Кино и сериалы
Сергей Звезда

Новый хоррор «Платформа» на Netflix вышел крайне своевременно. Он посвящён борьбе за еду в изоляции

Испанский фильм, скорее всего, привлечёт широкое внимание на фоне паники вокруг продуктов и отсутствия громких кинопремьер из-за коронавируса.

Кадр из «Платформы»

В материале нет спойлеров, но перечисляются некоторые детали сюжета.

20 марта на Netflix вышел испанский триллер «Платформа» (The Platform, El hoyo). Его герои находятся в здании с сотнями уровней, мимо которых ежедневно проезжает огромный стол с едой и напитками. Люди на верхушке устраивают пир, а для самого низа не остаётся даже костей. Фильм доступен на испанском (оригинал) и английском языках, русского дубляжа нет, но есть субтитры.

«Платформа» прошла мимо кинотеатров и сразу отправилась в стриминг-сервис, но стала событием ещё до этого. Картина ездила по мировым фестивалям с сентября 2019 года и за это время получила девять престижных наград, в том числе приз зрительских симпатий в Торонто.

Кажется, что для этого хоррора сошлось всё, чтобы он стал обсуждаемым и популярным. Во-первых, выбор на вечер резко сократился: из-за коронавируса Covid-19 кинотеатры по всему миру закрываются, а премьеры переносятся. Во-вторых, атмосфера потребительской паники вокруг продуктов сделала фильм необычайно актуальным. В-третьих, интерес к исследованию богатых и бедных явно не иссяк — cпасибо «оскароносной» драме «Паразиты», с которой «Платформа», правда, не связана никак.

Как устроен мир «Платформы»

В здании-«свечке», которое называют «Дырой», есть неизвестное количество уровней. На каждом сидят по два человека. Для большей части это тюрьма, где они отбывают за что-то срок (одному из героев предлагали выбор — либо психбольница, либо «Дыра»). Некоторые пришли добровольно в обмен на «сертификат», то есть некую форму оплаты.

На «нулевом» уровне, что на самом верху, готовят грандиозные и разнообразные блюда. Ежедневно стол, двигаясь сверху вниз, проходит через каждый этаж через отверстие в середине этажа. Пока платформа не опустилась ниже, люди едят то, что могут или что считают нужным съесть. Оставить блюдо на потом нельзя: на этаже станет невыносимо жарко или холодно.

Пищи на столе должно хватить для всех уровней, но только если люди распределят её равномерно. Однако на «первых» уровнях переедают, тогда как последним остаётся лишь разбитая посуда и мысли о каннибализме. Раз в месяц пары переходят на другой уровень — и они никогда не знают, окажутся ли они на сытом «первом» или голодном «сотом».

Главный герой, Горенг, приходит в «Дыру» ради денег, но не принимает её устоявшиеся принципы и решает сделать так, чтобы никто вокруг не голодал. Это не так уж и просто: он уговаривает людей на уровне ниже не переедать, угрожая испражниться. На вопрос, почему бы не убедить и людей выше, что нужно подумать о других, он отвечает: «Я не умею срать вверх». Но Горенг не сдастся: намёков на то, что он символизирует, больше чем достаточно.

Горенг Кадр из «Платформы»

Как родилась «Платформа» и при чём тут автор «Бегущего по лезвию»

«Платформа», в первую очередь, напоминает другие психологические триллеры в замкнутом пространстве, например, «Пилу» и «Куб». Последним фильмом режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия (Galder Gaztelu-Urrutia) действительно вдохновлялся и не скрывает этого. Зритель легко отыщет параллели в обстановке, костюмах и фокусировке на небольшом числе персонажей.

«Куб», 1997 год

«Платформа»

Картина стала дебютной для Гастелу-Уррутия в статусе режиссёра, хотя до этого он уже спродюсировал десяток испанских проектов. «Платформа» изначально подразумевалась как театральная постановка, но в итоге сценарий Дэвида Десола (David Desola) и Педро Риверо (Pedro Rivero) попал к постановщику-новичку и превратился в кино. Только на то, чтобы переписать сценарий и адаптировать историю для большого экрана, потратили два года.

Театр в фильме всё же остался: первые две части из трёх легко можно представить в виде пьесы. Более того, в первой версии сценария не было третьего акта — занавес бы опускался на решении одного из героев выполнить миссию. Для кино же «додумали» историю так, чтобы последняя часть была максимально непохожей на первые две: в финале минимум слов и акцент на каком-никаком экшене.

Еда как символ благополучия используется в кино далеко не впервые, но в «Платформе» выглядит особенно нестандартно и естественно. Гастелу-Уррутия признаётся, что держал в голове французские «Деликатесы» (Delicatessen) и короткометражку «Этажом выше» (Next Floor) Дени Вильнёва («Бегущий по лезвию»).

Работа Вильнёва, вероятно, наиболее близка к идее «Платформы». Элиты в «Этажом выше» рушат всё на пути и не боятся влипнуть в «грязные» истории. Всё это время рабочий класс обслуживает господ, пока вдруг не оказывается на шаг впереди и не понимает, что может совершить переворот.

Разрыв между богатыми и бедными ужасен, пролетариат должен взяться за голову и подняться — с такими тезисами появляется ощущение, что авторы пришли напомнить о марксизме и сорвать злость на невидимой руке рынка. Режиссёр уверяет, что это не совсем так. Он не оголтело критикует «верхи», а предлагает подумать о «справедливом распределении богатства».

«Платформа» пытается достучаться до нас как личностей, которые должны взять на себя ответственность, если мы хотим исправить ситуацию. Мы не можем ждать, пока правительства или корпорации что-то изменят.

Мы должны настаивать, чтобы наши лидеры брали на себя ответственность, но они не должны быть в этом одиноки. Если мы используем их как предлог самим что-то не делать, то ничего и не изменится.

Мы не атакуем никого напрямую: картина не ставит задачей пойти против «верхних уровней». Это о том, что на том или ином уровне сделали ли бы вы лично. Фильм критикует капитализм, но и социалистическую систему тоже.

Гальдер Гастелу-Уррутия

#кино #netflix #стриминг #политика