Технологии
Роман Персианинов

Вычисляя по IP: несовершенство базы данных по геолокации пять лет отравляло жизнь семье в ЮАР

Незнакомцы со странными просьбами начали приходить к дому Джона с 2013 года, требуя впустить их. Никто не представлял, что это связано с IP-адресом.

Задний двор дома Джона, который стал своеобразным маяком для незваных гостей Здесь и далее фото Кашмир Хилл,  Gizmodo

В 2012 году 39-летний Джон переехал к своей 73-летней матери Анне в частный дом в Претории (административная столица ЮАР), а год спустя у семьи начались проблемы. В 1964 году дедушка мужчины приобрёл коттедж в тихом и благополучном районе, и такая атмосфера в доме сохранялась почти 50 лет.

В 2013 году всё изменилось, и хозяева больше не могли найти покоя. Но виной тому стали не проклятие или заговор, а далёкие от идеальных принципы работы системы геолокации по IP-адресам и невольное участие армии США. Историю Джона и Анны рассказало издание Gizmodo.

Незваные гости

Первым в длинном списке незнакомцев, которые приходили к дому Джона, стал частный детектив. Он заявил, что в доме удерживают похищенную девушку, и отказался уйти до тех пор, пока его не впустят. Сын и его пожилая мать никого не похищали, но открыли дверь лишь после приезда полиции. Вместе с патрульным детектив обошёл весь дом в поисках похищенной, заглядывая в шкафы и под кровати.

Но как бы мужчина ни старался убедить полицейского и владельцев дома в своей версии, подкрепляя её данными некого «профессионального безошибочного устройства», ему не поверили. Он ушёл ни с чем, но за ним пришли другие. Люди появлялись у дома волнами, порой по семь человек в месяц. Незнакомцы ходили вокруг территории или стучали по забору, привлекая внимания владельцев.

У всех были разные мотивы. Многие обвиняли Джона и Анну в воровстве телефонов и ноутбуков. Однажды трое подростков нагрянули к дому, полагая, что в нём находится их интернет-обидчик. В другой раз пришла семья, искавшая потерянного родственника. В следующий раз в ворота стучал полицейский, который рассчитывал найти в коттедже разыскиваемого преступника. Затем последовал отряд спецназа, который пробрался через забор прямо к входной двери и наставил оружие на пожилую Анну. Полицейские объяснили, что ищут украденные айпады.

Ворота у дома Джона, которые стали главным препятствием для незваных гостей

«Эти люди приходят с каким-то религиозным рвением, полагая, что их вещи у меня во дворе. Владельцы [техники] Apple кажутся хуже остальных», — говорит Джон. В конце 2018 года на его домашний адрес пришла жалоба от владелицы магазина изделий из кожи Benna Bok. Женщина обвинила мужчину в травле в Фейсбуке и запугивании, пообещав подать в суд. Вот только Джон не знал её, и тем более не досаждал ей в соцсети.

Связь между домом Джона и миллионами IP-адресов

«Я не представляла себе, что происходит. Думала, что таким образом мошенники пытаются проникнуть в дом и что-нибудь украсть», — говорит Анна. В 2014 году дом действительно обокрали, но в тот момент хозяева были в городе — злоумышленники забрали телефон, планшет и украшения женщины. Последние она получила в подарок от матери, которая работала помощницей акушерки.

Предположив, что дом каким-то образом транслирует цифровой сигнал, Джон обратился к своему провайдеру, производителю своего модема и в техподдержку Apple. От последних он ожидал прямого ответа на вопрос, почему клиенты компании ищут свои потерянные устройства у него дома. Ему так и не ответили.

Мужчина начал вести список всех незваных гостей с целями их визитов и демонстрировал распечатку каждому новому человеку, который обвинял его в каких-либо преступлениях. Так продолжалось три года, пока Джон не связался с журналисткой Gizmodo Кашмир Хилл. Именно она одной из первых начала расследовать истории, которые начинались ровно как у Джона и его матери. Девушка сразу навела мужчину на след — искать причину проблемы стоит у MaxMind.

Мать Джона — Анна, которая работает медсестрой в местной больнице. Сам мужчина предпочёл не фотографироваться

Так называется компания, основанная в 2002 году в Массачусетсе. Она поставила цель собрать как можно больше IP-адресов и создать базу с их географической привязкой. Этого фирма добивалась различными способами: отправляла машины, которые ездили по городам и регистрировали IP-адреса и GPS-координаты открытых точек Wi-Fi, или же покупала нужную информацию у авторов телефонных приложений.

Всё это позволило MaxMind создать базу данных GeoIP для геолокации по IP-адресу. Клиентами подобных сервисов зачастую выступают рекламодатели, которые используют его для более успешного таргетинга, анализа трафика и прочего. Проще говоря, на основе накопленной базы GeoIP может предположить примерное географическое расположение конкретного IP-адреса.

Но всё это — не точная наука. Порой сервис может сообщить лишь страну, регион или город. Чтобы отобразить такие неполные данные на карте, MaxMind определяет координаты каждого условного города или страны. Обычно метка с этими координатами находится в центре страны — к примеру, в России географическим центром считается юго-восточный берег озера Виви в Красноярском крае.

Озеро Виви Фото Михаила Митрофанова

В США географический центр находится в северном Канзасе — то есть, каждый раз, когда сервис MaxMind может определить лишь страну, где находится запрашиваемый IP-адрес, он выдаёт пользователю координаты географического центра в Канзасе. Из-за некоторых условностей MaxMind пришлось немного «упростить» указатель географического центра, и он оказался на ферме пожилой Джойс Тейлор.

