«Оскар» и другие способы выбрать лучший фильм

Сколько раз вы видели в трейлере фильма заставку с наградами: победитель Каннского/Берлинского/Венецианского кинофестивалей — но что это значит и какой вообще в этом смысл?

В закладки

Я попробовала в этом разобраться, но у меня ничего не получилось. Поэтому я позвонила знакомому знатоку кино — Михаилу Нефёдову. Он уже 8 лет ведет в ВК паблик про кино cinéma insolite. И я решила, что ничего лучше не придумаю, чем расспросить его про фестивали и премии. Мы проболтали часа полтора, и я постаралась собрать наш разговор в интересный текст.

Об «Оскаре»

«Оскар» — это премия американской киноакадемии. Здесь участвуют фильмы за весь прошедший год, которые стали популярными, кассовыми или просто хорошо промотированные.

Выбор фильмов может быть обусловлен личными симпатиями — голосуют киноакадемики. Но зато в технических номинациях оценивать могут только профессионалы: за лучшую операторскую работу будут выбирать фильм операторы, за грим — специалисты по гриму, монтажеры выбирают лучший монтаж и т.д. Все они являются академиками: и актёры, и режиссёры, и звукооператоры.

Для меня «Оскар» – это премия ни для кого, т.е. премия, которая не отражает вообще ничего.

Был такой мем: «Баллок – 1 Хичкок – 0». Да, у Сандры Баллок есть «Оскар» за лучшую женскую роль, у Хичкока – ни одного. У Стенли Кубрика есть только один «Оскар» за лучшие спецэффекты в фильме «Космическая Одиссея». У Тарантино «Оскар» только за сценарий, а у Пола Томаса Андерсона ни одного «Оскара», у Дэвида Линча ни одного «Оскара». При этом Бредли Купер был номинирован на «Оскар» 3 раза подряд, что редкость. Наши потомки лет через 50 будут задаваться вопросом: «А кто такой Бредли Купер, наверно, очень крутой актер был?»

Гильермо дель Торо – лучший режиссер и лучший фильм «Оскар» 2018

Как мне кажется, на «Оскаре» имеют значение некая внутренняя тусовка, внутренние связи и промоушен фильма. Тот же Харви Вайнштейн, который в последнее время попал в опалу, был самым крутым продюсером, который посредственные фильмы на «Оскар» продвигал, и те побеждали, например – «Влюбленный Шекспир», хотя главным фаворитом в тот год был фильм Спилберга «Спасти рядового Райана». И тем не менее «Шекспир», которого сейчас никто не помнит, его обошел. У них много своей внутренней кухни, много традиций.

На мой взгляд, если давать премию, то она должна что-то отражать. Либо это должен быть самый популярный фильм, либо самый культовый. Например, выбирать фильм, который больше всего в прокате собрал или имеет хороший рейтинг кинокритиков. Или давать какому-то народному фильму, аля «Темный рыцарь», который стал хитом. А здесь даются награды фильмам, которые быстро забываются. Ты сходу, наверно, не назовешь победителей за последние 10 лет.

Победители «Оскар» за последние 10 лет

2019 год – «Зеленая книга»
2018 год – «Форма воды»
2017 год – «Лунный свет»
2016 год – «В центре внимания»
2015 год – «Бёрдмэн»
2014 год – «12 лет рабства»
2013 год – «Операция «Арго»
2012 год – «Артист»
2011 год – «Король говорит!»
2010 год – «Повелитель бури»

Еще любопытно, что за последние 6 лет 5 раз «Оскар» за лучшую режиссуру выиграли трое мексиканцев. У них у всех разная судьба: Гильермо дель Торо выиграл «Оскар» и за режиссеру и за фильм. Алехандро Гонсалес Иньярриту один раз выиграл и за режиссеру и за фильм – «Бёрдмэн» и один раз просто за режиссеру – «Выживший». А Альфонсо Куарон главный неудачник: он выиграл два «Оскара» за режиссеру («Гравитация» и «Рома»), но ни одного за лучший фильм.

О кинопремиях других стран

Помимо «Оскара» есть и другие кинопремии. Есть европейская киноакадемия, она выбирает лучший фильм Европы каждый год. Ее, кстати, основал режиссер Вим Вендерс, т.е. она появилась совсем недавно в 80-е годы.

