Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Когда не хочется взрослеть: каким получился «Человек-паук: Вдали от дома» — завершение третьей фазы киновселенной Marvel

Умный и смешной супергеройский боевик, который заполняет пробелы после «Мстителей».

Кадр Sony

4 июля в России выйдет «Человек-паук: Вдали от дома» — завершающая картина третьей фазы киновселенной Marvel. Картина подводит итог 10 последних фильмов, начиная с «Первого мстителя: Противостояние» и заканчивая финальными «Мстителями», а также оставляет задел на будущее.

По сюжету картины, Питер Паркер отправляется в Европу на каникулы с одноклассниками, но сталкивается с элементалями — воплощениями разных сил природы, которые хотят разрушить Землю. Редактор TJ посмотрел фильм на фестивале «Старкон» до российского релиза и без спойлеров рассказывает о впечатлениях.

* * *

У каждого подростка наступает переломный момент, когда становится пора взрослеть. Когда бы это ни произошло, жизнь перестаёт быть такой беззаботной, как прежде — если это вообще применимо к супергерою, который уже пару раз спас мир. И если сократить «Вдали от дома» до одного абзаца, то фильм, в основном, об этом.

В этот раз Питер Паркер — уже не тот парень с юношеским максимализмом, который легко запрыгивает на космический корабль, взлетающий в космос. Напротив, герой Тома Холланда всеми силами старается избежать большой ответственности — видимо, так на нём сказалась «смерть» из-за щелчка Таноса и гибель наставника.

Человек-паук хочет быть просто «дружелюбным соседом» — и ничего больше

Паркер легко решается на каникулы с одноклассниками в Европе и вместо плана по очередному спасению мира думает о плане поездки — казалось бы невозможный сценарий для персонажа ещё два фильма назад. Ему хочется побыть обычным беззаботным школьником, а не геройствовать и вот это всё.

Поездка как раз и оказывается поворотным моментом в его взрослении: нужно выбрать — делать то, что хочется или то, что нужно. В попытке решить эту дилемму Паркер обязательно набьёт шишки, сделает выводы, и, возможно, исправит ошибки — как и любой подросток.

Как и в «Евротуре», сравнения с которым напрашиваются сами собой, «Вдали от дома» изобилует юмором. Его здесь много и это не просто «гэги»: некоторые шутки тянутся сквозь весь фильм, чтобы выстрелить в финале.

Но самое интересное в картине — умный многослойный сюжет, который обыгрывает актуальные темы и оставляет мощный задел на будущее киновселенной. При этом Человек-паук за два часа получает, возможно, даже более сильное развитие, чем любой другой персонаж картин Marvel, кроме, пожалуй, Тони Старка.

Многие жаловались, что в «Финале» последствиям щелчка Таноса уделили слишком мало внимания, и «Вдали от дома» закрывает эти пробелы. Картина рассказывает, как устроен мир теперь — после того, как половина вселенной пять лет отсутствовала.

Одно из главных преимуществ фильма о персонаже, который летает на паутине и лазает по стенам, в приземлённости: в фильме почти нет пафоса, присущего современной супергероике. Даже наоборот: фильм куда ближе к уютной подростковой романтической комедии.

В первых отзывах журналисты писали, что после окончания картины сразу хотели сходить на неё снова — и я их понимаю. Подростки увидят в фильме самих себя, а взрослые себя в прошлом. Мне «Вдали от дома» понравился намного больше «Финала», после которого я начал ощущать неприятное чувство — как будто мне всё это уже не так интересно как раньше.

«Вдали от дома» вернул мне веру в будущее киновселенной. Может, сказался просмотр с целым залом фанатов на «Старконе», которые хлопали и кричали на каждом драматическом или мало-мальски смешном моменте. Картина работает как последний эпизод в сезоне сериала — мощно закрывает многие вопросы и заставляет следить за тем, что будет дальше.

И если «Мстители: Финал» были фильмом для тех, кто плотно следил за киновселенной, то «Вдали от дома» будет понятен и тем, кто пропустил пару предыдущих фильмов. Хотя уровень погружения будет не таким глубоким. При этом в картине хватает моментов для поклонников киновселенной: по количеству неожиданных хитросплетений «Человек-паук» с большим перевесом обгоняет последних «Мстителей».

Кроме того, в отличие от «Финала», один из главных сюжетных поворотов которого предугадали за несколько месяцев до релиза, «Вдали от дома» — вершина искусства Marvel по части бросания пыли в глаза. Ни одна из фанатских теорий, которые я видел, не оказалась даже близка к настоящей задумке, а никакие реальные намёки на сюжет в сеть не попали.

Как фанат, советую попасть на «Вдали от дома» как можно раньше — происходящее стоит испытать, не прочитав заранее в соцсетях. Как и «Человек-муравей» после «Эры Альтрона», «Вдали от дома» на фоне финальных «Мстителей» на первый взгляд снижает ставки и кажется не таким уж и важным фильмом. Но на самом деле новый Человек-паук, возможно, так же сильно продвигает киновселенную вперёд.

Сложно сказать, чем именно цепляет «Человек-паук»: тут много уровней, которые работают в комплексе. Самый поверхностный — зрелищный боевик, чуть глубже — крепкое подростковое кино, а под ним — высказывание о современном обществе на манер «Чёрного зеркала». А ещё «Вдали от дома» — отличный способ порефлексировать о беззаботной юности для тех, у кого она уже прошла.

Давно попрощался с беззаботной юностью, Дамир Камалетдинов, 21 год.

#кино #мнения #обзоры #marvel #супергерои #комиксы