Путешествия
Klara Kirillova
11 330

Проехать Прибалтику и Скандинавию в доме на колесах за 14 дней

И увидеть фьорды за 980 евро с человека.

В закладки
Аудио
Фото сделано после столкновения с оленем на трассе

Мы поехали в двухнедельный трип компанией друзей, состоящей из трех парочек. Половина из нас гонится за контентом, половина за уединением с природой, ну и все за открытиями, познанием мира и культуры других стран. Ну и за европейской запрещенкой, естественно.

Содержание

Коротко об идее

Мы уже ездили таким составом в новогоднее путешествие по Европе, только нас было на два человека больше. Передвигались на поездах, самолетах и автобусах. Маршрут был таким: Берлин, Брюссель, Брюгге, Амстердам, Хельсинки. Все прошло гладко, друг друга не поубивали. Хоть и называли токсичными, никто не успел хорошенько поругаться и продолжили общение после поездки.

Через месяц после январских мы начали генерировать идеи для новой поездки — вдохновились после совместного просмотра фильма о новогоднем трипе. Его сняла и смонтировала Катя Пиль — это один из контент-мейкеров нашей банды.

Думали и решили ехать на майских в Оман или Амман, чисто поржать или из-за названия, но билеты оказались слишком дорогими, а хотелось бюджетно. Решили на тачках ехать в Грузию, но потом план показался слишком популярным, идею слили.

Думали и придумали поездку на автодоме.

И потом все, как в тумане — мы приняли решение ехать в Норвегию. Почему в Норвегию? Потому что там получатся классные фотки, никто из нас там не был.

И еще одна причина — в Скандинавии дорого, и это значило, если поедем на автодоме — сэкономим в самой дорогой стране мира. А это мы любим.

Ночевка на стоянке около начала трека на Язык Тролля

Еще одной причиной стало то, что в 2025 году туда запретят въезд на дизельных машинах, а кемперы обычно дизельные.

Как добираться

Можно по-разному: самолетом, паромом. Мы же решили ехать на автодоме. Задача была добраться, как можно быстрее до самой Норвегии, поэтому путь из Москвы до Дании был практически без остановок.

Сэкономить время можно, преодолев часть пути на пароме до Швеции из Латвии, Литвы, Германии и Польши. Подробнее в пункте «Дорога».

Когда ехать

Сезон в Норвегии в августе, но мы решили ехать на майских — не лучшее время для туризма в этой стране. В этот период еще не все дороги и видовые открыты, например, был закрыт Гейрангер, Стена и Дорога Троллей. Трек к Языку Тролля тоже местами был скользкий и заснеженный.

Месяц посещения страны влияет и на время выхода на трек.

Например, зимой (май в Норвегии тоже считается зимой) по правилам нужно выходить до 08:00 утра, чтобы успеть вернуться до темноты и до того, как тропа не заледенеет.

Изначально мы вообще очень беспокоились за это, поэтому немного изменили маршрут, решили ехать сначала по Прибалтике, чтобы увеличить время прибытия в Скандинавию. Сначала хотели выйти из Хельсинок на пароме и въехать в Норвегию через Швецию.

Ниже фотографии, сделанные по пути в Скандинавию: в очереди на границе с Латвией, на ночевке в Литве, в рапсовых полях Польши. Совместный кадр с другом из Гамбурга, который рад подаренной коробке Bite.

Виза

Для поездки в Норвегию нужна обычная шенгенская виза в любую из стран зоны Шенгенского соглашения.

Получить ее легко, достаточно собрать необходимые документы и подать их в визовый центр. Из личного опыта: сейчас без проблем можно получить визу во Францию на длительный срок — одному человеку из нашей команды дали аж на 5 лет, до этого была французская виза на год.

Ссылка о том, как получить шенгенскую визу здесь.

Выбор автодома

Почему мы брали автодом в России, а не сэкономили время и не арендовали его в Европе

Так как это наша первая поездка в таком формате, сложно было представить, на что обращать внимание, когда выбираешь кемпер. Если с арендованными машинами ещё более-менее понятно, то на вопрос «Какие особенности у домов на колёсах» ответов форумы нам практически не дали.

Выбирая дом в России, в нашем случае в Москве, мы могли хоть каждый день приезжать, осматривать, планировать, где разместим вещи всей толпы и далее по списку.

Огромный плюс — любую поломку (тем более, если она не по твоей вине) ты можешь обсуждать и оспаривать с компанией в городе, где живешь, не боясь, что опоздаешь на самолёт, например, если сдаёшь машину в другой стране.

Еще один плюс — все нюансы, которых ты не знал до поездки, на родном языке обсуждать значительно проще и эффективнее.

Ещё европейские компании чаще прописывают штрафы и считают стоимость заводских деталей, тогда как российские конторы делают все в своих автомастерских: наращивают бампера и прочее. И платишь только за сам ремонт.

Каждый раз, когда мы что-то ломали, мы седели и думали какой банк ограбить, чтобы взять деньги. Еще был вариант сжечь кемпер и не возвращаться в Москву, чтобы вообще за него не платить.

За поездку мы сломали: передний бампер — в нас врезался олень, (не волнуйтесь, он жив, здоров, убежал в лес), задний бампер — мы плохо припарковались в Стокгольме, верхний ярус кровати — на скорости 30 км/ч проехали по лежачему полицейскому, ребята лежали там вдвоем.

Разбой решили не чинить сами, хотя порывы найти детали в России были. Не было времени, сдали машину в компанию. И правильно сделали.

Ремонт поломок нам обошёлся в 20 000 ₽.

