{"id":1064,"title":"\u041f\u0440\u043e\u0439\u0434\u0438\u0442\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0442\u0435\u0441\u0442, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u043a\u0440\u0438\u043f\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u044e \u0438\u0437 \u0435\u0434\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=1064&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/kaleidofood&placeBit=1&hash=f30606208ead4bb67ee3624f20be3cd7a9b9c0ae8b2bd8a40218541848752d25","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как прийти в небо и стать пилотом

Привет! Сегодня я продолжу тему малой авиации, начатую Никитой, и расскажу о том, как можно прийти в небо, что нужно для этого сделать и сколько оно всё стоит. Также поделюсь своим опытом обучения на частного пилота в Великобритании и развею некоторые мифы, связанные с этим.

Первый полёт

Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Хотя я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.

Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram. В комментариях вы найдёте список известных мне аэродромов для некоторых городов.

После того, как мы нашли аэродром, нам нужно поискать на его сайте информацию о лётных школах. В принципе, можно сразу и лётную школу начать гуглить. Если не удалось найти лётную школу — ищите какие-нибудь «полёты на самолетах в СПб». Наша задача сейчас — найти какую-то точку входа в мир авиации. Теперь звоним, просим возможность покататься на самолёте за штурвалом (на английском это называется trial или gift flight), бронируем удобный для нас день и всё. Больше ничего делать не надо.

Вопреки распространенным мифам и стереотипам, вам не нужно проходить для этого ВЛЭК (летную медкомиссию) или сдавать экзамены по теории. Этот способ работает, даже когда вы просто турист. Даже если вы вообще не имеете представления, как управлять самолётом.

Стоить такое удовольствие будет примерно 220 долларов за час. В эту цифру включены: стоимость топлива, взнос на обслуживание самолёта по расписанию, зарплата вашего инструктора, а также плата за взлёт и посадку аэродрому. Стоимость может немного варьироваться в зависимости от страны (в Англии чуть дороже, в России чуть дешевле). Да, это не самое дешёвое удовольствие, но в то же самое время и не космически дорогое. Для аренды частного самолёта вовсе не обязательно быть миллионером. А ещё вам обычно разрешают взять с собой пассажиров, и они тоже могут разделить с вами стоимость полёта.

Любопытный водоем около Рима

Вот так вот всё просто. От реального полёта вас отделяет всего один звонок в нужное место. И оно того стоит. Никакие слова, фото или видео не передадут ощущений, открывающихся во время полёта. У каждого человека они свои. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Держать собственную жизнь в своих же руках поначалу немного страшновато, даже с инструктором рядом (о чём собственно Никита и писал). Однако уже после первого полёта приходит осознание того, что надо ещё постараться, чтобы специально разбиться. Летать не сложнее, чем водить машину, просто по-настоящему безопасный полёт требует достаточно большого количества знаний. За безопасностью и следит инструктор.

Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлёт и посадку во время вашего первого полёта. Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, «горбатая» полоса). Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придётся.

Лицензия частного пилота

Ок, предположим, полёт вам что называется «зашёл», и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Насколько это сложно и правда ли все те истории о сложностях жизни пилота в России?

Для начала, стоит сказать, что имеется три вида лицензий пилота:

  • PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота). Позволяет летать на самолётах на некоммерческой основе, в том числе с пассажирами.
  • CPL (Commercial Pilot Licence, лицензия коммерческого пилота). Позволяет зарабатывать деньги на полётах, то есть разрешает вам работать в авиалиниях и бизнес-авиации.
  • ATPL (Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота). Разблокирует возможность работать командиром больших авиалайнеров.
Лахта-Центр, Санкт-Петербург

Каждая лицензия требует лицензии предыдущего уровня. Соответственно, даже капитан авиалиний должен получить лицензию частного пилота для начала. Каждый уровень требует большего налёта, более сложных экзаменов по теории и более строгой медицинской проверки. Поговорим немного про PPL.

Возможности:

  • Некоммерческие полёты на самолётах. Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами.
  • Летать можно на огромном спектре самолётов, начиная от поршневых и заканчивая даже некоторыми реактивными. Но в разных странах есть свои нюансы.
  • Нельзя летать на самолётах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus).
  • Можно арендовать самолёты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется).
  • Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — страна самолёта и лицензии должна совпадать (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолёте).
  • Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией.
  • Можно пересекать международные границы.

