Кино и сериалы
Женя Кузьмин

TJ смотрит: 12 сериалов и телефильмов мая

Финал «Теории большого взрыва», много мнений о «Чернобыле» и документалка о последнем сезоне «Игры престолов».

Кадр из финала «Теории большого взрыва»

TJ традиционно рассказывает о новых сериалах и телефильмах, которые редакция посмотрела за последний месяц. Мы не претендуем на максимально объективный обзор, а делимся впечатлениями.

В майский выпуск не попали сериалы, которые вышли под конец месяца, например, «Благие знамения». О них мы расскажем в следующем материале.

Премьеры

«Чернобыль»

Chernobyl

Где легально смотреть в России: «Амедиатека», «Кинопоиск»

Автор: Никита Лихачёв

Мы много и совершенно справедливо говорили о том, что «Игра престолов» останется последним сериалом, который мы смотрели все вместе. Но, кажется, «Чернобылю» удалось с невероятной скоростью добиться запредельного уровня дискуссионности и восхищения в обществе. Причём не только в России, где по понятным причинам к трагедии не выходит относиться равнодушно.

Для меня, пожалуй, главной особенностью сериала стало отсутствие попыток вывернуть наизнанку, переврать или приукрасить настоящую историю. Хотя «Чернобыль» основывается на реальных событиях, с точки зрения драматургии он художественный — но при этом какой-то честный. Это подкупает.

Ещё одно мнение — от Анатолия Чиквина

В отличие от времён давно минувших, которые в кино можно представлять по-разному и зритель это примет, «Чернобыль» повествует о наших днях. Они живы в памяти окружающих: если не у вас, то у ваших знакомых наверняка есть друзья-ликвидаторы. В сети доступно множество документальных материалов. Поэтому всё в сериале тут же подвергается тщательному анализу. И хотя сериал заявлен как художественный (есть даже заново отформатированная картина Репина), ловишь себя на мысли, что создатели картины добились высочайшего соответствия реальным событиям.

Ещё «Чернобыль» привлекает драматическим накалом, причём в сценах, в которых вроде бы ничего не происходит. По улице едут грузовики, во дворе играют дети. Апофеозом такого накала становится конец серии, когда рабочие остаются в полной темноте, и единственный звук — это усиливающийся треск счётчика Гейгера. В этот момент становится реально страшно. Сложно переоценить значение сериала. Только во время просмотра понимаешь, насколько эта трагедия вросла в нашу культуру: по ней делают игры, пишут книги, создают учебные пособия. Чем бы проект ни закончился — НВО задали такую планку, которую другим будет нелегко взять.

Третье мнение — от Дамира Камалетдинова

Перед просмотром «Чернобыля» я знал об аварии только в общих чертах и до этого никогда глубоко не изучал эту тему. Возможно, поэтому мини-сериал и произвёл на меня такой мощный эффект. Он сразу начинается с катастрофы и погружает в события без лишней экспозиции, а дальше идут последствия: ужасные, отвращающие, жестокие.

Больше всего удивило, с какой точностью и вниманием к деталям авторы воспроизвели эстетику и интерьер тех времён. Судя по тому, что говорил создатель сериала Крейг Мазин в одном из подкастов, они просто не хотели ударить в грязь лицом перед теми, кто ликвидировал последствия аварии — многие из этих людей ещё живы.

Из-за аутентичности сериал пробил четвёртую стену, и я ощущал его практически как документальное кино. Мне кажется, на многих россиян «Чернобыль» может повлиять так же: так точно в нём показана советская действительность, если исключить моменты вроде постоянного «товарищ».

Странно это говорить, но я вообще не заметил недостатков у «Чернобыля»: он отлично снят, грамотно рассказывает историю, а главное — подталкивает к самостоятельному изучению деталей. Очень жаль, что пока в России на эту тему могут сделать максимум фанфик по мотивам или откровенную пропаганду.