Трещина на переднем бампере от рогов оленя

На что обращать внимание при выборе автодома

  1. На договор. Желательно, чтобы его прочитали несколько человек, потому что один может что-то упустить. Например, в нашем договоре было написано: не оставлять машину на парковке без кого-то внутри.
  2. На доверенность. Чтобы она была именно на то транспортное средство, на котором вы едете. Например, в нашем договоре автомобиля был указан другой вин-номер, и нам очень повезло, что не возникло проблем на границе приезде. А вот при выезде возникло.
  3. Обратите внимание, когда возвращается/не возвращается залог. Сколько вы заплатите за перепробег.
  4. Узнайте можно ли застраховать машину на внутренние поломки. Если бы это было возможным, мы бы этим воспользовались. Если едешь на дальние расстояния и в сторону, где обитают олени или лоси, не знаешь, когда и какая живность на тебя выпрыгнет. И какие из этого будут последствия.

  5. Проверьте всё, что может открываться/закрываться в машине. Механизмы у шкафчиков хрупкие, могут быть уже сломанными.
  6. Расспросите у компании, на что обращать внимание при передвижении. Например, нам менеджер сразу сказал, что нужно подкладывать полотенце под стекло печи для готовки, чтобы оно не разбилось, когда будем ехать. И не открывать окна в салоне в движении, кроме водительского и места штурмана.
  7. Узнайте обо всех особенностях эксплуатации машины, какие тонкости, когда и куда заливать мочевину, чтобы машина не заглохла, что значат какие кнопки на панели управления.
Здесь мы только забрали автодом и еще не понимаем во что ввязались

Затраты и контакты

Мы арендовали автодом в компании «Автокемпер» в Москве. К ребятам претензий нет, по всем нашим вопросам по поводу машины они отвечали в WhatsApp оперативно и в выходные дни.

Затраты на аренду кемпера на 14 дней обошлись нам в 138 000 ₽ — подъемная сумма на шестерых.

Отвечая на вопрос, возьмём ли мы в следующий раз автодом. Больше да, чем нет — в этой поездке куда больше плюсов и экономии, чем минусов.

Будем ли мы брать его в Европе? Скорее всего да, потому что теперь знаем, на что обращать внимание и чего делать категорически нельзя.

Документы

Для поездки на автодоме в Европу достаточно взять паспорт с действующей визой и страховку.

На машину потребуется Green card — делается в страховой компании, обойдётся в 2 500₽ (для получения нужен СТС на машину и паспорт). Ее также можно сделать в специальных киосках по пути к границе.

Чтобы без происшествий проехать границу Европы на арендованном автодоме, вам нужно иметь:

• Права категории B. Это легковое транспортное средство, как фургон — весом до 3,5 тонн.

• Договор.

• Доверенность от компании арендатора на имя водителя (если берёте автодом у юрлица, то можно не нотариально заверенную, если же у частного доверенность нужно заверить).

• Свидетельство о регистрации авто.

• Green card.

Интернет и связь

Сим-карты можно взять на сайте euro-sim.ru или euroroaming.ru. В больших городах у них есть доставка курьером и много точек продаж.

Мы рассматривали тарифы, где большой пакет интернета, звонки нас вообще не интересовали. Самые выгодные были — Simyo и Orange.

Simyo: 28 гб за 17€, работает почти по всей Европе, за сим-карту нужно будет заплатить 50€, часть денег зачислится на счёт.

Мы пользовались сим-картой Orange, купили за 2 555 ₽. На один загранпаспорт можно взять две сим-карты. Взяли по 10 гб на каждого — кто-то растянул их на все две недели поездки, кто-то докупал гб в пути. На сайте есть подробная инструкция, как пополнять счёт. Симки после активации работают всего два месяца.

Сим-карты нельзя активировать в России, иначе сгорят деньги, также нежелательно пользоваться ими на паромах между странами, за это могу снять дополнительный кэш.

Дорога

К сожалению, не получилось создать google-карту на такое количество точек, поэтому делимся списком со ссылками на локации. Язык точек будет, как русский так и английский, потому что не все названия удобно произносить, да и так удобнее копировать в google-карты.

Мы ехали 14 дней, пройденное расстояние около 6 000 км.

Наш маршрут:

  1. Москва: выехали 30 апреля в 22.00, приехали 1 мая в 12.00 в Бурачки (если планируете выезд перед праздниками, закладывайте время на переход границы, могут быть заторы, мы стояли в очереди на границе с 12.00 до 23:00).
  2. Ночь с 1-го на 2-е мая ехали без стоянки.
  3. 2-е мая — 7:00, супермаркет Lidl, первая закупка продуктами в городе Jonova, Литва. Обед и вторая закупка в Lidle была в Польше, в Гижицко.
  4. Со 2-го на 3-е мая ночевка в Мирославце, Польша.
  5. 3-е мая — в 18:00 приехали в Гамбург.
  6. 3-е на 4-е мая — ночевка около мостов Дании, Эресуннский мост.
  7. Утро 4-е мая — заезд на завтрак в прибрежный район Швеции.
  8. 4-е мая — ночевка в Skjieberg, Норвегия.
  9. 5-е мая, 8 утра — паром в городе Мосс, Норвегия.
  10. Вечер 5-го мая — ночевка в Jørpeland — округ в Прикестулена.
  11. 6-е мая подъем на Прекестулен с 7:00 до 13:00.
  12. 6-е мая — ночевка у подножья Языка Тролля, вторая парковка, Tyssedal.
  13. 7-е мая в 7:00 начало трека на Язык Тролля, 13:00 мы были на месте, 18:58 — спустились на первую стоянку, 19:40 вернулись к машине. Пройденный путь — 32 км, время в пути — около 10 часов.
  14. 7-е мая — ночевка в деревне , Норвегия.
  15. 8-е мая — открытие купального сезона, фьорд Аурланд, смотровая Аурланд.
  16. 8-е мая — ночевка на трассе 60, Olden.
  17. 9-е мая в 12:30 приехали на ледник Бриксдальсбреен, ночевка в Åndalsnes, район фьорда Гейрангер, Норвегия.
  18. 10-е мая — дорога и Стена Троллей, подъем на Трольштиген, на смотровую Лестницы Троллей, Норвегия.
  19. 11-е мая — ночевка в городе Энчёпинг, Швеция.
  20. 12-е мая — заезд в Стокгольм, ночевка в Нюнесхамне.
  21. 13-е мая — 9:00 паром в Латвию, в 19:30 приехали в Вентспилс, Латвия. Заезд в супермаркет за запрещенкой перед выездом в Россию.
  22. Ехали всю ночь с 13-го на 14-е мая, вернулись в Москву в 14:30.

