Сказка о несбывшемся: почему «Однажды в Голливуде» получился самым личным фильмом Тарантино Материал редакции

Редактор TJ убедился, что режиссёр отказался от традиционных приёмов ради признания зрителю в любви к прошлому.

В закладки
Квентин Тарантино и Марго Робби на съемках «Однажды в Голливуде» Здесь и далее фото Sony

8 августа в российский прокат вышел девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», в котором режиссёр трепетно выстраивает экспозицию Лос-Анджелеса лета 1969 года. Для американского зрителя события того сезона весьма памятны, но ещё более памятны они для Тарантино. Эту историю он создаёт по собственным детским воспоминаниям, позволяя себе хитрить и менять реальность там, где он того хочет.

По сюжету бывшая звезда телевизионных вестернов Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) и его верный каскадёр-друг Клифф Бут (Брэд Питт) пытаются удержаться на волне меняющегося Голливуда. Выходит не очень, и в порыве отчаяния Далтону остаётся лишь лелеять мечту, что однажды его заметят соседи по Беверли-Хиллз: талантливый польский режиссёр Роман Полански и его сияющая жена-актриса Шэрон Тейт (Марго Робби).

Редактор TJ посмотрел фильм на старте российской премьеры и без спойлеров рассказывает о впечатлениях.

В «Однажды в Голливуде» Тарантино создаёт яркий, энергичный и уютный Лос-Анджелес, где даже порно-фильмам устраивают гала-премьеры. Для этого он использует собственные воспоминания, о чём сам признался в интервью. Он явно не стесняется, что родился в 1963 году, лишь слегка застав закат «золотой эпохи» кино.

Из своих работ «Голливуд» Тарантино считает самым близким к «Криминальному чтиву» — возможно, его главному фильму, благодаря которому 25 лет назад он стал голосом поколения в кино. Тем удивительнее, что в новой картине автор отказывается почти от всех привычных маркеров. Здесь нет литров крови, обилия мата, знаменитой сквозной структуры повествования, и даже любимые зрителями сцены насилия (а их тут почти нет) выглядят как-то неуместно.

Сюжет в «Голливуде» тоже уходит далеко на второй план. Это не фильм-приключение и даже не фильм-рассказ, а вдумчивое (160 минут хронометража) наслаждение красотами ушедшей эпохи. Вот широкие улицы Лос-Анджелеса, по ночам освещаемые неоновыми вывесками дорогих ресторанов (некоторые сегодня стоят там же, где и 50 лет назад), вот радио, без остановки транслирующее рок-хиты, а вот время свободы, когда можно было выкурить «кислотную сигаретку», расслабленно гуляя с собакой после заката.

Во главе этой экспозиции находится кино как главное искусство Тарантино. Но совсем не звёздные картины тех лет, а вымирающие ковбойские вестерны с их квадратными челюстями, салунами и револьверами. Или пока ещё посредственные комедийно-шпионские фильмы с красавицей-актрисой Шэрон Тейт, которая расплывается в счастливой улыбке всякий раз, когда случайные зрители в зале смеются над её героиней на экране.

Тарантино наслаждается воссозданием той эпохи, иногда забываясь и затягивая ковбойские эпизоды (впрочем, сцена, где Далтон со стыдом изливает душу восьмилетней актрисе, выверена идеально). А где-то рядом с этой жизнью красок, стиля и свободы, какой её видит Тарантино, зарождается нечто чуждое.

Несомненно, любому зрителю фильма перед просмотром нужно хотя бы в общих чертах познакомиться с историей «Семьи» Чарльза Мэнсона, чтобы лучше понимать происходящее. Не зря именно сцена на ранчо, где некогда снимали вестерны, а позже поселилась коммуна Мэнсона, одна из самых напряжённых в фильме. Сколь виртуозно она поставлена, столь же технично Тарантино в течение всей картины играет на ожиданиях тех, кто знаком с реальной историей.

Другая тема, над которой долго трудился Тарантино, и которая уже провоцирует споры в соцсетях и СМИ — нужна ли «Голливуду» персонаж Марго Робби. Тарантиновскую версию Тейт критикуют за то, что весь фильм она ничего не делает, и если вырезать из картины все сцены с её участием, то сюжет не пострадает. Но, как сказано выше, в этом фильме Тарантино сконцентрирован не на сюжете, а на собственных эмоциях.