Требования:

  • Медицинская справка о годности к полётам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению.
  • Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже.
  • Наличие небольшого количества налёта (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах).
  • Сданный экзамен по практике.
Заход на посадку в Лондоне

Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:

  • Night Rating — полёты ночью
  • Instrument Rating — полёты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам.
  • Multi-Engine Rating — полеты на самолётах с двумя и более двигателями.
  • Type Rating — полёты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing.
  • И еще куча других, на ваш вкус и фантазию.

Перед обучением

Существует множество организаций, стандартизирующих лицензии, но особо выделить пока стоит три:

  • ФАВТ (Федеральное агентство воздушного транспорта, Росавиация) — лицензии для России
  • EASA (European Union Aviation Safety Agency) — лицензии для всей Европы (то есть вы сможете летать на французском самолёте с итальянской лицензией пилота).
  • FAA (Federal Aviation Administration) — лицензии для США.

Для получения FAA лицензии обычно летят во Флориду. Там хорошие погодные условия и большой выбор школ, но цены не из самых дешёвых. Как вариант, можно выучиться в центральной части Штатов (например, в Техасе), где цены будут немного меньше.

EASA получают в Испании, Чехии или странах Прибалтики. У них неплохой баланс между погодой и стоимостью обучения. После завершения обучения обе лицензии можно легко валидировать в России.

Разумеется, никто не мешает вам учиться летать и в России. Однако, стоит заметить, что в России были прецеденты, когда лётные школы закрывали, а лицензии у их выпускников отзывали. Хорошо выбранная лётная школа во многом защищает вас от подобных ситуаций, но гарантий дать не может никто.

Манхэттен, Нью-Йорк

В хороших школах очень много внимания уделяется безопасности полётов, психологии и развитию правильного командирского характера. Вас научат дотошно выполнять чеклисты, очень внимательно анализировать погоду, во всех ситуациях избегать абсолютно любых рисков и правильно принимать решения. Статистика по происшествиям показывает, что это действительно работает.

Уделите также внимание формату обучения. Некоторые лётные школы предлагают сразу оплатить все необходимые часы налётов, некоторые — покупать порционно пакеты по 10 часов, некоторые просто предлагают отдельно оплачивать каждый час полёта. Выберите формат обучения, удобный для вас. Если, например, вы постоянно проживаете неподалёку, самым удобным форматом будет почасовая оплата. Имейте в виду, что нет требования, диктующего проходить обучение в оговорённый срок — вы можете летать хоть по часу в месяц, пока не наберёте необходимое количество часов.

Теория иногда преподается на месте, иногда дается на заочное обучение по книгам. В Штатах могут предложить также обучающие видео.

Осмотрите внимательно состояние самолётов, обратите внимание на то, насколько хорошо инструктор вас «натаскивает» на процедуры во время пробного урока. Хороший инструктор должен учить вас читать чеклисты вдумчиво и не просить вас пропускать их, особенно когда времени достаточно.

Наконец, имеет смысл пройти медицинскую проверку до начала обучения. Европейская справка дается очень лояльно, от вас не требуется практически ничего. Российский ВЛЭК, которым все так любят пугать, для частных пилотов тоже весьма сильно упрощён. Тем не менее, риск не пройти есть, и узнать об этом лучше до того, как вы начнете тратить деньги на обучение. В России же это вообще законодательное требование.

Окрестности Сивелла, Англия.

Теория

Отсюда и далее я буду рассказывать уже непосредственно об обучении на лицензию EASA. В других странах детали будут отличаться.

Теория не так страшна, как её малюют. Вам нужно будет прочесть несколько книг и подготовиться к девяти теоретическим экзаменам.

  • Air Law — воздушное право. Вы узнаете о видах воздушных пространств, правилах полётов, пересечении границ, требованиях к самолётам и пилотам.
  • Operation Procedures — расскажут про некоторые процедуры, вроде тушения пожара в полёте, посадках на мокрые полосы, работе со сдвигами ветра и турбулетным следом от других самолётов.
  • Human Performance and Limitations. Оптические, слуховые и пространственные иллюзии, влияние сна на полёты, авиационная психология, принятие решений, оказание первой помощи.
  • Navigation — навигация в небе. Штурманский расчёт, учёт ветра, правильное распознавание ориентиров, исправление ошибок при навигации, расчёт топлива, основы радионавигации.
  • Communication — общение с диспетчерами, процедуры полётов в воздушных пространствах разных классов, подача сигналов срочности и бедствия, пересечение воздушных пространств и милитаризованных зон.
  • Meteorology. Как образуются облака и ветер, в какие облака нельзя влетать, какие опасности ждут на границах погодных фронтов, как читать авиационные сводки погоды (METAR и TAF).
  • Principles of Flight. Откуда берётся подъёмная сила, как работает киль и стабилизатор, как самолёт контролируется по трём осям, почему происходит сваливание.
  • Aircraft General Knowledge. Как устроен сам самолёт, его системы, как работает двигатель и все приборы.
  • Flight Performance and Planning. Расчет балансировки самолёта, его загрузки, требуемой взлётной и посадочной дистанции.

