Путешествия
Анжела Новосельцева

«Наши планы нельзя нарушить, у нас их больше нет»: сколько денег, сил и удачи нужно для кругосветного путешествия

Истории-инструкции трёх героев, накопивших деньги на масштабную поездку. Объехать весь мир у них пока не получилось, но процесс продолжается.

В сентябре 1522 года португалец Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие: он открыл морской путь в Индию и убедил людей, что Земля круглая, а Мировой океан омывает все материки. В последующих кругосветных экспедициях Фрэнсис Дрейк, Джеймс Кук, Иван Крузенштерн и другие путешественники продолжали избавляться от белых пятен на карте и открывали новые торговые пути.

В современный век GPS, авиасообщения и пакетных туров кругосветные путешествия не теряют актуальности — разве что их цели не такие масштабные. Чего сегодня путешественники ищут в дальних странах и чем рискуют? Сколько стоит «кругосветка»? Рассказывают Люся с Юрой из Петербурга и уралец Александр Люкшин.

Навигация по путешествию героев:

«Наши планы нельзя разрушить, потому что их больше нет»

Меня зовут Люся, мне — 33 года, моему парню Юре 39 лет. Мистеру Вашингтону (это плюшевый кот, который сопровождает нас с начала кругосветки) — 2 года и 8 месяцев. Столько мы в в пути и завершать путешествие не торопимся.

До большого путешествия мы жили в Петербурге, я работала гримёром в кино. Последние пару лет увлеклась бутафорией и созданием образов, что пригодилось мне во время фотосъёмок в кругосветке. Юра — программист, до поездки работал начальником отдела разработки ПО для промышленного оборудования.

Не скажу, что наша жизнь была жёстко распланирована. Но что касается отпуска — рассчитывали всё основательно и заранее. Составляли план: что и где посмотреть, где жить, как передвигаться. Отправляясь в отпуск, мы знали, что с нами будет.

Кальдеры вулкана Бромо в Индонезии

Первая мысль о кругосветке пришла в голову во время путешествия по Норвегии, с которым всё вышло ровно наоборот: внезапно купленные по дешёвке билеты, едва намеченный план и решение купить палатку для ночёвок на природе.

Мы плохо подготовились к Норвегии. Не учли, что там каждый день будут дожди, а страна окажется не просто дорогой, а очень дорогой. Бутерброд с сыром и колбасой стоил 750 рублей. Палатку мы тоже не купили — в наличии были только трёхместные по заоблачным ценам. Жильё, еда, переезды — всё не укладывалось в бюджет. Мы подумывали брать билеты куда-нибудь в Ригу или вообще домой.

Но решили не сдаваться. Вспомнили, что есть автостоп, нашли место для ночлега в крохотном сарае из-под угля с протекающей крышей. Мылись в по-норвежски суровых ледяных речках, пили родниковую воду, питались вчерашними булками со скидкой. Потом каким-то чудом удалось недорого арендовать машину – так появилась крыша над головой.

Сарай из-под угля в Норвегии

И вот мы летим из Норвегии домой — уставшие, грязные, голодные и без денег, но счастливые. Потому что вышли за какие-то рамки, не сдались. Хотелось ехать дальше, дальше и дальше. Масла в огонь подлила мама, которая по телефону мельком упомянула, что российский путешественник Фёдор Конюхов снова отправился в кругосветное путешествие. Тогда я подумала: вот бы сейчас не в аэропорт, а к границе, через всю Россию, Европу, в кругосветное.

Подготовка: увольнение, прививки от жёлтой лихорадки и международные права

Мечта грела меня полгода, пока я в шутку не спросила Юру, как он относится к кругосветному путешествию. Он оказался не против. Мы начали готовиться, откладывать деньги, и на конец ноября взяли билеты на самолёт из Порту в Рио-де-Жанейро. К тому времени нам удалось накопить примерно два миллиона рублей.

До вылета оставалось ещё примерно шесть месяцев. Мы с Юрой привились от жёлтой лихорадки (2000 рублей), купили рюкзаки, палатку, сделали международные права. На походное оборудование (палатка, пуховые спальники, горелка, куртки, рюкзаки) и технику (ноутбук, объектив) ушло около 200 тысяч.

В начале октября я закончила рабочий проект, а Юра уволился. Друзей в планы решили не посвящать, родственников предупредили, что едем в большое путешествие. Брат накануне отъезда передал с курьером посылку, в которой оказался плюшевый кот-пилот. Сказал, если я соскучусь по дому и семье, могу обнимать кота. Мистер Вашингтон теперь всегда с нами.

12 октября мы сели на автобус в Хельсинки и пустились в своё самое долгое путешествие.