Важный момент: чтобы успеть в Москву вовремя мы вели график движения, за которым был прикреплен ответственный человек, которого все слушали. Если Маша говорила, что пора выезжать, мы так и делали. Иначе бы просто не успели на работы к 15 мая. А этого мы не очень хотели.

Чтобы маршрут был всегда доступен, мы создали таблицу в Excel с датами и примерным временем выезда. Также заложили два пустых дня на всякий случай. Ссылка на наш маршрут с комментариями здесь.

Обязательно к посещению

Мы объехали практически весь запад Норвегии, и подготовили места, которые бы порекомендовали посмотреть, кроме известных Языка Тролля и Атлантической дороги:

  1. Прекестулен.
  2. Стена и Дорога Троллей — если дорога закрыта, как в нашем случае, можно просто по ней погулять, подняться на верх пешком, без машины. На видовой точке стильный ресторан, смотровая, где можно сделать крутую фотографию, понять на сколько маленький человек от ощущения высоты и масштаба.
  3. Озеро Лоен.
  4. Ледник Бриксдаль и национальный парк Йосиедалсбрин.
  5. Смотровая площадка Аурланд и Нерёй-фьорд.
  6. Гейрангер-фьорд.

По пути во все эти места будут невероятные виды на горы, фьорды, море. Увидите огромное количество водопадов. Вы проедете самый длинный тоннель в той части Европы — 24 км, который не отделан бетоном внутри, а фактурный, как скала и подсвечен разными цветами.

Дорога и сам известный Язык Тролля выглядят так.

Паромы и платные дороги

Паромов в Норвегии много. Иногда без них не обойтись, особенно на западе, где много фьордов. Они ходят, как автобусы — каждые 15 - 30 минут.

Стоимость проезда зависит от количества пассажиров — в среднем 35 - 50 нок (нок — норвежский крон, местная валюта = 7,39 ₽) за каждого и размера вашего авто. Автодом размером до 7 метров обойдётся в 250 - 400 нок за один переход.

Сэкономить можно, если сказать, что ваш кемпер до 7 метров, например, как делали мы — у нас был 7,3 метра, но мы говорили, что длина 7 метров.

Еще один секрет экономии по-русски — прятаться в машине, оставляя на виду 2-3 человека, в сумме даёт неплохую экономию — около 150 нок.

Билеты на паромы между странами покупали здесь.

Большая часть дорог в Норвегии платные, их стоимость можно узнать на этом сайте.

Оплата дорог автоматическая, чтобы не словить штрафы, зарегистрируйте машину здесь. Счета будут приходить автоматически. А может и не будут, кто знает.

Топливо

Стоимость дизеля в Норвегии примерно 17 нок (126 ₽) или 1,7€. Автодом в среднем тратит около 12 литров на 100 км.

Учтите, если вы будете заправляться на автоматических заправках, где нет кассиров, а просто автоматы для карт, на карте будет заблокирован депозит в 1500 нок. Банк разблокирует их после того, как подтвердится операция, но это может занять как неделю, так и месяц. Нужно учитывать это и либо не заправляться на подобных заправках, либо оставлять на карте запас.

За две недели на топливо мы потратили 76 000 ₽.

Питание

То, что вы будете есть в Норвегии зависит от вашего бюджета. Можно закупаться в супермаркетах, но это недёшево. В среднем небольшая закупка продуктов: хлеб, молоко, сок выходила в 1 500 - 2 000₽, поэтому основную закупку продуктами планируйте в Польше/Латвии. Здесь цены не сильно отличаются от московских.

В Москве мы не закупались потому что на форумах автокемперов прочитали информацию о том, что из-за этого могут долго держать на границе.

Мы подготовили список продуктов, которые закупили. По количеству опционально. Табличка с закупкой и примерным меню питания здесь.

За 14 дней на все продукты на шестерых человек мы потратили 24 000 ₽. И мы не голодали.

Важно: если вы пьете алкоголь, закупайте его в Латвии, Литве, Польше. В Норвегии банка самого дешевого пива стоит от 200 ₽. А на стоимость вина в Норвегии мы даже смотреть не стали.

Если будете брать алкоголь в стекле (вино, например) обязательно берите в ящиках, иначе бутылки могут разбиться. Если не найдете ящиков, то распихайте алкоголь по нижним полкам, зафиксируйте чем-то твердым, чтобы при движении бутылки остались целыми, не катались по шкафам.

Также обязательно возьмите с собой посуду, которая может пригодиться. Наш список здесь на втором листе.

Берите с собой все, чем питаетесь каждый день, чтобы потом не грустить. Например, приправы, масло, кофе, чай, какао.

Бонус: вы можете попробовать порыбачить, удочки продаются на заправках, в супермаркетах и специализированных магазинах. Для ловли в море лицензия не нужна, но для пресноводных водоемов она потребуется.

Быт: вода, какашки и уборка

Взгляд на реальность от Руслана Павлишина, одного из самых отважных героев этого путешествия.

Так сложилось, что я оказался наиболее восприимчивым к выходу из зоны комфорта. Поэтому, первое время, я обращал внимание на то, насколько чисто в нашем доме на колёсах. Следил, чтобы всё было на своих местах и ничего не падало. Не знаю зачем, меня об этом никто не просил.

