Путешествия
Человек-Настя

Иди своей дорогой, сталкер: застрявший во времени город Дзержинск

Опасные производства, свалки химических отходов и безнадёга.

Дзержинск — это промышленный город в Нижегородской области, известный как «один из самых загрязнённых в мире». Здесь мрак и уныние, опасные предприятия и вой сирен, постсоветское настроение и разрушающие взрывы. Он одновременно вдохновляет и вызывает желание повеситься на ближайшем дереве.

Я расскажу об облике Дзержинска, его предприятиях, свалках химических отходов, про ситуацию с экологией в области с комментариями эколога Дмитрия Левашова. И о том, почему в городе не стоит задерживаться надолго.

Дзержинск привлекает унынием и тленностью. Я бы назвала его «городом несбывшихся мечт». Весь день, что я провела в городе, меня не отпускало чувство, что уже не уеду из него.

Улицы напоминают нижегородские из конца девяностых и начала нулевых, в них всё ещё держится постсоветский дух. Будто Нижний Новгород шагнул в будущее, а Дзержинск не может выбраться из болезненного прошлого.


Серые многоэтажки с кирпичными узорами, бетонные заборы и посредственные надписи на них, страшные детские игрушки во дворах, заваленные мусором улицы, бесконечное множество гаражей и «магнитов». Каждый раз, когда оказываюсь в этом городе, я ментально возвращаюсь в детство.

Мы с мамой ходили до ближайшего гастронома через грязный нижегородский двор. Там я каталась на скрипучих зелёных качелях и скатывалась с дырявой жестяной горки, а меня окружали уродливые хрущёвки и страшные люди.

Экскурс в историю

Дзержинск — это второй по величине город в Нижегородской области, находится в тридцати минутах пути от областного центра Нижнего Новгорода. Своё имя тогда ещё рабочий посёлок получил в 1929 году, а статус города — в 1930. Ранее именовался селом Чёрным и Растяпино.

В военные годы в городе зародилась химическая промышленность. Здесь производили противогазы, боеприпасы и химическое оружие, а также впервые получили аммиак. В 1916 году в городе построили завод взрывчатых веществ имени Свердлова, который по сей день является градообразующим предприятием.

Развитие промышленности ожидаемо привело к экологическим проблемам. Появились три известные в области свалки химических отходов: «Игумново», «Чёрная дыра» и «Белое море». В настоящее время ведутся работы по рекультивации всех трёх объектов, но за десятки лет они успели нанести вред экологии города и области. Да и помимо этих трёх свалок есть сотни других, о которых просто говорят меньше, как и о периодических выбросах фенола в воздух.

Город уже сотню лет живёт за счёт промышленности и делает вклад в появление области в рейтингах городов с худшей экологической обстановкой.

Достопримечательности

Недалеко от железнодорожного вокзала, за бетонным забором у детского сада, своего часа ожидает сибиреязвенное захоронение. Его закатали под толстый слой асфальта и по нему гуляли воспитанники детского сада, пока там не поставили забор.

Если верить легенде, в домах по улице Самохвалова по ночам летает посуда и плачут приведения. Считается, что дома стоят на старом военном кладбище, и жители ближайших домов сталкиваются с паранормальными явлениями.

Заброшенное трамвайное депо, а за ним дом с привидениями

Заброшенных жилых домов на удивление мало для подобного города. Заброшки представляют собой обугленные кирпичные коробки с обрушенными крышами. В них нет того, что лично я ценю в брошенных домах — следов людей. Это частицы истории прошлых жильцов — личные вещи или детали интерьера. За многочасовую прогулку по городу я обнаружила только одно такое место.

Заброшенная почта. Старенькое деревянное здание, в котором помимо почты располагался избирательный участок. Остались таблички и куча кассовых чеков, под которыми мирно спал бездомный, пока мы не разбудили его светом фонарей.

Год назад я обнаружила ещё одно относительно интересное здание — заброшенную гимназию. К сожалению, из-за непогоды повторно в неё я уже не попала, и не уверена, что сейчас там есть что-то, достойное внимания. Да и тогда меня впечатлил не сам объект, а его пустота. Привычно, когда в школе шумно и много людей, а здесь никого, кроме меня с напарником.