Есть национальная премия французского кино – «Сезар» . Испанская кинопремия называется «Гойя». В России главной премией страны считается «Ника».

О трех самых известных кинофестивалях

На кинофестивалях представляют премьеры. Выбирают победителей жюри. В жюри могут быть самые разные люди, необязательно только режиссеры и актеры. Берлинский кинофестиваль проходит в феврале, Каннский — в мае, Венецианский ближе к концу года, в августе-сентябре.

Канны — самый престижный европейский фестиваль. Там в основном берут громкие имена. Редко бывает, что я кого-то из номинантов не знаю. Ну, может быть, 3-4 фамилии и эти 3-4 фамилии – это французские режиссеры. Это объясняется тем, что каждый фестиваль продвигает кино своей страны: в Венеции больше итальянского кино, в Берлине больше немецкого и т.д., но это не значит, что эти фильмы побеждают. В Каннах французский фильм побеждает раз в десять лет. Т.е. это не приоритет, просто их больше в конкурсе. Некоторых режиссеров берут даже без просмотра: успеешь доснять до нашего фестиваля, и мы берем тебя просто не глядя. Так, например, было с Вонг Кар-Ваем, когда он снимал «Великого мастера».

Актеры фильма «Паразиты» с Золотой пальмовой ветвью. 2019 год

Берлинский кинофестиваль интересен тем, что он считается самым политизированным. Там часто побеждает именно политическое кино и при чем они абсолютно этого не скрывают. В России считается, что политизированное кино это плохо, но, по сути, в России политики не существует – есть люди, которым нравится власть, есть люди которым не нравится власть и есть люди, которым все равно. Последних подавляющее большинство. А в Берлине политика – это конкуренция, взгляды и некий лоббизм в хорошем смысле слова.

Кадр из фильма «‎‎Синонимы», получившего Золотого Медведя в 2019 году

Венеция последнее время стала предсказателем «Оскара». Два последних победителя кинофестиваля в Венеции брали награды на «Оскаре» – «Рома», а до этого «Форма воды». Хотя раньше этот фестиваль был, я бы сказал, номер три. Учитывая Локарно, даже четыре. Для меня, во всяком случае, это все субъективно. На Венецианском много итальянцев, а итальянское кино так себе, прямо скажем. Хотя современное уже более-менее. Появилось 3-4 человека, которые хорошо снимают кино: Маттео Гарроне, Паоло Соррентино и другие. До этого долгое время в Италии был кризис кино.

Альфонсо Куарон целует своего Золотого Льва за фильм «Рома». 2018 год.

О фестивалях, про которые вы могли не знать

Я хотел рассказать еще про три кинофестиваля.

Фестиваль в Локарно — это фестиваль в Швейцарии, который принимает самое неформатное кино. Например, в 2014 году главную награду забрал режиссер Лав Диас, у которого вообще мало наград, по той простой причине, что его фильмы, как правило, длятся больше 5 часов — его просто не брали в конкурсные программы фестивалей, никто не хочет смотреть фильм длиной по 5-10 часов.

Есть еще фестиваль в Роттердаме. Он интересен тем, что это фестиваль дебютов, режиссер может выставить максимум свой второй полнометражный фильм. Я не помню, чтобы там открыли кого-то кроме Кристофера Нолана — он там победил как раз со своим первым фильмом «‎Преследование»

Есть фестиваль Торонто в Канаде – фестиваль для продюсеров, с гораздо более свободном форматом, там могут показывать и хорроры вполне спокойно. Помню там показывали французский фильм «‎Мученицы», чистейший жанр хоррор. Рассказывали, что люди в обморок падали. Самый страшный фильм, что я видел.

Фестиваль в Торонто сейчас считается самым важным в Америке, хотя он канадский. Изначально он задумывался как способ поддержать канадское кино, но, во-первых, в США кинорынок, там дистрибьютеры и в-третьих, это уже гарантия того, что фильм будет номинироваться на «Оскар».

Если фильм везут в Торонто, то это означает, что они уже готовятся выдвигаться на «Оскар».