Первый день пути в Хельсинки

После хардкорного опыта в Норвегии мы тщательно подсчитали, сколько можем тратить в день с учётом того, что хотим посмотреть мир, а не просто проехать по странам для галочки. С тратами в 40 долларов (около трёх тысяч рублей) в день на двоих, денег должно было хватить на год.

За это время мы должны были в течение полутора месяцев объехать Европу до Порту (Португалия), потом на самолёте добраться до Рио-де-Жанейро – и ехать до Колумбии и через Центральную Америку с Мексикой в Штаты. Далее – США – Владивосток – Петербург. Изначально задуманное путешествие выходило скорее вокругсветное, а не кругосветное – без Африки, Азии и Австралии. Но где-то в Чили всё пошло не по плану.

Европа на ночных автобусах, автостоп в Южной Америке и спальники у костра

Европу мы смотрели галопом: побывали в 16 странах. У нас было 43 дня до самолёта из Порту в Рио-де-Жанейро, требовалось получить визу в США в Варшаве, и мы хотели двигаться по земле. Поэтому основным транспортом стали ночные автобусы.

Утром оставляли вещи в камере хранения и гуляли по городу, а вечером – новый автобус. Были и паромы. Как-то в Италии на пару дней арендовали машину, чтобы добраться до отеля, который очень напоминал гостиницу из нашей любимой игры Rusty Lake.

Вена, Австрия

Озеро Блед, Словения

Будапешт

Крепость Каркасон во Франции

Озеро Мизурина в Италии

В Южной Америке по инерции мы ещё пытались всё распланировать заранее, купить билеты и определить маршрут. Но в какой-то момент поняли, что тогда путешествие ничем не будет отличаться от обычного отпуска. И сбавили обороты. Выехав за пределы мегаполисов, перешли на автостоп, достали палатку, и уже не знали, куда поедем и где остановимся завтра.

Ориентиром стала Ушуайя — самый южный город земли, знаменитый пингвинами, Магеллановым проливом и Огненной землёй. Отличное место, чтобы почувствовать себя героями Жюля Верна. А ещё – объесться местной ягоды калафаты и получить в загранник штамп Fin del Mundo — край света.

Пингвины в Ушуайе, Аргентина

Ушайя

После Ушуайи мы двинулись в сторону Колумбии и надолго зависли в Патагонии. Это волшебный регион: много внезапных остановок в красивых местах, которые подсказывали местные.

Фицрой, Аргентина

Ледник Перито-Морено, Аргентина

Деревья-флаги в Патагонии

Мраморные пещеры в Чили (Патагония)

Так мы поняли, что главный рецепт хорошего путешествия — отсутствие жёстких планов. Сейчас у нас есть примерное направление, примерные сроки — в основном, это визовые ограничения. И список интересных мест, из которых нужно выбрать, так как на всё не хватит ни времени, ни денег.

В Чили мы провели два месяца вместо двух недель — страна влюбила в себя с первого взгляда. Природа поражала контрастами: от холодных гор с ледниками до жарких пустынь.

Кратер вулкана Вильяррика в Чили

Рассвет на Торрес-дель-Пайне, Чили (Патагония)

Серро Кастильо, Чили (Патагония)

Долина гейзеров, Атакама

За всё время мы встретили много хороших людей. С одними мы знакомились на дорогах, с другими в Инстаграме, а потом встречались вживую. С кем-то ещё не успели развиртуалиться. Кто-то был другом на день или неделю, пока мы ходили в поход. Новые впечатления и люди — самое ценное в кругосветке.

Впрочем, ради общения нам пришлось основательно подучить испанский, так как в Южной Америке по-английски говорят либо плохо, либо вообще никак. Помогали язык жестов и «Гугл переводчик». А ещё в телефоне у нас сохранена картинка перечёркнутого лука – потому что вместо «no onion» в кафе нам почему-то всегда приносили блюдо с «more onion».

Laguna Colorada в Боливии. Розовое озеро с розовыми фламинго

Долина Душ, Боливия

С благодарностью вспоминаем и кэмпинги Южной Америки, где всегда есть душ с горячей водой. Правда, порой приходилось мыться в водоёмах, а потом греться у костра или в спальнике. В других странах бывало и хуже: часто выручали влажные салфетки, сухой шампунь и бутылка воды – если уж искупаться поблизости совсем не получалось. А как-то мы «мылись» снегом, ощущая себя настоящими моржами.

США: работа в Starbucks, дом на колёсах и дикие ночёвки

После Боливии и Колумбии мы решили лететь в Мексику — на дворе июль 2019-го года, деньги кончались, а в планах ещё Штаты. Всё это время мы тратили свои сбережения, и на этот момент мы израсходовали, наверное, больше запасённых двух миллионов рублей.