Первые пять дней я постоянно говорил: «Рюкзакам тут не место!», «Термос упадёт со стола!», «Повесь куртку»! или «Уберите обувь с порога!», — у нас действовало правило — в машине мы ходили без обуви, как в своём обители. Но со временем, я перестал на это обращать внимание и всё скатилось к тому, что периодически мы просто сидели на чьих-то куртках и всем было ок.

Вообще, у нас не было конкретных правил. Каждый понимал, что он должен вкладываться в общий быт и вносить свою лепту. Поэтому без указаний кто-то начинал мыть пол, кто-то готовить ужин, а кто-то менять кассету в туалете, но о ней позже.

Несмотря на всю самоорганизованность — лидера не хватало. Считаю, что если среди нас был бы главный, то многие споры решались бы намного быстрей, а факапов можно было бы избежать. Например: реже подпускать меня к плите, как-то раз я приготовил рис с песком и всем пришлось это есть, ведь другой еды на тот момент не было.

Резюмируя: мы убирали дом и готовили еду по очереди, без указаний друг другу, что кому нужно делать.

А теперь перейдем к сливу какашек и заправкой бака водой. Почему они стоят в одном ряду? Всё просто: спускали кассету и набирали бак мы в одном месте — на заправках.

Как это происходит: кассета под унитазом находятся в задней части автодома — ее нужно вытащить, вылить содержимое, промыть напором воды, залить средство для растворения биологических отходов, установить обратно. Бак для воды, емкостью 100 литров находится посередине машины. Его нужно просто заполнить — нам этого объёма хватало для того, чтобы всем помыться и приготовить еду.

Где это происходило: в Европе практически на каждой заправке есть сливы для кассет (или это обычные канализационные люки) и выведенные наружу краны, к которым мы подключали шланг, и заливали воду в машину. Всё достаточно просто.

Но что касается выноса кассеты, это было всегда забавно. Чаще всего сливать ее мы ходили в парах, и пока избавлялись от содержимого, обсуждали его внешний вид и кто, что ел сегодня. Как-то возникли трудности с промывкой кассеты, и пришлось пробивать закупорившиеся отверстие мощной струей воды.

После этого инцидента у нас появилось негласное правило — по серьезному в туалет ходим только на заправках. Но периодические его кто-то нарушал.

Наш быт выглядел так.

Еще пара важных бытовых моментов:

  1. Не кидайте в раковину остатки еды, или купите сеточку, как дома. Наша раковина забилась на четвертый день, а средства для очистки купить было сложно. Поэтому с ситуацией справлялись лимоном и содой.
  2. Лучше очищайте печку сразу от прилипшей еды, потом будут трудности — не будет средств для мытья под рукой.
  3. Возьмите с собой все возможные средства: для мытья полов, раковины, печи, пятновыводитель — если испачкаете, например, мебель, одежду.
  4. Пригодится ведро для мытья полов.
  5. Соберите с собой все, что будет нужно для жизни: постельное белье, пледы, подушки, одеяла, все, что может пригодиться для уюта в доме. Если поедете весной, возьмите больше теплых вещей — ночью может быть холодно, особенно, если ваше место для сна над водительским сидением.

Список вещей, в том числе и посуда, которую мы бы порекомендовали взять с собой здесь.

Как не поубивать друг друга

На самом деле трудно сказать. За 14 дней много чего произошло, каждый из нас кипел, орал, хотел придушить ближнего своего, обижался, даже кто-то плакал.

Мы полагали, и оказалось, что реально трудно быть в одном пространстве взрослым людям столько времени. У каждого свои представления о порядке, личном пространстве, хранении еды, и обо всем в целом. И каждый хочет это свое нутро показать, пометить территорию, так сказать.

И когда шесть человек со своими представлениями сходятся в одном маленьком пространстве на длительный период — случается деление пространства и истины.

На седьмой день случился экватор поездки. Половину машины мы уже разломали, каждый был напряжен от того, сколько денег нужно будет выложить на ремонт, плюс: за это время случилось несколько микроконфликтов.

Ситуация из-за маленького недопонимания при покупке яблок и пасты из рыбы раздулась в слона: десятиминутные крики друг на друга в машине, трехметровые маты, клятвы больше никогда не общаться и трехчасовые слёзы. Потом, конечно, ребята помирились, но осадочек остался у всех.

На 12-й день наша команда уже сложилась на столько, что мы начали обсуждать какие-то проблемы в отношениях одной из парочек и показывать, как это происходит у других — не обошлись без сеанса психотерапии.

Еще, возможно, нам повезло, что конфликтов было не так много, как могло потому что мы друг другу старые друзья, что-то уже давно перетерли, любим и уважаем пространство друг друга и принимаем такими, какие есть. Стараемся принимать.

Правила, как минимизировать токсичность и конфликты:

  • Разговаривать. Это — главное правило. Если вас что-то беспокоит, бесит — обсуждайте это. Будете терпеть и молчать — выльется трехметровым фонтаном обвинений.
  • Помните — вам вместе ехать еще определенное количество дней. Поэтому, чтобы дни не стали адом, смотрите правило один.
  • Постарайтесь принять то, что ваша истина — это только ваша истина. Она может отличаться от, например, истины вашего друга. И не стоит спорить с пеной у рта — у вас могут быть просто разные взгляды на какие-то вещи.
  • Давайте друг другу время подумать. Если же все таки случился конфликт, постарайтесь сразу не говорить все, что думаете о человеке. Просто отойдите в сторону и подумайте. Возможно увидите ситуацию с другой стороны. Не высказав сразу все — не обидите человека и не услышите о себе всякое неприятное.
  • Если общий бюджет, обсуждайте покупки. Возможно у вас разные планы на затраты.
  • В быту старайтесь прислушиваться друг к другу. Если этот вопрос налажен, то считайте половина очагов возгорания конфликтов уничтожена.

