{"id":2124,"url":"\/distributions\/2124\/click?bit=1&hash=cb486ad033fc4681144b9dcb5bea9174c7b1186d3f634c0396acf30d50ab5312","title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0432\u0441\u0451 \u0435\u0449\u0451 \u0441\u043c\u0435\u0451\u0442\u0441\u044f \u0441 \u0448\u0443\u0442\u043e\u043a \u043e \u0432\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u043e\u0434\u044b","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0439\u0442\u0438","imageUuid":"0c8184f5-e991-5fb1-805a-302a5e5fb506","isPaidAndBannersEnabled":false}

Сотни тысяч людей следят за россиянкой, реставрирующей в тиктоке Библию 18 века. TJ поговорил с ней о работе и блоге Статьи редакции

Кто и зачем обращается к реставраторам, почему не хочется работать в российских музеях и сколько времени уходит на восстановление книг.

Тиктоки Валерии Измаиловой из Владимира набирают сотни тысяч, а иногда и миллионы просмотров. Сейчас у неё почти 490 тысяч подписчиков. Валерия рассказывает о редкой профессии — художественной реставрации, показывает, как работает над десятикилограммовыми церковными книгами (в том числе — Библией времён Екатерины II), возвращает к жизни старые фотографии и гравюры.

Реставратор рассказала TJ о том, с какими предметами сложнее всего работать, пришли ли из тиктока новые заказчики и где их вообще ищут современные реставраторы.

Если у вас не проигрываются тиктоки из материала, попробуйте перезагрузить страницу.

«Некоторые путают винтажность с разрушением»

Существует спор о том, остаётся ли предмет после реставрации подлинным, ведь его части изменяются. Но у реставратора нет цели сделать новую вещь, нужно только вернуть её к первозданному виду. Главный принцип — не навредить. Реставрация необходима, потому что иначе объект может вообще не дойти до будущих поколений.

Мне часто пишут про реставрацию фотографий: «Это же так красиво, она вся такая винтажная». Некоторые путают винтажность с разрушением, например, когда зарождается плесень на страницах. Допустим, сейчас она не сильно заметна, и люди не понимают, зачем её убирать. А через несколько лет она поразит уже большую часть страниц, затем ещё больше. Плюс, из-за плесени рушится состав бумаги, и она рискует просто развалиться.

«Реставрацией нужно гореть, иначе она не будет прибыльной»

У меня вся семья творческая: дедушка был художником, бабушка владеет антикварным магазином, папа — реставратор, дядя с тётей — иконописцы. Я с пятого класса определилась с профессией, других вариантов даже не было. Всегда очень хотелось прикасаться к истории и сохранять её. Я постоянно наблюдала за папой во время работы, приходила в мастерскую практически каждый день. Всё это завораживало, и мне хотелось так же. Только мой папа реставрирует иконы, а меня всегда привлекала бумага, старые книги.

Я окончила девятый класс и поступила во Фрунзенское художественно-реставрационное училище, где училась четыре года по специальности художник-реставратор графики и фотографии. Потом самостоятельно доучилась по реставрации книги.

Вообще я очень не люблю рассказывать об учёбе, потому что не советую это училище — после него довольно сложно найти нормальную работу, и подготовка не очень сильная. Просто тогда мне не хотелось переезжать, а Суздаль в 30 километрах от моего дома. Сейчас я всем советую доучиться до 11 класса и поступать в высшие учебные заведения в Москве или Петербурге.

В России можно получить хорошее образование в области реставрации. Но профессией нужно гореть, иначе она никогда не будет для тебя прибыльной. Я работаю 24 часа в сутки, каждый день прихожу в мастерскую. Даже если совсем нет настроения, провожу 2-3 часа за работой и в выходные, и в праздники. Сейчас заказов очень много, и нужно всё это по чуть-чуть разгребать.

«Мало кто доволен работой в музее»

В мастерской я сижу одна, в течение дня могу посмотреть несколько фильмов, ставлю на фоне музыку, сериалы. Музыка очень сильно помогает в работе. Понятно, что работники музея не могут себе такого позволить, и в этом один из плюсов работы в коммерческой реставрации: ты сидишь сам по себе, ни от кого не зависишь, можешь делать, как тебе комфортно.

Я знаю многих музейных работников и слышу от них больше о негативных моментах. Мало кто на сто процентов доволен своей работой.

В маленьких городах все стараются пойти в музей только для того, чтобы был шанс повышения квалификации за счёт учреждения: сотрудников отправляют на стажировки, это очень дорого.

Я сейчас как раз коплю деньги на стажировку. Это, конечно, плюс музея, но не все ведь отправляют: музею это невыгодно. Они прекрасно понимают, что ты сейчас отстажируешься и уедешь с новыми навыками в большой музей. Моя знакомая работает в музее в Костроме, и её никто никуда не посылает, постоянно придумывают какие-то отговорки.