Сначала мы пробовали вести бюджет, но потом плюнули на это дело. И вообще думали, что скоро вернёмся в Россию, так что не особо переживали. Также на отдельном счету всегда находилась заначка на «вылет домой» с приличной суммой. Но в целом стало ясно, что без возобновления работы продлить путешествие не выйдет.

Иерве-эль-Агуа, Мексика

Так в июле у Юры появились первые рабочие проекты. Настоящим спасением стал Starbucks с его доступными розетками, которые позволяли полноценно работать на ноутбуке. Это дало нам возможность продлить путешествие ещё на 1,5 года — в США мы провели не два месяца, а почти полгода.

Сделать это удалось в том числе благодаря машине, которую мы приобрели в Лос-Анджелесе. Она стала домом на колёсах, дав нам чувство полной свободы. Когда едешь автостопом или автобусом, всё же есть зависимость от водителя. А тут ты сам себе хозяин: куда захотел, туда и поехал.

Лос-Анджелес, США. Купили за 2500 долларов (около 185 тысяч рублей) первую в жизни машину, чтобы покататься по Штатам

Половину времени мы жили в автомобиле, а где можно, ставили палатку. Порой снимали в городах жильё на пару дней, чтобы передохнуть и помыться. Получалось не всегда: как-то пришлось ночевать в машине в центре Сан-Франциско, так как не удавалось найти квартиру по карману, а по кауч-сёрфингу (сервис гостеприимства и взаимопомощи путешественников) никто не брал. Выходом стала бесплатная ночная стоянка недалеко от моста Golden Gate.

На рассвете мы перегоняли машину на бесплатную дневную стоянку и шли гулять — в таком формате пролетели целых три дня.

Гранд-Каньон, США

Йосемити, США

Колодец Тора, США

Места для диких ночёвок мы смотрели в приложении iOverlander — есть и другие, но мы пользовались этим. Чаще, конечно, спали в машине, потому что становилось холодно, да и диких зверей никто не отменял. Как-то едем на ночёвку в лес, темно уже. Говорю Юре: не гони, вдруг олень? Он сбавляет скорость. И тут дорогу перебегает... нет, не олень — медведь! В итоге ночевали всё равно на полянке в лесу, просто машину «мордочкой» на дорогу поставили, чтобы сразу уехать, если что.

А одним прекрасным утром в лесу не рассвело. Проснувшись в машине, мы обнаружили, что вокруг темно. Оказалось, за ночь автомобиль по крышу засыпало снегом, помощи просить не у кого — в лесу ни души, связи нет.

Пытаемся выбраться из снежного леса

Мы стали думать, как выбраться. Сначала расчистили машину от сугроба, а потом очень медленно ехали по свежему снегу высотой в 30 сантиметров. Однажды машину занесло, и мы чуть не оказались в кювете. В итоге с трудом, но всё же добрались до нормальной дороги — повезло. После этой истории стали внимательнее следить за прогнозом погоды.

Малайзийский карантин, Турция not all inclusive и ковид в Египте

В середине января 2020-го года перелетели в Индонезию. Так как появился постоянный заработок, мы решили, что зимой возвращаться в Россию не лучший вариант, и можно перезимовать в Азии.

Неумолимый ковидный карантин застиг нас в Малайзии, где мы застряли почти на три месяца взаперти, выбираясь только в магазин. Плюсы тоже были: Юра на карантине спокойно занимался своими проектами, а я начала осваивать фотостоки. За время поездки отличных снимков накопилось достаточно, и пора уже было их монетизировать.

Карантин в Куала-Лумпуре. Выходить разрешалось только в магазин за продуктами, по городу каталась машина с громкоговорителем, призывающая всех оставаться дома

В середине августа правительство попросило покинуть страну всех туристов с просроченной визой, и мы уехали в единственном доступном направлении — в Стамбул.

Раньше я опасалась летать в Турцию из-за стереотипов про Анталию и all inclusive. Мол, всё забито пьяными русскими, делать нечего, из достопримечательностей — бассейн в пятизвёздочном отеле. Но мы открыли для себя Стамбул, Месопотамию, проехали до Арарата, побывали на родине ванских кошек. Следовало визу на полгода получать, разрешённых двух месяцев явно не хватило.

Гёбекли-Тепе, Турция

Исхак-Паша Сарай в Догубаязите, Турция

Мардин, Турция

Сельджукское кладбище в Ахлате, Турция

Однако настоящей классической кругосветкой запахло, когда мы решили махнуть в Африку. Из Турции мы взяли билеты на Занзибар, но летели через Египет, где тоже задержались — в пустом отеле на пустынном пляже, Юра умудрился подхватить ковид и проболел две недели. А потом мы, наконец, двинулись покорять Африку.