Что-то вы сами поймете во время пути. Мира и любви вам, не ссорьтесь.

Набить шишки: что лучше не делать в автодоме или как не разломать тачку

Когда нам сказали о том, что автодом Rino сделан итальянцами, и что он хрупкий, как карточный домик — мы подумали, что они преувеличивают. Но сломанная кровать, оторванная ручка, вылетевшая дверца, не говоря уже о бамперах — доказали, что лучше с автодомом быть аккуратнее. Поэтому вот вам несколько правил:

  1. Нельзя ходить во время движения. Любая небольшая кочка, поворот или торможение заставит вас схватиться за мебель, которая легко ломается даже от небольшого давления. Мы это проверили на себе, не повторяйте наших ошибок.
  2. Не лежите на кровати вдвоём. Максимальный вес, который выдерживает кровать — 90 - 100 кг. На одной из кочек одна наша пара ее сломала, хотя они просто лежали и смотрели видосики, пока машина ехала.
  3. Не готовьте на ходу. Мы пытались, это почти невозможно, неудобно и опасно.
  4. Если что-то не открывается, это не значит, что заклинило — не применяйте силу, просто вы что-то не так делаете.
  5. Не сдавайте задом без штурмана. Габариты автодома не чувствуются, поэтому легко сломать задний бампер. Не спорьте с землей и паркуйтесь в специально отведенных местах, а то так мы — лишитесь бампера.
  6. Будьте очень внимательны на дороге ночью — знаки на каждом метре «Осторожно, олени!» не просто так, наша помятая машина тому подтверждение.
  7. Обязательно обращайте внимание на высоту тоннелей, такая невнимательность может встать вам в круглую сумму, так как высота автодома может быть выше, чем тоннеля.
  8. Проверяйте, закрыты ли шкафчики за замок. Закрывайте и привязывайте всё, что не привязано и не закрыто, а то с вами и вашими вещами будет, что-то подобное:

Что мы познали на опыте

Уроки, которые мы вынесли:

  • Не планируйте долгие переезды, лучше лишний раз срежьте маршрут на пароме, если такая возможность есть. Проезжать Латвию, Литву, Польшу и Германию по автострадам было не так уж и интересно, но съело добрых пару дней нашего путешествия.
  • Не доверяйте слепо картам и навигаторам. Иногда самый короткий маршрут по километражу — не самый быстрый, даже если Google-карта говорит об обратом. Прокладывайте максимум по крупным трассам, если вы спешите.
  • Не избегайте платных трасс. Куда больше потеряете времени и бензина, когда будете проезжать по плохим объездным дорогам, например, по гравийке.
  • Лучше не ехать по ночам, максимум — ранними утрами. Это утомительно для водителя и штурмана, а также вокруг много животных, которые норовят прыгнуть под колёса и помять вам тачку, как олень нашу.
  • Не закладывайте часто большие перегоны, например, 11 - 12 часов в пути. Водители — не таксисты, они ваши друзья и тоже хотят отдыхать, и веселиться. 6 - 7 часов в пути каждый день — оптимально.

  • Если едете в Норвегию не в туристический сезон, то следите за перекрытыми дорогами на официальном сайте состояния дорог.
  • Чтобы не платить за ночевку и кемпинги, пользуйтесь удобным приложением по поиску бесплатных мест — park4night. Обязательно скачайте — это мастхев поездки на автодоме, там не только список парковок, бесплатных кемпингов и стоянок на красивой природе, но и точки, где можно слить продукты жизнедеятельности и заправиться водой.

Бюджет

На всю поездку у нас был общий бюджет. В магазин ходили вместе, поэтому никто практически ничего себе отдельно не покупал. Готовили на всех то, что будут есть все. У всех был один интерес — сэкономить. Платили с одной карты, после приезда в Москву все посчитали и разделили на шестерых.

За 14 дней мы потратили примерно 399 395 ₽, возможно больше. Ссылка на табличку с расходами здесь.

Итоги

Формула хорошего путешествия: чуть больше 6 000 км, 14 дней, шесть человек, из которых два водителя и заряд энтузиазма. Ну можно и парочку бутылок вина добавить, конечно.

Маршрут получился насыщенным, мы мало спали, все время ехали, ходили. Но мы из тех, кто любит концентрированные поездки, а выспаться, отдохнуть и переварить увиденное можно и дома, верно?

Здесь мы легли словом «лох» на Языке Тролля. Слабо?

Мы:

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Klara Kirillova", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435","\u043d\u043e\u0440\u0432\u0435\u0433\u0438\u044f"], "comments": 150, "likes": 128, "favorites": 197, "is_advertisement": false, "subsite_label": "travel", "id": 104227, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 15 Jul 2019 10:33:54 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 104227, "author_id": 243540, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/104227\/get","add":"\/comments\/104227\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/104227"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214359, "last_count_and_date": null }
150 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
27

а если ебаться в доме на колесах соседям слышно?

Ответить
8

на утёсе они ебались, а в доме на колёсах кровать ломается, написано же

Ответить
1

Ну ты зануда конечно, сейчас бы в трипе, в доме на колесах, в 6-м на кровати ебаться

Ответить
15

надо было назвать статью "Как проехать Прибалтику и Скандинавию в доме на колесах за 14 дней, если вы свингеры-хипстеры"

Ответить
0

орнула)

Ответить
0

Сейчас бы в трипе, в доме на колесах, в 6-м на кровати не поебаться..

Ответить
7

Главное что бы под тобой не была чья-то куртка, а то могут обидеться, особенно если забыли моющие средства.

