{"id":898,"title":"TJ \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=898&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=e8e6208209f23dc0b7bdca9c959ff3fbf2cab5941837947deea53190fbefb7be","isPaidAndBannersEnabled":false}

Новый хоррор «Платформа» на Netflix вышел крайне своевременно. Он посвящён борьбе за еду в изоляции Статьи редакции

Испанский фильм, скорее всего, привлечёт широкое внимание на фоне паники вокруг продуктов и отсутствия громких кинопремьер из-за коронавируса.

Кадр из «Платформы»
В материале нет спойлеров, но перечисляются некоторые детали сюжета.

20 марта на Netflix вышел испанский триллер «Платформа» (The Platform, El hoyo). Его герои находятся в здании с сотнями уровней, мимо которых ежедневно проезжает огромный стол с едой и напитками. Люди на верхушке устраивают пир, а для самого низа не остаётся даже костей. Фильм доступен на испанском (оригинал) и английском языках, русского дубляжа нет, но есть субтитры.

«Платформа» прошла мимо кинотеатров и сразу отправилась в стриминг-сервис, но стала событием ещё до этого. Картина ездила по мировым фестивалям с сентября 2019 года и за это время получила девять престижных наград, в том числе приз зрительских симпатий в Торонто.

Кажется, что для этого хоррора сошлось всё, чтобы он стал обсуждаемым и популярным. Во-первых, выбор на вечер резко сократился: из-за коронавируса Covid-19 кинотеатры по всему миру закрываются, а премьеры переносятся. Во-вторых, атмосфера потребительской паники вокруг продуктов сделала фильм необычайно актуальным. В-третьих, интерес к исследованию богатых и бедных явно не иссяк — cпасибо «оскароносной» драме «Паразиты», с которой «Платформа», правда, не связана никак.

Как устроен мир «Платформы»

В здании-«свечке», которое называют «Дырой», есть неизвестное количество уровней. На каждом сидят по два человека. Для большей части это тюрьма, где они отбывают за что-то срок (одному из героев предлагали выбор — либо психбольница, либо «Дыра»). Некоторые пришли добровольно в обмен на «сертификат», то есть некую форму оплаты.

На «нулевом» уровне, что на самом верху, готовят грандиозные и разнообразные блюда. Ежедневно стол, двигаясь сверху вниз, проходит через каждый этаж через отверстие в середине этажа. Пока платформа не опустилась ниже, люди едят то, что могут или что считают нужным съесть. Оставить блюдо на потом нельзя: на этаже станет невыносимо жарко или холодно.

Пищи на столе должно хватить для всех уровней, но только если люди распределят её равномерно. Однако на «первых» уровнях переедают, тогда как последним остаётся лишь разбитая посуда и мысли о каннибализме. Раз в месяц пары переходят на другой уровень — и они никогда не знают, окажутся ли они на сытом «первом» или голодном «сотом».

Главный герой, Горенг, приходит в «Дыру» ради денег, но не принимает её устоявшиеся принципы и решает сделать так, чтобы никто вокруг не голодал. Это не так уж и просто: он уговаривает людей на уровне ниже не переедать, угрожая испражниться. На вопрос, почему бы не убедить и людей выше, что нужно подумать о других, он отвечает: «Я не умею срать вверх». Но Горенг не сдастся: намёков на то, что он символизирует, больше чем достаточно.

Горенг Кадр из «Платформы»

Как родилась «Платформа» и при чём тут автор «Бегущего по лезвию»

«Платформа», в первую очередь, напоминает другие психологические триллеры в замкнутом пространстве, например, «Пилу» и «Куб». Последним фильмом режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия (Galder Gaztelu-Urrutia) действительно вдохновлялся и не скрывает этого. Зритель легко отыщет параллели в обстановке, костюмах и фокусировке на небольшом числе персонажей.

Картина стала дебютной для Гастелу-Уррутия в статусе режиссёра, хотя до этого он уже спродюсировал десяток испанских проектов. «Платформа» изначально подразумевалась как театральная постановка, но в итоге сценарий Дэвида Десола (David Desola) и Педро Риверо (Pedro Rivero) попал к постановщику-новичку и превратился в кино. Только на то, чтобы переписать сценарий и адаптировать историю для большого экрана, потратили два года.

Театр в фильме всё же остался: первые две части из трёх легко можно представить в виде пьесы. Более того, в первой версии сценария не было третьего акта — занавес бы опускался на решении одного из героев выполнить миссию. Для кино же «додумали» историю так, чтобы последняя часть была максимально непохожей на первые две: в финале минимум слов и акцент на каком-никаком экшене.