This Time for Africa: грязная вода, проблемы с жильём и розовые вулканы

Южный континент оказался недешевым: в день на двоих у нас уходило до 70 долларов (около пяти тысяч рублей). Сейчас 1-2 недели мы можем жёстко экономить, а потом всё спускаем на сафари или поход на вулкан.

Не обошлось и без приключений: на Занзибаре в новогоднюю ночь мы попросту бомжевали. Приехав в забронированный отель, обнаружили, что «мест нет» — впоследствии выяснилось, что для Африки это обычная история. До Нового года оставалось семь часов – мы едва успели пристроить вещи и с комфортом обосноваться под пальмами. К счастью, в новогоднюю ночь было тепло.

Леопард в национальном парке Нгоронгоро, Танзании. Увидели его в первый день сафари

Жираф в нацпарке, Танзания

Лев за завтраком, нацпарк, Танзания

Нацпарк Тарангире, Танзания

С водой на Занзибаре оказалось тоже не очень: если до сих пор отравлений и несварений у нас не случалось, хотя мы часто готовили на горелке и ели местную еду, здесь случился тот самый первый раз. По утрам хозяин жилья угощал нас чаем и кофе, воду для которых кипятил из-под крана. Как только мы попросили его перейти на бутилированную, проблемы исчезли.

Недопонимание с местными возникло и в Танзании. Ночью мы приехали в Дар-эс-Салаам – чтобы обнаружить беззаботно спящего незнакомца в своей забронированной комнате, о которой мы так долго мечтали в душном поезде. В итоге нам пришлось спать в спальниках на полу — от хозяина ни извинений, ни объяснений — Африка!

Конечно, все бытовые неурядицы с лихвой искупила природа: мы увидели Большую Африканскую Пятёрку, снега Килиманджаро, искупались в африканском озере. Я стала «коллекционировать» розовые озёра, вулканы и солёные озёра, в которых можно купаться — мы теперь стараемся посетить каждый такой объект, мимо которого едем.

Килиманджаро

Как показала практика, о здоровье в кругосветке забывать тоже не стоит. В Кении у меня по неизвестной причине поднялась температура. Других симптомов не было, но мы подозревали малярию, так как недавно вернулись с сафари.

В Найроби, как назло, оказалось, что мы забыли продлить страховку. Приём, анализы и лекарства в платной клинике по стоимости сравнялись с суммой месячной страховки. Впрочем, опасения не оправдались: через пару дней после приёма медикаментов всё прошло. Но про страховку мы больше не забываем.

Водяные козлы

Носороги в заповеднике Ol Pejeta в Кении

Старый буйвол

Бегемотик в Ньяхуруру, Кения

Наконец, мы направились в Эфиопию, где находимся и сейчас. Тут тоже не обошлось без адреналина — мы оказались свидетелями энергичной разборки местных по дороге на вулкан Эрта Але.

В какой-то момент наш водитель начал спорить с местным гидом. Один рвёт на себе рубашку, второй что-то кричит и хлопает дверьми. В машине сидит охранник из местных, в руках автомат. Вокруг машины тоже куча вооружённых людей. А мы не понимаем, что происходит, нам просто не по себе.

Потом водитель объяснил, что спор был из-за аренды спального матраса. На данный момент я безумно устала от Эфиопии: от дорог, от недопонимания с местными, от приставаний. Хотя страна, конечно, прекрасна.

Giraffe Center в Найроби, Кения. За 15 долларов (около 1130 рублей) можно покормить жирафов

Несмотря на пандемию, в Африке остаётся много открытых стран, и возвращаться домой мы не торопимся. Ложкой дёгтя стала необходимость постоянно сдавать тесты, но и это — мелочи.

Мы давно уже не переживаем, и знаем, что всё получится так, как надо. Ведь отправились в путешествие именно за впечатлениями. У нас нет какой-то миссии или глобальной цели, нет вызова себе или окружающим. Мы просто путешествуем там, где открыты границы. И наши планы не могут быть нарушены, потому что у нас больше нет планов.

История Александра: кругосветное гостеприимство: каучсерфинг, автостоп и стереотипы о русских

Меня зовут Александр Люкшин, мне 34 года. В 2017-м году за 9,5 месяцев я объехал 17 стран: погрузился в культуру кауч-сёрфинга и автостопа, перезнакомился с кучей интересных людей, побывал на нескольких свадьбах, подхватил заразу в Индии и едва не погиб от землетрясения в Андах. А сейчас пишу книгу о том, каково быть гостем в разных странах.

Путешествовать меня потянуло ещё в 2009 году, но поначалу это были пакетные туры. В 2011-м я оказался в команде для подготовки кругосветного путешествия в Салехард на яхтах. Туда я в итоге не попал, зато удалось съездить в экспедицию на Ямал к ненцам.