Да, список выглядит внушительно, но вопросы на экзаменах достаточно простые. Некоторые ребята просто банально заучивают ответы. Однако делать так я бы не посоветовал — каждый из этих предметов необходим и может спасти вам жизнь.

Полёты в Подмосковье, окрестности Ватулино

Практика

Практика часто начинается параллельно с теорией, а иногда и до. Вы начнёте с базовых вещей — влияния управляющих поверхностей и тяги двигателя на поведение самолета. Затем вас научат рулить на земле и поддерживать горизонтальный и прямолинейный полёт в воздухе. После этого вам предстоит освоить правильные техники набора высоты и снижения. На следующем уроке вам покажут, как правильно делать повороты, в том числе и в наборе или снижении.

Потом начнётся немного экстрим. Вы начнёте выполнять медленные полёты, при звучащей сигнализации сваливания, затем само сваливание и, возможно, — штопор (да-да, практически все учебные самолёты в такое умеют). Тут же вас могут научить выполнению поворотов с большим креном и выводу самолёта из спирали — ещё одной весьма коварной штуки. Как вы понимаете, это необходимо для выработки умения избегать подобных ситуаций, а в случаях самих ситуаций — безопасно выходить из них.

Затем, наконец-то, начнутся так называемые конвейеры на аэродроме. Вы будете летать прямоугольную схему вокруг аэродрома, попутно обучаясь взлёту и таки да, посадке. После того, как вы научитесь уверенно сажать самолёт, в том числе при боковом ветре, без двигателя и закрылок, вам доверят святая святых любого курсанта — первый самостоятельный вылет. Будет страшно, даже если вы чувствуете себя как птица в воздухе.

С этого момента вам будут давать больше возможностей летать самостоятельно. Небо не прощает неисправленных ошибок, и вам предстоит осознать это одному, без направляющего вас инструктора. Вы будете учиться самому важному навыку командира — навыку принятия решений. Разумеется, за вами при этом будут очень внимательно следить с земли (и в случае чего обязательно помогут).

Затем начнутся полёты по маршруту. Вы начнёте летать на другие аэродромы, выбираться из ситуаций, когда потерялись, планировать изменения маршрута прямо в воздухе, пытаться перехватывать радиалы от радиомаяков. Вам предстоит слетать до определенной точки и повернуть назад, далее слетать на другой аэродром и под конец, возможно, слетать в большой контролируемый международный аэропорт. И всё это вначале с инструктором, потом самостоятельно.

Полёты на закате восхитительны, но без солнцезащитных очков в них делать нечего

Потом вас начнут готовить к экзамену. Для начала вам придется сделать большой и сложный полёт по маршруту, с несколькими остановками в аэропортах. Самостоятельно. Называется такое cross country solo. Затем вы повторите некоторые упражнения из самого начала, чтобы удостовериться, что вы сможете сдать экзамен.

Ну и сам экзамен. Состоит из нескольких секций, занимает несколько часов. Его задача — убедиться, что вы умеете летать не идеально, но безопасно.

В Европе вам ещё нужно будет сдать практический экзамен по радиообмену и, возможно, отдельный экзамен на знание английского языка. Последний не будет представлять особой проблемы после чтения книг и практического радиообмена, которому вы научитесь в полётах.

Вдохновение

Авиация — это не просто полёты. Это возможность осознать намного большее, чем нам доступно. Это возможность научиться быть ответственным, правильно относиться к ошибкам, слушать других людей и вдохновлять их. Это возможность научиться правильным решениям, правильному управлению командой, правильной оценке собственных ресурсов, управлению рисками и оценке безопасности. Это возможность быть где угодно и увидеть привычные нам города совсем с других ракурсов.

