Технологии
Роман Персианинов

«Она не отрицает того, что цифровая»: интервью с одним из создателей российской виртуальной Инстаграм-модели Аси

О сложностях восприятия, перспективах заработка и растущей популярности подобных личностей.

Ася Страйк Фото из её инстаграма

Последние два года в интернете обсуждают растущую популярность цифровых моделей и фемботов (термин, обозначающий роботов или андроидов с подчёркнуто женской внешностью), развитие которых особенно заметно в Инстаграме. В феврале 2018 года пользователи соцсети обратили внимание на «фотографию» темнокожей модели Шуду, приняв её за живую девушку, тогда как на самом деле её создал британский фотограф в 3D-программе.

Наиболее известной цифровой моделью считается 19-летняя Лил Микела (полтора миллиона подписчиков в Инстаграме), за созданием которой стоит профессиональная команда. Авторы рассказывают в Инстаграме истории от лица Микелы, договариваются с модными брендами о платной рекламе в профиле девушки и записывают ролики с её «участием». Иными словами, «оживляют» Микелу.

В октябре у Микелы появилась российский аналог — 21-летняя Ася Страйк, которую авторы называют «цифровым близнецом» модели Саши Паники. TJ поговорил с участником проекта по созданию Аси Даниилом Трабуном, который в прошлом руководил редакциями «Афиши» и Look At Me, а теперь развивает «Яндекс.Дзен».

Как придумали Асю

Какую роль в проекте ты играешь?

Я помогаю с медиа и пиаром. Ася — это независимый проект моих друзей, который не связан с «Яндексом»: модели Саша Паника, чьей цифровой близняшкой является Ася, и её парня-дизайнера Асена Чумова. Весной мы встретились, обсудили идею и поняли, что можем вместе помочь Асе с запуском.

Получается, Ася — это идея Саши и Асена?

Изначально, да. Правда, мне приятно говорить об Асе не как об идее, а как о личности. Это красивый отыгрыш. Она сама общается, у неё есть свои друзья и знакомые.

Блок instagram недоступен

Как тебе объяснили изначальную цель Аси?

Ася Страйк — это медиа. Виртуальный персонаж, который не стесняется того, что он виртуальный, и за ним стоит команда. Примерно так устроен аналог Аси в США Лил Микела. Ася — медиа с человеческим лицом про новое поколение девушек. У нее есть контент-план, бэкграунд, прошлая жизнь — то, с помощью чего она сформировалась, и то, что её интересует. Есть немало сайтов про молодых современных девушек вроде Broadly или Wonderzine, их темы можно переложить на цифровую модель вроде Аси.

Каким образом?

Легко. В Инстаграме или в «Историях», только используя меньше текста. Обратной связи от пользователей будет даже больше, чем в медиа, если Ася сделает четыре-пять абзацев про то, что её волнует.

К примеру, для последней рекламной кампании дом [моды] Balmain использовал цифровых моделей. Реальные модели возмутились и написали петицию, потому что у них, по сути, воруют работу, так как сделать цифровую девушку гораздо дешевле. Ещё был вопрос этической стороны, потому что не очень понятно, почему мужчины создают идеальных цифровых девушек, выполняющих всё, что они захотят (в начале 2018 года белого автора темнокожей цифровой модели Шуду заподозрили в расизме и объективизации из-за «идеальной» внешности девушки — прим. TJ).

Блок instagram недоступен

Про это всё можно много говорить. Ася может рассказать об этом в Инстаграме. В следующем году она сможет вести свой видеоблог.

Как это будет выглядеть?

Лил Микела начиналась как статичный персонаж на фотографиях с простой графикой. Недавно вышел клип, где она немного подвигалась, и короткое видео, где она уже совсем «живая». Если говорить про Микелу, то ею занимается большая команда, но все эти технологии невероятно удешевляются с каждым днём. В следующем году можно делать полноценную анимацию вместе с Асей. Она будет разговаривать, подмигивать и улыбаться.

Из чего состоит и как меняется Ася

Можешь рассказать больше про Асю?

Она родилась в селе Артём в Новгородской области. Ходила в сельскую школу, потом переехала в Санкт-Петербург. У неё нет высшего образования. Она молода — ей 21 год. Она работала в интернет-кафе, плюс фотографировалась и увлекалась диджейством. Она человек, который прямо сейчас переехал в Москву и пытается освоиться.

