Транспорт Julia Shishkina
1 134

Мотор-колесо Дуюнова обошлось без китайских магнитов и американских миллионеров

Мотор-колесо — распространенное явление для велосипедов, которые хотят стать мощнее. В России немало поклонников идеи пересесть на электробайк, велосипед, а вот электроавтомобили — скорее мечта.

В закладки

Всему виной дороговизна импортных составляющих электродвигателей. Но русским инженерам есть что предложить.

Сегодня часто можно видеть, как предпочтение велолюбителей переходит к электро моделям. С таким транспортом не придется стоять в пробках, вы достигаете пункта «Б», не вдыхая вредные газы и не тратясь на заправку маслом и топливом.

Электровелосипед приводит в действие мотор-колесо. Это не значит, что лишь нажатием на педаль удастся умчаться в горизонт, крутить педали всё же придется. Но мотор помогает взбираться на крутые горки и нестись на встречу ветру с приличной скоростью. Подобные средства передвижения, использующие мощность различных источников, называют гибридными.

Существует два типа мотор-колес: редукторные и безредукторные, и между ними существует проблема выбора.

Первое будет работать близко к высшей точке КПД, так как сохранит высокие обороты. Но всё-таки потеря эффективности с редуктором будет, поскольку такие системы являются сложными, и трат на трение не избежать.

Системы без редуктора не понижают обороты двигателя, а КПД двигателя в них не является постоянным и часто зависит от скорости. Но такие системы просты, поэтому их суммарный КПД выше по сравнению с редукторными моторами.

Мотор-колесо Дуюнова на выставке «ЭкоТех»

Мотор-колеса, представленные на рынке сегодня — это BLDC (Brushless Direct Current Motor) — бесщёточные, бесколлекторные электродвигатели постоянного тока. До недавнего времени двигатели с постоянными магнитами были монополистами мира мотор-колес, а Китай — единственным в их производстве. Ведь редкоземельные металлы, служащие сырьем для изготовления двигателей, почти на 95% от мирового запаса принадлежат Поднебесной. Вывозить их запрещено законом, а приобрести возможно только в конечном виде изделия.

BLDC-двигатели обладают неоспоримыми достоинствами:

  • Широкий диапазон изменения частоты вращения
  • Бесконтактность и отсутствие узлов, требующих частого обслуживания (коллектора)
  • Возможность использования во взрывоопасной и агрессивной среде
  • Большая перегрузочная способность по моменту
  • Высокие энергетические показатели (КПД выше 90 %)
  • Большой срок службы и высокая надёжность за счёт отсутствия скользящих электрических контактов.

Однако вентильные двигатели характеризуются и весьма ощутимыми недостатками:

  • Высокая стоимость двигателя, обусловленная частым использованием дорогостоящих постоянных магнитов в конструкции ротора. Они встречаются и с электромагнитным возбуждением, но это сопряжено с комплексом практических неудобств. В ряде случаев предпочтительным оказывается применение асинхронного двигателя с преобразователем частоты.
  • Сложная структура двигателя и управление им.

Первое и пока единственное в мире асинхронное мотор-колесо принадлежит русским умам, а конкретно — Дмитрию Дуюнову. В 1995 году инженер начал свою работу и доказал, что заброшенная полвека назад технология совмещения классических обмоток «звезда» и «треугольник» всё таки работает. Назвал он такой тип обмотки в ответ западной «Американке» — «Славянкой».

Работу мотор-колеса Дуюнова оценил Николай Фоменко

Технология уже была испытана на самом ожидаемом проекте отечественного автопрома. К концу 2019-го года миру представят нейромобиль Zetta El Panda, который буквально управляется силой мысли. Эта инновация — обладатель государственного гранта на 250 миллионов рублей и, пожалуй, единственная надежда людей с ограниченными возможностями на передвижение без посторонней помощи на расстояниях до 600 километров.

Одним из опытных образцов так же стало мотор-колесо 318 габарита, установленное на скутер Irbis Grace. В ходе модернизации стандартный ДВС был заменен на мотор Дуюнова, заменен задний маятник, а на рулевую часть добавлен рычаг для рекуперативного торможения.

Скутер проявил себя куда лучше, чем в стандартной комплектации: стал более маневренным, легче трогался с места и показывал отличную скорость, — по проселочной дороге удалось набрать 70 километров в час. Более того, Ирбису удалось протащить вслед за собой полуторатонную Ниву!

Этой осенью скутер принял участие в традиционном закрытии мотосезона, преодолел всю дистанцию мотопробега, и не уступал мотоциклам с ДВС, двигаясь с ними наравне. До места проведения мероприятия и обратно электроскутер добирался своим ходом.

Помимо вышеперечисленного «Славянку» также тестировали на:- автомобилях ЗАЗ, Таврия, Citroen, Twizy; велосипедах «Версия», «Грань», Denzel Escort, Denzel Sparta; мотоциклах Tornado, Cafe Racer, Rush 3 от Denzel; троллейбусе, шахтном электровозе «Эра»; на электродвигателях в составе разнообразного оборудования: заводских станках, электроинструментах и прочем.

Её основные преимущества, подтвержденные на практике:

  • Двигатели потребляют до 40% меньше электроэнергии, чем аналоги с классическими технологиями.
  • Двигатели работают в режимах, близких к номинальному почти все время, что делает их более эффективным.
  • Себестоимость снижается на 30% за счет меньшего использования электротехнической стали и меди.
  • Двигатели реже горят и ломаются - сервис фактор 2,5.
  • Пусковые моменты выше на 35%.
  • Пусковые токи ниже на 35%.
  • Повышается класс энергоэффективности с Е1 (самого низкого) до Е3 и Е4.
  • Двигатель не боится грязи и прочих внешних воздействий.
  • Двигатель малошумный и лёгкий - 20 кг (в отличие от аналогов - 50-60 кг).

В процессе тестирований и сбора информации, обкатывается оборудование, понимается, где что требует доработки. Параллельно, изготавливаются детали, которые понадобятся для установочной партии мотор-колес. Тем самым, с помощью сбора данных для оформления методик лаборатория готовится к аттестации на право выступать как средство измерения в РФ, что необходимо для процесса дальнейших разработок.

Мотор-колесо Дуюнова на выставке в Монако

Есть достижения, которыми команда инженеров может гордиться уже сейчас, а не скоро. Технология удостоилась премии правительства Шаньдун (Китай) в рамках 10-й Шаньдунской конференции обмена китайских и зарубежных талантов высокого класса (The 10th China Shandong Domestic and Overseas High-end Talents Exchange Fair), прошедшей в 2018 году. Двигатели по технологии Дуюнова DA-90S и DA-100S уже выпускаются серийно китайской компанией Denzel.

Но Китай — не предел мечтаний разработчиков. Им предлагали продать идею за сумму с шестью нулями, Но упрямая натура русского человека предпочла кропотливую работу и настоящую победу быстрой наживе. В одиночку свой проект Дуюнову не прокормить, поэтому разработчик приглашает малых и средних инвесторов. Такие, к слову, не заставили себя долго ждать: единомышленников уже под 100 тысяч человек, при этом не только соотечественников.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Julia Shishkina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": -1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 83007, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Dec 2018 12:59:38 +0300" }
Комментарии

Благополучный Мика

3

Не маловато раз встречается слово «русский» в тексте?

Усталый Женя

2

Мотор-колесо Дуюнова обошлось без китайских магнитов

Двигатели по технологии Дуюнова DA-90S и DA-100S уже выпускаются серийно китайской компанией Denzel

кек

Транспорт
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Не пропустите самое важное,
что происходит в интернете
Подписаться на push-уведомления