Путешествия

Роуд-трип по Марокко: Часть 5 — Марракеш и Айт-Бен-Хадду

Ночёвка в древней крепости из «Игры Престолов», Сахара, засыпанная снегом, заклинатели змей и апельсиновые деревья внутри дома.

Айт-Бен-Хадду. Обратите внимание на следы снегопада на ближайших холмах.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Эль Джадида, Марокко — в завершающей части рассказа о марроканском роуд-трипе. Предыдущие части: Шефшауэн, Фес, Сахара, Страна берберов.

Здесь снимали Юнкай из "Игры престолов"

Ещё при планировании трипа мы решили что нужно обязательно заехать в Айт-Бен-Хадду, одну из самых аутентичных и впечатляющих достопримечательностей Марокко. Огромная древняя глиняная крепость послужила декорациями для Игры Престолов и ещё кучи других фильмов и сериалов.

Самое крутое, что на Букинге можно забронировать номер внутри самой крепости за довольно вменяемые деньги, что мы и сделали заранее.

Вот так выглядит дорога к отелю в крепости. Хорошо что не вброд.

Сразу после заката мы доехали от Уарзазата до парковки в деревне рядом с Айт-Бен-Хадду. Парковщик сообщил нам, что к самой крепости проезда нет и нужно идти пешком. Он довёл нас до границы деревни и показал теряющуюся в сумерках тропу по руслу реки. На другом её берегу возвышалась крепость. В итоге мы впотьмах перебирались по мешкам с глиной через ручьи, пока не оказались у входа в ксар.

Мы подошли крепостным воротам и постучали в дверь массивной колотушкой. В ответ на наш стук, показался привратник со свечами и проводил нас в крепость. Возле входа в наши апартаменты, привратник выдал нам пачку свечей и спички. Свечи вставляются в ниши в глинобитных стенах и подсвечник чтобы гулять по крепости.

Конечно, такой степени аутентичности мы совершенно не ожидали. Мы реально как будто прокатились на машине времени и попали в средневековье. Никакого электрического освещения и вай-фая, люди в древних одеждах. Казалось, что за нами в крепость вот-вот войдёт транссахарский караван с верблюдами. Единственное отступление от духа старины — работающие туалеты и души с горячей водой.

Чай и тажин когда за стенами воет ветер - бесценно

Мы поужинали при свечах в общей зале с другими путниками, остановившимися в крепости на ночь, обмениваясь новостями: нам сказали, что короткий путь к Марракешу через Высокий Атлас скорее всего занесён снегом и нам придётся придумывать альтернативный маршрут.

Мы легли спать, а утром нас ожидал сюрприз. За окном шёл густой снег, заносящий оранжеватую почву белоснежным покровом. Такого поворота мы точно не ожидали, отправляясь в Африку. Хозяева отеля сказали, что нам повезло – такое бывает раз в несколько лет. Потом выглянуло Солнце и мы взобрались на вершину холма чтобы полюбоваться видом пустыни после снегопада. Снег быстро растаял, оставшись кое-где на вершинах холмов.

Солнце после снегопада

На Айт-Бен-Хадду можно смело выделить половину дня чтобы как следует обойти крепость. Постройки ксара из красно-коричневой глины располагаются на склонах холма террасами, образуя лабиринт проходов. Многие дома разрушены или находятся в процессе восстановления. В некоторых живут люди, обустроены лавки, но выглядит это всё абсолютно как в старые времена. Поскольку мы были в крепости самыми первыми, нам удалось погулять по ней практически в одиночку. Ощущение погружения – великолепное, мы ни разу не пожалели, что доехали.

Следующей целью путешествия был Марракеш. Изначально мы закладывали на дорогу туда половину дня с перевалом через горы, но короткий путь через Высокий Атлас оказался закрыт из-за снежного бурана, поэтому мы решили сделать гигантский крюк через Агадир в объезд гор. В сумме вышло почти 600 километров. Мы поняли, что будем очень поздно и заранее смирились с тем, что на Марракеш у нас останется всего полдня.

Наткнулись в пустыне на заправку из фильма «У холмов есть глаза» — забавно, что американскую пустошь дешевле снимать в Марокко, чем в Неваде или Аризоне.

Какое-то время мы продвигались нормально, пока мы не доехали до мест, где прошёл снег. Стоит отметить, что наша машина, как и мы сами была вовсе не подготовлена к такой погоде в Марокко. И не только наша — на дорогах возникли пробки и мы медленно продвигались мимо автомобильных колонн по просторам, на которых играли в снежки счастливые местные. Народ останавливал машины посреди дороги, лепил снеговиков и радовался снегу. Для нас это тоже было удивительно – увидеть побелевшую Сахару мы не рассчитывали.

