На «Кинопоиске» появилось «Чёрное зеркало». Как снятый для Netflix проект впервые оказался в российском сервисе
Последние три сезона шоу впервые можно купить отдельно и навсегда, не платя за подписку.
Кадр Netflix
В начале июня на «Кинопоиск HD» стали доступны третий, четвёртый и пятый сезоны «Чёрного зеркала» — их можно купить за фиксированную плату. Это стало первым случаем, когда в российском сервисе появился не просто сериал из подборки Netflix Originals, а проект, снятый специально для американской компании.
TJ разобрался в тонкостях работы сервисов и выяснил, как эксклюзив Netflix оказался на «Кинопоиск HD».
Что такое «эксклюзивы» Netflix и кому принадлежат
Netflix во многом стал популярен по фильмам и сериалам с подписью Originals: среди самых известных — «Очень странные дела», «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона». «Оригинальный» контент давно стал самостоятельным брендом, но на самом деле это далеко не всегда проекты, которые делает сам сервис.
Originals называют как контент собственного производства вроде «Очень странных дел», так и снятый специально по заказу. В библиотеку «оригинальных» также записывают проекты, на которые сервис получил эксклюзивные права, даже если речь об отдельных странах, а не обо всём мире. У компании есть даже специальная страничка, на которой подписано, к какому типу относится тот или иной оригинальный сериал.
Но если не знать этих тонкостей, можно подумать, что все Originals-проекты сервис снимает сам или это делают по его заказу. Бренд настолько силён, что усиливает ценность проектов для других площадок, а при покупке контента привлекает внимание зрителей и СМИ, даже если контент не свежий, рассказал TJ источник, близкий к рынку отечественных стримингов.
На самом же деле в «оригинальный» контент Netflix записывает даже проекты, к которым не имел никакого прямого отношения. К примеру, «Грешницу» и «Ты» производят по заказу телеканала USA Network, но для остального мира они доступны в Netflix Originals.
Проекты из подборки Originals даже не всегда впервые показывают именно на Netflix. У сервиса есть отдельная категория First Run, в которую входят сериалы, выходящие вскоре после показа на телеканале, для которого его создали. Среди самых свежих примеров сериал «Сквозь снег», созданный для канала TNT.
В 2019 году Netflix выпустил 371 единицу контента в линейке Originals — примерно по одному фильму или сериалу в день. При этом сервис не снимал большую часть контента, хоть и наращивает долю собственного производства из года в год.
Даже одни из самых известных проектов вроде «Карточного домика» или «Оранжевый — хит сезона» для компании создавали сторонние студии. Эта модель мало чем отличается от того, как устроено телевидение: телеканалы нанимают разные продакшн-компании, который создают контент на заказ, а потом эксклюзивно передают его клиенту.
Главная причина популярности этой схемы в том, что отдельно взятая компания своими силами вряд ли сможет выпустить столько контента за такое короткое время. 371 проект за год — это и так больше, чем вся американская ТВ-индустрия создавала в 2005 году.
Собственное производство позволяет серьёзно сэкономить из-за отсутствия посредников и полностью проконтролировать контент, а права навсегда останутся у Netflix по всему миру. А сторонние продакшн-компании позволяют сэкономить время и снизить риски: за съёмку отвечают профессионалы, а Netflix остаётся лишь платить деньги.
Но есть и серьёзный минус — в таких случаях права на проект зачастую остаются или могут вернуться к компании, которая его создала. Тогда сервис рискует потерять контент, который называл эксклюзивным или ему придётся платить существенные суммы за получение новой лицензии. Нечто подобное случилось и с «Чёрным зеркалом» — как минимум в России это теперь не эксклюзив Netflix.
Как эксклюзив Netflix смог появиться где-то ещё
Первые два сезона «Чёрного зеркала» выпускал британский телеканал Channel 4. Но в 2014 году Netflix приобрёл эксклюзивные права на стриминг сериала в США, а уже в 2015 году проект полностью перебрался на Netflix. Сервис заказал 12 новых эпизодов шоу после битвы с другими телесетями за права на шоу.
Третий, четвёртый и пятый сезоны вышли в 2016, 2017 и 2019 годах и стали эксклюзивами Netflix — посмотреть их нельзя было больше нигде. В 2020 году всё изменилось: именно эти сезоны попали к «Кинопоиску», но без первых двух, которые снимали для Channel 4. Судя по всему, причиной стало распределение авторских прав на сериал.
Четвёртая серия третьего сезона, «Сан-Джуниперо» Кадр Netflix
С 2014 года производством «Чёрного зеркала» занималась продюсерская компания House of Tomorrow шоураннеров сериала Аннабель Джонс и Чарли Брукера. В свою очередь она находилась под контролем Endemol Shine — одного из крупнейших британских медиахолдингов, который сейчас проходит процедуру слияния с Banijay Group. Если оно пройдёт успешно, то новая фирма станет крупнейшей производственной студией за пределами США.
Несмотря на то, что «Чёрное зеркало» в последние годы плотно ассоциировалось с Netflix и было доступно исключительно в сервисе, производством сериала всё это время занималась компания Джонса и Брукера. Финансировал съёмки сервис, но авторские права на шоу остались у House of Tomorrow.
По данным Variety, в конце 2019 года Джонс и Брукер покинули посты директоров в своей компании. Права на «Чёрное зеркало» при этом перешли Endemol Shine, для которой они приобрели повышенную ценность накануне крупного слияния.
