Технологии Женя Кузьмин
4 130

Как устроены «Яндекс.Знатоки» — сервис вопросов и ответов, из которого «Яндекс» делает социальную сеть

Что из себя представляет сервис, «знатоками» которого зовут стать блогеров, авторов Telegram-каналов и создателей пабликов.

В закладки
Аудио

В ноябре официально запустился сервис вопросов и ответов «Яндекс.Знатоки». До этого у «Яндекса» уже был подобный сервис «Ответы» (или «42»), но в 2010 году его закрыли — тогда компания объяснила это тем, что площадка «не вносит существенного вклада в качество поиска». Теперь же некоторые ответы из «Знатоков» будут показываться непосредственно в выдаче. С весны 2018 года сервис работал в режиме бета-тестирования, в рамках которого тестировали «различные механики и концепции».

«Яндекс» позиционирует сервис как площадку, где люди будут находить полезные ответы на свои вопросы. Но, по данным TJ, в компании со временем планируют превратить «Знатоков» в полноценную соцсеть. О перспективе создания соцсети рассказывали блогерам, которых приглашали стать экспертами сервиса и отвечать на вопросы.

Редактор TJ изучил, что из себя представляют «Знатоки», и можно ли их уже сейчас считать социальной сетью, а также поговорил о сервисе с представителями «Яндекса».

Что представляет из себя сервис

По функциональности «Яндекс.Знатоки» напоминают конкурентов вроде TheQuestion. Вопросы поделены на тематические категории: «Животные», «Бизнес», «Мода», «Видеоигры» — всего 20 основных блоков. Внутри каждого блока ещё несколько тем, уже более персонализированных. Например, можно не читать вопросы про вообще все смартфоны, а подписаться только на тему Android.

На стадии тестирования можно было задавать анонимные вопросы, но к официальному запуску эту функцию убрали. Поэтому чтобы спросить или ответить в «Знатоках», необходимо зарегистрироваться — это можно сделать через единый профиль «Яндекса» или с помощью других соцсетей. Вопросы и ответы оцениваются лайками и дизлайками, тем самым ранжируя их в ленте для остальных пользователей. По «плюсам» выделяется лучший ответ, который показывается первым.

Эти же ответы попадают в выдачу «Яндекса» — информация в вопросах на «Знатоках» индексируется поисковиком, и карточка ответа может сразу появиться в отдельном поле. Подобную функцию в рамках эксперимента в 2016 году компания запускала совместно с TheQuestion, но теперь место стороннего сервиса занял собственный продукт «Яндекса».

Яндекс поставил виджет Thequestion на поисковые запросы пользователей, которые не имеют однозначного ответа. https://t.co/M04Fp1nBln

Пока функция быстрых ответов в поисковике работает с переменным успехом. Я не смог получить в выдаче некоторые ответы, хотя в точности повторял формулировку (например, про феномен певицы Монеточки). Также карточки не появлялись, если я немного менял формулировку вопросов. В «Яндексе» заявили TJ, что работают работают над развитием функции, а показ ответа зависит от большого количества факторов.

Кто отвечает на вопросы

Отвечать на вопросы могут все зарегистрированные пользователи — для убедительности можно добавить в биографию область своих знаний, чтобы тебе больше доверяли. Но «Яндекс» делает ставку на экспертов — журналистов и блогеров, которые отличаются от рядовых «знатоков» галочкой верификации и ссылками на свои проекты.

Экспертов искали представители команды «Яндекса» во время бета-тестирования. По данным TJ, такой статус предлагали авторам Telegram-каналов, пабликов во «ВКонтакте» и блогов в обмен на приоритет в отображении их ответов и продвижение через страницы результатов поиска «Яндекса». По мнению компании, активностью на «Знатоках» эксперты могут привлекать дополнительное внимание к своим основным площадкам.

В выдаче поисковика «Яндекса» у верифицированных экспертов сразу же показывается кликабельная ссылка

При переходе в какую-либо тему сервис сразу же начинает предлагать знатоков. Среди них: Telegram-канал «Большой брат» (тема «Компьютеры, электроника, интернет»), редакция DTF («Видеоигры») и паблик Geek-Geek («Развлечение и досуг»). В то же время выбор некоторых экспертов кажется странным из-за небольшого масштаба их проектов: например, в теме спорта мне предложили видеоблогера с «галочкой» и пабликом на 400 человек.

В «Яндексе» рассказали TJ, что на первых порах верификацию давали всем авторам тематических блогов и каналов, которые согласились поучаствовать в проекте. Но в будущем «галочку» будут получать только крупные проекты и специально приглашённые эксперты.

Также всем пользователям за ответы начисляется рейтинг, который можно увидеть в своём профиле. Но пока он довольно бесполезен — какого-то глобального топа по конкретным темам или всему сервису нет, и чтобы понять, большой у эксперта рейтинг или маленький, приходится вручную сравнивать его с другими авторами ответов. Представители «Яндекса» отметили, что на данном этапе рейтинг нужен в основном для ранжирования ответов и их отображения в поисковике.

Потенциал соцсети

Официально «Яндекс» называет «Знатоков» только площадкой вопросов и ответов. Но при разговоре с потенциальными экспертами представители компании рассказывали, что в дальнейшем сервис планируют развить в «полноценную соцсеть». В «Яндексе» ответили: «Рано пока говорить про социальную сеть, ещё много работы для того, чтобы про это можно было говорить». И на данном этапе это абсолютная правда.

У «Знатоков» почти нет социальных функций, которых бы не было у TheQuestion или «Ответов Mail.Ru». Можно подписаться на темы, вопросы и конкретных авторов, тем самым формируя собственную ленту. Из интересного — при переходе на профиль эксперта появляется кнопка «Задать вопрос». Я решил, что это некий аналог личных сообщений, и написал «знатоку». Но вопрос опубликовался в открытом доступе — кнопка просто призвала эксперта в тред уведомлением.

Представители «Яндекса» в разговоре с TJ пообещали, что в будущем личные сообщения точно появятся в сервисе. Может, вместе с ними запустят и другие социальные функции — и тогда уже «Яндекс.Знатоки» можно будет называть соцсетью.

#яндекс #технологии #соцсети

{ "author_name": "Женя Кузьмин", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438"], "comments": 31, "likes": 24, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 80752, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 30 Nov 2018 14:51:46 +0300" }
Комментарии

Широкий турник

3

Зря гугл свои ответы закрыл.

Смертельный Мика

4

опять освещение новых продуктов проклятого яндекса

Голубой теркин30см

2

Яндекс.Кукаретики

Технологии
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте важные новости первыми
Подписаться на push-уведомления