Никогда не знаешь, что может произойти, но, думаю, я не буду работать в музее маленького города. Это всегда застой, низкая зарплата за достаточно большой рабочий день, отпуска по расписанию. Я проходила практику во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и насмотрелась на эти перерывы, «девочки, пойдёмте чайку попьём» каждый час, я так работать не могу. Возможно, я задумаюсь о музейной работе, если появится возможность устроиться в очень хорошее место, как мой знакомый, который работает в Эрмитаже. Либо в музей в Европе — там очень сильная реставрация.

«Когда вещь стоит больше 500 тысяч рублей, ты чувствуешь ношу»

Мне помогло, что папа в реставрации больше 20 лет, и у него много связей с церквями и коллекционерами. Начинала я с реставрации церковных книг по его рекомендациям. Потом мне стало этого мало, и я стала ездить в антикварные магазины. Заходила и говорила: «Здравствуйте, меня зовут Лера, я занимаюсь реставрацией, не нужно ли вам такое?». Показывала фотографии своих работ, объясняла концепцию и набирала так клиентов. Потом люди начали советовать меня своим знакомым, и база потихоньку сформировалась.

Основные клиенты — это, конечно, антикварные магазины, потому что они заинтересованы в том, чтобы побыстрее продать вещь, и платят более ощутимые деньги, чем собиратели, у которых книга будет лежать дома. Есть два магазина, с которым я работаю на постоянной основе уже не первый год. Так что в моей клиентской базе церкви, магазины и иногда приходящие люди, которые просят отреставрировать что-то из дома.

С известностью в тиктоке таких случаев стало больше. Но это обычно копеечная реставрация, когда у книжки надо подклеить страничку или поменять корешок. Я очень рада, что люди обращаются, но на такой реставрации далеко не уедешь. Всё равно нужно иметь крупных заказчиков.

Чаще всего я работаю с книгами, церковными или советскими, реже попадаются фотографии и гравюры. Мне больше всего нравится работать с фотографиями, но их приносят не так часто. Сложнее всего реставрировать большие, дорогие книги, потому что когда вещь стоит больше 500 тысяч рублей, ты чувствуешь на себе ношу, переживаешь.

Обычно церковные книги требуют не косметической реставрации, а прохождения через все процессы: её надо разбирать, пронумеровывать, чистить доски и кожу, если доски погнулись — заменять их на новые с сохранением рельефа старых, в несколько этапов очищать листы. Когда всё сделано, приходится обратно сшивать книгу и изготавливать переплёт. Иногда это может занять месяц-два, доходит до полугода. Я стараюсь не держать в мастерской вещи дольше, иначе это совсем затягивается.

Обычно большие церковные книги я реставрирую около четырёх месяцев. Параллельно, конечно, работаю с тремя-четырьмя предметами.

«В России мало контента про реставрацию»

Рабочий инстаграм был у меня довольно давно: туда я выкладывала фотографии «до/после». Потом скачала тикток и, когда началась пандемия, попробовала выложить работу. Не было цели создать популярный аккаунт, чтобы получать больше заказов, ведь работы хватает и без соцсетей. Просто хотелось поделиться тем, что люблю.

В видео всегда то, над чем я прямо сейчас работаю. Собственных вещей в мастерской мало, я пока не достигла такого достатка, чтобы покупать себе антиквариат. Иногда покупаю что-то в плохом состоянии, реставрирую и перепродаю.

Я всегда оговариваю с заказчиками, можно ли показывать их вещи в соцсетях. Если они согласны, всё демонстрирую, потому что в России мало контента о реставрации, особенно нескучного. Хотелось как-то весело это преподносить, передавать атмосферу, может быть, даже романтизировать. Люди стали активно подписываться, и я начала под этот формат подгонять инстаграм: монтировать процесс, добавлять озвучку, накладывать музыку.

Времени это отнимает немного, потому что я ничего не делаю специально. Само видео могу снимать, пока реставрирую, пару дней и смонтировать где-то за час. Потом я форматирую этот же ролик для инстаграма, делаю его покороче и убираю свой голос, потому что туда мне нравится выкладывать с фоновой музыкой. Единственное, что отнимает время — это общение в директе. Мне очень много пишут, задают вопросы, а я всем стараюсь отвечать.

Среди подписчиков много других реставраторов и собирателей. Я со всеми активно общаюсь, в том числе с иностранцами. Мы обмениваемся опытом, даём друг другу советы. Но в последнее время на меня, в основном, подписываются люди, которые до этого не были знакомы с реставрацией. Я рада, что у меня получается доносить информацию так, что им это интересно.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Ху Эмай

Ну конечно следят только за работой, а не потому что она секси

Ответить
Развернуть ветку
Леночка Пеночка

Ну вообще там невероятное сочетание красоты и скилов

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Георгий Станков

То то же у нее в тиктоке из последних 10 видео нет ни одного, где бы она не показала себя. Ее явно не из-за скиллов смотрят. Разве что этим скилом она добавила небольшую изюминку к своей внешке.