Это возможность познакомиться с одним из самых любопытных сообществ, где практически всегда ребята стараются помогать друг другу. Возможность встретить множество интересных людей и завести новых друзей практически в каждом уголке мира.

Повторюсь ещё раз, что ни один текст, видео или фото не передаст ощущений и от минуты полёта. Вам нужно прийти и попробовать все самим. И это вовсе не так сложно. Приходите в небо, пробуйте себя в нём! Вот вам немного для вдохновения:

  • Мой канал в Telegram, где я регулярно рассказываю о своих полётах и пишу некоторые заметки по теории. Из последнего — история полёта в Сивелл и заметка про confirmation bias в психологии.
  • Небесные истории Дениса Оканя. О работе пилотом авиалайнера.
  • Каналы Записки Пилота и kudri.fm на YouTube. Обзоры самолётов, ответы на популярные вопросы, очень красивые записи полётов.

Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность всем тем людям, которые поревьюили статью перед публикацией.

Встречного вам на взлёте, и, может быть, ещё услышим друг друга на частоте!

0
96 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Виталий Бабичев

Список, как и обещал :)

Москва
Аэроград Можайский
Аэродром Ватулино

Санкт-Петербург
Аэродром Гостилицы

Киев
Аэродром Чайка
Аэродром Бородянка
Аэродром Гоголев

Лондон
Elstree Aerodrome
Biggin Hill Airport
Stapleford Aerodrome
Rochester Airport

Париж
Saint-Cyr Aerodrome

Канны, Ницца
Aéroport Cannes Mandelieu

Рим
Rome Urbe Airport

Нью-Йорк
Republic Airport

Сан-Франциско, Окленд, Долина
Hayward Executive Airport

Приходите в небо!

Ответить
Развернуть ветку
Военный меч

Ещё одна охуенная вещь, которую я наверное никогда не сделаю

Ответить
27
Развернуть ветку
Эмоциональный рубин

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
6
Развернуть ветку
Военный меч

Сейчас из-за денег. Да и сознательно рисковать при наличии маленького ребёнка мозг отказывается.

Потом - может быть. Но скорее всего не сложится по каким-то причинам

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

А почему нет-то? Просто позвонить и приехать полетать ведь.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Нужны деньги - раз.
Это риск - какой-никакой, но всё-таки риск. Он выше, чем если бы я сидел на диване. Когда у тебя маленький ребёнок, то нет желания специально рисковать.
Потом - может быть. Всегда хотел ощутить полет. Но боюсь высоты.
Не знаю.

Ответить
4
Развернуть ветку
Eli Verenich

Ну вообще риск ездить в маршрутке и особенно по трассе в маленьком автобусе - по моему многим выше. Чем даже летать на малой авиации. Хотя смотря в какой компании и на каких самолетах.
Но тем не менее ...
Машин и небольших микроавтобусов на трассе бьется тысячи тысяч каждый год. ВСе просто привыкли и почему-то не думают об этом.
Если высчитывать вероятность аварии - она очень высокая...
Даже когда едешь сам не более 80-90 км-ч по трассе - все равно. Высока вероятность что в затяжном повороте какой-нибудь е..лан влетит тебе по встречке...
Я стараюсь все время отрабатывать экстренное торможение. В плане аварий с самолетами - они очень редки на кол-во единиц летающей гражданской техники.
В нете есть калькулятор кстати. Там выходит 0,00015 % вероятность, или что-то около того.
На частных чуть выше.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Пулимов

Виталий а где почитать про цены на обучение и где учиться в России?

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Лучше всего спросить у ребят на аэродроме. В каждом регионе могут быть свои цены и свои школы.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Хнычков

Привет! Спасибо большое за такую подробную статью и фотографии, очень круто и интересно)

Ответить
7
Развернуть ветку
Военный меч

Закрепи его коммент со списком

Ответить
1
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Хнычков

А что тебе не понравилось в оформлении?

Ответить
0
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Вы уж извините — у меня немного поехал русский язык из-за жизни в другой стране. Я несколько раз перечитываю и редактирую материал после публикации, но иногда остаются такие артефакты после правок.

Ответить
5
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр Хнычков

По структуре не вижу проблем. Насчет стилистики мы с редакцией договорились не лезть сильно в пользовательские материалы, если там не требуется серьезных правок. В любом случае, перед выводом Оля все равно посмотрит и исправит если будет необходимость. Я не стал трогать пока что

Ответить
3
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Хнычков

Всё ещё не освоился?