В тот момент для меня открылся совсем другой мир – древних обычаев, направленных на гармоничную жизнь с природой. После двух недель в тундре, произошла перезагрузка желаний. Захотелось узнавать быт, культуру и историю народов разных стран. Понимать в моменте «здесь и сейчас» – как живут люди и какие у них ценности.

Первая мысль о кругосветке пришла мне в голову в 2015 году. Я сидел в кузове грузовика, любуясь грузинским горным ущельем и подумал: «Мир такой охренительный! Его надо увидеть. Просто брать – и ехать». И я начал готовиться – на это ушел почти год. Сделал новый загранпаспорт, несколько виз. Актуальную информацию о порядке пересечения границ и транспорте искал на Форуме Винского.

На границе с Ираном

Подготовил дорожные грамоты и рекомендации на разных языках — это документы, помогающие путешественникам, в которых НКО или госучреждение, где ты работаешь, просит оказать содействие. Собрал справки о зарплате для будущих виз в Австралию и Новую Зеландию.

Большую часть экипировки купил на AliExpress. Палатка весом не более 2 килограммов, сушилка, планшет, смартфон, хороший рюкзак, кроссовки. Второй рюкзак под технику, павербанк с солнечной батареей, облегчённый спальник, сандалии, хорошие солнечные очки. Взял хобу – это кусочек коврика, на котором можно сидеть, не боясь влаги и грязи. Пригодился и туристический коврик «пенка». Всё вместе обошлось где-то в 80 тысяч рублей.

Ну и, конечно, сувениры. Я вёз иван-чай из пермского эко-поселения, значки и фотографии из походов по России. Также нёс с собой небольшие музыкальные инструменты – всё это помогало налаживать взаимоотношения в любой стране мира. Сначала мой рюкзак весил 34 килограмма, уже в путешествии я облегчил его до 25 килограммов, отправляя домой лишние вещи.

В семье все переживали, как можно ехать в неизвестность. А друзья были в полном восторге. Я распланировал рабочий график так, чтобы решать все вопросы удаленно, а очно меня подменял другой сотрудник. Для финансового обеспечения путешествия продал свой пикап Nissan NP-300.

Балиец

Ребёнок на Бали

Автостоп, каучсерфингу и одиночество в дороге

Идея моей кругосветки была в том, чтобы двигаться навстречу солнцу, не сворачивая, по часовой стрелке. И максимально передвигаться по земле – ведь только так и можно увидеть жизнь. В итоге я передвигался и пешком, и на паромах, и на кораблях, и поездом, и самолётами, и автостопом. Пришёл к мысли, что не нужно зацикливаться на стиле своего путешествия, лучше ориентироваться на тот вариант транспорта, который удобен в стране.

Жить я намеревался у местных по каучсерфингу (гостевая сеть, по которой участники предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий), чтобы узнавать местную культуру, изучать форматы туризма в разных странах и реализовать их потом у нас. И, конечно, развеивать стереотипы о русских. Во время путешествия я заметил, что иностранцев волнуют три темы: Путин, гомофобия и российская угрюмость. А индусы вообще были уверены, что мы постоянно пьём водку, чтобы как-то согреваться зимой, когда на дворе -30. Так как они понятия не имели о центральном отоплении, пришлось объяснять.

Трапеза в индийской семье

В индийской деревне

Индийская корова

В итоге я почти всё время пробыл в гостях, но всегда старался отблагодарить хозяев. Как хороший гость, я кому-то играл на музыкальных инструментах, кому-то дарил фотографии или помогал по дому. В Индии вскапывал огород, колол дрова и купил хозяевам ножовку. В Бразилии подарил художнице обогреватель, так как дома у неё было холодно.

Каучсерфинг есть даже в маленьких городах, но важно смотреть отзывы и помнить о безопасности. К примеру, в Южной Абхазии развит гей-каучсёрфинг, о чём изначально могут и не предупредить. В итоге приезжаешь в гости, а тебе предлагают спать в одной кровати. И ты такой: «Э, чувак, я лучше на полу посплю».

У меня не было никаких ограничений по времени пребывания в странах и маршрутам. Я решил, что открыт приключениям и готов на самые разные сценарии развития событий. Где-то планировал поработать, где-то пожить. Я ехал один и сознательно не искал кого-то себе в партнёры, так как свобода для меня первостепенна. Хотя, признаюсь, через месяц-полтора стало по-настоящему грустно, так появилась потребность делиться эмоциями с другими людьми. В итоге я разделял их с теми, кого встречал по пути.

С детьми в Таиланде

Деньги, виза, язык

Если вы решитесь отправиться в кругосветку, вам совершенно точно нужны шенгенская и американская виза. Последняя очень полезна, если вы собираетесь из Юго-Восточной Азии или Австралии лететь в Южную Америку — много дешёвых билетов с транзитом в США.

