Бесконечное ожидание, много дублей и заклеенная камера телефона: как я снималась в массовке во «Вторжении» Бондарчука Материал редакции

И до сих пор не знаю, попала ли в итоге в кадр, зато получила необычный опыт.

В закладки
На съёмках «Вторжения»​ Фото «КиноПоиска»

В сентябре 2018 года я провела день на съёмочной площадке нового фильма Фёдора Бондарчука — в начале 2020 года он вышел в кинотеатрах под названием «Вторжение». Честно признаюсь, я до сих пор не посмотрела это кино — отчасти потому что не уверена, насколько хочу знать, попала ли в итоге на экран. Мне сложно объяснить природу этого чувства и понять, чего я хочу больше: чтобы мои кадры вошли в фильм (потому что это вроде как приятно и всё не напрасно) или чтобы не вошли (потому что это чертовски неловко).

Так или иначе, расскажу коротко о том, как я провела этот день в компании актёров массовых сцен — для многих из которых это привычная работа.

Терпение и ещё раз терпение

Первое и главное: работа в массовке — это очень однообразное времяпрепровождение, которое на 80 процентов состоит из ожидания. Остальные 20 — это повторение одних и тех же действий, иногда часами.

Ради очень короткого момента (по сценарию: подъехало такси, из него вышли пассажиры, загрузились главные герои, такси уехало) в Москве перегородили целый переулок, довольно оживлённый, и задействовали несколько десятков человек массовки. И снимали-снимали-снимали этот момент бесконечно.

Машина на точке — по рации сообщают, что машина поехала по переулку — «пешеходы» пошли — машина остановилась на второй точке — массовка выгрузилась, герои загрузились — машина уехала за поворот. Снято! После этого такси возвращается на исходную точку, переулок на пару минут открывают для обычного движения — уже настоящих пешеходов и автомобилей, потом закрывают (это называется «держать трафик») и всё начинается заново: машина на точке — по рации сообщают, что машина поехала по переулку — «пешеходы» пошли...

Бобров переулок на Google Maps, здесь снимали «Вторжение»​

Примерно пять часов, пока снималась эта далеко не кульминационная сцена, массовка вся перезнакомилась. Многие рассказали, что они так зарабатывают на жизнь — чтобы сниматься в кино, можно оставить свою анкету на крупных киностудиях и попытать счастья в массовке и эпизодах. Конечно, нет никакой гарантии, что вас выберут, но уж если выберут, приготовьтесь проводить дни в ожидании.

Из мелких откровений: никогда не задумывалась, как в кино появляются машины. Оказалось, по-разному. Я видела небольшой фрагмент съёмок сцены с хромакеем, в котором участвовал специальный киноавтомобиль со срезанной крышей — так камере проще смотреть внутрь салона. Но в «моей» сцене в кадре было самое обычное такcи: машину наняли на день, водитель искренне думал, что это его сейчас будут снимать у Бондарчука, но в последний момент на водительское сидение посадили профессионального актёра, который должен был обменяться в кадре парой фраз с Александром Петровым.

Про подготовку

Актёрам массовки в обычных городских сценах не нужна какая-то специальная одежда — нас всех просто предупредили, в какой цвет лучше всего одеться, чтобы совпадать с цветовой схемой сцены. Кое-кто, правда, пренебрёг этими руководствами, таких людей переодели. Всех гримировали: мужчин в основном просто припудрили, а девушек красили вполне всерьёз, плели роскошные косы, укладывали волосы.

Ещё я была впечатлена, как много людей на площадке находятся одновременно, и некоторые как будто не делают вообще ничего, разве что сидят и периодически отходят покурить. Не сомневаюсь, что в действительности они заняты важным делом и вовлечены в процесс, но этот момент остался для меня загадкой.

Еда на съёмочной площадке — отдельная тема. Если коротко: я, конечно, приехала на площадку не чтобы там поесть, но было вкусно. А ещё вагончик Kitchenmovie — единственное фото, которое я сделала на съёмках, потому что потом камеру моего телефона заклеили.