У меня нет редакторского опыта и знаний, чтобы вычитывать тексты на все мелкие ошибки. Могу структуру исправить или что-то очевидное, а остальное я бы лучше доверил редактору)

То, что ты прислал, поставил в один пункт. Так лучше выглядит?

Ответить
1
Развернуть ветку
Странный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1
Развернуть ветку
Александр Хнычков

Так я же тебе написал, что Оля посмотрит. Я скинул ей материал сразу после выхода

Ответить
3
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

Соответственно, даже капитан авиалиний должен получить лицензию частного пилота для начала

Это не так.

Ответить
2
Развернуть ветку
Металлический танк88

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

А поясните, пожалуйста. Я не знаю ни одной юрисдикции страны, где можно было бы этого не делать, но я могу быть неправ. В России в том числе курсантов училищ вначале на PPL натаскивают.

Ответить
1
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

В России в том числе курсантов училищ вначале на PPL натаскивают.

Ну Боги, откуда эта инфа?

Все курсанты в России выпускаются с дипломом, летным удостоверением и сипиэлом. Никто никого не "натаскивает" на любительскую лицензию.

Что касается мировой практики, то везде, в любой стране мира пипиэл и сипиэл можно получать с нулевым налетом, разница лишь в том, для чего оно надо, чисто для себя или работать в авиалиниях планируешь.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Sapega

Выпускник одного из государственных летных репортинг ин. "Все курсанты" с 2017 года выполняют летную практику по новой программе, подписанной господином Сторчевым из Росавиации. К чему я это, спросите вы? А к тому, что с момента выхода документа ФАП-147 в 2008 году, приводящего нормативную базу по выдаче свидетельств авиационному персоналу в соответствие с Приложением 1 к Чикагской конвенции ИКАО (организация, устанавливающая международные стандарты в гражданской авиации), прошло почти 10 лет. И все эти 10 лет курсанты получали свидетельства пилотов с отклонением от российского законодательства и международных стандартов.

А отклонение вот в чем: обладатель свидетельства коммерческого пилота должен соответствовать, в частности, следующим требованиям согласно ФАП-147 п.4.3 а) "100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна;"

Вот тут-то и кроется самое интересное. Согласно ст.57.1 Воздушного кодекса РФ "Командиром воздушного судна, <...>, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа."

Видим, да? Имеет действующее свидетельство пилота. Следовательно, для того чтобы получить налет в качестве КВС и получить свидетельство коммерческого пилота, необходимо уже иметь пилотское. И этим пилотским, внезапно, является свидетельство частного пилота, поскольку для его получения таких требований к налету в качестве КВС нет (и быть не может).

И поэтому Росавиация переписала программу подготовки в училищах и теперь курсанты после отлета 45 часов получают свидетельства частных пилотов + выполняют соло полеты (один в кабине), чего раньше не было. Я понимаю, что вы, либо учились по старой программе, либо где-то слышали, но от этого вы не становитесь правым. Автор статьи все правильно написал, для того чтобы получить одно, надо получить другое, таков закон. И не только в России, а везде, где за основу взято Приложение 1 (то есть почти весь мир). Если интересен более подробный разбор, можете посмотреть у одного из пилотов-инструкторов https://denokan.livejournal.com/161430.html

Ответить
7
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Все так. Это даже первое требование на сайте CAA:
"You will need to hold a PPL (A) issued in accordance with Annex 1 of the Chicago Convention. EASA PPL (A) licences are issued in accordance with this Annex."

Ответить
3
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

чего раньше не было.

Это не так.

Я выпустился в 10, лэвс, самостоятельные были. Никаких лицензий пилотов-любителей никому не выдавали.

Коллега летает в Казахстане, учился в штатах, просто приехал, оплатил cpl и вперед. Это разные ветки, взаимозамещающие друг друга.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Alex Sapega

На чем самостоятельные летали, если не секрет? И я подчеркиваю, что именно один в самолете, без второго курсанта. Касательно штатов, вот вам требования Part 141, пункт 2 и там также сказано что необходим PPL для получения CPL. Возможно, что в целях упрощения формальностей, оно не оформлялось в пластике. https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?SID=e5ae0e28b8777a0a308e6a848eee3eb6&mc=true&node=ap14.3.141.0000_0nbspnbspnbsp.d&rgn=div9

