Технологии
Никита Лихачёв

Безумная табуретка: тест электроскутеров YouDrive lite

Главный редактор TJ делится опытом первой поездки и мыслями о рынке.

17 сентября сервис YouDrive lite, ранее предоставлявший лишь услугу проката электросамокатов, запустил в Москве в тестовом режиме прокат электроскутеров. Событие небольшое: скутеров пока всего 10, услуга доступна лишь нескольким процентам избранных пользователей, и до сезона 2019 года её в полный рост не запустят.

Но даже полутора часов, проведённых за рулём электроскутера, достаточно для того, чтобы кое-что понять про такой сервис.

Что нужно для аренды электроскутера

Не так уж много:

  • Приложение YouDrive lite;
  • Водительские права категории «М» (или «А», или «В»);
  • Время.

У YouDrive есть два приложения, между которыми работает общий аккаунт. Самокаты и скутеры — это YouDrive lite. Но свои водительские права я ранее загружал в приложение YouDrive — они автоматически подсосались оттуда.

Если есть обычные водительские права категории «В», то водить скутер можно. Но если таких прав нет, можно получить и права категории «М» — их будет достаточно. Правда, процесс получения прав за последние четыре года значительно усложнился, зато категорию «М» можно открыть не с 18 лет, а с 16.

Время потребуется, потому что на данный момент доступ к электроскутерам есть далеко не у всех пользователей YouDrive lite, а лишь у небольшой выборки. Как объяснил мне представитель сервиса, «эту аудиторию мы отобрали с помощью волшебного механизма, учитывающего опыт вождения двухколёсного транспорта, аккуратность и безаварийность езды, верность YouDrive». Похожая ситуация происходила на этапе тестирования проката электросамокатов в мае 2018 года, однако в данном случае речь идёт не о нескольких десятках пользователей, а о 20 тысячах.

Что за электроскутеры у YouDrive lite и как они работают

Doohan iTank 1500W — это трёхколёсный мопед с электроприводом, который способен разгоняться до 45 км/ч. Ранее мы писали, что скутеры YouDrive lite смогут ездить до 70 км/ч — мы (и читатели профильного издания Truesharing) ошиблись в модели.

Проехать на одном заряде iTank сможет порядка 50 километров. По крайней мере, такой вывод я сделал, понаблюдав за приборной панелью, которая при заряде в 74% показывала остаток хода в 32 километра. Производителем заложено до 160 километров хода на двух аккумуляторных батареях (стоят в восьми из десяти доступных скутеров) и до 80 километров на одной батарее (в оставшихся).

45 км/ч звучит как не очень большая скорость, и в реальности iTank действительно оказывается неторопливым: он не рвёт с места (двигатель слабый) и на трассе на нём чувствуешь себя неуверенно. Но для мопедов такая скорость — норма, и, более того, если бы максимальная скорость iTank превышала 50 км/ч, для управления им понадобились бы водительские права категории «А» (которые мало у кого есть).

Конструкция у iTank довольно странная — спереди два колеса, а сзади одно. В целом два передних колеса придают мопеду устойчивости при езде, но в состоянии покоя без подножки он сохранять равновесие не сможет. При поворотах проблем нет: колёсная база хитрым образом изгибается, и колёса подстраиваются под наклон мопеда.

У мопеда есть задний кофр — там лежат два пластиковых шлема (рюкзак поместится, только если достать оба шлема), потому что iTank рассчитан на двух человек. Шлемы довольно тугие: YouDrive lite предлагает ездить с гарнитурой, чтобы слышать советы навигатора, но засунуть наушник под шлем проблематично.

Кофр объёмный, но место в нём целиком занимают шлемы. Один вы точно достанете — поместится небольшая сумка. Если вынуть оба, поместится рюкзак

Из ситуации можно выйти нетипично: смартфон со включённым навигатором можно положить экраном вверх в один из двух отсеков-кармашков. В них при езде видна часть экрана, а голос навигатора на максимальной громкости хорошо слышно и без гарнитуры, потому что электродвигатель iTank работает бесшумно.

Смартфон лучше класть в отсек целиком. Хотя так его будет довольно непросто достать одной рукой, он не выскочит при наезде на кочку

К сожалению, на поверхности мопеда нет специальных держателей для смартфонов или мест, куда можно приклеить «липучку», поэтому отсеки-кармашки — единственный выход. В кармане смартфон хранить не стоит: очень вероятно, что при резком повороте он выскочит, да и доставать и убирать его обратно каждый раз проблематично (а для езды нужны две руки).

На электронной приборной панели — данные о длительности поездки, уровне заряда аккумулятора, текущей скорости и некоторые другие значки, например, поворотники. В целом ручки управления и прочие тумблеры не такие сложные, хотя их и много: один тумблер для поворотников, другой для инверсии хода, третий для переключения мощности двигателя, четвёртый для фар, плюс кнопка для начала движения. Можно привыкнуть за полчаса, но сначала придётся разобраться — а при тикающем счётчике стоимости поездки это несколько нервно.