Еда как символ благополучия используется в кино далеко не впервые, но в «Платформе» выглядит особенно нестандартно и естественно. Гастелу-Уррутия признаётся, что держал в голове французские «Деликатесы» (Delicatessen) и короткометражку «Этажом выше» (Next Floor) Дени Вильнёва («Бегущий по лезвию»).

Работа Вильнёва, вероятно, наиболее близка к идее «Платформы». Элиты в «Этажом выше» рушат всё на пути и не боятся влипнуть в «грязные» истории. Всё это время рабочий класс обслуживает господ, пока вдруг не оказывается на шаг впереди и не понимает, что может совершить переворот.

Полный 11-минутный фильм «Этажом выше»

Разрыв между богатыми и бедными ужасен, пролетариат должен взяться за голову и подняться — с такими тезисами появляется ощущение, что авторы пришли напомнить о марксизме и сорвать злость на невидимой руке рынка. Режиссёр уверяет, что это не совсем так. Он не оголтело критикует «верхи», а предлагает подумать о «справедливом распределении богатства».

«Платформа» пытается достучаться до нас как личностей, которые должны взять на себя ответственность, если мы хотим исправить ситуацию. Мы не можем ждать, пока правительства или корпорации что-то изменят.

Мы должны настаивать, чтобы наши лидеры брали на себя ответственность, но они не должны быть в этом одиноки. Если мы используем их как предлог самим что-то не делать, то ничего и не изменится.

Мы не атакуем никого напрямую: картина не ставит задачей пойти против «верхних уровней». Это о том, что на том или ином уровне сделали ли бы вы лично. Фильм критикует капитализм, но и социалистическую систему тоже.

Гальдер Гастелу-Уррутия
режиссёр «Платформы»
0
45 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Вижу автор старался но не дожал. Надо было снимать ЧБ с ВОТ ТАКИМ зерном и на 4 часа. Вот тогда бы артхаус извращенцы писали кипятком, а так не своим ни чужим и нахуй никому не нужон будет

6

Там, кстати, и так вполне себе артхаусный финал! Часть подумает, что они случайно где-то на титры перемотали (но мне более-менее ок)

1

На «Сквозь снег» тоже немного похоже. Люблю такое, хотя моментами от «Платформы» подташнивало

6
Социологический бас

Если вам понравился «Сквозь снег», можете, пожалуйста, объяснить, почему?

Я был под впечатлением от «Паразитов», потом посмотрел «Воспоминания об убийстве» от этого же режиссёра. И вижу, в кинотеатре идёт его «Сквозь снег».
Я подумал, что раз уж фильм ~2004-го и фильм 2019~го года мне понравились, то в ~2013-ом он тоже должен был снять отличное кино. И баллы на кинопоиске и imdb говорили об этом (больше в них не верю).

Я пришёл в кинотеатр и весь фильм недоумевал от нелепости сюжета, реплик, сцен, мыслей за всем этим и вообще всего. Иногда в хохот об абсурда уходил.

И я встретил только одного человека, который любил этот фильм, но он оказался фанатом бэдкомидиана и в силу этой своей особенности не смог объяснить, что же такого чарующего в «Сквозь снег».

И какой смысл в медведе в конце?))

1

Боюсь, что я не смогу вас в чём-то переубедить, если вы уже так негативно настроены, но попробую рассказать, чем мне понравился фильм: эстетически, актёрской игрой (особенно Суинтон), темой. Истории в замкнутом пространстве и о том, как люди меняются в экстремальных ситуациях, мне нравятся. Твист тоже был довольно неожиданным. По поводу медведя есть несколько теорий. По одной, выжившим кирдык, он их просто сожрёт. По другой наоборот всё хорошо — если появились животные, значит, вечная мерзлота отступает. Тут уж зрителю выбирать.

3
Социологический бас

Спасибо.

0

Лучшая экранизация Пелевина. 

0
Социологический бас

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

А я вот обожаю "сквозь снег" именно из-за этой абсурдности. Я тоже в некоторых моментах смеялась в голос, столько там было всего странного и безумного. Рекомендую воспринимать фильм как комедию, и тогда, быть может, он не покажется вам плохим :)

0

Ага, смотреть её — местами не самое приятное занятие. Наверное, надо было где-то про рейтинг (18+) написать, но что уж теперь

0

Мне кажется, из описания и так всё понятно.)
Если нет, люди, обратите внимание на слова «каннибализм» и «испражнения».