Ответить
1
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

Ан-2, что очевидно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Sapega

Ну так а на Ан-2, согласно его РЛЭ, летать соло вообще не допускается. Минимальный состав экипажа: командир и второй пилот. http://www.aviadocs.net/rle/An-2/CD1/RLYE/An-2_RLE.pdf

Ответить
1
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

О как, ебу дал? Как ты в летке тогда самостоятельные выполнять будешь?

https://youtu.be/gB1C8wBoWeY

Ответить
–3
Развернуть ветку
Alex Sapega

Ебу очевидно дал тот, кто игнорирует официальные документы))

Ответить
0
Развернуть ветку
Evgeny Gladkikh

Только Российские училища - это исключение из общемировой практики. И даже в России многие стартуют с получения PPL для последующего становления в перспективе линейным пилотом лайнеров.
Пример такого человека - автор канала на ютубе Записки Пилота. Сейчас получает PPL, когда-нибудь станет пилотом лайнеров.

Ответить
0
Развернуть ветку
Съ нами Богъ!

Пример такого человека - автор канала на ютубе Записки Пилота. Сейчас получает PPL, когда-нибудь станет пилотом лайнеров.

Фэнтэзи.

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Список, как и обещал :)

Москва
Аэроград Можайский
Аэродром Ватулино

Санкт-Петербург
Аэродром Гостилицы

Киев
Аэродром Чайка
Аэродром Бородянка
Аэродром Гоголев

Лондон
Elstree Aerodrome
Biggin Hill Airport
Stapleford Aerodrome
Rochester Airport

Париж
Saint-Cyr Aerodrome

Канны, Ницца
Aéroport Cannes Mandelieu

Рим
Rome Urbe Airport

Нью-Йорк
Republic Airport

Сан-Франциско, Окленд, Долина
Hayward Executive Airport

Приходите в небо!

Ответить
4
Развернуть ветку
Антон Маханьков

В СПб можно еще добавить аэродром «Бычье поле»

Ответить
1
Развернуть ветку
Игорь Лучко

Еще аэродром Аэропракт (с. Наливайковка, 40 км от Киева по житомирской трассе). Желающие полетать пишите (стоимость дешевле чем в статье почти в два раза :)

Пы.Сы.: Чайка сейчас не функционирует, а на Бородянке максимум прыжок с парашютом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Borisov

Виталий, что-то я не заметил, что Росавиация охотно и "легко" валидирует иностранные PPL и CPL. У нас в училище учатся ребята с зарубежными PPL, им отказали в валидации, они были вынуждены проходить полное обучение в государственном училище. Сори за повтор сообщения. Не заметил сразу кнопку "ответить"

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Так я и не писал, что РА валидирует "легко". Только про то, что есть возможность валидировать без переобучения. И в России, и в других странах.

Насколько это легко в реальной жизни, не могу сказать, так как сам этого пока не делал. По тому, что слышал от ребят — PPL валидируют достаточно спокойно, с CPL и выше проблемы есть. Но поручиться, само собой, за инфу не могу :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Стафеев

Привет! А есть источник где добыть литературу для теории? Спасибо!

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Очень много книжек по теории доступны на американском ебее. По каким-то причинам их не отправляют по почте в Россию, но ты можешь найти посредника на авиационном форуме, который за небольшую плату тебе перешлёт.

Ответить
7
Развернуть ветку
Военный меч

Это как тот россиянин, который покупал схемы истребителей через авиационный форум, и которого потом арестовали(?)

Ответить
4
Развернуть ветку
Пирожок с вишней

ты зачем шутку портишь...

Ответить
6
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Есть. Вот по этим книгам мы учимся. Скорее всего, будут доступны и в России. Приложения, правда, немного говно, но текст в книгах самое то.

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.pooleys.ebooks
https://apps.apple.com/gb/app/pooleys-ebooks/id981166096

Ответить
2
Развернуть ветку
Военный меч

Вдохновился вашим постом на хабре и постом Никиты, поеду завтра летать!

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч
Ответить
6
Развернуть ветку
Военный меч

Вот где я его читал уже. А то думал, что точно видел уже этот текст.

Ответить
0
Развернуть ветку
Никита Лихачёв

Виталь, спасибо большое! Очень рад, что продолжил тему.

Ответить
2
Развернуть ветку
Военный меч

Первым делом, первым делом самолёты…

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Ну а донаты, а донаты потом.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

Порекомендуешь что-нибудь в окрестностях Лондона?

