пугает — появление в ближайшем будущем большого количества людей, разъежающих по тротуарам на большой скорости. Вообще сервисы рекомендуют ездить на самокате по велодорожкам (я так и делал), но они есть не везде. Человек, несущийся на скорости 25 км/ч на 12-килограммовом металлическом транспорте, представляет опасность не только для себя, но и для окружающих — и если на обычном велосипеде или самокате для этого придётся потеть, толкаясь и крутя педали, то тут ускорение за счёт электродвигателя оказывается опьяняюще лёгким.

#технологии #транспорт #каршеринг #самокаты