Визу в Австралию лучше делать заранее, если точно знаете дату визита. Лично мне отказывали три раза, потому что пришлось это делать по ходу путешествия. Заявки из России рассматриваются «под лупой», очень много отказов.

Закат в Австралии

При себе лучше иметь кредитные карточки Mastercard и наличку в долларах. Всего на кругосветку с передвижением, питанием и жильём у меня ушло 350 тысяч рублей— довольно бюджетно, но можно съездить ещё дешевле, если брать перелёты заранее — из Новой Зеландии в Чили и из Бразилии в Марокко. Но покупал я их за месяц, и вышло дороговато.

Что касается языка, английского мне хватало везде – и да, никого не волнует, правильно ли ты употребляешь времена глаголов! Сложнее всего в Южной Америке, где английский знают не очень хорошо. Но если вы путешествуете по каучсерфингу, хозяева обычно владеют языком, это удобно. Да и приложение на телефоне не раз меня выручало, позволяя почти синхронно переводить фразы с испанского.

От Кавказа до Дубая: гостеприимство, местных проблемы с полицией и вкуснейшие финики

В начале кругосветки я решил проехать до Тбилиси автостопом, чтобы пообщаться с водителями о жизни и традициях. Планы слегка изменились, когда мы разговорились с дальнобойщиком Радмилом, и он позвал меня к себе в гости — в Дагестан, к лезгинам. Так мы оказались в городе Касумкент почти на границе с Азербайджаном.

За три дня я побывал на двух застольях, познакомился со всеми его родными и друзьями, испытал все прелести кавказского гостеприимства и наслушался историй о террористах начала 2000-х. А ещё увидел, как лихачат на кавказских горах и пекут на глиняной печи хлебные узорные лепёшки.

Дети в Азербайджане

Далее Азербайджан — удивительное сочетание современности и традиционной архитектуры. Меня поразили «Пламенные башни» — высочайшие здания с прекрасной смотровой площадкой. Баку – это такой симбиоз дубайского благоустройства и южного колорита.

Пламенные башни

Скульптура улитки в Баку

Концертный комплекс в столице Азербайджана

Потом я оказался в Иране — несмотря на все стереотипы, что это очень опасная страна. Когда мои родители узнали, что я туда поеду, переполошились: «Тебя убьют, посадят!».

И неприятные эпизоды действительно произошли: например, когда меня обыскали полицейские и вытряхнули на асфальт все вещи из огромного рюкзака. Они что-то искали, заставили меня переодеться из индийских шаровар в брюки – оказалось, что ноги в этой стране должны быть закрыты полностью. Позже выяснилось, что всё дело в арафатке, повязанной у меня на шее – этот атрибут одежды полицию насторожил из-за визуальной связи с Ираком.

Исфахан, Иран

Крупнейшая мечеть Исфахана, расположенная с южной стороны Площади Имама

Дети на улицах Исфахана

Позже я понял, что люди в Иране очень дружелюбные и хотят продемонстрировать это туристам. Важный момент – не нужно фотографировать женщин и детей без спроса, могут возникнуть проблемы с главой семейства.

На севере Ирана очень эффектные горные села. Природа не слишком впечатлила – много высохших рек, мало зелени, колючки и очень жарко. Но архитектура, история, люди – ради этого сюда стоит приехать. А ещё ради вкуснейших жёлтых фиников, которые тут стоят копейки. Так как я не ем мясо, в плане кухни в Иране мне приходилось тяжеловато, и финики выручали.

Затем настало время Дубая — Эмираты поразили меня энергетикой очень развитой территории и грамотно управляемого государства. Люди на улицах – красивые, нарядные, заряженные на карьеру и самореализацию. Конечно, тут дороговато: за пять минут на такси я заплатил три тысячи рублей, за две остановки на метро – 350 рублей. Но побывать здесь стоит.

Верблюды в ОАЭ

Индия и Таиланд: инфекция, вегетаринская еда и ночёвка на стадионе

Во время кругосветки тебя переполняют впечатления и эмоции, которые потихоньку смешиваются, а вау-эффект замыливается. И наступает момент, когда хочется тишины и спокойствия. И тогда я просто какое-то время жил в одной локации. На Гоа, например, я провёл полтора месяца, а в Индонезии два.

Что для меня Индия? Релакс, любовь, добро... и ядовитые змеи. Обошлось без укусов, зато потом я сковырнул какой-то прыщик на руке, занёс инфекцию, он воспалился и появилась шишка. В местной клинике её разрезали, удаляли, внутри была тёмная кровь. Зашивать не стали – требовалось, чтобы ранка затянулась сама, и я целых полтора месяца ходил на перевязки. Лечение бесплатное (нужен только паспорт), но у меня была медицинская страховка.