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Ага, выложил чуть ниже. Сам летаю в Elstree, но остальные аэродромы ничуть не хуже. Просто выбирай то, куда удобнее всего будет ехать.

Ответить
1
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Блин, хотел тебе предложить на vc.ru об этом рассказать, но позабыл.

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Ну я могу чуть позже про что-то более узконаправленное написать, про безопасность там или особенности именно Англии.

Ответить
0
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

Эй, нам тоже интересно!

Ответить
4
Развернуть ветку
Военный меч

где в Змеиногорске полетать?

Ответить
0
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

Ходют легенды что тут есть аэродром, но я там никогда не был.

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

Полюбила летчика,
Думала летает
Прихожу на аэродром -
Он там подметает

Ответить
5
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

На карте его нет уже нет разумеется, он давно не действует.

Ответить
0
Развернуть ветку
Oldfag TV

поэтому пока приходится летать только с кровати на пол?

Ответить
0
Развернуть ветку
Stanley H. Tweedle

С разбегу на твою мамку

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Давай начнём тогда лучше с темы про переезд, у нас это опять в моду вошло как раз.

Ответить
1
Развернуть ветку
Это не шутки

Нет-нет, здесь пиши, куда пошел?!

Ответить
0
Развернуть ветку
Военный меч

а потом редакция будет говорить, што у них авторы в очередь не становятся, а тут переманивают)

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Тот случай, когда можно усидеть на двух стульях.

Ответить
0
Развернуть ветку
Виктор Васильев

А что по ценам на ла? Понятно, что новенькую цесну будет сложно найти дёшево, но наверняка же есть что-нибудь простое и относительно дешёвое.
Могу ли я обучиться на як-52, получить лицензию и потом летать на цесне? Нет привязки к определенному типу ла?

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Sapega

Если получаете PPL на однодвигательном самолете, то ограничений по типу нет, можете управлять любым однодвигательным. Главное чтобы не было ограничений по минимальному составу экипажа (например, управлять минимум вдвоем). Купить самолет не так уж и дорого, дороже поддерживать его летную годность. Иногда документы оформляют неправильно и ставят в пилотское конкретный тип, тогда, формально, вам можно летать только на нем.

Ответить
3
Развернуть ветку
Александр Бунцис

Спрошу ка знакомого пилота, он же у каждого есть. Ну все...пошел ребят

Ответить
1
Развернуть ветку
Pavel Zakharov

Прекрасный материал, спасибо

Ответить
1
Развернуть ветку
Stan Majors

Прекрасный лонгрид, прикольно было почитать

Ответить
1
Развернуть ветку
Денис Виронов

Спасибо за инфу и фото! Даже не предпологал, что можно так легко этому обучиться

Ответить
1
Развернуть ветку
Олег Майснер

Слепому (полностью) на один глаз человеку даже пытаться не стоит, наверное?

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Я знаю, что в Англии есть особый тип лицензии для подобных случаев, но деталей не знаю. В любом случае, вам ничто не мешает летать с инструктором, в том числе с пассажирами.

Ответить
1
Развернуть ветку
Военный меч

После протестов в Тбилиси сразу за штурвал самолёта?

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry

Вроде развернутая статья, но так и понял, если я получаю лицензию для Европы, могу ли я летать по России / США? Или они привязаны только к своему региону?

Ещё интересно узнать по визам, к примеру я хочу просто приземлиться в Литве и через час улететь обратно, нужно ли для этого делать шенгенскую визу или иные документы?

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Вы можете летать с любой лицензией где угодно, единственное требование — вы должны летать на самолете с той же регистрацией, как и ваши лицензия. Вы получили лицензию в Европе — можете летать в США на европейском самолете. Либо валидировать и получить американскую в дополнение и летать на американских тоже.

В России, правда, может быть немного сложно получить разрешение на полет на самолете с иностранной регой.

Ответить
1
Развернуть ветку
Dmitry

Спасибо :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

Можно пересекать международные границы
имеется ввиду просто полетать? или прям приземлится там можно?

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Можно пересекать и приземляться. Практически во всех случаях. От обязательств иметь валидные паспорта и визы это не освобождает, от обязательств проходить пограничный контроль и таможню тоже. Просто подаете и согласовываете план полета, перед пересечением границы связываетесь с диспетчером "той стороны" и ведете себя примерно как при входе в контролируемое воздушное пространство. Приземляться можно только в аэропортах с таможней.