Самое интересное, что есть в Асе — она не отрицает того, что цифровая, говорит и шутит про это. Она любит и слушает много разной музыки, но у неё нет музыкальных предпочтений: в детстве Ася слушала русский рок, а сейчас рэп. Она ещё не ездила за границу и не понимает, что туда можно поехать, там интересно.

Это точки, из которых можно развиваться и создавать историю. Из этого Ася может рассказывать, что она за человек. Плюс у неё есть жизненные истории про то, как с ней общались в школе. К примеру, можно предположить, что если у человека были проблемы в школе, то у него может быть обострённое чувство справедливости в будущем.

Сколько человек работает над Асей?

Три человека и команда людей, которые занимаются 3D-графикой. Суммарно в проекте пять человек, но это же хобби, которое не занимает 100% времени. Это творческое объединение, а не офисная работа.

Сколько часов в неделю приходится тратить?

Самое затратное по времени — это работа над 3D-моделью, над её эмоциями, над фотографиями и так далее.

На это уходят конкретные деньги? Вы занимаетесь рекламным продвижением Аси?

Нет. Всё должно расти органически. Мне кажется, что любой независимый медиа-проект может быть успешен в том случае, если он будет развиваться органически. Я не верю в заливание рекламой.

Ася — это российский аналог Лил Микелы, которая уже рекламирует популярные бренды. Но когда я смотрю на Микелу, то могу представить, что она живая. При всём уважении, Ася выглядит как персонаж из GTA V на минималках.

Первые фотографии действительно более простые, но сейчас она гораздо более сложная, и это происходит незаметно. Микела в начале тоже была проще, но [постепенное] развитие персонажа вызывает восхищение. Ася рассказывает о том, что пишут ей в личные сообщения— например, что она стала круче выглядеть. Если ты посмотришь последние фото, то видно, что всё улучшается.

Блок instagram недоступен

Но с каждым разом улучшать всё сложнее. В одночасье вы достигнете планки, после которой вам придётся тратить на это больше времени и ресурсов, чем сейчас.

Достигнув определённой детализации, не нужно делать её заново. Можно очень быстро и красиво фотографировать красивую Асю после определённого уровня детализации. До этого нужно дойти, сразу это сделать невозможно.

Ты говорил, что у Микелы большая техническая команда. Можете ли вы сделать лучше?

Вопрос не в том, чтобы соревноваться с Микелой. Главное, что должно быть интересным, — это история. Должен быть крутой сторителлинг. Люди десятилетиями залипают в 2D-нарисованных персонажей. Если будет классная история, то будет кредит доверия к развитию и найдутся ресурсы, чтобы иметь большую команду. Вопрос в том, что и как Ася будет рассказывать, и будет ли она «живой».

Блок instagram недоступен

Кто будет писать сценарий «жизни» Аси?

Этим занимается отдельный сценарист. Сейчас Ася только рассказывает вещи, которые замечает, но уже есть бэкграунд и направления. С нового года начнётся полноценное развитие сюжета.

Вы платите этому человеку?

Ох, эта московская история, когда про любую вещь спрашивают: «Ну что, вы привлекли миллионы долларов? Ну что, вы платите?» Пока мы работаем за интерес и свои свободные ресурсы вкладываем в Асю.

Я не думаю, что вам стоит привлекать миллионы долларов прямо сейчас. Я пытаюсь понять, на каких условиях работает команда.

В основе команды находятся Саша, её молодой человек [Асен] и я. Есть технологические ребята и сценарист. Люди, которые помогают, — это фотографы и стилисты.

«Людям интересно играть в отношения с цифровыми моделями»

Про эффект «Зловещей долины» (гипотеза, при которой робот или объект, выглядящий как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей — прим. TJ). Ты говоришь, что Ася должна быть анимированной и всё в этом духе. Сможет ли это реально перебить этот эффект? Когда я смотрю на других цифровых моделей, то существует ощущение, что это что-то нечеловеческое.

Помню статьи 2010 года в журнале Wired об эффекте «Зловещей долины» и о том, что роботы никогда не смогут стать такими же, как люди. Выяснилось, что людям не нужно, чтобы роботы становились такими же. Люди вполне нормально живут и интересуются цифровыми моделями.