Ответить
7

отстиралась, ничего страшного

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

8

Не читал, но от оформления обконачался. Спасибо

Ответить
11

Ух ты, текст с фотографиями и подзаголовками, никогда такого не видел

Ответить
9

Очень круто и фотки огонь! Отдельное спасибо за табличку с расходами)

Ответить
8

кто с кем ебался надо в шапку вывести

Ответить
1

Если бы твоя мамка была с нами, то это бы было уместно)

Ответить
6

если бы моя мамка была с вами, онабы предложила вам сделать чай. а когда бы выответили давай. она бы скзала -так иди и сделай!

Ответить
9

Ну фу, как Вам не стыдно такое постить на сайте для домоседов

Ответить
8

Спасибо, статья крутая и опыт ваш действительно чумовой. Но ненавязчивая реклама Bite немножко портит всё. Напишите сразу, они были спонсором или это ваша компания? Это избавит от вопросов.

Ответить
0

вообще как в здравом уме можно покупать остатки самого дешевого орехово-семечного производства, залитого сахарной патокой, выдаваемой за ниипацца полезное питание?

Ответить
0

также как можно покупать интел ПК железо в корпусе эпл в 2-3 раза дороже получая теже характристики

Ответить
0

как можно покупать интел железо, если есть амд с теми же характеристиками.

Ответить
0

с темиже характеристиками. дешевле не будет.
можеш и АМД покупать

Ответить
1

Ryzen 3 поколения. раунд.

Ответить
0

че раунд ты ваще пришпореный?
во первых с каким процессором интел ты его "сравниваешь"?
во вторых сравнивай тесты в рендер движках

Ответить
7

6 хипстеров в одной тачке. Ух, почти сюжет для ситкома

Ответить
0

причем 2 парня геи
и 2 телки лезбухи
но и как минимум двоих нужно перекрасить в черный

Ответить
3

вообще-то, как уже выяснили комментаторы сверху, мы — свингеры, так сказать, "универсальные солдаты"

Ответить
0

да мы все универслаьные солдаты но стандартты нетфликс какбы требуют

Ответить
0

*удалилась искать пластического хирурга*

Ответить
0

зачем так. лучше вон из тех двух парней баб сделать.

Ответить
5

Анализ фоток привел к следующим результатам:
У девушки длинные волосы, т.е. определить чей зад было легко.
Парня определяем по бороде, но их там двое с бородой, но легко определить по ушам (извини, без обид).

На первой фотке голожопики парочка справа.

Ответить
1

теперь вычисляй из впердсталвеных выше акаунтов инстграмы. и предоставь список
где жопа тире акаунт

Ответить
1

Очевидно, что Мария Ом это и есть голожопик

Ответить
1

Акела промахнулся

Ответить
0

Похоже на то, это скорее всего Клары

Ответить
1

так атк так
теперь нужно просканитьроват ьвсе ее фотки в инсте и ФБ. натренеровать нейросети
а дальше я думаю ты знашеь что делать

Ответить
0

Не очевидно)

Ответить
1

Просто девушки с голой кхм кхм длинные волосы были и Марии на аве тоже длинные, а Клару, автора статьи не проверил. Есть еще куда стремиться в разведке

Ответить
1

Искусный Дворянин еще никогда не был так близок к провалу

Ответить
3

Я не знаю что такое фьорды, но 69 тысяч рублей за одну поездку это немаленьгие деньги.

Ответить
8

Ты не москвич

Ответить
3

Почему я не могу избавиться от ощущения, что вся статья сделана просто для выебонов? Дело точно не в зависти, но я не могу что со мной не то.

Ответить
5

потомучто это так и есть
се статьи в этом паблике пишутся для выебонов
инстаграм это выебон
твоя одежда это выебон и т.д...
ты че тока понял?

Ответить
0

ты скучный

Ответить
1

дело точно не в зависти?

Ответить
1

Так мы этого и хотели, просто выебнуться)

Ответить
0

*понять

Ответить
1

Гейрангер - смешное название

Ответить
10

Ваш гей-ранг - Адмирал Хуёв

Ответить
2

новый подсайт на тж.

Ответить
3

Зашёл в пост исключительно из-за фоток с жёппами, спасибо вам!

Ответить
2

на здоровье)

Ответить
3

Кайф, прочитал все, интересно и полезно, спасибо

Ответить
3

Вы классные!

Ответить
0

❤️

Ответить
0

Дождевик и свитшот просто невероятно крутые, спасибо за статью и за Караваева!

Ответить
7

свитшот ?) серьезно ? миллениалы изобрели кофту ?)

Ответить
0

сердечко)

Ответить
2

Это то о чем я думаю?

Ответить
0

да, это рапсовые поля, красивые, из них еще масло делают

Ответить
3

Что эти парни собрались смазывать маслом?

Ответить
4

хлебушек

Ответить

Комментарий удален

0

Принудительное лечение с помощью рапса.

Ответить
0

лечение вашего чувства юмора)

Ответить
2

Странный заголовок. Фьорды-то наверное можно и дешевле увидеть. А вообще дом не выглядит достаточно просторным, чтоб там вшестером тусить, я бы офигел на второй день точно

Ответить
0

все разбредаются по своим углам и в итоге довольно терпимо)

Ответить
2

Кирилл😍

Ответить
0

На что фоткали? Фото выглядит суперкруто

Ответить
5

это обработка, выглядит круто, потому что руки не кривые

Ответить
1

Для шестерых автодом наверное круто, на два, три, четыре человека проще взять тачку в прокате с полным покрытием и ночевать в нормальных гостиницах.
По деньгам тоже самое будет, только спать, срать и совокупляться с комфортом уже.

Ответить
1

Не проще. Ездила в Норвегию втроём в 2010м на арендованной машине. Буквально через неделю поняли, что в автодоме было бы намного интереснее - слишком много шикарных видовых мест с кемпингами, где прям тянет заночевать, но у вас уже забронирована гостиница через 200 км.