На индийском рынке

Индийский театр хатхакали

В индийской деревне

Чтобы насладиться Индией, надо ехать в маленькие городки и деревни, к местным. В семье, в которой я жил, все были кришнаиты, они не ели мясо, и 80% их рациона состоит из того, что они вырастили сами. Как я узнал позже, в Индии 70-90% населения вегетарианцы.

Я проехал весь Таиланд автостопом, с Бангкока до Малайзии, и да, ехать в открытом кузове пикапа в 35 градусов жары — это отдельный вид кайфа! Хотя поначалу тоскливо, я искал попутчиков, и мне повезло – во время очередного автостопа мы подобрали на дороге ребят в тельняшках – конечно же, это были русские! Мы потом много путешествовали вместе. А на острове Ко Яо Яй я познакомился с хозяйкой вегетарианского кафе.

Забавная ночёвка у меня случилась на стадионе Таиланда — я проснулся в палатке в 5:40 и обнаружил, что вокруг бегает человек 200. Через пару часов количество людей выросло до четырёх тысяч человек. Оказалось, что каждый день с 5 до 8 утра горожане идут на стадионы, где играют в баскетбол, волейбол, делают зарядку.

Малайзия и Индонезия: работа официантом, каучуковые заводы и пальмовое масло

Малайзия — уникальная суперзелёная страна с сотнями гектаров пальмовых плантаций. По ним меня возил инженер, исследователь риса, с которым я тоже познакомился по кауч-сёрфингу. Позже я понял, что местные вырубают под эти плантации реликтовые деревья, чтобы экспортировать пальмовое масло. Стало грустно.

Путраджая, административный центр Малайзии.

Как-то я целый день проработал официантом в местном молодёжном кафе – незабываемый опыт. В этом смысле кругосветка – отличный повод попробовать себя в разных амплуа. Новый год я встретил Куала-Лумпуре – невероятно зелёной, экологичной и технически продвинутой столице. Все крыши тут благоустроены – красота. Тогда я подумал, что если когда-нибудь стану президентом в России, то первым делом открою все крыши!

Побывал я и на малазийской свадьбе. Чтобы понять, что тосты и подарки тут никого не интересуют, важны только красивые фотографии, а само застолье длится полчаса. Местный рынок восхитителен – если вы хотите узнать страну и безопасно питаться, всегда отправляйтесь на рынок.

Любимой страной стала Индонезия. Солнце тут очень сильное — я сгорел, когда мы пересекали экватор из Малайзии на Суматру на лодке. Суматра, кстати, разочаровала – это промышленный остров с кучей зловонных каучуковых производств. Автостоп невозможен, остановиться негде, приходилось долго идти с огромным рюкзаком за плечами на солнце вдоль трассы. Не было даже автобусов. Правда, на юге Суматры есть очень красивые, нетуристические острова…

Пляж Меласти

Национальный парк, расположенный в западной части острова Ява, в провинции Бантен, Индонезия

Игуана

В целом Суматра сильно контрастирует со сказочным Бали. Казалось бы – очень попсовое место, но я жил тут целый месяц, общался с местными, зимовщиками и переехавшими. Пляж Меласти, вулкан Иджен с космическими ландшафтами, храмы, закаты, люди и очень качественная инфраструктура.

Кстати, если окажитесь на Бали, попробуйте вписаться на одну из яхт в качестве шкипера – капитаны берут помощников с удовольствием, а вы получите незабываемый опыт навигации на яхте.

Рисовые террасы Бали

Новая Зеландия: Тихий океан, випассана и жизнерадостные маори

Австралия для меня стала скорее разочарованием. Я там пробыл всего три дня, но понял, что она кишит ядовитыми тварями. Хотя океан тут потрясающий – я оказался на курорте Серферс-Парадайз, это очень атмосферное место.

Серферс-Парадайз

Но Новая Зеландия намного интереснее – это такая копия России в масштабе одного острова. Тут тебе и Алтай, и Кавказ, и Байкал, и Урал, и Карелия, и Камчатка в одном флаконе. Уникальная природная экосистема, удивительная флора и фауна. Купался в ледяном Тихом океане – ни с чем не сравнимые впечатления.

Страна, конечно, очень дорогая, хотя уровень инфраструктуры и сервиса такой, что ты понимаешь, за что платишь. Просто отдыхать тут дорого, лучше оформить визу work and travel, собирать яблоки за 80 тысяч рублей рублей в месяц и на эти средства путешествовать.

В стране развита аренда автомобиля, когда ты платишь только за бензин, а ещё есть много красивых локаций, где можно жить в палатке. В этом плане социальных проектов очень много.