Очень круто, что Микела больше похожа на человека. Меня не обманывает это. Я не думаю: «О боже, она человек или нет?». Я знаю, что она не человек, а цифровой персонаж, и меня это прикалывает. Эффект цифровых моделей в Инстаграме понятен. Происходит перенасыщение в каждой платформе, после которого люди не так сильно интересуются человеческими инфлюенсерами (люди, мнение которых имеет значение для определённой аудитории — прим. TJ). Цифровые модели — это что-то новое, что есть у тебя в ленте.

Но в чём соль таких моделей? Почему они должны интересовать людей?

Людям интересно играть в отношения и в общение с цифровыми моделями. Сейчас у Аси чуть меньше тысячи подписчиков, при этом в личные сообщения ей пишут десятки людей каждый день: «Привет, ну чо?», «Что делаешь?», «Как давно в Москве? Давай встретимся?», «Тебя ругают, но ты классная» или «Блин, ты такая не классная». Иногда дикпики присылают. Этот объём общения связан с тем, что она виртуальная и классная, этого уже достаточно. Это прикольный эксперимент: «Что-то похожее на человека, а давай испробуем, что она говорит и думает».

В голову приходит аналогия с «Алисой» «Яндекса». Ей задают вопросы и пытаются понять, насколько она развитая.

Согласен, что голос «Алисы» и её эмоции очень привлекают людей. Но «Алиса» ещё и полезная. Ася же — это голая эмоция. Это в первую очередь про ощущения и чувства. Это людям нужно.

У людей всё время нехватка эмпатии. Они подсаживаются на чувства, поэтому пишут посты или комментарии на TJ. Они не всегда хотят написать что-то умное, это я в том числе и про себя, а хотят отреагировать, чтобы на них отреагировали. Это классно.

Вы отвечаете на личные сообщения, которые присылают Аси?

Ася сама отвечает.

Что именно?

Она сильно обижается, если ей говорят: «Слушай, а можно сделать съёмку, а мы тебя вставим в неё», «Ой, у вас такая классная Ася, а как бы нам с ней сделать что-нибудь?». Естественно, что она отвечает сама и спрашивает: «Вы со мной разговариваете или с кем?». А так это милые разговоры. Ей пишут, что она страшненькая, а она отвечает, что может у них есть знакомый пластический хирург. Девушка с самоиронией.

О заработке и рекламных предпочтениях Аси

Про заработок. Каков план? Вам нужно набрать определённое количество подписчиков, а потом сотрудничать с модными брендами, где Ася будет моделью?

Перед запуском Аси мы отправились к нескольким брендам и первым, кто согласился, стал Adidas. У них как раз выходила модель кроссовок Falcon и они решили, что Ася может вполне поучаствовать в кампании. В итоге договорились о сотрудничестве. Охваты на фотографиях с Асей сравнимы с теми звёздами, кого использует Adidas для рекламных кампаний в Инстаграме.

Блок instagram недоступен

Вы получили с этого деньги?

Это полноценная рекламная кампания, конечно.

Сейчас Adidas к вам пришёл сам, но как вы будете дальше это развивать? У вас есть бренды, с которыми хотелось бы работать?

Есть три-четыре бренда, которые заинтересовались, когда Ася только появилась. В Асе есть три классные вещи. Первое — она особенная сама по себе. Если ты что-то с ней сделаешь, то это уже круто. Это не только про мега-охваты. Будучи брендом, ты можешь выложить её [фотографии] во «ВКонтакте» или в Фейсбуке и получить больший охват, потому что люди удивляются.

Второе — Ася «сестра» Саши [Паники]. Саша — полноценный Инстаграм-инфлюенсер. Это история про то, что ты можешь, будучи брендом, знать, что у тебя будет какое-то количество аудитории её сестры. Третье — у Аси есть собственный [профиль] в Инстаграме, который развивается. Я думаю, что она наберёт 50 тысяч подписчиков достаточно быстро. Я бы не стал говорить, как быстро, потому что очень хочется развиваться органически, но это произойдёт достаточно быстро.

Саша рассказывала об Асе своим подписчикам?

Да. Я даже заспойлерю — у них будут совместные фотографии. Это проект, в котором Саша участвует не просто как лицо. Она полноценный создатель.

Блок instagram недоступен

Сейчас цифровые модели — это модно, люди им удивляются. Но через год они привыкнут. Что тогда?

Я думаю, что через год мода не пройдёт, потому что технологии очень мощно развиваются. До того момента, как эти модели не станут полностью анимированными и «живыми», начав двигаться и вести трансляции в прямом эфире, к этому будет интерес. Если говорить про микро-инфлюенсеров со средним количеством подписчиков, то они обычно стоят недорого. Ты можешь попросить их сфотографироваться с телефоном или с косметикой, заплатив подъёмные цифры. Создание фотографий с цифровой моделью — это пока дорогое удовольствие, как минимум нужны 3D-создатели. Но это всё падает в цене.