Ответить
1

Да, это один из плюсов автодома - ночуй, где хочешь и бесплатно)

Ответить
0

Вы так делали? Было такое что куда-то едете и "Опа, как тут красиво! Остаёмся здесь!"?

Ответить
0

Чаще мы все же искали в приложении кемпинг сразу с красивым видом и ехали туда ночевать, но бывало, что просто останавливались полюбоваться видом и решали остаться подольше)

Ответить
0

Я бы подискутировал с тобой на тему прилагательного "проще", но для начала тебе надо осознать его смысл.

Забронировать тачку через приложение, оплатить гостишку-другую на букинге для стартовых точек и купить страховку на ww или rentalcover гораздо ПРОЩЕ, чем заморачиваться с автодомом и кемпингами.

Все остальное уже на вкус и цвет.

Ответить
1

Так то купить какрй нибудь тур где все включено и тебя возят все рассказывают еще проще

Ответить
0

Но ценник будет уже не тот.

Ответить
0

Я бы подискутировал с тобой на тему прилагательного "проще" ©

Ответить
0

Поздравляю, ты попал в рекурсию.

Ответить
6

Поздравляю, ты попал в рекурсию.

Ответить
0

В Норвенгии не получится в такой бюджет уложиться с проживанием в гостиницах или через Airbnb. слишком дорогой прайс на аренду и еду.) так что на четверых тоже выйдет тысяч по 100-12 на человека

Ответить
0

Дороже

Ответить
0

Если брать 3 тачки то это бензин *3.
Трата на гостишках = over дохуана. В целом автодом на 6 это весьма экономно. Ну и плюс автодома - можно встать в нереально красивых местах.

Ответить
0

Какие три тачки. Четверо легко вмещаются в седан бизнес класса. Я же и написал, что 1-2-3-4 :)
И вообще кто так не экономно в европах бенз берет. Только дизель, только хардкор! К тому же по серпантинам лучше)

Ответить
0

счастливые люди без детей ) путешествуют, фотаются, вниманиеблядствуют, типа жалуются что было не очень. пока остальные работают и деток делают, платят налоги )
если серьезно, я норм делал за 12 часов 1300 км с одной остановкой посцать, 1600 км за 18 часов с остановкой на обед и еще разок посцать и вообще не ныл, и да я вез тоже людей и тоже в доме на колесах

Ответить
0

Невероятный талант у вас — возить с такой скоростью) если бы я умела водить, взяла бы уроки)
Не знаю, что с нами не так, деньги не зарабатываем, деток не делаем, путешествия сплошные на уме. Памагити

Ответить
1

Ему просто девушка написала, что родители уехали

Ответить
1

может ты просто водитель автобуса
а они просто счастливые молодые ребята?

Ответить
0

От души)

Ответить
0

а кто жалуется, что было не очень? странные люди

Ответить
0

не думали Ютуб канал? Или может сами какие-то видосики пилили?

Ответить
0

По какому маршруту и по каким дорогам ты ехал на доме на колесах со средей скоростью в районе 100км/ч?

Ответить
1

Еще будет писанина?

Ответить
0

а что нужно продолжение?

Ответить
0

Можно какие-нибудь кул стори рассказать, может быть еще куда-то ездили. Статья ж хорошая, нужно побольше таких

Ответить
1

Историй хватает) постоянно что-то придумываем. Мы зимой были в крутом трипе: Таллин - Рига - Берлин - Брюссель - Брюгге (залегли на дно) - Амстер. Есть даже фильм об этом трипе. Можем подумать, что об этом рассказать. На самом деле не думали вообще что-то писать, так как для нас это обычное дело выдумать что-то сложное и поехать в путешествие) не думали, что кому-то может быть интересно. Ну я точно не думала)

Ответить
0

А не думали Ютуб канал? Или может сами какие-то видосики пилили?

Ответить
0

Не думали)

Ответить
1

три бабы, один поц - кто беспилотник был?

Ответить
1

А какое соотношение полезного / интересного к бытовухе и т.п. На фотках всё красиво, а как в жизни это ощущалось?

Например, что ребята смотрели сериалы в поездке. Не было такого, что на местах всё красиво, во время переездов - лежебоки, как дома с серипльчиками и т.п.

Ответить
0

Мост, который мы проехали в Дании, был совсем обычный. Хотя по описанию — бомба. На местах в Норвегии все не просто красиво, а невероятно красиво. Во время переездов, мы либо спали, либо ели, либо снимали.

Ответить
0

Это вот этот мост был совсем обычный?

Ответить
0

Максимально

Ответить
1

Заебись вообще ребята

Ответить
1

Блин, круто, осталось придумать как завести друзей, чтобы ездить также :D

Ответить
0

на самом деле сложнее за две недели в тесном помещении друзей не потерять 😅

Ответить
0

Ну две недели многовато. Дня три самое то.

Ответить
0

самое то для чего?)

Ответить
0

посмотреть язык тролля, не знаю

Ответить
0

отрываться от дел на 2 недели это жесткая тема

Ответить
1

Вся самая вкусная Норвегия находится чуть дальше на севере. Если ехать с юга на север путешествуя по Норвегии, то можно сэкономить на обратной дороге и ломануться через Россию матушку по Мурманке (она кстати весьма и весьма годная)

Ответить
0

сначала так и думали делать, но часть из нас очень хотели посетить Данию и Швецию, поэтому решили для начала объехать западную часть (иначе не успели б на работы вернуться). Думаю, мы не в последний раз в Норвегии, там слишком прекрасно)

Ответить
0

В моем топе самых красивых мест - северная Норвегия №1.
Там правда ценник еще выше.
У меня друзья несколько раз за лето гоняют посерфить на Unstad и от СПБ дорога занимает чуть меньше суток до Лофотенских островов.
Виды там конечно - бомба.