Да, у меня есть только одно фото с площадки​. Вот это 

Ещё каждый встречный, от помощника режиссёра до других актёров массовки, спрашивал: «Ты с индустрии?» — и терял всяческий интерес, узнав, что нет. Формулировка мне так понравилась, что в моей семье вот уже полтора года используется как внутренний мем (в значении «давай, убеди меня, что с тобой можно иметь дело»).

Про Бондарчука и не только

Очень приятное впечатление на дилетанта в моём лице произвело отношение к массовке. Всем придумали историю, которую нужно было отыгрывать в кадре: парочка выясняла отношения, кто-то шёл и думал о сессии, пассажиры такси привезли детей с соревнований по хоккею и оживлённо обсуждали победу. То, что вообще неважно для фильма, то, что в него не вошло и никак не отразилось на истории, выстраивалось за кадром бережно и аккуратно.

Ну и первый вопрос, который мне задали дома: «Как тебе Бондарчук?» Так вот, Бондарчук мне отлично, он очень собранный, профессиональный и бесконечно терпеливый по отношению всё к той же массовке. Когда дети (те самые псевдохоккеисты из такси) начали терять терпение, догадайтесь, кто пришёл их успокаивать со словами, что они в этой сцене главные?

Про безопасность

Я где-то читала, что на съёмках у Бондарчука предпринимают беспрецедентные для российского кино меры безопасности. Мне сложно судить, потому что сравнить не с чем, но как минимум одно я знаю наверняка: никаких телефонов на площадке!

Почти сразу после того, как я оказалась на территории съёмок, ко мне подошёл специальный менеджер, выдавший наклейку на камеру смартфона. Это, конечно, не дроны над площадкой Джорджа Лукаса, но тоже контроль.

При этом безопасность иногда даёт сбои: до того, как отправиться в переулок, о котором речь выше, мы собрались на пустыре в центре Москвы — там разбили настоящий штаб с грим-вагончиками, павильоном с хромакеем и прочими замечательными и не всегда понятными деталями из киномира. Часть этого пустыря при этом занимала самая обычная парковка, и территория никак не ограждалась, поэтому посреди площадки мог появиться самый внезапный персонаж — парень в косухе или бабушка с тележкой. Их вежливо и аккуратно выводили.

Резюме

Это был очень однообразный, очень утомительный, очень долгий и очень интересный день. Хотела бы я повторить его? Едва ли. Жалею ли я, что поехала? Нет, конечно.

Ведь теперь я могу с чистой совестью и почти искренне говорить, что «снималась у Бондарчука».

Мой телефон с заклеенной камерой​, на наклейке надписи «Водород» (кинокомпания) и «Притяжение 2» (на тот момент официальное название проекта)
{ "author_name": "Ольга Жигулина", "author_type": "editor", "tags": ["\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0431\u043e\u043d\u0434\u0430\u0440\u0447\u0443\u043a"], "comments": 26, "likes": 49, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 109071, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 11 Feb 2020 11:24:47 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 109071, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/109071\/get","add":"\/comments\/109071\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/109071"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214349, "last_count_and_date": null }
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

«Притяжение» и «Вторжение» — самые смешные фильмы на планете. 
Надо же делать всё так напыщенно, очень серьёзно продвигать, обрамлять оголтелыми эпитетами, а в итоге снять полный треш с ужасной игрой актёров, алогичными действиями героев и дико нелепой вселенной. 
Это так глупо смотрится, что смешно до слёз. Серьёзно, мало что может заставить меня смеяться в голос. Но я фанат этой комедии.
Ольга, вам очень повезло там побывать ахах

Ответить
8

Надо же делать всё так напыщенно, очень серьёзно продвигать, обрамлять оголтелыми эпитетами, а в итоге снять полный треш с ужасной игрой актёров, алогичными действиями героев и дико нелепой вселенной.  Это так глупо смотрится, что смешно до слёз.

90% блокбастеров

Ответить
0

Немногие так особо выделяются. На уровне нелепицы притяжения только форсаж могу вспомнить. Хотя если есть подобное, то с удовольствием бы посмотрел :)

Ответить
0

но Форсаж уже давно себя всерьез не воспринимает

Ответить
1

Если воспринимать через призму первых фильмов, то каеф :)

Ответить
1

для понимания надо дополнить, что большинство голливудских фильмов такие) просто они даже на прокат не выходят или даже если выходят, то просто провальное кино.