Школа, фото 2018 года​

Кругом гаражи и брошенные автомобили. Естественно, машины разворованы. Как, например, несчастный бирюзовый запорожец. От него остались только корпус, руль и водительское кресло.

​Он стоит тут уже много лет, и каждый раз его хочется эвакуировать и реанимировать

Есть и заброшенные предприятия. Например химический завод «Заря». Я не смогла в него попасть, но, судя по фото местных сталкеров, в нём царит атмосфера, схожая с нижегородским мукомольным заводом.

Завод «Заря»
Фото из сообщества «Сфотайтипасталкер» во «ВКонтакте»

Заводы и взрывы

Дзержинск до сих пор именуют «городом химиков». Здесь работают такие предприятия как красочный «Сибур-нефтехим», который встречает гостей города на въезде. «Синтез» — производитель этила. Тот же полузаброшенный химический завод «Заря».

Старейший оборонно-промышленный завод имени Свердлова — это градообразующее предприятие, которое поставляет оборонную продукцию, промышленную химию и занимается машиностроением. За последний год на нём произошел ряд чрезвычайных происшествий, в том числе и с человеческими жертвами.

Ещё полгода назад не везде стояли пластиковые окна, но теперь они почти в каждом доме города. Если быть точнее, то в каждом доме возле завода имени Свердлова.

1 июня 2019 года на складе «Кристалла», расположенного на территории оборонно-промышленного комплекса, прогремели два взрыва. Я помню тот день: я была в Богородском районе и услышала гром при ясном небе. Спустя пару минут социальные сети заполонили новости о взрывах в Дзержинске. Я подробно рассказывала о происшествии в ролике на площадке нижегородского штаба Навального.

Из-за халатного отношения к соблюдению правил охраны труда и промышленной безопасности на производстве во время взрывов пострадало 116 человек. В зданиях в радиусе трёх километров от Свердлова вылетели стекла и обрушились потолки.

​После взрыва
Фото Gazeta

Это не единичный случай. В августе 2018 года взрыв произошёл на упомянутом заводе имени Свердлова. Тогда погибло пять человек и покончила с собой главный технолог, которую обвинили в гибели работников предприятия.

Руководство предприятия не понесло наказания, а заводы продолжают работать. Более того, на портале закупок не редко можно увидеть, как на Свердлова закупают дорогостоящие авто.

Ростехнадзор систематически закрывает глаза на нарушения, в следствие чего и происходят аварии. Тот же «Кристалл» взрывался за месяц до летнего происшествия. В апреле горел «Пластик», обрушилась кровля на «Химмаше».

Город, который считался промышленным центром всей страны и подавал экономические надежды, застрял во времени и утратил статус «центра». Некоторые предприятия умирают, в том числе упомянутый завод «Заря». После войны на нём производили осветляющий уголь для сахара и дуст от вредителей, из-за чего местные иногда называют Дзержинск Дустом.

В 2005 году на базе существующего производства организовали акционерное общество «Заря», под которое отвели маленький кусок огромного предприятия. Остальную территорию забросили. Более того, на ней устроили нелегальное захоронение вредных химических отходов, о чем федеральные СМИ сняли фильм.

Завод «Заря» Фото из сообщества «Сфотайтипасталкер» во «ВКонтакте»

Спад производства, коррупция, безответственность и нарушение правил превратили Дзержинск в тот самый город несбывшихся мечт. И в ожидании очередной катастрофы дзержинцы и нижегородцы не осознают, что она уже произошла.

Колоссальный вред экологии — свалки химических и бытовых отходов

Вывоз мусора и его переработка, рекультивация опасных объектов и нелегальные свалки разных типов отходов отходов — это больные темы области. Например, осенью 2018 года на мусорный полигон в Балахне незаконно сливали химические отходы I класса опасности, в том числе и с Дзержинских предприятий. Жители деревни Лазарево в Богородском районе страдают от свалки ТБО, которая расположена в пятисот метрах от домов и отравляет землю и воду.

