Технологии
Никита Лихачёв

«Яндекс.Станция» — всё ещё демонстрация возможностей Алисы. Теперь ясно, насколько они широки

Первое впечатление от первого устройства «Яндекса» в домашних условиях.

10 июля «Яндекс» начинает продажи своей «умной» колонки «Яндекс.Станция» — пока в очень ограниченных количествах и только в собственном магазине в Москве. Мы получили устройство утром 9 июля и успели его немного потестировать.

И хотя я уже рассказывал первые впечатления о колонке, обстоятельно пощупать «Яндекс.Станцию» в домашних условиях — совсем не то же самое, что увидеть её четырёхминутную презентацию из рук сотрудника «Яндекса» на пресс-конференции. Но перечислять второй раз её технические особенности — дело неблагодарное: стоит рассказать о впечатлениях.

В одном из четырёх пунктов, которые мне показались наиболее важными в связи с выходом «Яндекс.Станции», я называл колонку выставочным образцом — потому что она ярко демонстрирует возможности голосового помощника Алиса, но сам по себе продукт сыроват. После первых часов, проведённых со «Станцией» дома, колонка уже не кажется сырой (хотя она и не так функциональна, как хотелось бы), а главное — к Алисе начинаешь относиться совершенно иначе.

Вот и всё, что лежит в коробке: колонка, адаптер, HDMI-кабель и пакет с инструкцией и промокодами

Большой адаптер занимает много места. Не очень практично

«Станция» — это первая физическая оболочка Алисы

Сразу оговорюсь: да, Алиса существует давно. Да, Алиса встроена в мобильный «Яндекс.Браузер», мобильное приложение «Яндекс» и даже в бортовую систему «Яндекс.Авто». Но во всех этих приложениях она является второстепенной функцией: можно обойтись и без неё.

В смартфоне я вообще не воспринимал Алису как нечто полезное: на iOS она не может интегрироваться с системой, как это делает Сири, а на Android это гораздо лучше получается у Google Assistant. В случае с «Яндекс.Авто» Алиса — всего лишь интерфейс для ввода данных. Конечно, это не отменяет того, что как отдельный голосовой помощник Алиса работает прекрасно: например, мой брат любит развлекать четырёхлетнего племянника разговорами с Алисой через Android-смартфон, потому что она ведёт себя вполне человечно. Но на смартфоне, где гораздо проще ввести короткий текст на клавиатуре или открыть отдельное приложение, голосовой помощник оказывается не так полезен, как в других условиях, когда клавиатуры нет или она неудобна.

Хотя первоначальная настройка «Станции» производится на смартфоне, управляется колонка только голосом, колесом громкости и двумя кнопками — одна активирует помощника, другая выключает его микрофоны. То, что с колонкой нужно постоянно общаться, оставляет неизгладимое впечатление — особенно потому, что речь идёт о русскоязычной и очень общительной Алисе (с Google Home такого же эффекта не было).

В приложении «Яндекса» появился новый раздел — в нём происходит настройка «Станции». Всё просто, даже рассказывать не о чем

Если подключить Алису к телевизору или монитору, можно смотреть фильмы и сериалы, а главное — видеть то, как она распознаёт фразы и что предлагает в качестве ответа на свои ответы. После непродолжительного изучения её интерфейс оказывается довольно простым: есть главный экран, где отображаются фразы-подсказки, недавние действия (недосмотренный фильм и недослушанная песня), время и погода — и есть отдельные экраны приложений «Яндекс.Музыки», ivi, «Амедиатеки» и поисковой выдачи YouTube. Смущает, что «Яндекс» как поисковик не встроил в «Станцию» браузер, поэтому она, например, не может показать картинки по запросу «фото котиков» (на смартфоне Алиса тоже не может их показать сама и отправляет в браузер).

Главное в Алисе — то, как происходит курсирование между навигационными экранами. Это очень естественный процесс: чтобы понять, что вернуться к просмотру фильма можно фразой «Алиса, давай вернёмся к фильму», мне не нужно было ничего придумывать и читать инструкцию — она сама поняла, что я имею в виду. Ведёт себя Алиса тоже как живой человек: одна и та же навигация может сопровождаться немного отличающимися фразами, что увеличивает ощущение естественности происходящего.

«Станция» — это отдельное устройство: его сразу воспринимаешь как нечто особое, требующее голосового управления. Алиса в этом очень помогает.

Зачем и кому нужна «Яндекс.Станция»

«Яндекс» (как и Google) строит все свои сервисы вокруг данных, которые он собирает о пользователе. Поисковик знает вашу историю поиска, и его выдача для мамы-домохозяйки из Петербурга и для деда-автомобилиста из Казани существенно отличается.

«Яндекс.Музыка» обучается на истории прослушиваний (может, не так хорошо, как Spotify, но субъективно лучше Apple Music), «КиноПоиск» знает историю просмотров фильмов и сериалов (огромная база пользователей, сформировавших кластеры интересов), «Маркет» (или новый «Беру») в курсе, какими товарами интересуется человек и что покупает. Все эти данные компания использует, чтобы что-то рекомендовать пользователю — и зарабатывать на этом.

Алиса знает, что тебе нужно

«Яндекс.Станция» — это квинтэссенция рекомендательных сервисов в одном флаконе. Всё работает через аккаунт «Яндекса» (даже вход на сторонние сервисы привязывается к нему), поэтому понятно, откуда берутся и кем обрабатываются данные. Пользователь ничего этого не видит — он только задаёт вопросы и получает ответы (или даёт команды и видит результат).

