Новости
Роман Персианинов

Игнорирование тяжёлых травм и отказы вызвать скорую: о чём сказано в новом расследовании условий работы в Tesla

Как утверждают журналисты, в попытке сэкономить компания Илона Маска всё чаще жертвует здоровьем сотрудников.

Временная работница Tesla, получившая травму руки из-за неполадки техники. Фото Reveal

Бывшие и нынешние сотрудники компании Tesla всё чаще публично выступают с осуждением руководства, в том числе главы Илона Маска, за «нечеловеческие» условия труда. Работники жалуются на регулярные переработки, производственные травмы, стресс и равнодушие к своим проблемам со стороны врачей компании.

Независимое издание Reveal опубликовало большое расследование о проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники завода компании. Как выяснилось, пострадавшим работникам Tesla часто отказывают в госпитализации, лечении или предоставлении отпуска из-за травмы, в том числе переломанные пальцы, последствия удара током или повреждения спины.

Главные обвинения

Один из самых важных пунктов, который подчёркивают авторы исследования — медицинскому персоналу Tesla запрещено вызывать скорую помощь без разрешения высшего руководства. Даже если работник завода получит серьёзную травму — например, ему отрежет часть пальца в ходе работ. Экстренные службы вызывают лишь в самых редких случаях, а зачастую сотрудников отправляют в больницу на такси. После травм работников обязывают вновь выходить на работу без обезболивающих, несмотря на тяжесть повреждения.

Как утверждают журналисты, клиника Access Omnicare, которая обслуживает больше десяти тысяч работников Tesla в Калифорнии, регулярно не выполняет свою работу по лечению сотрудников. Вместо этого, утверждают опрошенные медики, учреждение намеренно преуменьшает серьёзность травм пациентов. «Цель больницы заключается в том, чтобы как можно больше пациентов не упоминались в документации», — говорит помощница врача Анна Уотсон, которая в течение трёх недель работала в медицинской клинике Tesla.

За плечами Уотсон больше 20 лет практики, но, по её словам, она нигде не встречала такого положение вещей, как в компании Маска. Её уволили из клиники сразу же после того, как она высказала претензии к руководству о качестве обслуживания пациентов. «Любая компания, в которой я работала, стремилась указывать как можно меньше деталей в документах. Но я никогда не видела, чтобы это совершалось в противовес лечению пациента».

Анна Уотсон. Фото Reveal

Если в больницу приходили работники с жалобами на боль в груди, проблемы с дыханием или головную боль, их отказывались лечить, обуславливая это тем, что их недомогание не связано с работой. Порой пациентам требовалось наложить швы на порезы, но вместо этого рану заклеивали временным пластырем и выписывали человека. В какой-то момент, утверждают бывшие помощники учреждения, в клинике вовсе не было инструментов для наложения швов.

Tesla заключила договор с Access Omnicare в июне 2018 года — вскоре после того, как журналисты Reveal впервые сообщили о неблагополучных условиях труда на заводе. Руководство компании отвергло все обвинения, указав на несколько фактических ошибок в статье издания.

Бывший топ-менеджер Access Omnicare, пожелавший сохранить анонимность, рассказал о давлении на клинику со стороны Tesla. По словам собеседника Reveal, компания требовала отказывать сотрудникам в лечении, указывая, что их недомогания не связаны с работой, или же оценивать их травмы как незначительные. «С помощью издевательств и давления людей вынуждали делать то, что они не хотели», — говорит топ-менеджер.

Хирург и основатель Access Omnicare Басил Беш (Basil Besh) утверждает, что действия клиники никак не связаны с давлением Tesla. По его словам, пострадавшие работники «не всегда понимают, что лучше для них».

Как говорит Уотсон, в какой-то момент один из адвокатов Tesla и представитель отдела безопасности сказали ей перестать выписывать направления на упражнения для пострадавших. После этого она потеряла возможность отправлять работников на курсы по лечению, в том числе спины и плеч. Это нужно было для того, чтобы как можно меньше травм сотрудников фиксировались в официальных документах Tesla.

Изначально компания отказалась отвечать на вопросы журналистов, но после настойчивых запросов вице-президент Tesla по вопросам окружающей среды, здоровья и безопасности Лори Шелби (Laurie Shelby) заявила, что «очень довольна» услугами Access Omnicare, как и сотрудники. Илон Маск в свою очередь пожаловался на «несправедливые обвинения» в адрес компании.

Травма спины в обмен на работу в Tesla

Через два месяца после заключения договора с Access Omnicare, в августе, в Tesla устроился Стефан Нельсон. Во время ночной смены он работал с кроссовером Model X и наклонился к багажнику, когда задняя дверь сильно ударила мужчину по спине, оставив большие синяки. «Я не мог ходить или сидеть. Даже стоять прямо не получалось», — говорит 30-летний Нельсон, который в свободное время полупрофессионально играет в футбол.