Сколько стоит одна фотография с интеграцией?

Коммерческая тайна, но там большая вилка: есть более дешёвые и дорогие фотографии, фотографии-портреты, где ничего сзади нет. Есть фотографии полностью в 3D-окружении или одежде. Это всё разные цифры.

В каких программах создают Асю?

Мэппинг — Regard3D, моделинг — ZBrush, Autodesk 3ds Max с плагинами. Есть отдельные программы, где создаются волосы.

Как часто что-то ломается и нужно переделывать?

Нечасто. Полное создание модели — сложный процесс, в котором есть место большому количеству арт-дирекшна, которым занимается Саша. Ты придумываешь, как сделать её классной, необычной и красивой. Но здесь вопрос, что означает «красивая». Условно говоря, нужно сделать так, чтобы у неё классно по-человечески были зачёсаны волосы. Это требует времени.

Какие самые сложные этапы в создании Аси?

Всё, связанное с эмоциями: улыбка, нахмуренность, удивление и так далее. Хочется, чтобы это было не как в Sims, а более красивым и приятным. У человека так устроена голова, что он очень легко ощущает подставу, особенно там, где он чаще всего должен видеть искренность. Когда это просто модель без каких-то эмоций, человека ещё можно обмануть, но когда это смех, то это может выглядеть очень пугающе, или, наоборот, классно.

Как одевают Асю?

Несколько технологий. В этой части я бы не стал раскрывать все секреты, потому что вариантов много. В мире есть целое агентство по созданию виртуальной одежды.

Вы с ними сотрудничаете или планируете в будущем?

Не буду спойлерить.

От каких рекламных предложений вы откажетесь?

Те, которые не соответствуют характеру и интересам Аси.

Асе кажется, что ставки на спорт — это отстой. Она не интересуется ими. Если к ней придёт бренд, который это предлагает, то она откажет.

Я не знаю политические предпочтения Аси, но что если к ней придёт политик и предложит за деньги надеть футболку с надписью: «Я поддерживаю того-то».

Я спрашивал у Аси — её это не интересует.

А если заинтересует через год?

Через год она станет убеждённой анархисткой? Давай решать проблемы по мере их появления. У меня есть ощущения, что блогеры после различных историй, связанных с выборами, довольно с опаской смотрят на эту тему. Сложно рекламировать то, что не соответствует твоим убеждениям.

«Самое крутое, что есть в Асе, — она не идеальная»

За интернет-моделями — будущее?

Как со всеми штуками из будущего, они очень незаметно приходят. Мы живём в мире, в котором уже есть беспилотники. Для нас это нормальная вещь, хотя ещё недавно это было абсолютной фантастикой. В Инстаграме уже около сотни цифровых моделей. У них большое количество подписчиков. Это уже будущее. Есть российские цифровые модели, в том числе Кира (появилась в октябре 2018 года — прим. TJ) и Ася. На мой взгляд, мы уже в будущем.

Когда это станет более-менее устоявшимся?

Через два года.

Блок instagram недоступен

Реальные модели жаловались на то, что их цифровые коллеги — объективизируют женщин. Не боитесь, что эта риторика коснётся и вас?

Мне кажется, это новые этические проблемы, вокруг которых ближайшие один-два года будет много разговоров. У меня пока нет ответа.

Как будете действовать, если завтра к вам, например, придёт Ника Водвуд, которой что-то не понравится в Асе?

Ника — активистка. Она, вероятно, может обратить на это внимание. Самое крутое, что могла бы сделать Ася, так это выйти с ней на диалог, где Ника бы высказала своё мнение, а Ася — своё.

Но если бы она обратилась к вам, как к авторам?

Никто бы не пытался отстраниться, просто вариант с диалогом Аси и Ники был бы интересней. Это разошлось бы шире.

Как должны сосуществовать настоящие реальные модели с интернет-моделями?

Самое крутое, что есть в Асе, — она не идеальная. У неё нет идеальной фигуры и симметричного лица. Если ты создаёшь цифровую модель сегодня, то должен понимать, что будет в ней интересно. Если она будет идеальной, то получится очень неживая картинка.

#интервью #культура #интернет #мода