Пробка в заснеженной пустыне

Близ Агадира мы повернули на прямую автостраду на Марракеш. Там нас и застал ливень с наступлением темноты, перешедший в настоящую вьюгу. У нас, как у любых русских, был опыт вождения по зимним трассам, чего нельзя сказать о марроканцах, которые хаотично тупили на дороге. Мы едва не поседели, объезжая их на нешипованной резине по заснеженной дороге, пока добрались до Марракеша.

Наш риад находился в центре медины, промокшей от ливня. Мы оставили машину на парковке на въезде, с трудом нашли риад, а затем прошлись до площади Джамаа-эль-Фна с её заклинателями змей и факирами. Впрочем, из-за погоды на площади не было ничего интересного, и мы пошли спать.

Мы встретили рассвет на крыше с видом на медину и бродячими котами. Во внутреннем дворе риада — огромное апельсиновое дерево, так что до ветвей можно дотянуться из номера.

Забавно, что каждый из городов Марокко, где мы были имеет свой цвет. Если Шефшауэн – синий город, Фес – жёлтый, то Марракеш – красный. Цвета охры преобладают в палитре города.

Вид на медину Марракеша

Особенность Марракеша – улицы медины достаточно широки для мотоциклистов, но недостаточно – для автомобилей. Нам не раз приходилось уворачиваться от мотоциклов, пролетающих мимо в паре сантиметров.

Мечеть Кутубия, рядом с площадью Джамаа-эль-Фна

С утра мы ещё раз дошли до Джамаа-эль-Фна, но поскольку мы уже довольно насытились местным колоритом, она показалась нам слишком ориентированной на отбор денег у туристов и несколько переоценённой как достопримечательность. К тому же, заклинатели змей и факиры всё время пытаются выклянчить у тебя денег, особенно если вдруг видят у тебя камеру. Поэтому и фото с неё нет. Короче, мы не получили особого удовольствия от этого места.

Терракотовый - преобладающий цвет в Марракеше

В общем, поскольку времени у нас было мало, да и в целом мы подустали, Марракеш мы посмотрели достаточно поверхностно, закупились сувенирами и вскоре отчалили.

Риад в Эль-Джадиде

Завершающим пунктом роуд-трипа стала Эль-Джадида. По идее, там есть португальский форт и колорит портового города, но мы приехали снова затемно и решили посвятить последний вечер в Марокко отдыху. Утром мы погуляли по берегу Атлантики и направились в аэропорт Касабланки.

В итоге, для нас Марокко стал неожиданно крутым приключением – мы не ожидали, что это место будет столь интересным, разнообразным, необычным. Мы получили идеальный баланс между безопасностью и ощущением первооткрывательства. Конечно, путешествие в таком формате – это не отдых, но впечатления от поездки с лихвой компенсируют стресс и неудобства. На наш взгляд, Марокко абсолютно достоин посещения.

Из всех мест, которые мы посетили нам больше всего понравился Фес, Айт-Бен-Хадду и Мерзуга. Шефшауэн и ущелья в районе Тингира тоже очень порадовали. Марракеш мы не оценили, вероятно потому что уже устали. Плюс, он показался нам более туристическим, чем другие города.

А вы были в Марокко? Расскажите о своём опыте в комментариях. Также, видео лучше передаёт колорит места, так что смотрите.

6 комментариев
Популярные
По порядку
Artem Gromov

Рассказ как всегда крут! В свете последних событий, куда планируете ближ поездки?

Ivan Kosenkov

Спасибо, очень приятно. Ну пока нет определённых планов. Должны были быть Фареры, но уже ясно что не получится. Остаётся планировать выезды вокруг Москвы. Может осенью получится куда-то вырваться.
Но вообще у меня материалов с прошлых поездок ещё целая гора, рассчитываю доделать видео за прошедшие несколько лет.
Буду рад, если Вы посмотрите
www.youtube.com/ivankosenkov

norm

Оч красиво, спасибо за фото.

Рад что понравилось!

Stan Majors

легко читается
нет пиара своего инстаграма
красивые фотки
еще одна страна куда никогда не поеду )

Государственный инструмент

Сначала пролистываю статью полностью, чтобы оценить объем, а потом читаю, если он большой, а не как у педика-щекотухина. Пошел читать