Мужчина обратился к медперсоналу с просьбой вызвать скорую, но работник отказался, посоветовав ему вызвать такси в больницу. До конца непонятно, почему руководство стремится не вызывать экстренные службы — возможно, это связано с желанием сэкономить или избежать необходимости официального фиксирования информации о пострадавшем.

Беш утверждает, что любой сотрудник имеет право вызвать скорую помощь на завод, а такси рекомендуют в том случае, если пациенту не требуется экстренная медицинская помощь. По словам собеседников Reveal, на такси отправляли людей, которые страдали от головокружения и могли потерять сознание, а однажды до клиники таким образом пришлось добираться работнику со сломанными и раздробленными пальцами. Как считает Беш, немедленная госпитализация на скорой не требовалась и другому сотруднику, которому отсекло часть пальца.

Калифорнийский завод. Фото Tesla

Нельсона в клинику отвезла его девушка, но там его уведомили, что на следующий день он обязан выйти на работу. Мужчина так и поступил, но когда стало понятно, что из-за боли в спине он едва двигается, его отправили в специальный лечебный центр Tesla. Официально там тяжело пострадавшим дают предписание, позволяющее заниматься менее трудной работой до восстановления. Однако после повторного обследования Нельсону сказали выходить на работу на следующий день в полную силу.

Уотсон говорит, что это не единичный случай — сотрудников клиники обязали отправлять на полный рабочий день всех сотрудников. Даже если они «пострадали от ожогов, получили растяжения, рваные раны или деформацию конечностей». По словам девушки, однажды ей пришлось отправить работать мужчину со сломанной лодыжкой.

Всегда будет тот, кто скажет: «Нет, я не могу работать». Но если вы посмотрите объективно на результаты медицинского обследования, то это не всегда правда.

Басил Беш

Спустя девять дней после травмы Нельсон получил официальное предписание, которое запрещало ему выполнять работу, связанную с напряжением на спину. Однако Уотсон утверждает, что далеко не все сотрудники добиваются таких условий. Из-за сильных болей Нельсону пришлось начать пользоваться инвалидным креслом, а вскоре после выздоровления, в сентябре 2018 года, он уволился из Tesla.

Альтернативные способы не платить за лечение

Хотя временные работники завода, которых нанимают лишь на определённый срок, также имеют право пользоваться услугами клиники Tesla, в учреждении работает негласное правило отправлять их домой. Так произошло с Трейси Ли — однажды во время работы на заводе сломался автоматический механизм, поднимающий тяжёлые детали, и женщине пришлось перетаскивать их самостоятельно. Во время этого она травмировала руку, но в медицинском учреждении ей отказали в помощи, так как Ли не постоянный сотрудник фирмы.

Собеседники Reveal подчеркивают, что закон запрещает отказывать временным работникам в медицинском обеспечении. По данным репортёров, ещё до официального соглашения с Access Omnicare сотрудники Tesla сталкивались с ограничениями при попытке обратиться в клинику. В декабре 2017 года работник завода Билл Касильяс (Bill Casillas) дотронулся до вилочного погрузчика и получил разряд тока. Чуть позже это произошло снова.

После этого мужчина почувствовал себя плохо и обмочился, и с тех пор регулярно страдает от боли и онемения в теле. 47-летний американец утверждает, что не может работать в полную силу и способен передвигаться только с тростью.

Первоначально приглашённый врач Access Omnicare диагностировал у Касильяса травму, полученную на работе, и назначил курс терапии. Два месяца спустя другой врач Access Omnicare отменил заключение.

Второй доктор объяснил, что другие сотрудники компании не жаловались на вилочный погрузчик, поэтому Касильяс получил травму не на работе. На момент написания статьи этот врач больше не работает в учреждении и отказался общаться с прессой. Сам же пострадавший до сих пор числится сотрудником Tesla, но фактически не работает из-за травмы, пока его адвокат организует независимое медицинское обследование.

В официальной статистике Tesla сказано, что за август 2018 года травмы получили 48 человек. Однако на основе трёх недель работы в учреждении Уотсон считает, что на деле производственных повреждений за этот период произошло в два раза больше. После увольнения она устроилась в другую медклинику, но убеждает Калифорнийское подразделение по безопасности и благополучию труда провести тщательное расследование в Tesla.

Вы устраиваетесь в Tesla и думаете, что попали в передовое, великое и прекрасное место, этакую компанию будущего. Но, думаю, вы разочаровываетесь, что в основном это и есть наше будущее, где [благополучие] рабочих всё ещё не имеет значения.

Анна Уотсон

#разборы #tesla #маск