Почему так дорого? Есть два объяснения

Аренда скутера в YouDrive lite стоит 10 рублей в минуту. Это очень дорого: цена в два раза выше, чем у аренды электросамокатов, и даже выше, чем у аренды автомобилей типа Smart ForTwo в YouDrive. У меня есть только два рациональных объяснения такому ценнику.

Первое — сами скутеры очень дорогие. Doohan iTank стоит более 200 тысяч рублей, что в пять раз дороже, чем используемый сервисом самокат Segway Ninebot. Я предполагаю, что в YouDrive пока не знают точно, как часто их будут ломать и красть, поэтому специально завышают цены, чтобы бизнес-модель сходилась, а ценник отпугивал маргиналов.

Второе — ценник стимулирует ротацию. С ним долго не покатаешься, а если аренда будет дешёвой, скутеры будут постоянно заняты, что будет раздражать других пользователей. Более высокий ценник заставляет чётче планировать поездку и быстрее ставить мопед на парковку, чтобы им мог воспользоваться другой клиент.

В пользу второго объяснения говорит и тот факт, что в отличие от каршеринга, при аренде электроскутера в YouDrive lite нет более дешёвого режима ожидания. За время аренды, пока мопед стоит с выключенным и заблокированным двигателем на парковке, пользователь платит столько же, сколько и за поездку.

iTank (cтоит по центру) размером чуть меньше, чем обычный мотоцикл

Электроскутеры обойдутся сильно дороже обычных. Но их аренда удобнее

По деньгам аренда электроскутеров в YouDrive lite никак не бьётся с обычной арендой бензиновых скутеров. Для сравнения, средние в Москве цены на прокат мопеда типа Honda Giorno — порядка 150-200 рублей в час в зависимости от срока аренды. Но обычно центры проката не сдают их на короткий срок, а если и сдают, то цена увеличивается до 500 рублей в час, что близко к стоимости проката у YouDrive lite (600 рублей в час).

Проблема в том, что такие центры не работают круглосуточно, об аренде всегда приходится договариваться по телефону, а скутер приходится забирать из какого-нибудь удалённого от центра Москвы места. Иногда есть услуга доставки, но она стоит существенных для краткосрочной аренды денег, а ещё придётся ждать.

Кроме того, если взять скутер в таком центре на длительный срок ради экономии, возможно, захочется вернуть его сильно раньше, чем этот срок закончится. Как-то раз я взял скутер на 12 часов, чтобы покататься ночью, за восемь часов упахался на нём, а потом сидел на парковке несколько часов и ждал утра, чтобы вернуть его обратно в пункт проката — раньше он не открывался.

У YouDrive lite прокат поминутный, а не почасовой (сколько накатал, столько и заплатил), а скутеры разбросаны по городу, и вернуть их можно в любое время и место — правда, пока только внутри Садового кольца. Зона небольшая, зато парковать мопед можно почти где угодно (и это будет бесплатно) — в отличие от автомобиля, для него всегда найдётся парковочное место, а в отличие от самоката для него не надо искать специальную станцию.

Но есть и проблема: в отличие от бензинового скутера, электроскутер нельзя быстро «заправить» и поехать дальше. Если он сел, придётся его бросать и искать новый.

Полтора часа за рулём электроскутера. Ситуации

Поскольку попасть в список бета-тестеров всё-таки удалось, в среду 19 сентября я примерно полтора часа потратил на тест электроскутера. Всё работало как часы: я приехал к скутеру на Патриарших (у меня было 20 минут бесплатного ожидания), по нажатию кнопки в приложении разблокировался двигатель и кофр, оба шлема были на месте, скутер был чистым, без повреждений. По совету из приложения я вставил в уши AirPods, проверил, что слышу голос навигатора, задал на карте точку, надел шлем, сел и поехал.

Через 500 метров стало понятно, что шлем ну очень давит на наушники, и они впиваются мне в череп — но решил уж доехать до точки и снять их там. В итоге снять шлем так, чтобы наушники не раскидало по обочине, не удалось, а в процессе мне вообще казалось, что я поврежу себе уши. К сожалению, шлемы в этом плане никак не настроить под себя, поэтому не используется с ними наушники — а лайфхак о том, как ездить с навигатором без наушников, я уже приводил выше.

На первой же оживлённой улице я понял, что автомобили уступают скутеристам дорогу. Когда я аккуратно выезжал с Садового на Тверскую на Белорусской площади, машины притормаживали не только в моём ряду, но и двух боковых — благо стоял солнечный день и все меня хорошо видели. Мужчина на джипе, который ехал за мной на Ленинградке, зачем-то показал мне большой палец — то ли он одобрял мой транспорт, то ли показывал, что пропускает меня вперёд перед поворотом. Так или иначе, я тоже показал ему палец вверх в ответ и спокойно проехал.

Вернувшись обратно в центр и проехав по улочкам вдоль Тверской, я понял второе преимущество: при однополосном движении у машин нет возможности для маневров, а у тебя есть. На одной из таких улочек, где из-за аварии машинам пришлось заезжать на довольно высокий бордюр, я просто объехал возникшую пробку в зазоре между столкнувшимися и припаркованными рядом машинами.