«Тука и Бёрти»

Tuca & Bertie

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Дарья Лейзаренко

Сериал от одной из создательниц «БоДжека» рассказывает о безответственном тукане по имени Тука, чья излишняя уверенность в себе и зависимость от подружки негативно влияют на её беззаботную жизнь. Тревожность скованной певчей птицы Бёрти мешает ей добиваться поставленных целей, а иногда и просто существовать в обществе. Героини живут в Птичьем городе, населённом, очевидно, птицами, живыми растениями и разнообразными антропоморфными животными. И если БоДжек жил в Лос-Анджелесе, то город Туки и Бёрти отсылает к Нью-Йорку.

С первого эпизода шоу привлекает сюрреализмом и абсурдностью: Тука случайно печёт торт из праха бабушки Бёрти и приходит в гости к соседке, которая оказывается голым говорящим растением, живущим с сотней черепашек. С каждой серией уровень безумия нарастает, добавляются музыкальные номера и сцены с реальными актёрами. Что меняется ближе к финалу, так это глубина каждого персонажа. За своими странностями Бёрти скрывает панические атаки и страх перед отношениями, а беззаботность Туки связана с трудным прошлым. Тридцатилетние птицы из нарисованного мира неожиданно оказываются отлично прописанными реалистичными женщинами. Взрослеть — странно. Поэтому шоу, как и «БоДжек», использует безумные гэги и абсурдные шутки, чтобы рассказать о тяжелой правде, с которой вынужден столкнуться любой.

«Общество»

Society

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Сергей Звезда

Выпускные классы школы отправляются на незапланированные каникулы (некий запах не даёт нормально жить), но приезжают обратно — вот только в опустевший город. Выбраться никак: со всех сторон бесконечный лес. Интернета и связи с внешним миром нет. Это вводные новой постапокалиптической драмы на манер «Повелителя мух».

«Общество» забавляет мелочами. В этой вселенной автократия моментально побеждает анархию, вода и электричество не кончаются, а подростки свободно общаются друг с другом с помощью смартфонов. В какой-то момент хватаешься за голову от местных проблем: «У меня вся музыка была в облаке, и теперь нечего ставить на вечеринке».

С каждым эпизодом восхищаешься происходящим всё меньше и к концу давишься от скуки: даже сериал со столь неплохой завязкой пришёл к обязательным для США аркам про суд и выборы. Не самый привлекательный конец света.

Второе мнение — от Анатолия Чиквина

Анонсы обещали новую версию «Повелителя мух». Сюжет и правда отдалённо напоминает Голдинга, только рассказанного на новый лад. Однако авторы то ли не хотели повторять классическую повесть, то ли просто не смогли взять нужную высоту. Факт остаётся фактом — «Общество» не дотягивает до нового прочтения «Повелителя мух» и не может с ним соперничать.

Ещё сериал немного напоминает серию шуток «миллениалы придумали». Подростки, волей судьбы предоставленные сами себе, заново изобретают общественные институты: выборы, суд, даже госпереворот. Только вот морали за этим не следует никакой. Хотя завязка намекает на что-то похожее на экранизацию «Под куполом» Кинга, финал разочаровывает. Сюжет не получил ни развязки, ни хоть сколько-нибудь логического объяснения. Он просто в какой-то момент оборвался.

«Толя Робот»

Где легально смотреть в России: «ТНТ-Премьер»

Автор: Никита Лихачёв

Кинокритик Егор Москвитин на «Медузе» назвал «Толю Робота» главным российским сериалом в весеннем сезоне — и не ошибся. Правда, только в том смысле, что никаких других интересных новинок весной так и не вышло, и на этом безрыбье оказался одинокий рак Толя.

Главное, что нужно понять про сериал — это звёздный час Александра Паля. Он практически не играет: можно сказать, просто остаётся собой и выглядит офигенным красавчиком на фоне других персонажей, каждый со своими увечьями. Выходит диссонанс: рук и ног нет у Толи, но инвалиды — все вокруг, только моральные.