К 2016 году больше 90 миллионов IP-адресов были «привязаны» к этим координатам, тем самым лишив покоя 84-летнюю женщину. К её дому приходили десятки людей, обвиняющих её в разного рода проступках. Однажды неизвестный оставил на дороге к её ферме разбитый унитаз. Зачем? Никто не знает, но спокойствия это не добавляло.

Унитаз на территории Джойс Тейлор

Из-за действий MaxMind частная территория Тейлор стала своеобразным маяком для тех, кто пытался вычислить обидчиков по IP-адресу. Если хотя бы один из этих адресов использовался мошенниками или преступниками — база данных MaxMind выдавала одинаковые координаты, где расположена ферма женщины.

Журналистка Хилл добилась ответа от главы MaxMind, который признал ошибку, после чего метку по умолчанию перенесли на озеро недалеко от фермы. За следующие два года компания изменила координаты и других точек, чтобы избежать обвинений в будущем. Компания также начала уведомлять пользователей своей IP-базы, что система предлагает не точные, а лишь примерные координаты.

Вот только дома Джона и Анны из ЮАР эта реформа не коснулась — к точке на заднем дворе их дома были привязаны миллионы различных IP-адресов. Дальнейшее расследование показало, что в этот раз вина лежала не только на MaxMind, но и на армии США.

Победа для Джона и отсутствие универсального решения проблемы

База IP-адресов MaxMind действительно огромна, и источники для её создания исчисляются сотнями. Один из них — Национальное агентство геопространственной разведки США (NGA). Его основали в 1996 году как службу по созданию картографической продукции для армии США, а также для полиции, пожарных, разведывательных агентств и спасателей. Используя данные спутников, сотрудники ведомства составляли подробные карты различных регионов для военных, в том числе описывая предполагаемые места строительства ракетных шахт с ядерным вооружением.

В 1999 году NGA предоставило стратегическую карту и фотографии со спутников, которыми воспользовались силы НАТО в войне против Сербии. Из-за ошибок командования эти данные неверно истрактовали, что привело к уничтожению посольства Китая в Белграде и гибели троих человек. Улаживание конфликта стоило США более 30 миллионов долларов, которые перечислили правительству Китая и родственникам погибших.

За годы работы NGA накопила огромную базу данных, которой воспользовалась MaxMind. Схема почти аналогична той, что случилось с фермой в Канзасе. Компания привязала к точке на заднем дворе дома семьи миллионы IP-адресов. Каждый раз, когда условный человек пытался поквитаться с обидчиком в интернете, IP которого был привязан к координатам жилища Джона и Анны, они видели нового гостя у себя на пороге. «Может, моя земля сгодится под парковку», — писал Джон, полагая, что лучше всего им с матерью продать дом и переехать.

Джон не верил, что убедит американское федеральное агентство изменить координаты своих данных ради какой-то семьи в ЮАР. Ведь в конце концов, вина лежала не только на армии США и MaxMind, но и на людях, полагающих, что поиск по IP-адресу — это точная наука.

«Наши политические географы используют карты среднего масштаба, чтобы указать координаты объекта как можно ближе к центральному населённому пункту (столице — прим. TJ). В этом случае [Джон] живёт недалеко от столицы. Не было абсолютно никакого намерения размещать координаты на его территории», — объясняли представители NGA свою версию произошедшего. По их словам, агентство уже сталкивалось с подобными жалобами, но последний раз они поступали больше семи лет назад — в 2012 году.

Сложно сказать, почему картографы NGA указали координаты заднего двора Джона как центральную точку столицы. Дом действительно расположен недалеко от административной столицы ЮАР Претории, но это мало что объясняет. В этой области так же расположен зоопарк, самый большой торговый центр в Африке, множество правительственных зданий, знаменитая статуя политика Нельсона Манделы и ещё множество примечательных объектов.

Но Джона мало волновали тонкости — он думал лишь о том, может ли NGA пойти на уступки и перенести свою метку подальше от его дома. Благодаря журналистке Gizmodo дело удалось решить относительно быстро, и через месяц после запроса ведомство действительно поменяло метку, указав координаты исторической площади Претории.

Историческая площадь Претории, где установлен памятник бывшему президенту ЮАР Паулю Крюгеру

MaxMind также вошла в положение, но переместила свой указатель на ближайшее озеро. Спустя два года после того, как компания столкнулась с этой проблемой, она до сих пор ищет универсальное решение. Но вряд ли это глобально поменяет положение дел. Главная сложность заключается не в недочётах в MaxMind, а в неправильном взаимодействии баз данных.

NGA предоставляет бесплатную базу данных без правил её использования. MaxMind берет оттуда координаты для своей базы и присваивает им IP-адреса. Затем сайты, предлагающие геолокацию по IP, и мобильные операторы, предоставляющие услуги «Найти мой телефон», отображают эти координаты на картах в виде отдельных местоположений. Вот только зачастую пользователям не объясняют, как работает эта технология, и не показывают радиус точности местоположения.

Как итог — жертвы краж, полицейские, детективы, спецслужбы и многие другие оказываются на пороге дома таких же случайных людей, как Джон и Анна. И никто не может понять, как так получилось. Благодаря точечной работе журналистов Джон и Анна, скорее всего, спустя пять лет наконец обрели покой. Однако сложно сказать, сколько ещё в мире людей, ставших жертвами проблемы.

Если вы знаете о людях, которые столкнулись с похожей проблемой, напишите на [email protected] или в Telegram — macon42.

#истории #интернет #сша