Так вот, «Яндекс.Станция» — это не медиаплеер и не ТВ-приставка: эти устройства нужны тем, кому хочется полного контроля и самостоятельности выбора. А колонка на то и «умная», что она либо облегчает пользователю выбор («Есть фильм 1 и фильм 2, что выбираешь?»), либо делает выбор за него («Я нашла песню, которая может вам понравиться»). Если медиаплеер и ТВ-приставка уже есть, скорее всего, есть и привычки использовать их по назначению, и тогда «умная» колонка не нужна — разве что ей будут пользоваться другие домашние.

«Яндекс.Станция» может пригодиться, когда хочется послушать музыку, а выбрать что-то и нечего. У меня такое происходит постоянно: моя библиотека в Apple Music мне уже порядком поднадоела, самому новое открывать как-то лень (и неясно, с чего начать), а сервис мне особо ничего нового не рекомендует. В «Яндекс.Станции» никакой библиотеки нет: устройство примерно знает, что я слушаю, и рекомендует мне или что-то старое, или что-то новое, или что-то смежное по интересам. Это постоянный микс.

После произнесения команды «Алиса, …» на экране появятся примеры фраз, которыми можно выбрать, что посмотреть. Может быть не очевидно

То же самое с сериалами и фильмами. Если я знаю, что именно я хочу посмотреть, мне проще зайти в приложения ivi или «Амедиатеки» напрямую и воспользоваться поиском, или скачать какой-нибудь старый фильм с определённой озвучкой и качеством с торрентов, в конце концов. «Станция» может подойти для ситуации, когда я сам не знаю, чего хочу: я сижу на диване, говорю «Алиса, посоветуй фильм про любовь», и на экране появляется список сразу из нескольких сервисов. И доверять этому списку проще: Алиса воспринимается каким-никаким экспертом рекомендаций, ведь она что-то обо мне уже знает.

«Яндекс.Станцию» надо ставить в гостиной у телевизора — она устроит досуг.

В крайнем случае можно использовать «Станцию» как Bluetooth-колонку — например, если принципиально не хочется слушать «Яндекс.Музыку» или управление хочет перехватить кто-то из друзей. Но для таких целей можно найти устройство и подешевле.

Минусы и вопрос цены

Конечно, «Яндекс.Станция» — не идеальное устройство. Я мало что понимаю в устройстве колонок, но музыка на максимальной громкости из «Станции» звучит так себе: и баса мало, и как будто слышно похрипывание. При этом смотреть фильмы с ней очень даже неплохо: я не сразу понял, что звук идёт из колонки, а не из телевизора, к акустике которого я уже привык. Качество звука можно улучшить, если снять обитый тканью пластмассовый кожух — но, во-первых, это снимает гарантию за повреждения динамиков, во-вторых, это колхоз. Кстати, у «Станции» не surround-звук, как у Apple HomePod: имеет значение, в какую сторону повёрнуты динамики.

Никуда не делись и извечные проблемы с непониманием ряда команд. В такие моменты нетрудно запутаться: например, при поставленном на паузу кино Алиса может по-разному отреагировать на команды «Вернись к фильму», «Верни фильм», «Включи фильм» и «Включи фильм обратно», особенно если какое-нибудь слово она расслышит недостаточно хорошо.

«Станция» умеет слышать обращение «Алиса» даже на максимальной громкости звука, правда, приходится ощутимо повышать голос. А вот то, что на привычное для человека обращение «Алис, …» Алиса не реагирует, напрягает. Ну и с «памятью» у «Станции» есть проблемы: последний запущенный фильм она помнит, а предыдущий — нет (его придётся отдельно искать в истории просмотров конкретного сервиса). А если с ней начать играть в «Города», придётся отдельной командой завершать игру, чтобы она начала реагировать на другие вопросы.

Некоторые команды — казалось бы, очевидные — Алиса пока не поддерживает. Например, она может посчитать путь между точками А и Б, но не сможет заказать такси — и как бы услужливо предложит сделать это на смартфоне. В некоторых моментах можно управлять экраном без обращения «Алиса, …» — например, в списке видео можно сказать просто «Дальше», и он промотается на один экран вправо — но во время прослушивания музыки или просмотра фильма нельзя сказать просто «Стоп», нужно обязательно обратиться к Алисе. Менять громкость командой «Сделай погромче» слишком медленно, командой «Сделай громкость на 8 (из 10)» — как-то не очень по-человечески, а до колеса может быть лень тянуться с дивана.

А как-то раз во время проигрывания фильма «Станция» решила без спроса и каких-либо вариантов выбора установить обновления — и это при том, что при первом включении она уже устанавливала обновления. Было не очень. Обновлено: в «Яндексе» мне пояснили, что накатывание апдейта без спроса было связано с последними приготовлениями к релизу, и пообещали, что в будущем таких резких обновлений не будет.

Вопрос цены — самый главный. В «Яндексе» считают, что 9990 рублей за такое устройство — норма для этой продуктовой категории, а может быть даже дешевле, чем у устройств конкурентов, тем более что «Станция» не только играет музыку, но и служит ТВ-приставкой. Но для знакомства с этой новой для России продуктовой категорией сумма всё равно звучит ощутимо. Здесь нужно делать скидку: если вспомнить, что в нагрузку с колонкой идут бесплатные подписки на год «Яндекс.Плюса» (даёт доступ к «Музыке» и скидки на другие сервисы, стоит 169 рублей в месяц), три месяца «Амедиатеки» (599 рублей в месяц) и два месяца ivi (399 рублей в месяц), то в цену «Станции», выходит, заложено порядка 4500 рублей за сервисы. Другое дело, если эти сервисы не нужны — ну, тогда и колонку не надо покупать.

Если «Станцию» долго не использовать, появляются сменяющие друг друга заставки. Здесь, например, запуск с «Восточного»

#технологии #яндекс #музыка #ястанция