Там судей нет вообще – выбирают зрители. Им или выдаются бланки, или через приложение можно зайти после просмотра фильма и проголосовать. На фестивале около 14 категорий, презентуют и телепроекты, и какие-то детские фильмы. Он еще в 70-х был основан и в последние годы становится все более и более серьезным. В Торонто побеждали «‎Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, ‎«Красота по-американски», «Миллионер из трущоб‎», «12 лет рабства», «Ла-Ла Ленд», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Зеленая книга‎» – т.е. множество фильмов, которые потом брали «Оскар». Еще одной особенностью этого фестиваля является то, что туда везут не только премьеры.

Стоит ли посмотреть всех победителей какого-либо фестиваля или премии, чтобы начать разбираться в режиссерах и кино вообще?

Я считаю, что нет.

Победителей «Оскар» смысла смотреть нет совсем, я не очень понимаю, что они представляют. Но смотря победителей за долгие годы, я понял, что для них важная цель при выборе фильма, это, скажем так, миссионерская миссия. Например, недавно посмотрел фильм, который выиграл и Канны и «Оскар» – такого никогда больше в истории не случалось. Фильм 1955 года называется «Марти». Главному герою 30 лет, он живет с мамой, работает мясником, он толстый некрасивый и с женщинами ему совсем не везет. Он знакомится с девушкой, ей тоже за 30, она худая и некрасивая, некрасивая по форматам красоты того времени. И они начинают встречаться. А если тебе 30 лет, а ты не женат – это п****ц по тем временам. В 30 лет обычно уже дети в школу идут. Фильм об этом и он был реально революционный.

Я готов смотреть 30 фильмов в месяц и я понимаю, что что-то я посмотрю для удовольствия (сериалы, например). ‎«БоДжек» мне очень нравится или «Хэппи» – совершенно гениальный. Или какие-то любимые фильмы пересматриваю, например, «Человек из мрамора». Меня часто просят составить список 100 фильмов, которые должен посмотреть каждый интеллигентный человек – а я не знаю, не знаю принцип составления. Я могу с большим трудом составить список 100 своих любимых фильмов, которые лично меня больше всего впечатлили. А фильмов именно по вкладу в кино...

Кадр из фильма  «Алиса здесь больше не живет» Мартина Скорсезе. 1974 год.

Просто сейчас так быстро все меняется. Лет 10 назад в головах людей Федерико Феллини был безусловный классик, а Дарио Ардежнто – прикольный режиссер, снимающий ужастики. Я вижу по статистике в паблике возраст читателей и 8 лет назад средний возраст был 18-25 лет – таким же остался. Я вижу какой-то фидбек, захожу на страницы читателей, кто-то тоже пишет про кино, и я понимаю, что для них Дарио Ардженто – это безусловно суперзвезда, а Феллини – какой-то старпер, который снимал непонятную фигню и он им неинтересен. И это у всех поголовно. Поэтому понятие влияния – очень сложное. Я люблю рэп, читал много интервью, и многие рэперы говорят, что на них очень сильно повлиял Мерлин Менсон – э... окей. И полно таких штучек, ты никогда не поймешь степень влияния кого-то на что-то.

И я прекрасно понимаю, что сменяются поколения. Практически в каждом втором сериале будет дрочь на 80-е годы. Либо это будет сериал про 80-е, либо про людей, которые любят 80-е. Потому что выросло поколение, воспитанное на культуре 80-х. А до этого был дрочь на 70-е – Новый Голливуд, Скорсезе, Коппола, например. А еще раньше 60-е – Феллини, Антониони.

Мне очень интересно исследовать разное кино. Мне кажется, познание разного, не только Феллини и Антониони, но и «Крымский мост. Сделано с любовью!» – это путь к тому, чтобы не деградировать интеллектуально.

Более того, я посмотрел сериал «Семейство Кардашьян». Для меня это просто культурный феномен – это 16 сезонов, это звезды инстаграма, это ролевые модели. Мне было интересно понять почему.

На фестивалях показывают только авторское кино или продюсерское тоже?

Нет черного и белого, продюсер это же тоже автор. Понятно, что комедию с Адамом Сандлером на фестивале, конечно, не покажут и боевик с Джейсоном Стейтемом тоже. Но могут показать фильм ужасов или мюзикл – «Ла-Ла Ленд», например.

Может ли простой человек попасть на фестиваль как зритель?

Не знаю точно, но несколько моих друзей ездили как пресса. Но там единственный момент – хорошее знание языка. На русском никто, естественно, показывать не будет. Будет на языке оригинала с английскими субтитрами.

