Технологии Сергей Звезда
14 298

Крупнейшие сайты ужесточили политику конфиденциальности. Пользователи устали от уведомлений, часть сервисов не работает

«Открываю утром йогурт, а оттуда: „Мы обновили правила по сбору персональных данных“».

В закладки
Фото Reuters

К 25 мая пользователи Фейсбука, Инстаграма, Google, Твиттера и других зарубежных сервисов получили множество уведомлений об изменениях во внутренней политике конфиденциальности. Компании, как один, заверяли, что дорожат доверием людей и именно поэтому рассказывают, как теперь управлять личной информацией.

2/ @ICOnews re @twitter. This take-it-or-leave-it notification obviously violates Article 7(4) of the #GDPR. https://t.co/KaauFlasi4

Дело в том, что 25 мая в Евросоюзе вступил в силу обновлённый закон о персональных данных, известный как General Data Protection Regulation (GDPR). Он будет действовать и в отношении всех российских пользователей и компаний, которые пользуются европейскими сервисами.

Вступление закона в силу вызвало широкое обсуждение в соцсетях, а сайты, которые пока не обновили внутренние правила, оказались недоступными.

Новый закон распространяется на россиян

GDPR распространяется на все компании, которые обрабатывают данные граждан и резидентов Евросоюза. Где такие сервисы находятся, не имеет значения, поэтому правила касаются и части российского бизнеса. Речь, например, идёт об интернет-магазинах, которые продают услуги и товары хотя бы одному жителю ЕС.

Хотя Россия не входит в Евросоюз, россиян затронут новые правила по приезде в любую из 28 стран. Нормы распространяются не только на индивидуальных путешественников, но и на тех, кто бронирует туры — туристические компании также собирают персональные данные.

Закон о персональных данных дал больше прав на управление своей информацией

Предыдущая директива о защите данных принималась в ЕС ещё в 1995 году, но согласно ей власти отдельных стран должны были внедрять свои подзаконные акты и порой получали беспрецедентные возможности. К тому же за 23 года директива устарела, а количество нарушений защиты персональных данных, очевидно, сильно возросло.

Принятый после четырёхлетнего обсуждения новый регламент 2016/679 «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» потребовал от глобальных интернет-площадок обновления внутренней политики.

Самое главное — сервисы должны не юридическим, а простым и понятным языком описать, какие данные они собирают и в каких целях, а также не прятать форму соглашения.

Пользователи получили много новых возможностей для контроля данных, которые они передают. Можно:

  • Запросить подтверждение обработки персональных данных, а также узнать — что именно сервис собирает, для кого, кто из третьих лиц имеет к ним доступ и как долго продлится обработка;
  • Дать согласие на обработку персональных данных в новой, более явной и внятной форме. Пользователь должен иметь выбор и право отозвать согласие без ущерба себе;
  • Запросить перенос данных от одной компании к другой, чтобы не вводить их повторно на разных сайтах (например, для копирования предпочтений, истории и плейлистов);
  • Потребовать прекратить обработку данных в любой момент;
  • Объяснить своему ребёнку, что новый возрастной порог составляет 16 лет. Если ребёнок младше, то он должен получить перед регистрацией согласие родителей или законных представителей.

Google и Facebook сразу столкнулись с жалобами

Если компания не выполнит ту или иную норму, ей грозит штраф в размере 2-4% оборота компании или десятков миллионов евро. К примеру, сервисы не смогут собирать данные о политических взглядах, религии, здоровье, сексуальной ориентации, а также расовой или этнической принадлежности.

Уже в первый день работы закона австрийский адвокат Макс Шремс подал жалобы против филиалов Facebook, Google (во Франции), Instagram (в Бельгии) и WhatsApp (в Германии) от имени некоммерческой организации «None of Your Business» («Не твоё дело»). Шремс заявил, что соцсеть Марка Цукерберга заблокировала несколько учётных записей пользователей, которые не согласились с новым законом. По его мнению, выбор между согласием и удалением профиля «больше напоминает не свободу, а избирательный процесс в Северной Корее».

В первый день многие сайты перестали работать

Хотя вступление закона в силу не стало неожиданностью, многие американские СМИ не озаботились изменением политики даже в последний момент. Для жителей Европы стали недоступны Los Angeles Times, New York Daily News, Chicago Tribune, Mashable, Orlando Sentinel и Baltimore Sun.

It looks like all Tronc newspapers like the LA Times and Chicago Tribune are GDPR non-compliant, so all traffic fro… https://t.co/hBkrvD4NhL

Читатели на примерe USA Today отметили, что GDPR-совместимые версии некоторых новостных сайтов стали даже удобнее — без рекламы и самовоспроизводящихся видео.

The GDPR-compliant version of the USA Today website is so much better than the normal version it's unreal. Ad free,… https://t.co/3LeRwx8hjQ

В соцсетях сообщили, что проблемы затронули и многие другие сервисы, в том числе связанные с криптовалютами. В Твиттере пожаловались, что не могут перейти по ссылке из электронной почты на страницу с новым законом о персональных данных.

Пользователи сервисов устали от уведомлений о новом законе

Поскольку 25 мая — последняя дата для принятия сервисами новых правил по сбору персональных данных, сегодня наблюдается пик по количеству уведомлений и обсуждений.

Больше всего критики направлено против похожих во всём писем о вступлении в силу регламента по защите данных, которые заполонили электронную почту. В основном россияне узнавали о GDPR, когда видели уведомления при заходе на сайты, но их это тоже коснулось.

GDPR: We don’t want advertisers using your info to follow you around and spam your inbox.

MY INBOX: 1,731 spammy emails about GDPR.
«GDPR: Мы не хотим, чтобы рекламодатели использовали ваши данные для слежки за вами и спама в вашей почте // Моя почта: 1731 письма со спамом о GDPR»
*Opens front door*

WE'VE UPDATED OUR PRIVACY POLICY
«Когда открыл дверь: МЫ ОБНОВИЛИ ПОЛИТИКУ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ»
А ваш утюг тоже обновил политику конфиденциальности?
I opened a yogurt and it said it has updated its privacy policy.
«Я открыл йогурт и там говорится, что он обновил политику конфиденциальности»
Райан Джонсон, режиссёр «Последних джедаев»
Открываю утром банку Нутеллы, а оттуда: МЫ ОБНОВИЛИ НАШУ ПОЛИТИКУ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ!!!
Купил пачку пельменей сегодня, открываю, а там:
— Мы обновили политику конфиденциальности, ознакомьтесь, пожалуйста!
Здравствуйте, у вас не найдётся минутки поговорить об изменении политики конфиденциальности?
— Удаляешь все аккаунты
— Выбрасываешь телефон
— Уезжаешь жить в деревню
— Зимней ночью почтальон приносит тебе пис… https://t.co/B3ZO9LQkii

В подготовке материала участвовал Евгений Кузьмин.

#разборы #технологии #соцсети #gdpr

{ "author_name": "Сергей Звезда", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","gdpr"], "comments": 63, "likes": 66, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 71260, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 25 May 2018 17:08:18 +0300" }
Комментарии

Сталинский кофе

2

Поздно вы, мне почту засрали неделю назад уже.

Подобный волк

16

Пользователи устали от уведомлений

Это мягко сказать.

Армейский Орзэмэс

26

- Как вас зовут?
- Александра
- Саш, мы обновили нашу политику конфиденциальности...

Технологии
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Оперативные новости со всего мира
Подписаться на push-уведомления