Режиссёр признавал, что мог закончить фильм годы тому назад, но мешкал, не решаясь ввести в историю Тейт. «Я много думал об этом. Вы можете попробовать и, возможно, не справитесь. Может получиться нечто нехорошее, уродливое и меркантильное», — сказал он.

Для Тарантино Тейт — это не просто погибшая актриса. Выросший на телевидении и кино, он видел её на экране ещё до трагедии , и эти воспоминания, как заметила и Марго Робби, просочились в фильм. В «Голливуде» 26-летняя Тейт искрит счастьем, дружелюбием и красотой, становясь портретом той сказочной «золотой эпохи», которая в один миг оказывается один на один со смертью. Не зря именно 9 августа 1969 года считают концом одной голливудской эпохи и началом другой — депрессивной и жестокой. Для Тарантино, бесконечного поклонника кино, это именно так.

Возможно, именно поэтому по духу «Голливуд» консервативен. Хиппи здесь «поганые» и неухоженные, новые перспективные актёры — подлецы, готовые пройти по головам. А главные герои, закалённые в боях киноиндустрии, напротив, в самый ответственный момент способны на сцене переплюнуть самих себя или победить в драке мастера боевых искусств. Концовка фильма, которую режиссёр старательно просит не раскрывать, намекает на этот же сказочный мотив (к этому же отсылает название фильма), где «золотая эпоха» никуда не уходит.

Конечно, для Тарантино такое ретроградство нормально. Он выступает против смартфонов на съёмочной площадке, с которыми не расстаются владельцы, а о его неизменной любви к съёмке на старую-добрую плёнку известно, кажется, всем. Но никогда ранее он не ударялся в такой созерцательный эскапизм, убегая от реальности в солнечный Лос-Анджелес 50-летней давности, где только лучшие дубли.

Но если убрать этот лоск, уважительные поклоны и сотни отсылок, становится понятно, что «Голливуд» — это не просто благодарность эпохе. Если бы главная цель лежала в этом, то Тарантино наверняка избрал бы более счастливые исторические события в американской киноиндустрии, их хватает. Вместо этого над героями и зрителями неизменно нависает трагедия. Та, что уже случилась, и поэтому единственное, что остаётся, это размышлять о том, что всё могло быть иначе. Для этого и существуют сказки.

Осторожно, в комментариях к этой статье вы можете натолкнуться на спойлеры к фильму.

{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 24, "likes": 58, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 110555, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 09 Aug 2019 18:25:28 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 110555, "author_id": 93912, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/110555\/get","add":"\/comments\/110555\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/110555"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214349, "last_count_and_date": null }
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
20

Смотрел фильм так же, как Марго Робби смотрела в нём.

Ответить
3

Хорошая рецензия.

Ответить
3

Под впечатлением или с грязными ногами?

Ответить
0

Первое)

Ответить
12

Лос-Анджелеса, по ночам освящаемые

Ответить
0

Вы лучший

Ответить
9

Питт был просто офигенный. Вообще, весь фильм смотрел с интересом. А последняя сцена пробрала посильнее, чем сцены в ужастиках. Очень уж симпатизировал героям после всего, что видел с ними на экране.