Ответить
0

чистота воды в фьордах - поражает.
Встречаются пляжи с белым песком и бирюзовой водой.

Ответить
0

Есть опыт с этой дорогой?
Я рассматриваю вариант наоборот через нее из РФ выехать и кругаля сделать

Ответить
0

Ну от Мурманска до СПБ я несколько раз гонял в прошлом году. В Норвегию не выезжал через Борисоглебск. У меня упрощенная Финская виза поэтому и выезжаю через них. Плюс говорят на этом МАПП погранцы Новежские уж больно пристально досматривают. Фины лояльней к жителям Северо-Запада. Ближе к Мурманску КПП Лотта (примерно 200 км от Мурманска). Заправок нет, гринкарту заранее покупать нужно. До Норвегии ехать после КПП еще 200 верст примерно
Я через МАПП САЛЛА (у Кандалакши который ) въезжал.

Ответить
0

А ну еще - Норвегия пожалуй самая лояльная страна к туристам. Есть право о доступе к природе. Палатку можно ставить практически где угодно, главное что бы она не мешала (не стояла на тропинках, дорогах, общедоступных местах (видовые площадки и тд). И минимум 150 метров от ближайшего дома. Мы всегда спрашивали разрешения встать на частной земле и не получали отказов. Кемпинги все платные (я не встречал бесплатных), но палатку можно поставить в 5 метрах от условной границы - бесплатно ну и под шумок пользоваться благами кэмпинга.

Ответить
1

Братишкам караванерам большой респект и привет из Питера!
Прочитала с удовольствием про вашу поездку. Вы даже не представляете, насколько похоже было путешествие у нас)) Поломанные бампера, не сдавать назад, закрытые шкафчики, спать во время движения - очень смешно, что мы не одни такие)) Захотелось даже обсудить впечатления от автодома.

Если вам интересно с нами пообщаться, то мы будем рады: @instacaravaner

Ответить
0

В чем рофл?

Ответить
2

у девушки сколиоз?

Ответить
0

В точку)

Ответить
0

и пока избавлялись от содержимого, обсуждали его внешний вид и кто, что ел сегодня.

ебучие извращенцы.

Ответить
1

Тебе бы понравилось)

Ответить
0

не сомневаюсь.

Ответить
0

не без этого)

Ответить
0

Не нашел раздел секс, дополните

Ответить
1

На фотографии голые задницы. Кровать сломана) дальше сам)

Ответить
0

Где мылись?

Ответить
1

а автодоме есть душ

Ответить
0

Почему вы ругались? Это были больше женские загоны или парни тоже вели себя как женщины\хипстеры?

Ответить
0

здесь не было гендерных загонов. Мы ругались потому что устали друг от друга)

Ответить
1

А у вас изначально было понимание, что будете ругаться или думали что всё вообще супер круто будет?
Парни между собой ругались? Девушки между собой? Или парами ругались между собой?
Это довольно интересная тема

Ответить
1

Не знаю, как остальные, я думала, что будет куда больше ад, 6 человек, две недели и реально маленькое помещение. Но ругались мы из-за бытовухи, кто-то не привык убирать носки/обувь, а кому-то все равно, что они сушатся, бляцкий, прямо на полу у моей кровати (сразу видно, кому не все равно, да). И то эта ругань больше бухтение, чем реальный конфликт. Поругались один раз из-за того, что Руслан купил яблоки и не посмотрел на цену, а они нам обошлись в 1,5 тыщи, 5 маленьких яблок. Реально конфликтов по пальцам сосчитать. Пары, кстати, почти не ругались, видать привыкли жить друг с другом постоянно. Парни тоже нет, один раз напряглись все, когда кровать сломали. Но просто когда вас 6, то в конфликте кто-нибудь левый вставляет шутку или «пиздец вы токсичные» и градус напряжения уже спадает. Да и если вы повздорили, а вам ещё 10 дней вместе тусить, то решается иначе, на примирение идёшь охотнее. Учишься смирению, понимаю, неплохая идея для психологического триллера с элементами комедии на самом деле, наблюдать за этим интересно. Короче, итог моего длинного коммента, если люди норм и адекватные, то серьезных конфликтов не будет, а будет чтение совместимости знаков зодиака и много шуток)

Ответить
0

После этой поездки, вы бы поехали таким составом в новую?

Ответить
1

Я бы да, думаю, второй раз будет лучше, многое учтём

Ответить
0

Согласна. Теперь, например, на что обращать внимание, а на что нет. Кто как себя ведет в ситуциях пиздеца, например. Или у кого какое отношение к вещам, времени, деньгам. Ну короче очень много нового узнали друг о друге, и в парах тоже.

Ответить
0

Я почему дотошно спрашиваю, просто сам был недавно в путешествии. Было около 20 человек, из них 6 взрослых. И провели время просто супер, вообще никаких загонов, никаких истерик и т.д. но все скажем так были взрослые, в среднем по 30 лет, а 6 взрослых я имею ввиду близко к пенсионному возрасту. И вот я максимально был удивлен и восхищен тем, что все прошло супер гладко. Правда стоит учитывать что и люди практически все были уже семьями не первый год. Но формат конечно не такой, что все в одном автобусе ехали.

Сейчас планируется другая поездка, вот уже в более узком кругу и есть ощущение, что все оки будет

Ответить
0

2 недели

устали друг от друга

Какие нежные батончики

Ответить
0

Жиденький.

Ответить
0

Как вы ехали ночью? Или 4 человека спали на кроватях во время движения? Не сильно безопасно, чуваки. Интересно, посваливались ли с коек, когда в оленя влетели.

Ответить
0

Ночью почти не ездили, пару раз выезжали рано утром, это опасно - дофига животных на дороге. Когда врезался о