3

Комментарий удален по просьбе пользователя

5

именно

0

Фильм ОХЕРЕННЫЙ! Я под таким впечатлением была,хоть и просидела половину отворачиваясь, что побежала самым лучшим знакомым в уши лить чтобы тоже посмотрели.

3
Социологический бас

@Сергей Звезда нельзя психологический триллер назвать хоррором. Фильм советую посмотреть всем, особенно у кого стабильная психика.

1

Почему нельзя? Пила, Куб, Эксперимент — есть целая плеяда таких фильмов. Они и пугают зрителя, и воздействуют, изучая психологию персонажей, разве нет? 

3
Социологический бас

И не поспоришь. Спасибо :)

0

Не смотрел куб и эксперимент. Но пила это точно в первую очередь что-то наподобие ужастика и хоррора, а потом уже изучение психологии и тд. Первая часть пилы это просто ужастик (скриммеры и попытки именно испугать зрителя там есть, хоть и плохие) с хорошим сюжетом. А дальше уже вообще чисто каша

0
Социологический бас

Ок, добавил в закладки.

1

Фильм очень классный. Посмотрел вчера с большим удовольствием

1

Фильм в первую очередь похож на "Сквозь снег". Каким боком он похож на пилу? Совершенно разные жанры и разные направления. Разные подходы и замыслы

1
Социологический бас

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Социологический бас

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

прост помню все посты на TJ 

1
Социологический бас

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Напишите ответом на коммент плиз пересказ основных твистов (если есть) и чем кончилось, смотреть лень

0

напишу тебе в личку, в комментах давайте обойдёмся без спойлеров

0
Социологический бас

У паразитов сюзжет говно. Здесь будет тоже самое. Будут психо-скримеры, больные на голову люди вверху, душевно больные внизу, и главный герой который едет кукухой. И фильм ничем не закончится, оставив зрителю ощущение, плохого фильма. Отбив желание смотреть подобное низкосортное кино в будущем. Приятного просмотра. 

–4

Низкосортное кино, может, и так не стоит смотреть. А Платформу можно. Хорошее кино.

1
Социологический бас

Ни-ху-я

0

Да точно тебе говорю

0

В этом тайтле есть педики или феминисткими с прочими веганами?

–4

Переформулируй без оскорблений всех этих людей, и я скажу!

0

В этом тайтле есть ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ?

1

Ой всё! Короче, тут нет акцента на представителях ЛГБТ-сообщества, на феминистических или антифеминистических взглядах, на веганах и вегетарианцах. 

Во всяком случае, если какой-то из персонажей тут подразумевался как веган, который пересилил себя и стал есть мясо из-за голода, то это известно только режиссёру. 

Я понимаю, что ты хотел весь этот букет. Но это и так короткий фильм, в него еле эта часть сюжета поместилась. 

–2

 тут нет акцента на

все эти люди как я понимаю там есть.
Можно не смотреть значит.
Ты потратил свой мозг, чтобы другим этого не пришлось делать, пасяб.

–4

Так я и пишу о том, что в фильме об этом не говорится. 

Сорян, просто не понимаю этого дискурса. Что бы произошло, если бы ты увидел в фильме, как два мужика целуются или едят бургер с искусственным мясом?) ред.

0

Там есть персонажи которые выглядят и ведут себя педрильно?
Не гнусно или мерзко, а то что ты бы назвал гомосексуальным.

–6

@Вахтёр у нас тут из палаты человек как-то выбрался

0
Социологический бас

Комментарий удален по просьбе пользователя

–1

Обязательно было править коммент?
  Что бы произошло, если бы ты увидел в фильме, как два мужика целуются или едят бургер с искусственным мясом?)

Понял бы что моё время потратили.

Ты-то молодец, прогрессивный, открытый ко всем знаниям (ну кроме тех к которым закрыт)))

А я просто спою песенку:
Хоп хей гей гей гей
Педрильный педик гомогей

Ходит на волне "прогресса"
Нiт в нём ни капли стресса

Пока не назовут пидорессой

Хоп хей гей гей гей 
Педрильный педик гомогей

Ла-ла-лай, педо-гомо-гомогей!

–3

На вопрос, почему бы не убедить и людей выше, что нужно подумать о других, он отвечает: «Я не умею срать вверх». Но Горенг не сдастся: намёков на то, что он символизирует, больше чем достаточно.

Так кого он символизирует?

0

того парня, который раз в год воскресает

0

Норм кино на разок, обсуждаемые тут паразиты и сквозь снег лучше по всем параметрам.

0
Читать все 45 комментариев
null