Кино и сериалы
Анатолий Чиквин

«Последние цари» от Netflix: как не надо снимать сериал о российской истории

Создатели «документальной драмы» превратили её в собрание мифов и слухов.

Кадр из сериала «Последние цари»

3 июля на Netflix вышел сериал «Последние цари» (The Last Czars), рассказывающий о правлении российского императора Николая II и последних днях жизни его семьи. Консультантами и комментаторами сериала выступили Саймон Монтефиоре, Дуглас Смит, Филиппа Хетеррингтон, Пабло Де Ореллана и Марина Александрова.

Смит — доктор исторических наук Калифорнийского университета, Монтефиоре — английский писатель. Хетеррингтон — преподаватель современной истории в школе славянских исследований Лондонского Университетского колледжа. Де Ореллана — преподаватель кафедры военных исследований Королевского колледжа Лондона, а Александрова — доктор литературы в Техасском университете.

Практически с самой премьеры шоу подверглось критике за многочисленные исторические неточности. Самой бросающейся в глаза деталью, на которую обратили внимание многие пользователи соцсетей, стал Мавзолей в Москве 1905 года.

Однако это далеко не единственная и даже не самая большая ошибка в сериале. Их в целом было сделано столько, что все киноляпы в «Последних царях» можно даже группировать в отдельные виды:

  • фактические исторические неточности;
  • невнимание и небрежность к деталям;
  • слишком вольная или категоричная трактовка исторических событий.

Фактические неточности

Если в случае с Мавзолеем в кадре показали хотя бы действительно Москву, то в случае с Верхотурским мужским монастырём ляп оказался ещё грубее — в кадре армянский монастырь Хор Вирап и гора Арарат, а вовсе не Уральские горы. Монастырь появляется в сериале дважды, когда авторы рассказывают о карьере Распутина.

В «Последних царях» как факт подаётся убеждение, что Распутин состоял в секте «хлыстов» или «хлыстоверов» и вместе с ними предавался самым разнузданным оргиям. Такая версия действительно есть, однако считается в настоящее время недоказанной. А предположение, будто сектанты практиковали беспорядочный секс, опровергается исследователями. Для «хлыстов», наоборот, были характерны аскетизм и воздержание.

Распутину в сериале приписывается ряд поступков, которые он вряд ли совершал. В третьей серии старец сидит в кресле при появлении императора и императрицы и приветствует монархов, просто поднимая бокал с вином. При этом он обращается к Николаю без титула, просто говоря: «рад снова быть здесь». Сложно представить, чтобы Распутину было дозволено такое фамильярное поведение.

По воспоминаниям князя и участника убийства Распутина, Феликса Юсупова, старца застрелили из револьвера. В сериале же используется пистолет. Судя по всему — это ТТ, разработанный только в 1930 году.

Кадры, на которых революционно настроенные солдаты якобы выкапывают гроб с телом Распутина и оскверняют его — это вымысел создателей. Захоронение Распутина действительно осквернили, но только надписями и после того, как сам гроб извлекли и сожгли.

Авторы говорят о Романовых как о «последней абсолютной монархии» Европы. Это не так — В Европе и по сей день существует такая абсолютная монархия, как Ватикан.

Описывая Русско-японскую войну 1905 года и конкретно Цусимское сражение, создатели сериала преувеличивают численность русского флота (называют конкретное число кораблей — 42) и масштаб катастрофы (говорят, что все корабли были потоплены). Хотя Цусима действительно стала крупным поражением российского флота, в реальности в ходе сражения было задействовано 30 кораблей, 21 из них — потоплены или взяты в плен.

Хотя в «Последних царях» примерно половину хронометража занимает документальная хроника, именно Цусимское сражение проиллюстрировали кадрами российского фильма «Адмирал» 2008 года.

Кадр из сериала «Последние цари» и фильма «Адмирал»

Екатеринбург, как город, в котором царская семья провела последние дни, появляется в кадре дважды. Оба раза это покрытые туманом горы. Создатели сериала не использовали ни одного кадра, чтобы показать столицу Урала — ни современного, ни исторического.

Небрежность и невнимательное отношение к деталям

Давка на Ходынском поле, состоявшаяся в мае 1896 года, авторами сериала представлена и описана довольно небрежно. Они утверждают, что на поле во время коронационных торжеств собралось «до 800 тысяч» человек, завышая реальное число примерно вдвое.

По официальным данным, на Ходынке погибло до 1400 человек. Создатели сериала неоднократно повторяют, что погибшим «счёт шёл на тысячи» и только один раз конкретизируют, завышая их число вдвое, что их было «две-три тысячи».

