Путешествия
Павел Сорокин

Восхождение на Эльбрус: то, о чём не пишут

Читатель TJ о подготовке и личном опыте восхождения.

Эльбрус

Несколько лет назад я отдыхал зимой в Приэльбрусье с друзьями, катаясь на лыжах. Возможно, именно тогда где-то в подсознании после туристического подъёма на Скалы Пастухова (4800 над уровнем моря) у меня зародилась мысль о штурме вершины Эльбруса. Показались потрясающими виды гор и ледников, простиравшихся передо мной (а ведь я к тому времени видел уже не мало) – то ли ещё можно увидеть там, выше. Тем более, вот же они — две главы главной европейской вершины, прямо хоть рукой, как казалось, дотянуться можно.

Рождение мечты

Впрочем, захватив с собой несколько красивых вулканических камушков, я тогда уехал в Москву и погрузился в водоворот привычных дел. О горах не думал особенно.

Вплоть до конца 2016 — начала 2017 года. Тут вдруг как будто накрыло – неизвестно откуда прорезалась мысль о подъёме на Эльбрус (может, камушки на полке с секретом?), попутно я пересмотрел несколько фильмов про альпинистов, трекинги в Гималаях и даже отдельно изучил опыт экспедиций, штурмовавших Эверест.

Какие-то видео и книги я проходил по несколько раз, глухими ночами всматриваясь в экран своего айфона. Для меня это было настолько желанным и поглощающим занятием, что я даже немного стеснялся, стараясь по возможности скрыть повышенный интерес к горам от домочадцев.

В марте 2017-го я решился на покупку авиабилетов на август. С помощью своих друзей из Кабардино-Балкарии (привет вам, братья Алиевы) нашёл себе наставника, который взялся организовать мою подготовку и восхождение.

Его зовут Расул Газаев, он очень терпеливо и обстоятельно переписывался со мной по поводу необходимой физической нагрузки, перечня необходимых вещей и самых разноплановых организационных моментов.

Расул Газаев

Отмечу, что содержательная переписка с Расулом в моем случае постоянно шла в состоянии антагонизма с изучением интернета, внутренними страхами и сомнениями. При идеальной подготовке, как я теперь уже понимаю, хаотично изучать интернет, особенно с хоррорами и байками про трагические или неудачные восхождения – КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ НАДО.

О чём стоит позаботиться перед восхождением

Физическая подготовка

Для новичков без особой спортивной подготовки имеет смысл начать готовиться минимум за полгода. Базовое упражнение для восходителей – бег. На пике формы вы должны в состоянии равномерно и без остановок преодолеть 10 километров. Идеально, если последний километр сможете сделать быстрее первого и не на последнем дыхании.

Нужно подготовить основные мышцы — сердечная, все ножные сгибатели и разгибатели, стоит добавить приседаний, различной работы на тренажёрах в положении сидя и лёжа. Бывалые также советуют длительные прогулки вверх и вниз по лестницам многоэтажных домов. Особенно важно тренировать нижнюю часть спины. Как говорит мой старший товарищ Дмитрий Галочкин: «Гиперэкстензия – упражнение для настоящих мужчин»).

Для постепенного и устойчивого приобретения необходимых свойств организма еженедельно я проводил не менее 2 беговых тренировок (кросс - на длительность (пример: 8 или 10 километров. Другая интервальная – с рваными скоростными участками и отдыхом (4 раза по 1 километру с отдыхом по 5 минут между подходами) и 1 занятие в формате общей физической подготовки в зале (очень старался попадать на общие вторничные или четверговые сборы с товарищами по НСБ).

Отмечу, что также в рамках физподготовки говорят о пользе плавания и велосипеда (в добавление к бегу, а не в качестве замены) и о необходимости занятий на турнике и гармоничном развитии всего мышечного корсета. В своём материале я делаю акцент на тех аспектах, которые считаю важными исходя из личного опыта подготовки и успешного восхождения на Эльбрус.

Чтобы закреплять и развивать результаты, тренироваться нужно регулярно. Лучше часто понемногу, чем интенсивно, но раз в две недели). Также обязательно нужно качественное и сбалансированное питание (лучше по часам) и полноценный сон (не менее 6-7 часов ежедневно).

В идеале накануне поездки за неделю до вылета надо дать себе максимальный отдых и почти полностью отказаться от любой спортивной нагрузки. Потому что уже через семь дней организму надо будет показать всё, на что он способен и перетренированность (некоторые начинают в последнюю неделю неистово бегать и качаться) здесь только навредит.

