Технологии
Никита Лихачёв

О безопасности такси-сервисов и неизбежности появления общей информационной системы

Рынок должен сделать выводы из наезда такси на пешеходов на Ильинке.

16 июня 28-летний уроженец Кыргызстана совершил наезд на пешеходов в Москве за рулём машины в раскраске «Яндекс.Такси». На видеозаписи происшествия было видно, как он повернул с дороги на тротуар, резко ускорился, сшиб несколько человек и остановился. Пострадало семеро. Очевидцы, не попавшие под колёса, начали выламывать двери машины — водитель выскочил из неё и убежал, но позднее был задержан.

На допросе в полиции он признался: за рулём находился 20 часов подряд, а до этого спал всего 2-3 часа на парковке в аэропорту. Такси он водит в Москве всего месяц. В машине он был один. Устал и перепутал педали. Убегал, потому что боялся, что его убьют.

У инцидента уже появились первые последствия. Хотя никакой заказ мужчина в момент аварии не выполнял, первым на ситуацию отреагировали в «Яндекс.Такси», так как машина всё-таки имела их раскраску. Сервис сотрудничал с таксопарком (ООО «ЧЕКПОИНТ»), в котором этот водитель был официально трудоустроен, но после инцидента таксопарк отключили — как минимум на время завершения разбирательства.

Виновника ДТП можно понять: молодой человек из ближнего зарубежья приехал в Москву, скорее всего, на заработки, вот и впахивает по 20 часов в день. Но если это типичная ситуация, то прецедент с наездом на пешеходов — тревожный звонок.

В случае с московским водителем можно было бы сделать скидку на то, что в столице в разгаре туристический сезон из-за Чемпионата мира. Тысячи иностранцев и россиян прилетают в аэропорты, дороги в пробках, в сервисах такси из-за выросшего спроса поднятые коэффициенты. Пока можно много зарабатывать, водители рискуют своим здоровьем и безопасностью окружающих. Но такие ситуации случаются не только в Москве.

Буквально на днях друзья в Воронеже сели в такси к мужчине, который, как рассказал, приезжает из Курска на несколько дней «побомбить» и работает, «пока глаза закрываться не начнут». Однако глаза у него начали закрываться прямо во время поездки: на удивлённые вопросы пассажиров таксист ответил, что он просто медленно моргает. К счастью, доехали без происшествий. Это тоже было «Яндекс.Такси».

Проблема опасности из-за переутомления водителей реальна — однако решить её, похоже, непросто.

Сервисы такси следят за водителями через приложение. Неужели они не могут определить, когда они работают слишком долго? Оказывается, они уже это делают — но у них, как ни странно, неточные данные.

По-хорошему, следить за усталостью и здоровьем водителей должен сами таксопарки, в которых трудоустроены таксисты. На сервисы-агрегаторы вроде «Яндекс.Такси» (которые юридически вообще не сервисы такси, а информационные сервисы) они напрямую не работают.

Таксопарки действительно этим занимаются: перед выходом на работу (то есть перед тем, как получить в таксопарке машину) водитель должен пройти медобследование. Но если вспомнить, что таксопарк — не центр управления полётами или тренировки космонавтов, а процедуру медобследования водители (по крайней мере, в теории) проходят ежедневно, то вряд ли стоит ожидать, что она по-настоящему глубока. Как можно определить, достаточно ли спал водитель? Спросить? Он всегда может соврать, если из-за денег ему нужна эта переработка.

Теоретически, таксопарк может ввести ограничение на время использования автомобиля — в конце концов, ему ведь нести прямые издержки, если усталый водитель разобьёт машину из-за невнимательного вождения. Но и сервис по вызову такси (в данном случае, «Яндекс.Такси») тоже понесёт косвенные издержки — репутационные: когда машина приезжает по вызову, клиент не интересуется, из какого она таксопарка, а запоминает только сервис, через который он её вызвал. Поэтому сервис тоже заинтересован в том, чтобы следить за тем, как долго водитель не вылезает из-за «баранки».

Оказывается, «Яндекс.Такси» уже следит за этим — у них действительно есть возможность определить, когда водитель начал работу по выполнению заказов, когда закончил, в какое время он работал (днём или ночью) и так далее. Если он работает слишком долго (это вычисляется по сложной формуле с учётом многих факторов), ему могут показать уведомление в духе «Ты мог устать, пойди отдохни», а при очень долгих переработках и вовсе временно отключить от заказов. Похожая система есть в Gett: там сотрудники, следящие за водителями, получают уведомление, если таксист 12 часов подряд онлайн в системе выдачи заказов, или если он откатал более 60 часов в неделю.

Проблема в том, что если система слежения за водителем показывает несколько часов «простоя» водителя в течение рабочего дня, компания не знает, отдыхал ли он в это время (спал на парковке) или выполнял заказы в других сервисах. Ведь общей базы, обновляющейся в реальном времени, между сервисами нет.

Сами сервисы, скорее всего, проблему отсутствия общей базы решить не смогут: текущие заказы, активность водителей и прочая внутренняя информация вполне подпадает под коммерческую тайну, и делиться ей с конкурентами было бы неразумно. Вероятно, такую базу можно было бы сделать на уровне государства, профильного министерства или хотя бы департамента мэрии Москвы — однако это займёт много времени и, возможно, будет реализовано не идеально с точки зрения технического исполнения.

В такой базе можно было бы учитывать отзывы на таксистов сразу во всех сервисах, причём не только со стороны таксопарков, но и пользователей. Туда же может попадать информация, собираемая через приложения агрегаторов: когда водитель вышел на работу, сколько он в пути, уменьшается ли его рейтинг по ходу рабочего дня. Заблокированный из-за нарушения в одном сервисе таксист не сможет продолжать опасно вести себя в другом, если есть общая база.

В конкретном случае с наездом на пешеходов на Ильинке есть масса вопросов и к «Яндекс.Такси», и к таксопарку «Чекпоинт»: было ли медобследование, почему не среагировала система отслеживания уставших водителей, будет ли происходить переаттестация других водителей таксопарка, а что насчёт других таксопарков — и так далее. На них пока ответа нет. Но если данные таких сервисов, влияющих на жизни людей, будут оставаться настолько неточными, могут появляться новые жертвы по старым причинам.

#технологии #такси #происшествия