Технологии
Сергей Звезда

Канадский интернет с цензурой: какой получилась «Аура» от «Яндекса»

Впечатления редактора TJ от сервиса, который хочет жить без контента «на грани», но рискует остаться пустым.

15 марта «Яндекс» рассказал о бета-тестировании социального сервиса «Аура», который подбирает друзей с помощью искусственного интеллекта на основании интересов пользователя. Уже спустя два дня, 17 марта, компания приостановила возможность приглашать новых участников. Когда эта функция вернётся и появится ли она вообще до публичного запуска — неизвестно.

Редактор TJ три дня тестировал «Ауру» и теперь рассказывает о своих впечатлениях.

«Аура» пока что сырая, неудобная и лишена индивидуальности

Соцсеть использует данные, которые уже известны «Яндексу», но зачем-то спрашивает некоторые ещё раз. С одной стороны, процесс регистрации значительно сокращён (нужна всего-то почта нa @yandex), а с другой — сервис всё равно требует указать пол и дату рождения, уже имеющиеся в «Яндекс.Паспорте». Я ждал, что в «Ауру» подгрузится хотя бы фотография из «Паспорта», но этого тоже не произошло — пришлось подбирать отдельно.

Алгоритм «Ауры» призван отсекать фейковые снимки, но, исходя из моего опыта и других пользователей, он регулярно ошибается. Я несколько раз не смог загрузить фото, где чётко видно лицо, поскольку искусственный интеллект «не разглядывал» меня даже на селфи. Правда, в некоторых сценариях премодерация работает успешно, что подтверждают и читатели TJ: например, я так и не поставил на аватарку кадры с моим пекинесом Лео или красивым зданием в Таллине.

В соцсетях неспроста сравнивают «Ауру» с Франкенштейном: мало того, что сервис «Яндекса» копирует узнаваемые детали других соцсетей от Tinder до Инстаграма, так ещё и делает это не очень осмысленно.

В «Ауре», как и в Tinder, оценивают публикации свайпом вправо или влево. Это напрямую влияет на формирование ленты: первыми искусственный интеллект показывает посты людей, на которых вы подписаны и которые уже набрали высокий процент лайков. Всё бы ничего, но «Аура» не использует преимущества Tinder до конца и прячет сервис знакомств Smart matching на другой вкладке — и лишает его удобных свайпов.

Главная страница «Ауры» и сервис знакомств на второй вкладке

Спорных примеров немало. «Аура», вероятно, с оглядкой на Инстаграм фокусирует внимание на фотографии, почти полностью убирая текст из зоны видимости. Как результат — через пару часов использования забываешь об описаниях вовсе. Кажется, что такая логика противоречит задумке сервиса, который не намерен превратиться в ещё одно фотоприложение. Хотя «Ауре» до этого всё равно далеко — редактора или фильтров в сервисе нет.

«Аура» — это вообще не про удобство, по крайней мере, на этапе бета-тестирования.

  • Это не отдельная соцсеть, а сервис, спрятанный в одной из вкладок приложения «Яндекса». На мой взгляд, это не просто лишняя пара кликов, а почти что отпугивание пользователя;
  • Логика развития сообществ неочевидна. Пользователь не может в момент подписаться на сообщество, увиденное в углу над постом другого пользователя (оно не кликабельно). Также пока нет намёков на то, что схожие по теме сообщества будут объединяться (например, «фото» и «фотография», «разработка» и «программирование», «путешествия» и «туризм»);
  • Поиск работает не по совпадению слов, а по их началу. То есть при наборе слов «санкт-петербург» и «петербург» получатся разные результаты;
  • Возможности в сообщениях максимально ограничены. «Продолжить разговор с интересным собеседником всегда можно в личной переписке», — говорит «Яндекс», но запрещает обмениваться фотографиями и гифками;
  • Пока пользователи не очень понимают логику сообществ, поэтому те максимально размыты. «Яндекс» также заявляет о том, что число подписчиков не имеет значения, но, увы, логичнее всего публиковать контент в уже набравших популярность сообществах «путешествия», «музыка» или «спорт».

«Аура» воспринимается как соцсеть с цензурой — и исправить это будет трудно

«Яндекс» явно не хотел привлекать внимание к внутренним правилам «Ауры». Даже на промо-странице сервиса они спрятаны так хитро, что не выделяются — поэтому неудивительно, что СМИ не сразу обратили на них внимание.

В правилах «Ауры» запрещены нецензурные выражения, оскорбления, «заведомо ложная информация» и «опасный контент», которым могут быть в том числе «призывы к противозаконным действиям». Под последнюю формулировку подпадают в том числе сведения о несогласованных с властями митингах.

Часть требований к контенту «Ауры» лишь копирует нормы российского законодательства (например, про порочащие честь сведения), но другая откровенно удивляет: до сих пор никто из соцсетей так открыто не запрещал мат и не просил пользователей не называть полицейских «мусорами». Другой проект компании, «Яндекс.Дзен», уже не показывает в рекомендациях материалы о сексе, но и там свободы больше.

В Твиттере сравнивают «Ауру» с мессенджером TamTam от Mail.Ru Group, но даже его авторы не делали акцент на ограничениях: реклама во время блокировки Telegram не в счёт.

Вряд ли каждый пользователь соцсети хочет постоянно писать в комментариях слово «порно», или делать посты со словами «реклама» и «*** [член]». Но если соцсеть запрещает саму возможность делать даже такие незначительные вещи, причин в ней зарегистрироваться становится намного меньше.

Как результат, первое моё впечатление от «Ауры» — наверняка, долго рождавшегося проекта «Яндекса» — напрямую связано с цензурой. Это далеко от изначальной цели (да, она всё ещё есть): переосмыслить френдленту. Она, по мнению компании, перестала выполнять главную задачу — знакомить людей с общими интересами.

Некоторые посты пользователей «Ауры»

Так ради чего «Яндексу» всё эти ограничения? Например, ради предосторожности. Соцсеть, которая заранее защищает себя от материалов, которые могут признать экстремистскими или незаконными по другим статьям, почти автоматически избавляется от большой головной боли.

Нет подходящего контента — нет и удаления публикаций по требованию Роскомнадзора, нет и дел «за репосты». «Аура» даже пошла дальше — репостов в ней вообще нет.

Первые дни в «Ауре» показывают, что аудитория у такой соцсети всё же есть — это люди, которые хотят исключительно неагрессивного отношения в соцсетях. Представьте, что «Одноклассники» не содержали бы поводов для «Класса народа». Или Фейсбук остался бы без выяснения отношений и колонок на злобу дня. Насколько эта аудитория лояльна «Ауре», пока определить трудно.

Хотел ли «Яндекс» получить что-то похожее на «канадский интернет» (мем про интернет без травли и недостатков) или это получилось случайно — сказать сложно. Компания не противоречит пуританскому тренду, который задали Tumblr и Facebook, но делает это жёстче и по своим соображениям. А разница «Ауры» с мемом про канадский интернет в том, что герои последнего могут делать в сети всё, что хотят, но решают стать дружелюбными без давления извне.

#разборы #яндекс #аура #соцсети