Состояние здоровья

Даже без Эльбруса стоит как можно лучше разбираться в особенностях своего организма. Явно не будет излишней тревожностью, если проконсультируетесь со спортивным врачом или с тем специалистом, по линии которого знаете за собой Ахилесову пяту.

Особенное внимание надо обратить на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, «ухо-горло-нос», глаза и специфические особенности индивидуальных реакций на высоту, недостаток кислорода, холод, изменение температурного режима и давление.

Знаю, что в рамках подготовки к восхождениям некоторые сдают специальные тесты на базе олимпийских центров. Я, честно говоря, так и не собрался.

Моральная подготовка

В приближении к вершине не только на физическом, но и на душевном уровне нужно длинное и размеренное дыхание. Следует поймать золотую середину между искренним желанием подняться на вершину (оно необходимо для успеха) и навязчивой идеей «сделать это» во что бы то ни стало (следует помнить, что даже с отличной подготовкой вам может не повезти с погодой или под воздействием каких-либо других обстоятельств вершина окажется недоступной).

В моём случае из-за чрезмерного изучения страшилок в интернете и опасений не рассчитать силы, например, на обратный путь, я скорее имел проблемы с первой компонентой. Инструктор всерьёз говорил мне во время тренировок, что ключевая причина, по которой я могу не суметь подняться – недостаток мотивации. Как только, я почувствовал смещение вот этого «центра тяжести», то соответственно поработал над тем, чтобы поставить его на место.

Вещи с собой

Перечень необходимых вещей для восхождения следует составить (согласовать) с участием вашего инструктора или организатора всей экспедиции. Складывается он из учёта особенностей выбранного маршрута, времени года, ваших особенностей здоровья и иных специфических моментов, касающихся отдельно взятых людей.

Следует понимать, что есть два крайних подхода к формированию и сбору списка вещей: купить всё своё VS всё арендовать (собрать по друзьям). Из опыта считаю, что в чистом виде, как тот, так и другой подходы несостоятельны. Советую, чтобы было своё: вся одежда и обувь кроме пластмассовых альпинистских ботинок с «кошками» на восхождение, штурмового пуховика и перчаток-верхонок.

Внимательно и серьёзно надо отнестись к выбору трекинговых ботинок и носков – всё это должно быть качественным (то есть не натирать и греть!). Хорошая опция тёплых штанов боковая застёжка (так называемый самосброс), впрочем, я справился на восхождении с обычными горнолыжными штанами.

Важная история – наличие тёмных очков и горнолыжной маски. При выборе очков консультант должен уметь видеть угол «засвета» (зависит от особенностей строения вашего лица) и понимать на какую высоту с этими очками вы собираетесь. Маска может быть стандартной и используется в комбинации с очками, в зависимости от погодных условий.

При перемещении и ночёвках на горе очень важная вещь – спальник (почти на улице по ощущениям иногда приходится спать во время акклиматизации), пенка (так называемая «пенопопа») – всегда позволит присесть для отдыха даже среди снега и камней.

Вагончики на 3800 метрах

Также важно, чтобы ваш термос с чаем хорошо или отлично «держал» в условиях отрицательной температуры. Горячее питье с лимоном на горе работает как чудесный эликсир для Астерикса. Соответственно, в критической ситуации его наличие или отсутствие может быть весьма существенным обстоятельством.

О лимоне вообще следует сказать отдельно. На горе очень полезно употребление витамина C (тренеры говорят о полезном свойстве разжижения крови и дополнительном усилении иммунитета) в самых разнообразных сочетаниях.

Лично я всегда пил чай с лимоном и дополнительно в течение недели своих горных приключений ежедневно принимал шипучую аскорбинку, разведённую в воде. Не знаю, насчёт полноценного влияния на иммунитет, но было довольно вкусно и плацебо эффект (не дай Бог загустеет кровяка-то:) был налицо.

Аптечка (базовое без учёта ваших особенностей и назначений врача, никакие таблетки не рекламирую, пишу про те, которые сам когда-либо употреблял)