В составе «царских гостинцев», которые раздавали на Ходынском поле в честь коронации императора и стали причиной трагедии, авторы зачем-то показали консервы. Хотя сама технология консервирования уже была к тому времени внедрена в России, к 1896 году такие продукты ещё не были так массово распространены.

Убийца великого князя Сергея Александровича (в сериале он представлен как собирательный образ консерваторов и противников демократии среди советников императора), Иван Каляев, словно нарочно хранит дома красный флаг.

Убийство председателя Совета министров Петра Столыпина состоялось 18 сентября 1911 года во время спектакля «Сказка о царе Салтане» в киевской опере. Однако в сериале в это время — фрагмент оперы Верди «Бал-маскарад», показанный в фильме «Всадник по имени Смерть», который рассказывает об убийстве князя Сергея Александровича.

Говоря о количестве жертв во время разгона шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу в 1905 году — «Кровавого воскресенья», создатели сериала называют практически произвольное число — тысяча человек. Хотя подобные или гораздо большие оценки действительно встречались в прессе того времени, они не нашли в итоге своего подтверждения. Единственное задокументированное число убитых: 129.

Во время первого появления Распутина перед императором на стене спальни видна картина «Миссис Джошуа Монтгомери Сиерс», написанная в 1899 году. Теоретически по времени создания она могла бы там находиться в 1905 году, однако картины Сарджента в романовской галерее не значится.

С первой серии император Николай II появляется в кадре с орденом Георгия Победоносца IV степени. Такой орден действительно был ему вручен, однако почти 20 лет спустя — только в 1915 году.

Новость об отречении императора солдаты читают в летнем лесу на Восточном фронте. Но Николай II отрёкся от престола 2 марта, когда в тех местностях ещё лежал снег.

Период создания и деятельности Временного правительства в 1917 году описан в сериале буквально парой предложений. По мнению авторов, «Государственная дума и Петроградский совет объединились» для создания правительства, что является слишком вольным обобщением исторических событий.

Временное правительство создал Временный комитет Госдумы при участии не только Петросовета, но и ЦК других партий (кадетов, Прогрессивного блока). Керенский возглавил его не сразу, как показано в сериале, он стал министром-председателем только в июле 1917 года. О роли председателя правительства князя Львова в «Последних царях» не упоминается вовсе.

Кадр выше появляется в «Последних царях» дважды. В первый раз им иллюстрируют расстрел участников революции 1905 года, второй раз — расстрел великих князей Романовых в 1918 году. На деле же это кадр из хроники о расстреле латышских коммунистов в 1919 году.

Вольная трактовка и категоричные суждения

Описывая драму семьи Романовых и их проблемы, связанные с рождением наследника, авторы заранее подают это событие в негативном ключе. Говоря о рождении царевича Алексея, они сопровождают это комментарием: «Его появление на свет произведёт трагедию».

Рассказывая о начале Революции 1905 года, создатели шоу утверждают, что её «спусковым крючком» стало почему-то убийство великого князя Сергея Александровича, а не само «Кровавое воскресенье», состоявшееся месяцем раньше.

Вызывает много вопросов и утверждение, будто именно после 9 января 1905 года в России «заговорили о представительной демократии». Говоря о первой российской Конституции, создатели сериала подчёркивают, что до сих пор «никто из русских царей» не решался дать стране парламент.

Это спорное утверждение, поскольку и до Николая II предпринимались попытки к введению в России парламентаризма. Например, Уложенная комиссия Екатерины II и Государственный совет Александра I. Их нельзя в полной мере назвать парламентом, но и николаевская Дума была, по сути, только совещательным органом, который император несколько раз распускал.

Самое бросающееся в глаза и явно ангажированное утверждение — будто Февральская революция 1917 года «началась спонтанно». Хотя у неё было множество причин и предпосылок, авторы предпочли показать, что это важнейшее событие в истории России началось как бы случайно, вдруг.

Лже-Романовы

Через весь сериал лейтмотивом проходит история одной из лже-Анастасий, Анне Андерсон. Авторы шоу в каждой серии рассуждают, могла ли девушка на самом деле быть спасённой царевной и приходят в конце к выводу, что она самозванка.

Эта сюжетная линия заканчивается, по сути, ничем — она никак не связана с основной частью сериала и выводов не содержит. Для чего эти сцены были вообще включены в фильм — неясно.

Конспирологических теорий о «чудом спасшихся» Романовых было очень много, только самых известных — около сотни. Затрагивая эту тему, авторы никак не оценивают её и не развивают.

Несмотря на заявления авторов об исторической достоверности, «Последние цари» не стараются выглядеть правдоподобно в глазах зрителя. Ошибки и домыслы обесценивают восприятие произведения как документального, как итог — сериал едва ли может служить надёжным источником сведений о жизни последних царей.

#сериалы #netflix #история #мнения