Ответить
1
Развернуть ветку
Діма Чубрей

это очень крууто, в детстве родители повели меня к знакомому, который очень любит это дело. мы полетали, много чего нам показали, а в конце помню о нас завез в гараж. Открывает, а там блин самолет полусобраный. Помню сильно впечатлило: )

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

А еще такой вопрос - есть где почитать статистику о проишествиях в этой конкретной сфере? и по Украине я в какие аеропорты смогу прилететь, где посмотреть?

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Вот именно статистику я не подскажу, но про безопасность немного сказать скажу.

Частных пилотов учат летать безопасно. Анализировать погоду, внимательно осматривать самолет, сканировать трафик вокруг, проявлять радиоосмотрительность. И все примерно настолько же серьезно, насколько и в большой авиации. Но. Пилот у нас обычно один в самолете, двигатель тоже один, и вероятность отказов таки выше. Правда, вероятность успешно приземлиться на маленьком самолете, как ни странно, таки выше.

На Украине (правильно же написал? :) малая авиация очень неплохо так развита, и аэродромов частных достаточно много. В том числе дают приземляться и в больших региональных аэропортах. В Борисполе вряд ли дадут, но в аэропорту Житомира или Харькова вполне разрешат. Очень советую посмотреть видео на канале "Записки Пилота", там человек как раз на Украине и живет :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

у него там в самом старом видео "ответи на часто задаваемые вопросы" - у него был старый канал? я бы с начала посмотрел

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

Окей, прошло пару дней, меня не попустило до сих пор, что очень странно. Залип на канале. Скажи плз у тебя прямо сейчас сколько уходит в месяц на вот это все дело? Ну и как часто ты летаешь, если не секрет)

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

У нас очень непредсказуемая погода. Например, в этом месяце я потратил ноль, так как она ни разу не попала на выходные. А вообще я стараюсь летать каждый раз, когда погода позволяет.

В месяц где-то фунтов 500-700 выходит в среднем, так-то. Но ещё раз подчеркну, что ничто не мешает летать так, как хочется, раз в месяц или раз в полгода.

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

понял, а это со своим самолетом или аренда?

Ответить
0
Развернуть ветку
Oleksandr Radionov

А не подскажете как обстоят дела с дальтонизмом? Просто читал что в Европе дальтоники могут получить PPL. В Украине вроде с этим сложнее. Можно ли получив PPL в Европе, летать в Украине?

Ответить
0
Развернуть ветку
Leo

Ещё бы цифры привели бы конкретные, были бы гораздо информативнее.
Я про деньги, если что.

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

По цифрам. Их нет. Смотрите сами.

У вас есть минимальное требование налета (40-45 часов). Но разные люди получают информацию по-разному, и почти никогда этих часов не хватает на лицензию. Вдобавок очень большую роль играет погода. Поэтому количество налета будет разным у каждого человека.

Далее, стоимость летного часа. Она тоже разная. И сильно зависит от страны, типа самолета, средней зарплаты по региону и так далее. В глубинке можно найти полеты за 8-10 тысяч рублей. В Москве, очевидно, ценники будут другими.

Теория тоже разнится. Кто-то отдает на заочное обучение, кто-то просит приходить на занятия очно. В очном обучении стоимость будет одна, в заочном другая.

Аэродромы тоже разными бывают и разную стоимость просят за взлет/посадку.

Ну и самое главное. Я не сильно в теме цен в России, поскольку не живу тут и знаю о них только понаслышке. И даже тут о ценах можно говорить только в очень широком диапазоне: 10-15К. Потому что вот эти все факторы.

Что я могу сказать, так это то, что платить можно по мере наличия у себя денег. Сходили полетать раз в месяц на 10К и хорошо. Через несколько лет наберете 42 часа, вас никто никуда не гонит :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Leo

Спасибо!

Ответить
0
Развернуть ветку
IO

Емнип можно бюджетно выучиться в Чехии оплачивая только топливо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Діма Чубрей

а есть детальнее информация о Чехии?

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Borisov

Виталий, что-то я не заметил, что Росавиация охотно и "легко" валидирует иностранные PPL и CPL. У нас в училище учатся ребята с зарубежными PPL, им отказали в валидации, они были вынуждены проходить полное обучение в государственном училище.

Ответить
0
Развернуть ветку
Виталий Бабичев

Ответил вам выше :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Levon Zakharchenko

Очень круто, спасибо!

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 96 комментариев
null