Дзержинск сделал вклад в нанесение ущерба экологии области. На слуху три объекта — свалка ТБО «Игумново», шламонакопитель «Белое море» и свалка химических отходов «Чёрная дыра», рекультивацией которых по-настоящему занялись только в 2019 году. Из-за неподходящих погодных условий мне не удалось попасть на объекты, но эколог из Дзержинска Дмитрий Левашов дал несколько комментариев по поводу проблемных зон города и области.

ТБО «Игумново»
Фото Александра Воложанина, пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области

ТБО «Игумново». Полигон эксплуатируют с 1983 года. С 2000 года полигон непрерывно горит и наносит вред местным жителям. Запах горения иногда доходил и до автозаводского района Нижнего Новгорода. Официально полигон закрыли в 2013 году, хотя правительство поручило закрыть свалку ещё в 2010 году. На подъезде к посёлку Игумново до сих пор стоит запах мусора: он особенно чувствуется, если ехать на автобусе из Нижнего Новгорода.

Власти планировали закончить работу по рекультивации к 2015 году, однако работы ведутся по сей день. Новый срок — апрель 2020 года. Полигон засыпают песком и пытаются перекрыть доступ кислорода и осадков к вредным веществам внутри свалки. По завершению на верхний слой планируют наложить грунт и посадить траву, но дальнейшая эксплуатация участка станет невозможна.

Шламонакопитель «Белое море»
Фото сайта «Едем, куда хотим!»

Шламонакопитель «Белое море». Свалка прилегала к военно-химическому заводу № 96, он же «Капролактам» — завод в составе «Сибур-нефтехима». Там производили жидкий хлор, соляную кислоту, фенол и прочие химикаты. Мусор и отходы сбрасывали в низину завода, и уже в 1973 году появился шламонакопитель. Ввозить отходы прекратили только в 2013 году.

«Белое море» представляет большой участок, на котором отравленные водоёмы, песочные участки и серое, покрытое многометровым слоем токсичных отходов поле. Озёра — это дождевая и талая вода с примесью щелочи и других химикатов. Возле них лежат трупы чаек. Зыбучий ядовитый песок затягивает путников, а серое поле придаёт свалке образ мёртвой зоны.

В шламонакопителе содержатся неорганические вещества, поэтому сжечь его нельзя. Власти занялись консервацией объекта — наложили поверх защитный слой и посадили траву. Работы планировали завершить в апреле 2020 года, но закончат раньше. Уже сейчас на месте мёртвой зоны образовался большой зелёный луг, на котором, возможно, соорудят фестивальную площадку.

​Свалка химических отходов «Чёрная дыра»
Фото Ланы Сатор

Свалка химических отходов «Чёрная дыра». Всё началось с «Дзержинского оргстекла», который сливал отходы в низину с 1970-х годов. Вскоре туда начали свозить химию и ТКО с других предприятий.

«Чёрную дыру» всерьёз называют «самым грязным водоёмом на Земле». Это мрачное пятно видно с большой высоты. Вода окружена клейкой, напоминающей нефть субстанцией, в которой погребены трупы птиц. На берегу валяются бочки из-под отходов и горы коммунального и строительного мусора.

В прошлом я рассказывала о коррупционных махинациях вокруг рекультивации этого объекта. Отходы сжигают в специальном оборудовании, а поле, как в случае с «Белым морем» хотят засадить травой. Свалку планировали рекультивировать в августе 2019 года, но не успели в срок, Тем временем в СМИ появились видеоматериалы, где грузовики якобы вывозят отходы в ТБО «Игумново», который уже закрыт.

Однако по словам эколога Дмитрия Левашова, дела обстоят немного иначе: на специальную площадку для складирования отходов малого и неопасного классов опасности вывозят строительный мусор с берегов водоёма.