Не уверен, что создатели сериала ставили перед собой цель добиться этого эффекта, но он есть: от «Толи Робота», где даже инвалид может взять себя и окружающих в протезированные руки и заняться обустройством своего дома, остаётся впечатление, что власть народу ничего не должна. Да, там есть и коррумпированный чиновник, и жадный глава ТСЖ, и даже бандиты — но с бесполезностью власти как бы предлагается смириться, потому что чего-то хорошего от неё ждать не вариант. Только портрет Путина, как декоративное солнце, висит в кабинете одного из главных героев.

«Мёртв для меня»

Dead to me

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Дарья Лейзаренко

Потрясающая Кристина Эпплгейт играет риэлтора Джен, которая недавно потеряла мужа в автомобильной аварии. Героиня с проблемами с управлением гневом отказывается принимать потерю и запивает горе вином, слушая дэт-метал на полную громкость. Вскоре она всё-таки сдаётся и посещает группу поддержки, где встречает взбалмошную и открытую Джуди со странным прошлым – её роль исполняет Линда Карделлини из Freaks & Geeks. Больше рассказывать о сюжете без спойлеров невозможно – в конце каждой получасовой серии зрителя ожидает твист, который переворачивает представление о том, что будет дальше.

Отчасти «Мёртв для меня» чёрная комедия, отчасти триллер, отчасти драма о том, как не нужно справляться с горем. Героини постоянно лажают: Джен не знает, как воспитывать детей в одиночку, а Джуди идёт на импульсивные поступки, не задумываясь о последствиях. Сценаристке Лиз Фельдман снова удалось написать трёхмерных женских персонажей, за развитием которых интересно наблюдать. Иногда она не следит за тоном сериала, но в целом ей удалось соблюсти баланс, прописать смешные диалоги и создать историю, после финала которой хочется задуматься, а не включать следующий сериал на Нетфликсе.

«Уловка-22»

Catch-22

Где легально смотреть в России: Мы не знаем

Автор: Дарья Лейзаренко

Экранизация одноименного популярного романа Джозефа Хеллера вышла красивой, репетативной, безумно смешной и невероятно печальной. Сценаристы включили ключевые моменты романа, но подкачали с развитием товарищей Йоссариана: Орра, Нейтли, Арфи прописывают мазками, поэтому к ним не успеваешь привязаться, как в книге. Зато Майло, Майору Майору Майору, Кэткарту и Корну уделили уж слишком много внимания. Мини-сериал пиарили за счёт Джорджа Клуни и Хью Лори, но о них можно забыть: первый появляется минут на пять, а у второго несколько камео в трёх сериях. Остальной актёрский состав хотя и не особо известный, но не подкачал: например, Кристофер Эббот, исполняющий роль Йо-Йо, отлично вжился в роль.

Съёмки проекта проходили в Италии – Риме и Сардинии – поэтому пейзажи вокруг бомбардировочного полка выглядят потрясающе. В целом, сценаристам удалось передать тон книги с её чёрным юмором, сюрреализмом и абсурдностью. Но из-за своего формата проект не способен детально раскрыть второстепенных персонажей, а только погружает в переживания главного героя.

Второе мнение от Анатолия Чиквина

С самых первых кадров и до конца «Уловка-22» вызывает смешанные чувства. Это одновременно и комедия, и драма, и фарс — в ней всё смешали так, что не успеваешь настроиться на что-то одно. От серии к серии градус повышается: страшные ситуации становятся страшнее, а абсурдные — абсурднее. Интересно, что топовые актёры Джордж Клуни, Хью Лори и даже Джанкарло Джанини играют здесь второстепенные роли.

Внимание сосредоточено на американских лётчиках. Одни раз за разом рискуют жизнями на боевых заданиях, а другие открыто ведут бизнес прямо через линию фронта, не гнушаясь брать в долю даже противников. В какой-то момент ты теряешься в своём отношении к героям — их хочется одновременно и осудить, и поддержать. Как нельзя кстати здесь вспоминаются слова персонажа из совсем другого произведения: «реальная война с точки зрения порядка и организованности удивительно походит на охваченный пожаром бордель».

