Кино и сериалы
Ольга Жигулина

Бесконечное ожидание, много дублей и заклеенная камера телефона: как я снималась в массовке во «Вторжении» Бондарчука

И до сих пор не знаю, попала ли в итоге в кадр, зато получила необычный опыт.

На съёмках «Вторжения»​ Фото «КиноПоиска»

В сентябре 2018 года я провела день на съёмочной площадке нового фильма Фёдора Бондарчука — в начале 2020 года он вышел в кинотеатрах под названием «Вторжение». Честно признаюсь, я до сих пор не посмотрела это кино — отчасти потому что не уверена, насколько хочу знать, попала ли в итоге на экран. Мне сложно объяснить природу этого чувства и понять, чего я хочу больше: чтобы мои кадры вошли в фильм (потому что это вроде как приятно и всё не напрасно) или чтобы не вошли (потому что это чертовски неловко).

Так или иначе, расскажу коротко о том, как я провела этот день в компании актёров массовых сцен — для многих из которых это привычная работа.

Терпение и ещё раз терпение

Первое и главное: работа в массовке — это очень однообразное времяпрепровождение, которое на 80 процентов состоит из ожидания. Остальные 20 — это повторение одних и тех же действий, иногда часами.

Ради очень короткого момента (по сценарию: подъехало такси, из него вышли пассажиры, загрузились главные герои, такси уехало) в Москве перегородили целый переулок, довольно оживлённый, и задействовали несколько десятков человек массовки. И снимали-снимали-снимали этот момент бесконечно.

Машина на точке — по рации сообщают, что машина поехала по переулку — «пешеходы» пошли — машина остановилась на второй точке — массовка выгрузилась, герои загрузились — машина уехала за поворот. Снято! После этого такси возвращается на исходную точку, переулок на пару минут открывают для обычного движения — уже настоящих пешеходов и автомобилей, потом закрывают (это называется «держать трафик») и всё начинается заново: машина на точке — по рации сообщают, что машина поехала по переулку — «пешеходы» пошли...

Бобров переулок на Google Maps, здесь снимали «Вторжение»​

Примерно пять часов, пока снималась эта далеко не кульминационная сцена, массовка вся перезнакомилась. Многие рассказали, что они так зарабатывают на жизнь — чтобы сниматься в кино, можно оставить свою анкету на крупных киностудиях и попытать счастья в массовке и эпизодах. Конечно, нет никакой гарантии, что вас выберут, но уж если выберут, приготовьтесь проводить дни в ожидании.

Из мелких откровений: никогда не задумывалась, как в кино появляются машины. Оказалось, по-разному. Я видела небольшой фрагмент съёмок сцены с хромакеем, в котором участвовал специальный киноавтомобиль со срезанной крышей — так камере проще смотреть внутрь салона. Но в «моей» сцене в кадре было самое обычное такcи: машину наняли на день, водитель искренне думал, что это его сейчас будут снимать у Бондарчука, но в последний момент на водительское сидение посадили профессионального актёра, который должен был обменяться в кадре парой фраз с Александром Петровым.

Про подготовку

Актёрам массовки в обычных городских сценах не нужна какая-то специальная одежда — нас всех просто предупредили, в какой цвет лучше всего одеться, чтобы совпадать с цветовой схемой сцены. Кое-кто, правда, пренебрёг этими руководствами, таких людей переодели. Всех гримировали: мужчин в основном просто припудрили, а девушек красили вполне всерьёз, плели роскошные косы, укладывали волосы.

Ещё я была впечатлена, как много людей на площадке находятся одновременно, и некоторые как будто не делают вообще ничего, разве что сидят и периодически отходят покурить. Не сомневаюсь, что в действительности они заняты важным делом и вовлечены в процесс, но этот момент остался для меня загадкой.

Еда на съёмочной площадке — отдельная тема. Если коротко: я, конечно, приехала на площадку не чтобы там поесть, но было вкусно. А ещё вагончик Kitchenmovie — единственное фото, которое я сделала на съёмках, потому что потом камеру моего телефона заклеили.

Да, у меня есть только одно фото с площадки​. Вот это 

Ещё каждый встречный, от помощника режиссёра до других актёров массовки, спрашивал: «Ты с индустрии?» — и терял всяческий интерес, узнав, что нет. Формулировка мне так понравилась, что в моей семье вот уже полтора года используется как внутренний мем (в значении «давай, убеди меня, что с тобой можно иметь дело»).

Про Бондарчука и не только

Очень приятное впечатление на дилетанта в моём лице произвело отношение к массовке. Всем придумали историю, которую нужно было отыгрывать в кадре: парочка выясняла отношения, кто-то шёл и думал о сессии, пассажиры такси привезли детей с соревнований по хоккею и оживлённо обсуждали победу. То, что вообще неважно для фильма, то, что в него не вошло и никак не отразилось на истории, выстраивалось за кадром бережно и аккуратно.

Ну и первый вопрос, который мне задали дома: «Как тебе Бондарчук?» Так вот, Бондарчук мне отлично, он очень собранный, профессиональный и бесконечно терпеливый по отношению всё к той же массовке. Когда дети (те самые псевдохоккеисты из такси) начали терять терпение, догадайтесь, кто пришёл их успокаивать со словами, что они в этой сцене главные?

Про безопасность

Я где-то читала, что на съёмках у Бондарчука предпринимают беспрецедентные для российского кино меры безопасности. Мне сложно судить, потому что сравнить не с чем, но как минимум одно я знаю наверняка: никаких телефонов на площадке!

Почти сразу после того, как я оказалась на территории съёмок, ко мне подошёл специальный менеджер, выдавший наклейку на камеру смартфона. Это, конечно, не дроны над площадкой Джорджа Лукаса, но тоже контроль.

При этом безопасность иногда даёт сбои: до того, как отправиться в переулок, о котором речь выше, мы собрались на пустыре в центре Москвы — там разбили настоящий штаб с грим-вагончиками, павильоном с хромакеем и прочими замечательными и не всегда понятными деталями из киномира. Часть этого пустыря при этом занимала самая обычная парковка, и территория никак не ограждалась, поэтому посреди площадки мог появиться самый внезапный персонаж — парень в косухе или бабушка с тележкой. Их вежливо и аккуратно выводили.

Резюме

Это был очень однообразный, очень утомительный, очень долгий и очень интересный день. Хотела бы я повторить его? Едва ли. Жалею ли я, что поехала? Нет, конечно.

Ведь теперь я могу с чистой совестью и почти искренне говорить, что «снималась у Бондарчука».

Мой телефон с заклеенной камерой​, на наклейке надписи «Водород» (кинокомпания) и «Притяжение 2» (на тот момент официальное название проекта)

#личныйопыт #бондарчук