Ответить
4

Кино все ж больше для знающих американскую культуру. Но кино качественнре

Ответить
2

Ох, выскажу видимо очень непопулярное мнение: фильм скучен, а отсутствие сюжета как такового, очень бесит - уже час смотрел и в голове один вопрос "а где завязка?".
Фильм смахивает на затянувшуюся креативную рекламу мега-бренда, которому уже не надо кричать "я лучше! Купи меня! Вот мое название!", а делает длинное и качественное, с известными актерами, даже не ролик, а мини-фильм, где в конце на несколько секунд логотип компании! И все потом обсуждают "что это было?". Кто-то восхищается рекламой как искусством, а кто-то в недопонимании: Где свойства? Новинки? Акции?. Я оказался из категории недоумевающих. Вообще это со мной не в первый раз, помню как бугуртил из-за того же ла да Лэнд, который все возносили, а я с трудом досмотрел. Мне кажется все из-за того, что каждый режиссер пытается удивить зрителя сейчас среди одноклеточного клишированного кино, что все остальные аспекты фильмов уходят на второй план: филь-открытка, фильм-атмосфера, фильм-эмоция, фильм-фансервис и тд и тп. Прям как Дюшан с "Фонтаном" где искусство это вау-эффект, а для остальных это просто писуар, но знающие и те, кто хочет себя к ним причислить, в восторге писаться кипятком.
Здесь есть крутые сцены: где-то напряжённые, где-то драматичные, где-то комедийные, но они особо не связаны между собой и смотреться как отдельные истории (собственно и монтаж все делает для этого) - воспоминание, один персонаж, другой, третий, воспоминание, вставка из фильма в фильме: нарезанный клип вроде скетчей, которые дают динамику, но утомляют. О героях говорить нечего: они те же герои скетчей - колоритные и клишированные, не развиваться и не раскрываются, хотя может показаться, что это не так, и в каком-нибудь сериале, где будет одна серия-расслабление, в которой покажут "один день из жизни героя" где герой Лео, считающий, что он сдулся как актер, вдруг выдает великолепный дубль и плачет, раскрыла бы героя, но не в фильме, который весь состоит из "один день из жизни героя", потому что тут не надо раскрывать мотивы ибо нет действия.
И вот сидишь весь фильм и смотришь на эти скетчи и только актеры не дают заснуть своей игрой, но все же начинаешь кивать, когда герой садиться в машину и просто едет с радио минут 5 (а как же ещё хронометраж забить, но уверен, что многие тут увидят погружение в эпоху) и думаешь, что это был бы фильм вроде "Комнаты", если бы не имя режиссера и известные актеры, но в конце появляется отличный отрезок фильма, я б сказал, это лучшая часть всего фильма, похожая на отдельную короткометражку, как-будто ее снимал совершенно другой режиссёр: в ней все выверенно: чеховское ружьё (в фильме немного не ружьё) стреляет, музыка не только создаёт атмосферу, но и играет роль (ибо наушники и Лео нечего не слышит), экшен динамичный, диалоги как из старого вестерна (как будто в Брэда вселился Клинт Иствуд) и тд все играет для всего и видно было как зал оживился.
Но это лишь 15 мин из 2,5 часов - стоит ли ради нескольких актерских сцен, фансервиса 70-х, который мы не знаем, и яркого трэш боевика в конце идти на фильм? Я считаю, что врятли - фильм исключительно дома смотреть, тем более, что сюжет вам не заспойлерят - его просто нет.

Ответить
0

Хороший отзыв.
Соглашусь с тем, что фильм действительно очень нишевый для наших просторов. Связано это с тем, что многие в нашей части континента просто-напросто не настолько очарованы золотой эпохой Голливуда (и не следили за ней так внимательно) и не знали бэкграунд этой истории про Мэнсона, так как она не приобрела какой-то невероятно мощной огласки в мире именно.

Мой же опыт от просмотра был тоже не утешителен для меня.
Я смотрел в самый первый день, в премьерный показ, ночью, атмосферой 70ых не так сильно проникся, шел на этот фильм и думал, что увижу смесь из последних 3-4 работ Тарантино, но оказалось, что это не фильм, как прошлые его ленты, а художественные образы, картина, в которую действительно нужно погружаться и пытаться понять зачем были проведены тобой эти 3 часа перед экраном, за просмотром этих бессмысленных, на первый взгляд, сцен.

Большую часть фильма тоже выжидал: "когда же концовка?" В самой концовке у меня лишь случайно в голове пронеслась мысль, что это может быть референс к той истории про убийцу Мэнсона, но когда они убили не тех и не в том доме - я был в полном замешательстве и все-таки отогнал эту мысль. Показ кончился поздно, после фильма был весь в мыслях о том, к чему же я должен прицепиться, чтобы хоть как-то для себя этот фильм обосновать и сложить в голове. Сидел, собирал эти образы и пытался найти по крупицам какой-то смысл в увиденном. Лег спать. Проснулся, и на утро уже прочитал о том, что это действительно референс к истории про Мэнсона. А сама картинка действительно не имеет никакого смысла, а именно КАРТИНА - набор образов и красивых референсов.

Ответить
1

мне фильм понравился, не показался скучным, но девушка почти засыпала, проснувшись лишь в конце. Концовка топовая, и сцена на титрах тоже годная.
У девочки из сериала тоже есть реальный прототип?

Ответить
5

Беги от нее, потом пожалеешь.