«Бездна»

Abyss

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Анатолий Чиквин

В качестве эксперимента решил посмотреть на Netflix дораму, выбрав самое свежее из вышедшего. Оказалось, что корейские сериалы тоже могут увлечь, выдав массу интересного. Конкретно у «Бездны» смешанный жанр. Она вроде бы начинается как мистическая фантастика, в которой всё построено на таинственном артефакте, но дальше продолжается как чистый детектив. Убийства, расследование и погони происходят в современной Корее, и при чём тут таинственная завязка — пока что неясно.

Смотреть «Бездну» поначалу сложновато — нужно привыкнуть к корейскому стилю повествования и актёрской игре. Порой не очень понятно, есть ли вообще какая-то драма в отношениях героев или они всегда так себя ведут. Пока выглядит нудновато, а часовые серии не всегда можно вынести за раз, но бросать не хочется, что уже хорошо.

Продолжения

«Теория большого взрыва»

Big Bang Theory, финал всего сериала

Где легально смотреть в России: на «Кинопоиске» с 20 июня

Автор: Николай Чумаков

«Теория большого взрыва» закончилась. Об этом словосочетании мечтали все фанаты сериала, правда, ещё лет пять-шесть назад. Начиная с пятого сезона неординарное шоу о гиках и интровертах, которые учатся социализации и заводят близкие отношения, превратилось в кальку «Друзей» с халтурными шутками и примитивными ситуациями. Мемы про Шелдона и Пенни из милых превратились в насмешливые, а признаваться в том, что ты ещё смотришь сериал, стало немного стыдно.

Я не бросал «Теорию большого взрыва», хотя очень хотел и даже как-то писал про это колонку (хотел сам себя так мотивировать). Эти герои стали для меня друзьями, которых не так много в жизни, а также еженедельным досугом — пусть и не всегда приятным и смешным. Где-то на 9-10 сезоне сценаристы, видимо, поняли свои ошибки и вернули неплохой юмор, а также придумали пару неплохих серий. Было уже поздно, но как попытку это засчитали.

От того финал сезона стал таким тяжелым. Сценаристы «Теории» — это не сценаристы «Игры престолов»: они плавно подвели к завершению, не стали придумывать неожиданных поворотов и просто показали героев в привычном для себя состоянии — в дружной обстановке на диване перед телевизором. За это им хочется сказать спасибо, ведь я даже прослезился.

Второе мнение — от Анатолия Чиквина

«Теорию» ждала удивительная судьба, хотя 12 лет назад вряд ли кто мог это прогнозировать. Сериал в какой-то момент перерос сам себя, став мемом. Герои воспринимались почти как соседи, о жизни которых ты узнаёшь в ходе двадцатиминутных эпизодов. Как и с любыми соседями, ты периодически ссорился с ними, потом мирился на сезон-другой, но не прекращал считать их родными. И даже другим друзьям порой противопоставлял этих: «Ты ведёшь себя, как Шелдон».

С героями сериала за это время произошло всё то, что обычно происходит с соседями: твои сверстники влюбились, женились, у них родились дети, кто-то уже похоронил родителей. И, подходя к финалу сезона и сериала, ты уже не ожидаешь резких перемен. Вероятно, поэтому сам финал получился трогательным, ожидаемым и довольно милым. Надо ли так заканчивать сериалы — вопрос спорный. Надо ли так прощаться со ставшими родными соседями — безусловно, да.

И да, они починили лифт!

«Агенты Щ.И.Т»

Marvel's Agents of SHIELD, шестой сезон

Где легально смотреть в России: «Кинопоиск»

Автор: Майя Гавашели

Я думаю, у большинства тех, кто смотрел пятый сезон, сложилось впечатление, что сериал «ушёл» красиво – Мэй и Коулсон проведут вместе последнее отведенное Коулсону время, у команды новый капитан. И осталась бы сюжетная линия, в которой Симмонс ищет Фитца, с открытым концом, интригой, вот этим всем.