Ответить
9

Так, нам за плюс обещали никакого промо.
Федор, мы не будем смотреть ваш фильм, спасибо.

Ответить
4

Никакого промо, да и вроде прокат уже закончился 

Ответить
8

Для меня весь этот рассказ это как день в Нарнии или Средиземье, просто обалденно

Ответить
4

Ключевой вопрос «сколько заплатили» за день массовки так и не освещён 🤔

Ответить
–1

Проблема русского кинематографа в том, что люди, которые снимают свои фильмы — не любят свою работу. Не хотят сделать имя. Главная цель — заработать как можно больше денег и как можно с меньшими усилиями (украсть). Иначе я не понимаю, почему...

Ответить
8

Ты с индустрии?

Ответить
0

Ну и когда индустрию с колен поднимать будем?

Ответить
0

Посмотри даун хаус или «2 дня» того же Бондарчука
Или «дурак», хотя что говорить, про него и так все знают, кто хочет

Ответить
0

дурак

это разве его

Ответить
0

Не, это быкова
Но и заявление было про российское кино а не про бондарчука

Ответить
3

Хочется пошутить про порно-массовку, но не хочется обижать Олечку

Ответить
2

На шутки не обижаюсь :) 

Ответить

Комментарий удален

2

Беспрецедентные для российского кино меры безопасности - заклеенная камера смартфона.

Ответить
0

Убеди меня, что нужно читать этот лонгрид после упоминания в тайтле "Вторжения"

Ответить
0

странно, что на таком проекте подходил помощник режиссёра персонально, скорее всего это такие же люди не из "индустрии" :-)

Ответить
0

Эти люди пришли, чтобы слушать фразы "А ты точно помощник режиссёра?" в свой адрес 

Ответить
0

я не исключаю даже, что у самого помощника режиссёра именно на этом проекте были свои помощники, хотя сам с таким не сталкивался никогда, но из-за глобальности этого и места съёмок не исключаю!

Ответить
–2

Вторжение весьма смотрибельный блокбастр, про Притяжение такого я сказать, увы, не могу.

Ответить
Обсуждаемое
Новости
В Екатеринбурге суд отправил в СИЗО IT-специалиста Александра Литреева по делу о наркотиках. Он признал вину
И заявил, что раскаивается.
Интернет
Немецкая блогерша борется с идеями Греты Тунберг. Её продвигает консервативный центр, который СМИ связали с Трампом
Наоми Зайбт призывает не преувеличивать последствия глобального потепления, в то время как Германия всё активнее включается в борьбу с ним.
Путешествия
Перейти на удалённую работу ради Шри-Ланки, Бали и Вьетнама: впечатления от жизни в трёх странах за четыре месяца
Как мы нашли работу вне офиса, улетели в Азию, обустроили быт в трёх разных странах и забыли о российских морозах.
Популярное за три дня
Интернет
«Наконец-то доделала домашку»: YouTube прервал популярный стрим с девушкой и музыкой для учёбы — он длился полтора года
548 дней, 13 тысяч часов, 218 миллионов просмотров — и один бан от YouTube. Канал восстановили, но в соцсетях успели перепугаться.
Технологии
Два программиста сгенерировали «все возможные» мелодии, защитили авторским правом и сделали «общественным достоянием»
Алгоритм создал 68 миллиардов комбинаций — и всё для того, чтобы музыканты перестали судиться друг с другом из-за авторских прав.
Интернет
Репортёр забыл отключить фильтры в трансляции Фейсбука. За эфир он побывал трансформером, волшебником и енотом
Куда смотрел оператор, неизвестно.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJwcm9qZWN0SWQiOiI1ZTRmZjUzZjYyOGE2Y2JlNTgxNWY0ZGUiLCJpYXQiOjE1ODI1MzY1MjV9.vK4ymKa66jFFXg3HS7OFY74sHAuRyrXGgasJAELhf3c", "release": "40d86181" }