Ответить
2

Первые 2/3 это реально просто очень красивая открытка, которая затягивает в себя. Я еще сидел очень близко к экрану и постоянно вертел головой, пытаясь ухватить все детали. Тарантино конечно гений что смог продать в массы настолько нишевый и камерный фильм.

Ответить
2

Марго Робби такая красотка!!! 🌸🌸🌸

Ответить
2

Родил свой отзыв в ответ на комментарий одно из отписавшихся ниже.
Фильм действительно очень нишевый. Прежде всего для наших просторов.
Связано это с тем, что многие в нашей части континента просто-напросто не настолько очарованы золотой эпохой Голливуда (и не следили за ней так внимательно, а кто следил - этим людям сейчас далеко за 40) и не знали бэкграунд этой истории про Мэнсона, так как она не приобрела какой-то невероятно мощной огласки в мире именно.

Мой же опыт от просмотра был тоже не утешителен для меня.
Я смотрел в самый первый день, в премьерный показ, ночью, атмосферой 70ых не так сильно проникся, шел на этот фильм и думал, что увижу смесь из последних 3-4 работ Тарантино, но оказалось, что это не фильм, как прошлые его ленты, а художественные образы, картина, в которую действительно нужно погружаться и пытаться понять зачем были проведены тобой эти 3 часа перед экраном, за просмотром этих бессмысленных, на первый взгляд, сцен.

Большую часть фильма тоже выжидал: "когда же концовка?" В самой концовке у меня лишь случайно в голове пронеслась мысль, что это может быть референс к той истории про убийцу Мэнсона, но когда они убили не тех и не в том доме - я был в полном замешательстве и все-таки отогнал эту мысль. Показ кончился поздно, после фильма был весь в мыслях о том, к чему же я должен прицепиться, чтобы хоть как-то для себя этот фильм обосновать и сложить в голове. Сидел, собирал эти образы и пытался найти по крупицам какой-то смысл в увиденном. Лег спать. Проснулся, и на утро уже прочитал о том, что это действительно референс к истории про Мэнсона. А сама картинка действительно не имеет никакого смысла, а именно КАРТИНА - набор образов и красивых референсов.

Ответить
0

че реально фильм заебумба или очередной оверхайпнутый понос?

Ответить
2

Смотря чего ждёшь. Сразу говорю, что многим 2,5 часа без динамики покажутся скучными.
Тут надо дать себя поглотить этой атмосфере 60-х, иначе не понравится.
При мне человек 10 ушло из зала, и многие выражали свое недовольство.

Ответить
1

понятно. в общем лучше дома посмотрю на ВХС после проката...

Ответить
0

Зря, спойлернешь себе случайно и будет не то. Советую сгонять люто

Ответить
0

А что там спойлерить? Это фильм атмосфера, прежде всего

Ответить
3

Есть там что спойлерить

Ответить
–1

Хуйня фильм, никого не убьют кроме нападавших

Ответить
0

В восьмерке мало экшена, а фильм заебумба

Ответить
0

1. Марго Робби как Шэрон Тэйт нужна фильму ровно по двум причинам. Сцена в кинотеатре, когда это милейшее создание смотрит (вероятно, впервые) фильм в котором снялась и наслаждается реакцией зрителей и в разговоре с Далтоном после пиздеца и "открытием врат". Этот прекрасный наивный Голливуд 60 годов.
2. Сцена на ранчо напряженная, на самом деле, потому, что большинство не знает про комунну Мэн-Сона, и ждет пиздеца, а те, кто знает, ждет подвоха. Ни пиздеца ни подвоха в итоге нет, что и расстраивает и заставляет хихикать ))

З.Ы. Лео надо дать 2 оскар просто за 2 сцены: в трейлере за самобичевание и в диалоге с малышкой про книгу. Идеально эмоции проявил, идеально.

Ответить
Обсуждаемое
Новости
Минпросвещения не поддержало идею Института развития интернета включить компьютерные игры в школьную программу
Добавление новых предметов якобы приведёт к переутомлению учеников.
Новости
Институт развития интернета предложил включить в школьную программу занятия по Dota 2, Hearthstone и World of Tanks
Последняя игра, по мнению организации, развивает скорость реакции и стратегическое мышление.
Новости
В российских школах начнут изучать психологию. На ней детям расскажут о сексуальном воспитании и вреде наркотиков
Предмет будут изучать с 3 по 11 класс.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]