Но нет. Линию надо закрыть, а ещё — немного поэксплуатировать одного из главных персонажей. Пока что это все выглядит натянуто и нелепо — поэтому как зрительница я не понимаю, зачем это всё нужно. Но надо отдать должное: движ начинается с первой же серии, никакой «раскачки» сезону не потребовалось. Так что будем наблюдать.

«Сотня»

The 100, шестой сезон

Где легально смотреть в России: Мы не знаем

Автор: Анатолий Чиквин

Чем дальше, тем сложнее оценить, насколько экранизация «Сотни» оторвалась от оригинала. По крайней мере, от первоначального смысла из названия шоу не осталось ничего. Нет самой сотни, нет Земли, есть только заявка на зацикленный сюжет: герои вновь пытаются начать жизнь с чистого листа. У них это получается с переменным успехом — они опять попадают в некий более-менее стабильный социум со скрытыми конфликтами.

Это повторялось уже столько раз, что можно предсказать заранее, как всё будет происходить. Герои придадут развитие конфликтам, которые разрушат очередной маленький мирок землян. Причём, в прямом и переносном смысле. А затем уцелевшие отправятся на поиски нового. Зная всё это, жалеешь, что не читал книгу и не знаешь, когда и чем уже всё закончится. А узнать очень хочется.

Телефильмы

«Рубеж мира»

Rim of the World

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Никита Лихачёв

Ещё по трейлеру можно было на 100% уверенно сказать, что «Рубеж мира» — это попытка сделать что-то близкое по духу «Очень странным делам», но в сжатом формате одного фильма. Так оно и оказалось.

Попытка, на мой взгляд, не очень удачная: слишком уж открыто бросаются в глаза главные герои-дети, разъезжающие на велосипедах, с типичными «ролями» в их компании (один подчёркнуто неуверенный, другой — агрессивный, третья — загадочная, четвёртый — главный герой). Даже монстры в «Рубеже» напоминают безглазых тварей с ртами-лопастями из «Очень странных дел».

В остальном — это нормальный семейный фильм об инопланетном вторжении на Землю, который вполне интересно посмотреть ради экшена, атмосферы и здоровой доли самоиронии. Наверное, он лучше подошёл бы для кинотеатра, и скорее окажется востребован лишь в США — для привлечения внимания на эпизодические роли позвали трёх популярных вайнеров (Кинг Бач, Руди Манкусо и Аманда Серни).

Документальные фильмы

«Игра престолов: последний дозор»

Game of Thrones: The Last Watch

Где легально смотреть в России: «Амедиатека»

Автор: Евгений Кузьмин

Изначально я думал, что просмотр двухчасовой документалки про создание финального сезона «Игры престолов» станет своеобразным трогательным прощанием после мажорной концовки. Как вы понимаете, думал я так до последнего сезона, который многих разочаровал. Хорошие новости: «Последний дозор» не уменьшит ваше возмущение, но в нём есть много хорошего.

Документальный фильм практически не касается звёзд вроде Джона Сноу, Дейенерис или Тириона. Они появляются, конечно, но ненадолго — героями тут сделали совсем других людей. Как вам история человека, который разбрасывает искусственный снег по съёмочной площадке? Или каскадёр, которому внезапно пришлось стать Королём ночи? Или актёр десятого плана, который уже несколько лет мелькает на экране в армии Старков. Всех их объединяет одно: для них «Игра престолов» стала чем-то большим, чем просто сериалом.

Такие вещи очень правильно показывать людям. Такие незаметные герои, на которых до этого не наводили свет прожекторов. Жаль, что узнать о них пришлось после такого фона вокруг финала «Игры престолов». Но свою любовь в соцсетях они получили.

#tjсмотрит #сериалы #чернобыль