Другая похожая ситуация возникла на Пушкинской площади: несколько машин выехали со Страстного поперёк потока Тверской и заблокировали движение. Благодаря небольшому зазору между ними я единственный из всей пробки смог протиснуться и поехать дальше. Правда, пришлось немного поругаться на девушку, которая в нарушение ПДД встала посреди улицы: она умудрилась одновременно говорить и по телефону, и со мной (отказывалась отъезжать, но я и так проехал).

Чтобы пофотографировать скутер, я ненадолго припарковался на Манежной площади прямо перед экскурсионным автобусом. Водитель вышел покурить и, неодобрительно поглядывая на мопед, произнёс: «Сумасшедшая табуретка». Мы немного обсудили с ним YouDrive lite (на моменте цены он удивлённо матернулся), а потом он рассказал, что часто наблюдает небезопасное движение пользователей электросамокатов по дорогам — хотя по идее они должны ездить по тротуарам и велодорожкам. Очевидно, что с увеличением числа электроскутеров московский трафик станет ещё более непредсказуемым.

Ощущения от поездок смешанные. Двигатель бесшумный, и хотя для мопеда 45 км/ч — вполне обычная максимальная скорость, она вообще не ощущается без рёва мотора. Сам двигатель довольно слабый, и если на обычном мопеде на светофорах ты всегда рвёшь с места вперёд остальных машин, то на iTank ты ускоряешься слишком медленно и все тебя обгоняют — приходится прижиматься вправо.

Главное опасение — вождение в тёмное время суток. Электроскутер ездит бесшумно, поэтому предупреждать пешеходов о вашем приближении будет только свет фары: не стоит пренебрегать звуковым сигналом.

Зачем вообще нужна аренда электроскутеров?

У меня пока нет чёткого ответа на этот вопрос.

За годы работы сервисов каршеринга в России стало ясно, что услуга пользуется спросом и нашла свою нишу. Каршеринг — это замена такси или личного автомобиля: иногда чтобы куда-то быстро и комфортно добраться теперь не нужно платить много денег или иметь собственную машину (с кучей сопутствующих проблем). В Москве каршеринг в 2018 году стал супер востребованным: в центре города в любой момент времени на дорогах в поле зрения можно наблюдать как минимум несколько каршеринговых автомобилей, а при наличии аккаунта во всех основных сервисах найти свободную машину перестало быть проблемой — парк крупнейших игроков разросся до неприличных размеров.

Прокат электросамокатов решает две проблемы. Во-первых, его действительно удобно использовать для коротких поездок по центру столицы: самокат играючи объезжает вечные московские пробки, а время, которое потребуется на спуск в метро и подъём обратно, идентично съёму и сдаче самоката. Во-вторых, это развлечение: ездить на самокате со скоростью 25 км/ч по тротуару или велодорожке — весело.

Электроскутер, конечно, можно использовать просто в качестве транспорта, но в отличие от машины вещи на нём перевозить неудобно. Места в кофре не хватит, даже чтобы положить туда рюкзак, потому что там лежит второй шлем (конечно, только если не ехать на скутере вдвоём). Кроме того, перемешаться быстрее на машине, тем более зона парковки автомобилей в разы больше — но в центре место для парковки порой найти невозможно.

Поездка на электроскутере — удовольствие, но сомнительное: для людей, не привыкших к трафику, первое путешествие скорее будет жутким стрессом, а не развлечением. Есть ощущение, что многих хватает на один раз — в противном случае, бизнес по прокату обычных мопедов был бы устойчивее, и мне не приходилось каждый год искать новый сервис проката взамен закрывшегося.

Не очень понятно, почему YouDrive lite решили запустить прокат электроскутеров так поздно: на дворе уже почти октябрь — ещё пара месяцев, и на дорогах будет каша из грязи, дождя и снега. В компании говорят, что за это время хотят успеть потестировать новую услугу, чтобы обкатать её к началу следующего сезона. Пока парк электроскутеров — всего 10 штук, и хотя YouDrive рассматривает возможность увеличения их числа до 200-300, я предполагаю, что это случится не раньше конца весны 2019 года —если вообще случится.

В конце концов, скутер — очень опасный транспорт. Шлем спасёт только от сотрясения мозга, а вот защиты шеи, спины, рук и ног у пользователей в 99% случаев не будет. В электроскутерах нет никаких ремней безопасности: один удар об автомобиль, даже боковой — и вы летите на асфальт. Перелом спины может грозить параличом, шеи — смертью, а по неопытности попасть в аварию — проще простого.

Будьте осторожны.

Поправки: изначально в материале было указано, что «услуга доступна лишь нескольким десяткам избранных пользователей». На самом деле в первый день работы сервиса услуга была доступна 7 тысячам пользователей, а на следующей день их число увеличили до 20 тысяч человек — это «несколько процентов от общей базы». Заявки других клиентов на доступ к скутерам рассматриваются индивидуально. Помимо этого, оказалось, что во время тестирования использовался скутер с одной аккумуляторной батареей (АКБ), которой хватает на 60-80 километров хода. В восьми из десяти доступных скутеров YouDrive lite стоят две АКБ, который поддерживают от 100 до 160 километров хода.

#технологии #каршеринг