Как бы в тиктоке любая девушка 8-10/10 может себе набрать миллионную аудиторию за год если постараться

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Митя Простомолотов

эта книга такая огромная, я не могу удержать её в руках. ммм

Ответить
Развернуть ветку
CiZerin

Vogue уже показал в чем сила женщины

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
испанский смех

шлюха

Ответить
Развернуть ветку
Baileys

Да нихера. На ютубе сегмент реставрации тоже довольно большой (правда не книг, а более подручных предметов). А там не то что ведущий нет, там в принципе реставраторы в кадре стараются не появляется. Это сам по себе довольно залипательный и медитативный жанр видео.

А тут просто ещё и автор красивая 

Ответить
Развернуть ветку
Сексуальный химик

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Восточный супер_стар

О, книга 18 века - это очень очень круто.
У меня тоже есть реставрированный экземпляр, - католический молитвенник 1737 года.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
master of mastery

Симпатичная, вроде, девка. Зачем под куклу себя размалевывает?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Сон

Такая может хоть из говна снеговиков лепить, просмотров будет вряд ли меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Благодарный ящик

Лол, редакция в почти полном составе воюет против пользователей, ржака.

Ответить
Развернуть ветку
Солёная Капля

Тик-ток, видать, баблишка занёс под Новый год, хех

Ответить
Развернуть ветку
Головной меч

тик ток? сорри, но нет

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Куклин

Дайте ей совет уйти на ютуб. Ну это же извращение, смотреть такой интересный контент в тиктоке. У мен жопа раза 3 полыхнула.

Ответить
Развернуть ветку
Заинтересованный Макс

Ютуб не даёт возможности неизвестным авторам стать популярными за один день. Чтобы просто набрать аудиторию там, ты, скорее всего, потратишь невероятно много сил и времени. Тикток в этом плане прекрасен, достаточно одного ролика. 

Многие тиктокеры уже пробуют заходить на ютуб: почти все проваливаются

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Victor Ganin

Да никто не будет это на ютубе смотреть, ибо это не интересно. Либо нужно снимать качественно. А на тиктоке о качестве никто и не слышал.
Например, на ютубе есть видео с реставрацией всяких старых ржавых предметов. Там круто всё снято и смонтировано, и просмотров - миллионы.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Марк Рязанцев

Музыка очень сильно помогает в работе. Понятно, что работники музея не могут себе такого позволить

Пиздеж. хз кого она там знает но в музеях особенно в малых, реставраторов в жопу целуют. Все что угодно лишь бы работали. Не никакй проблемы работать с музыкой в своем кабинете. Недовольны все зарплатой, но все поголовно работают еще и на себя. А в музее находятся потому что им нравится место/постоянно какой никакой доход.

Ответить
Развернуть ветку
CiZerin
Недовольны все зарплатой, но все поголовно работают еще и на себя

А какой работой на себя занимается реставратор?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Заинтересованный Макс

Изумительная работа. Сразу видно, если у кого-то горит огонь в глазах при той или иной профессии

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Благодарный ящик

Изумительный комментарий. Сразу видно, если кому-то горит погасить платеж за кредит.

Ответить
Развернуть ветку
Вредный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Религиозный глобус

Офигенная работа и круто, что она об этом рассказывает пока мы тут в комплюктерах сидим

Ответить
Развернуть ветку
Andriy Podorozhniak

Бесит ее интонация и смех на выдохе 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Симаков

Если нравятся ее видосы, зацените еще вот этого чувака
https://www.youtube.com/channel/UCvZe6ZCbF9xgbbbdkiodPKQ

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vorogushin

Без сисек? Нет, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Al

Эх. не простое это дело. Хуяк и все. И пиздец. Я хоть научился тонкой работе, но бля. если бы занялся реставрацией. то 100% у меня были бы такие работы, как у "реставраторов". До сих пор похрюкиваю с этого. 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Станков

А могла бы снимать танцули с жёпой и получать в разы больше трафика и денег, эх

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Arm

Ну и шлюха 

Ответить
Развернуть ветку
Вредный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иксоглав

Не нужно заблуждаться, большему числу её зрителей интересна её внешность и харизма, а не реставрация книг. 

Ответить
Развернуть ветку
web-watcher

Надеюсь, она откроет приватку в телеграме)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Данилюк

Внешность очень сильно контрастирует с голосом и делом...просто разрыв мозга.
Круто когда ты профи своего дела, но почему-то у меня в голове не укладывается - зачем при этом делать мэйк-ап  и укладку как на фэйшн-фотосессию. Я бы сказала на фоне этих антикварных вещей  такой Look выглядит как-то неуместно. Ну, разве что ведется охота на мужа)))).
 
Голос очень приятный, не чувствуется ни капли гламура, хотя изображение им просто пышит!! Статья написана интересно, приятно слушать и смотреть, когда не видно этой готовности сразу после мастерской пойти в клуб)).

Ответить
Развернуть ветку
Taras Falkovskyi

Да и вообще она молодец!)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максимальный огонь

ни один видос не видно

Ответить
Развернуть ветку
marek shulz

а есть видео где её реставрируют?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 91 комментарий
null