  • Солнцезащитный крем (у меня был 50 + для высокогорной местности). Бумажные салфетки сухие и влажные (много, на горе совсем не лишнее). Перекись для дезинфекции. Пластыри (очень реально намять или натереть что-либо накануне штурма).
  • Обезболивающее: общее (например, при головной боли, проявлении горной болезни). Ибупрофен (узнал на горе, я брал с собой Цитрамон С, но говорят слабоват он. Ибупрофен сам принимал на первой ночёвке – помогло). Местное с противовоспалительным эффектом (спазмы в спине, травмы и так далее). Диклофенак (у меня было всё удачно, не понадобился). Шипучий аспирин: рекомендуется для противодействия горной болезни или приобретённым вирусным заболеваниям (например, от переохлаждения). В моей аптечке, на случай вируса, также был Кагоцел (однажды не в походе на Эльбрус использовался мной для эффективного и быстрого лечения заразной болячки с температурой и прочими прелестями). Для («от») живота Фталазол или активированный уголь (чёрный или белый) на случай, если вдруг от высоты начнётся диарея (бывает у некоторых).
  • Мази: спортивная-согревающая (я использую «Бенгей» до и после спортивных нагрузок, хорошо убирает боль и скованность в мышцах) и обезболивающая (в случае травмы) – хорошие Долгит и Вольтарен (с Диклофенаком). Эластичные бинты на случай растяжений и вывихов.

Дополнительно расскажу, что, по совету нескольких друзей спортсменов (борцы и легкоатлеты), приобрёл для лучшего восстановления в условиях интенсивных нагрузок Милдронат (продаётся в аптеке без рецепта). В итоге побоялся принимать и отказался от этой затеи, так как не нашёл ни одного альпиниста, использовавшего препарат в высокогорье.

На равнине лично я имел опыт однократного (хотя считается, что эффект от целого курса происходит) приёма препарата и почувствовал его серьёзное и специфическое влияние на мой организм, которое мне не понравилось и не показалось конструктивным.

Восхождение

Вершина складывается из четырёх основных компонентов: погода, акклиматизация, физподготовка и удача. В тот момент, когда вы приезжаете в долину (я жил на Поляне Азау), от вас и вашего «сэнсэя» полноценно зависит только второе.

С самого начала надо выработать для себя полноценный Work-Life Balance. То есть, работать с полной отдачей на акклиматизационных выходах и полностью расслаблять голову вечерами. Второе давалось мне трудно – мандраж перед вершиной нарастал и здесь я очень благодарен инструктору за терпение, дружеский такт и правильные советы.

Важно, особенно в первые дни пока живёте в долине, полноценно спать и питаться (со всем этим на высоте, а ночёвки на горе обязательны для хорошей акклиматизации – у многих проблематично). Моя схема акклиматизации считается классической и применяется с советских времён:

Первый день – приезд на поляну Азау (2300 над уровнем моря), отдых (ночёвка)

1 день Чегет в пути

1 день. Ледник Семерка с Чегета

Второй день – выход на вершину горы Чегет (3700 метров, но многие говорят, что в реальности немного пониже). Трекинг около 3,5 километров. Ночевка – 2300.

Вершина Чегета

Чегет на вершине

Трекинг

Третий день – выход на водопад Девичьи Косы и Обсерваторию в Терсколе (высота 3100 метров). Трекинг 18, 2 километра. Ночевка – 2300.

Четвертый день – переезд «с вещами» на гору в вагончик на отметке 3800, первый выход в горы «в кошках» до отметки 4500. Трекинг около 4,5 километров. Ночёвка на 3800.

3 800 м

Пятый день – выход с 4100 (станция «Мир») до 4800 (Скалы Пастухова). Трекинг около 4 километров. Ночёвка на 3800.

Скалы Пастухова

Шестой день – отдых. Весь день на 3800. Вечерний сон на 3800.

Седьмой день. Выход на штурм с отметки 4800 (Скалы Пастухова). Подъем до Западной вершины (5642 метра над уровнем моря) и спуск до 3800. Трекинг около 13 километров. В зависимости от потраченного времени спуск в долину или лишняя ночевка в «вагончике».

Вершина

К особенностям моего случая следует отнести заранее запланированную смену инструктора после четвёртого дня занятий. Для штурма и высокогорных выходов инструктор Расул посоветовал мне молодого, но очень опытного и надёжного гида Далхата Ольмезова. Безмерно благодарен Расулу за искренность и взвешенную позицию. Когда спрашивал его, почему он не хочет идти со мной на вершину, тот честно отвечал: «Потому что знаю, что Далхат в компании с новичком сделает это намного лучше и увереннее».

На вершине с Далхатом Ольмезовым

Признаюсь, что для меня в условиях нарастающих «психологических моментов» разлука с Расулом, особенно на фоне довольно-таки удовлетворительного (в смысле на троечку!) выхода в четвёртый день на горе была довольно травматичной. Здесь очень важным событием в моём случае оказалось в пятый день, а не только на штурме (хотя такой сценарий мы тоже прорабатывали), выйти на гору с Далхатом.