Небольшие кинофестивали, вроде Beat Film Festival или каких-нибудь недель немецкого\японского кино и прочее – это тоже фестивали?

Кинофестиваль может быть хоть в деревне Жопино. Хоть фильм алкоголика Семеныча, который снял как он доит корову – да пожалуйста, может быть и так. Кинофестивалей миллионы в мире, вопрос зрительской заинтересованности. Есть фестивали, которые вообще никому не интересны, и есть которые интересны. И если на таком фестивале твой фильм выстреливает, то с тобой будут говорить, начинается сарафанное радио, фильм начинают смотреть много людей в интернете, писать о нем и т.д – и тогда может быть каких-то режиссеров или актеров замечают.

Про новую американскую волну

Я сейчас выделяю новую американскую волну, которая вообще никак не отмечена на «Оскаре», ничем. Кроме Джордана Пила, который снял «Get Out» – фильм про черный расизм, шедевр, который я очень давно ждал.

Ты смотрела Тома Форда? «Одинокий мужчина» и «Ночные животные» – выдающиеся фильмы. Или братья Сэфди с фильмом «Хорошее время». Дэвид Лоури «История призрака» снятый вообще за копейки. Шон Бейкер «Проект Флорида». За этот фильм за роль второго плана был номинирован на «Оскар» Уильям Дефо. Причем Дефо такой гениальный актер, что из роли, которая могла бы быть проходной, он сделал очень крутой запоминающийся образ.

Еще множество новых американских режиссеров, я как раз сейчас у себя в паблике потихоньку пишу о них, сейчас вышла 2 часть.

В заключение

Главное, что нужно для начала понять: кинопремии выбирают по итогам года, а фестивали выбирают из представленных на фестивале 10-25 картин.

Кстати, как-то раз я посмотрел целиком программу Каннского фестиваля. Два фильма были откровенно плохими, остальные были интересные. Я ставил опыты, например, месяц немецкого кино – отбирал несколько фильмов и смотрел их подряд. Еще я делаю списки фильмов разных лет, например, сейчас у меня серия заметок про фильмы 90-х. Уже есть 4 заметки с 90-ого по 93-й года. Сейчас готовлю заметку про 94 год – это очень сложно, я разрываюсь, там можно легко и 20 фильмов выбрать. И как-то читатель меня спросил, что если бы у меня был выбор посмотреть только первое место из списка или весь список сразу – чтобы я выбрал? Я ответил, что весь список сразу. Потому что первое место – это субъективно, а весь список – это уже картина всего года. А для меня всегда очень важен контекст.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Kseniya Avvakumova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e"], "comments": 5, "likes": 43, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 109148, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 08 Aug 2019 12:33:20 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 109148, "author_id": 65640, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/109148\/get","add":"\/comments\/109148\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/109148"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214349, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
6

невероятно годный материал, спасибо :)

Оскар как миссионерская миссия - прямо в точку.
Есть еще один пример - Рокки, 1977. У него аж 3 статуэтки, что сейчас выглядит очень странно. А объясняется просто - в американском обществе во время кризиса просто был запрос на такой фильм. Воодушевляющий, фильм про перемены, про борьбу и преодоление

Ответить
3

вижу рекламу паблика

Ответить
0

Про санденс не сказано

Ответить
0

Да и не только про него.

Ответить
0

Перефразируя первого комментатора - "невероятно поверхностный материал", изобилующий разночтениями и домыслами горе-"специалиста" к которому автор обратился за советом.

Ответить
Обсуждаемое
Новости
Преподавателя лицея ВШЭ обвинили в растлении. Это стало поводом для служебной проверки
Ольга Старкова обвинила преподавателя литературы лицея ВШЭ в растлении. Она рассказала, что когда в 1996 году она училась в школе №548 в 9 классе, у неё был роман с Александром Кузнецовым.
Новости
Экипаж А321 «Уральских авиалиний» вышел на поле перед матчем в Екатеринбурге. Трибуны встретили их стоя и аплодисментами
Пилот самолёта Дамир Юсупов, спасший всех людей на борту, нанёс первый удар по мячу.
Новости
Минздрав предложил работодателям ввести штрафы за перекуры на работе
Россия теряет от 0,8 до 2% ВВП из-за низкой производительности труда, связанной с курением, говорится в материалах Минздрава.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]