Отходы из котлована невозможно физически извлечь без специальной техники. Перевозить их самосвалами – абсолютно бесполезное занятие. Это всё равно что боеприпасы перевозить трамваем. Их загружать в самосвалы практически невозможно, как и извлекать для разгрузки. Для перевозки используют специальные трапецеидальные контейнеры. Отход должен смешиваться с песком и вывозиться на сжигание. То, что было в самосвале – это отходы строительных материалов и древесные отходы с травой, которые извлекли вокруг самого водоёма.

Есть тело Игумновского полигона, которое рекультивируется, а сама площадь гораздо больше. Есть бывшая хозяйственная, там есть площадка для складирования отходов IV-V – малого и неопасного классов опасности. Она не имеет отношения к телу ТБО, которое проходит рекультивацию.

Дмитрий Левашов

О чём говорят гораздо меньше

Слив серной кислоты в землю, свалка ртутных ламп на территории бывшей ТЭЦ, склад феноловых бочек на заброшенном участке «Зари». В области постоянно происходят преступные коррупционные махинации с химическими отходами, о которых многие даже не знают.

Так на территории бывшей Игумновской ТЭЦ обнаружили свалку ртутных ламп. В здании несколько тысяч ламп, в том числе и разбитых, и канистры с опасными реактивами. Рядом также нашли около полутора тысяч ёмкостей с отходами II и III классов опасности. Многие ёмкости разрезаны, из сливных кранов видны подтёки.

Ёмкости с химикатами Фото организации «Зелёный патруль»

Отходы на участке утилизировала ярославская компания «Экоуниверсал». По словам экологов, предприятие не имеет необходимого санитарно-эпидемиологического заключения, дающего ему право заниматься утилизацией или обезвреживанием отходов.

Что касается ртутных ламп на территории бывшей Игумновской ТЭС, которые вывезли и с улицы Семашко в Нижнем Новгороде. Помимо ламп было шесть тысяч тонн серной кислоты, II класс, четыре или пять тысяч тонн слили в землю на территории Дзержинска. Штраф в полмиллиона записали на бывшего арендатора. Всех собак повесили на бывшего арендатора, хотя он кислоту не сливал.

Дмитрий Левашов

Кубы с отходами на территории завода «Заря»
Фото NN.Ru

На территории заброшенного завода «Заря» складируют бочки из-под опасных химикатов, в том числе серы и фенола. Об этом начали говорить еще в 2017 году, когда Аркадий Мамонтов снял фильм «Ядовитый бизнес». Срок хранения отходов — 11 месяцев, но их так и не утилизировали.

Зимой мы обнаружили бочки с отходами, они просто лежат в одном из корпусов «Зари». Могу экскурсию организовать. Когда истечет срок 11 месяцев, можно будет выяснять. Но те отходы, которые показал Аркадий Мамонтов в 2017 году, находятся на ответственном хранении частного лица уже два года. Их так и не утилизировали.

В Балахнинском лесу лежит в полтора раза больше идентичных токсичных отходов. Один в один, как в «Чёрной дыре», но на это наплевать всем. У меня есть ответ от областного правительства, что они даже не знают об этом! Не знают о составе отходов, которые складируются с 1976 по 1996 годы. Там лежат отходы II класса опасности.

Дмитрий Левашов

Сколько ещё таких свалок и захоронений, о которых не знают, а если знают, то мало кому есть до этого дело. Какой вред они наносят здоровью и жизни людей и животных. Каждый день дзержинцы, нижегородцы, россияне медленно умирают от ядов, которые попали в воздух благодаря нескончаемой коррупции и безответственному подходу к промышленной деятельности и ликвидации её последствий.

Дзержинск

Холодный и токсичный консерватор. Время идёт, а город не меняется. Только вредного воздействия на окружающую среду с каждым днём всё больше и больше.Здесь понравится любителям депрессивных пейзажей и заброшенных заводов — сталкерам, туристам. Жить на постоянной основе тяжело.

Люди уезжают в благоприятные как в экологическом, так и экономическом плане города. Туда, где есть возможность развиваться и строить карьеру, и где жизнь стремится к прогрессивному будущему.

Напоследок ещё немного кадров из города, чтобы прочувствовать его безнадёжность.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #экология #россия #лонгриды #лигаавторов