Отмечу, что опытный инструктор сможет подобрать и беспрерывно в движении поддерживать единый ритм вашего восхождения. Узнав особенности реакции организма на высоту и утомление, он также составит адекватный график отдыха, чаепитий и «перекусов». Плюс только в процессе тяжёлой физической работы через «не могу» и «не хочу» у вас выработается необходимая химия взаимоотношений, доверие и уважение друг к другу, которые точно будут полезны на штурме.

Накануне штурма

Когда меня спрашивают, какой день или момент самые трудные при восхождении на Эльбрус, то я искренне отвечаю, что для меня это были сутки отдыха накануне штурма.

Считаю, что это очень серьёзное испытание для воли и терпения. Надо обязательно постараться спать, есть, расслабляться и отключаться от постоянной рефлексии о горе. Надо постараться избегать собеседников, бравирующих и подначивающих тебя грядущим подъёмом и вдвойне избегать тех, кто по тем или иным причинам уже с подъёмом не справился. Не надо гадать про погоду (это забота старшего на восхождении) и бояться несчастных случаев (когда, кому и что суждено известно только на небесах).

Проще, если поймёшь и примешь, что смерть – не самое страшное, что может случиться с человеком (мысль не свежая, но на горе её как-то по-новому и в большей степени по-взрослому осознавать начинаешь).

Осторожность и ответственность за своё будущее, впрочем, это, безусловно, не отменяет. Пообщавшись с гидами и другими восходителями я узнал немало историй об эксцентричных авантюристах и излишне самоуверенных альпинистах-одиночках, пополнивших списки погибших или пропавших на Эльбрусе. На поверку оказывается, что практически за каждым сюжетом стоит череда серьёзных ошибок и (или) вопиющих небрежностей.

При условии серьёзной и продуманной подготовки и выхода с инструктором, вы несомненно всех этих ошибок не допустите, а значит нечего кошмариться. Вечер и непосредственное время перед вершиной лучше провести за обсуждением, а в идеале совместным (с участием инструктора) сбором необходимой экипировки и вещей в штурмовой рюкзак.

На штурме

Сама ситуация и мои ощущения были похожи на экзамен. Нарастающий стресс должен переходить в правильную мобилизацию всех ресурсов и достойное выступление (важно не перегореть и не угодить в тремор и полный отказ всех рабочих мощностей!). Надо понимать, что любой выход, даже на 5000 метров над уровнем моря – очень серьёзное и крутое достижение для новичка, которым следует по праву гордиться. Точно так же любая реакция организма на высоту не может считаться позорной (на Косой полке, седловине и тем более на траверсе по перилам на вершину разное может приключиться даже с «суперменами»). Режим «делай, что должен и будь как будет» для таких условий – это то, что нужно.

Впрочем, самый главный принцип пути к вершине мои наставники помогли мне сформулировать еще заранее. И вот он очень долго не давал мне покоя.

Тебе понадобится ровно 110 процентов твоих сил, чтобы сделать это. Не думай, что даже при равномерном подъёме сможешь зайти на вершину с запасом.

Всё это, откровенно говоря, очень напрягало. «Ведь 110 процентов могут значить, что в какой-то момент я ничего не смогу без помощи проводника. А сможет ли он справиться с моей проблемой? Не бросит ли в трудный момент?», – подобное крутилось в голове.

Кстати, очень интересно, что при подъёме на гору лично у меня (некоторые из моих собеседников подтверждали то же самое) было, в основном две фазы настроения: эйфория и предельный оптимизм (горы по плечу), тёмная депрессия и пессимистические мысли (ну вас всех).

Противоядие от таких мыслей только одно – общение, доверие, искренность и трудная совместная физическая работа с гидом, как я уже писал ранее.

На практике, мыслительная деятельность вместе с физической (мышцы и костно-связочный аппарат у новичка в альпинизме при восхождении на Эльбрус идут на пределе) на штурме переплетается в нешуточную и мало предсказуемую химию. Как итог, неприятные и не вполне контролируемые моменты на горе, судя по всему, происходят почти у всех, и я не стал исключением.

Впрочем, вместе с Далхатом мы справились со всеми неурядицами и чуть позже 9 утра 22 августа 2017 года взошли на Западную Вершину горы Эльбрус.

Он говорит, что я достойно справился с испытанием и я ему верю. А вообще ощущение от победы яркое вдвойне, когда она непросто даётся.

Блок instagram недоступен

Сопредседатель Медиасовета КС НСБ Павел Сорокин

#путешествия #истории #инструкция