Новости
Сергей Звезда

Цепочка событий: Приостановка продаж плацкартных билетов

Под вопросом оказались планы россиян на новогодние праздники и первые месяцы 2018 года.

Фото Алисы Затучной, cообщество «Прощание с плацкартом»

4 ноября РЖД приостановила продажу билетов в плацкарты и общие вагоны отправлением с 1 января 2018 года. Перевозчик в монопольном положении поспорил с федеральными властями об увеличении тарифов — туристическая индустрия уже предупредила о вероятном срыве планов на Новый год.

Январь-сентябрь 2017: плацкарт стал дороже

Ежегодно в плацкартных и общих вагонах поездов устанавливаются новые тарифы. Они вступят в силу после того, как их одобрит ФАС.

Тарифы на 2017 год проиндексировали на 3,9% по сравнению с прежними. По итогам проверки ФАС, к началу осени 2017 года средняя цена в плацкартных вагонах составила 1,9 тысяч рублей.

Билет в плацкарт на рейс «Москва-Петербург» с отправлением в декабре 2017 года обходится в сумму от 1212 рублей, «Москва-Сочи» — от 1606 рублей, «Москва-Владивосток» — от 4988 рублей.

Сентябрь: РЖД предложила новый тариф, но властям не понравились приоритеты и отчётность компании

«Федеральная пассажирская компания», дочерняя компания РЖД, направила в ФАС новое предложение: с начала 2018 года индексировать тарифы на 3,9%. В ФПК ориентировались на первые прогнозы Минэкономразвития и рост своих затрат.

ФАС не согласна с РЖД и считает, что поднимать цены на плацкартные билеты нецелесообразно: пассажиропоток в поездах снижается, тогда как в конкурирующих авиаперевозках рост составляет 22%. В авиационных агентствах уверены, что антимонопольщики зря ориентируются на авиарынок: там регулируемых тарифов просто нет, а цены образуются по-другому.

В плацкарте — 74% [провозной ёмкости], в общих вагонах — менее 50%. Вот резерв, поезда ходят полупустые. Какой смысл поднимать цены на полупустые поезда?

Александр Редько

Вместе с тем правительство решило перекроить систему отчётности РЖД. Если раньше РЖД рассказывала властям о доходах и расходам «котловым способом» (по производству в целом), то с 1 января 2018 года — по каждому маршруту отдельно.

Пока РЖД не введёт изменения, ей не предоставят бюджетные субсидии — в 2018 году, по данным РБК, компания рассчитывает получить около 8,5 миллиардов рублей. Перевозчик на словах не выступает против государства, но требует сначала создать автоматизированную систему для раздельной отчётности нового типа.

31 октября: ФАС предложила снизить цены на плацкарт, но правительство этого не хочет

ФАС впервые рассказала о своих взглядах на цены в плацкартах в 2018 году. Ведомство предложило снизить тарифы на 10% ради «экономических стимулов для населения».

По словам замглавы ФАС, министерство транспорта и министерство экономического развития России не захотели снижать цены на билеты и выступили против идеи ведомства. Инициативу обсудят в правительстве. Хотят ли Минтранс и Минэкономразвития оставить тарифы прежними или увеличить их — неизвестно.

4 ноября: РЖД приостановила продажу плацкартных билетов

РЖД приостановила продажу билетов в плацкартные и общие вагоны дальнего следования с 1 января 2018 года. Перевозчик объяснил своё решение тем, что ФАС до сих пор не утвердила новые тарифы.

Если антимонопольное ведомство утвердит новый тариф, пассажирам компенсируют разницу в стоимости или предложат возврат без штрафа, уточнили в РЖД. Со стороны перевозчика приостановка была бессрочной — вплоть до решения ФАС.

Получается, что те, кто купил билеты в плацкарт на начало 2018 года за 60 суток, пока РЖД не приостановило продажи, купили их дороже, чем по тарифу, который предлагает ФАС. Ранее пассажиры наоборот выигрывали, покупая билеты по старой цене.

цитата по «Российской газете»

7 ноября: туриндустрия заявила о возможном срыве планов на Новый год

Газета Российского союза туриндустрии RATA-News со ссылкой на туроператоров сообщила, что из-за решения РЖД могут быть нарушены новогодние планы множества россиян. В первую очередь, речь идёт о детях, которых родители отправляют в поездки на время зимних каникул.

Что будет дальше

ФАС пообещала, что продажу билетов в плацкарт на 1 января 2018 года возобновят с 16 ноября. Антимонопольная служба настаивала, что РЖД должна это сделать по закону — не позднее, чем на 45 дней от отправления.

РЖД с декабря 2016 года открывает продажи за 60 суток, поэтому должна была продавать билеты на следующий год уже с 3 ноября. По версии некоторых туроператоров, ФАС опоздала со сроками: «Новые правила действуют менее года, и очевидно, что утвердить тарифы на январь 2018 года просто не успели».

Как ожидается, Минтранс, ФАС и РЖД должны найти компромисс по поводу тарифов до конца этой недели. Если 16 ноября продажи билетов не возобновятся, антимонопольная служба возбудит дело в отношении РЖД и оштрафует перевозчика.

Неизвестно, понесла ли РЖД серьёзные убытки в связи с приостановкой продаж и будет ли она пытаться их компенсировать, например, за счёт госбюджета.

#разборы #цепочкасобытий #транспорт #экономика