Южные Альпы, Новая Зеландия

Валуны касл хилл в Новой Зеландии

Перевал Артура в Новой Зеландии

Новая Зеландия, побережье

Поразила меня и столица Новой Зеландии – дома тут не выше 5 этажей, и взрослые жгут хлеще детей – играют на барабанах на улицах, одеваются как фрики, поют и танцуют. Социальное неравенство не ощущается вообще. Я гостил у девушки из Челябинска, которая работает в IT-сфере, она прожила тут несколько лет и жаловалась на одиночество. По её словам, среди местных очень сложно найти друзей, все держат дистанцию.

Веллингтон, столица Новой Зеландии

Чили и Аргентина: криминал, землетрясение в Андах и сгущенка

В Чили меня покорил морской порт Вальпараисо – целый регион вдоль Тихого океана, окаймленный пустынными дюнами. Это арт-столица страны, с интересными уличными художниками и потрясающими граффити. Здесь даже есть университет по стрит-арту.

Вальпараисо

Работы уличных художников

Правда, на каждом шагу меня предупреждали о том, что вокруг – криминал. Объясняли, где находятся гетто-кварталы, на каких людей смотреть можно, а на каких опасно. Постоянно звучали истории, как кого-то подстрелили в тёмном дворе.

А потом в Чили началось землетрясение – сначала несильное, и все в латинском стиле продолжали шумно отдыхать. В том числе и я с местным другом, который мимоходом посоветовал «бежать в гору, если начнётся землетрясение или цунами». С той вечеринки он уехал без меня, я не знал адреса, по которому должен ночевать, у меня не было денег, и я почти три часа шёл по ночным окраинам, добираясь до дома. Страшно, но всё обошлось.

Конкон, город в Чили

Вальпараисо

Сантьяго, столица Чили

На следующий день я автостопом пытался добраться в Аргентину через Анды. В Южной Америке крайне сложный автостоп – там это просто не принято. И уже в предгорьях Анд я буквально скитался вдоль трассы – темно, холодно, негде поставить палатку, так как всюду каменистая почва и отвесные обрывы над серпантином.

Добавляло стресса ожидание землетрясения. Но мне повезло – наконец, одна из машин остановилась и взяла меня наверх. В горах уже потряхивало серьёзно — потом я узнал, что на равнине зафиксировали 8 баллов. И если бы меня не подобрали на дороге, в Аргентину я уже бы не попал, так как тоннель, который соединяет две страны, перекрыли из-за землетрясения.

В Аргентине я тоже набил много шишек с автостопом – не останавливался никто. Железные дороги в стране почти не функционируют, даже если они нанесены на карту – как-то я топал до ближайшей станции, чтобы обнаружить, что пути разобраны. Так я понял, что российские поезда просто лучшие.

Аргентинцы

Но вообще в Аргентине очень вкусное вино и потрясающая сгущенка — это почти национальное достояние. Отметил день рождения с местными друзьями, насладился камерным концертом на гитарах в Буэнос-Айресе, попал на барабанный карнавал. В этой стране вообще много творчества.

Потом была Бразилия — терпкий чай мате, самый высокий небоскрёб в Сантьяго, Флорианополис. Там я познакомился с архитектором, который создавал музей современного искусства в Рио-де-Жанейро. Конечной точкой стало Марокко, где больше всего меня очаровал базар своей атмосферой из мультика об Алладине.

Рынок в Марокко

Касабланка, город в Марокко

Мечеть в Марокко

Базар

Мои кругосветные итоги

Что я вынес для себя из этой кругосветки? Всем людям, где бы они ни жили, требуются одни и те же вещи. Никто не хочет войны, всем нужен мир, процветание, работа, любовь, дружба. Это – главное.

Для тех, кто планирует кругосветку, предложу пару советов. Перед тем, как отправиться, продумайте концепцию – зачем вы едете? Странствия станут интереснее, если цель – саморазвитие, профессиональная деятельность, обмен международным опытом, реализация нового проекта.

Мне кругосветка помогла в понимании возможностей туризма, которые есть в России. Я сформировал программу по развитию туризма в Пермском крае, попал в координационный совет при губернаторе и получил приглашение на должность руководителя Визит-центра Пермского края. Правда, всё-таки отказался от госслужбы, зато начал создавать авторские путешествия.

Не бойтесь взаимодействовать с местными — это дарит удивительные возможности. Будьте открыты приключениям — всего не запланируешь и не нужно. Нельзя быть безответственным, важно соблюдать традиции и обычаи, особенно, в мусульманских странах.

Кругосветку можно и за месяц сделать, и за год – особенно, если есть удаленная работа. Главное – не откладывать грандиозные планы в долгий ящик. И, кстати, условную кругосветку можно сделать и по России и СНГ, ведь наши страны – это отдельный, большой и прекрасный мир.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает как туда вступить, рассказано в этом материале.