Как выяснили журналисты, создатели сериала с лета 2019 года обсуждали с Netflix эксклюзивную сделку, но переговоры затянулись. Variety предполагает, что причиной стало «Чёрное зеркало»: теперь даже если Джонс и Брукер подпишут отдельный контракт со стриминговым гигантом, он не получит права на сериал.
Это значит, что компании придётся платить лицензионные отчисления, чтобы продолжать выпускать новые эпизоды. При этом цена явно будет не низкой: для Endemol Shine «Чёрное зеркало» — один из самых ценных активов, а для Netflix — уже многие годы один из флагманских проектов. Если будущие серии окажутся на другой площадке, это может стать серьёзным ударом по репутации Netflix.
Появление «Чёрного зеркала» на «Кинопоиске» — первые последствия сложной ситуации с правами на сериал. Как рассказал TJ источник, близкий к рынку стримингов, на онлайн-контент существует несколько категорий прав: у компаний могут быть как полные эксклюзивы на все виды распространения, так и отдельные категории.
Какие категории лицензий существуют на рынке стримингов
- SVOD — подписка;
- EST — покупка фильма или сериала единоразово и навсегда;
- TVOD — аренда фильма или сериала на определённое время;
- AVOD — контент доступен за просмотр рекламы
- VOD Catch Up — контент доступен определённое время в сервисе после показа на ТВ.
«Чёрное зеркало» стало доступно для приобретения другими сервисами по модели EST: его нельзя приобрести для показа по подписке, но можно продавать единоразово. Сериал могли начать продавать по нескольким причинам: возможно, у Netflix в договоре был прописан срок, до которого делать это было нельзя, и он истёк, либо юристы компании не учли такую возможность, а создатели сериала всё это время просто о ней не знали или не хотели пользоваться.
Кадр из последней серии пятого сезона «Рейчел, Джек и Эшли Два» Netflix
Об истинных причинах можно только догадываться, но так или иначе, продажа такого известного проекта даже по модели покупки должна приносить владельцу прав приличный доход. Вполне вероятно, что компания Endemol Shine решила не терять возможность заработать на такой ценной интеллектуальной собственности, которая, к тому же, досталась ей даром.
Но это может оказаться лишь началом более серьёзных проблем для «Чёрного зеркала» и Netflix. Неизвестно, на каких именно условиях создатели сериала работали со стриминговым сервисом: существует вероятность, что и права на показ передавали не навсегда. В этом случае шоу может появиться и на платформе конкурентов.
Что будет со следующими сериями «Чёрного зеркала», пока также неясно. Netflix был готов продлить проект и даже готовил сделку для его создателей, но теперь сервису сначала придётся уладить проблемы с правами. При этом если следующие сезоны будут доступны по той же модели единоразовой покупки, то не сразу, а через какой-то промежуток после выхода в подписке: судя по всему, речь об окне в год — в июне 2019 года на Netflix вышел пятый сезон сериала.
Оригинальный контент становится всё менее эксклюзивным
На самом деле «Чёрное зеркало» — далеко не первый случай, когда российские стриминг-платформы получают оригинальный контент западных сервисов. На «Кинопоиске» есть отдельная страница с сериалами, которые выпускали для зарубежных сервисов, но теперь доступны для покупки в России.
Однако «Чёрное зеркало» — первый случай, когда на российской площадке оказался проект, снятый специально для Netflix. Похожим образом в «Амедиатеке» выпускали «Карточный домик», но тогда ситуация была иной: Netflix просто не работал в России, поэтому права на сериал продали сторонней площадке.
В последние годы российские платформы научились пользоваться лазейками и получать оригинальный контент зарубежных конкурентов. Чаще всего проектами делится Amazon: видимо, компания покупает эксклюзивные права не на весь мир, поэтому многие её сериалы доступны в российских стримингах, некоторые — даже по подписке.
Среди последних примеров — шоу «Благие знамения» (Good Omens), которое стало доступно на «Кинопоиске» на короткое время. Сначала в сервисе появились первые три серии на неделю до 18 июня, а потом следующие три серии до 25 июня.
То же «Чёрное зеркало» на самом деле уже доступно для покупки всем стриминговым сервисам в России: любой может приобрести права и продавать сериал. «Кинопоиск» просто оказался первым — вероятно, из-за озвучки.
Третий, четвёртый и пятый сезоны сериала выходили на Netflix в многоголосом русском дубляже, но права на перевод, видимо, остались у сервиса. В «Кинопоиске» изящно решили проблему, добавив полюбившуюся фанатам версию студии «Кубик в Кубе», с которой сервис давно сотрудничает. При этом никакой другой русской озвучки у сериала на платформе пока нет.
Возможность купить сериалы, обычно доступные только по подписке, может быть даже на руку пользователям. Сервисы вроде Netflix зарабатывают с модели подписки: если хочешь посмотреть «Чёрное зеркало», придётся оставить данные карты и согласиться на ежемесячный платёж. Конечно, всегда можно отказаться, но далеко не у всех хватает на это воли, да и другой контент может затянуть.
С покупкой всё куда прозрачнее и в каком-то смысле «честнее»: достаточно заплатить один раз — сериал попадёт в библиотеку. Как утверждает «Кинопоиск», навсегда. Это может быть выгоднее подписки, если хочешь получить что-то конкретное прямо сейчас и знаешь, что остальной контент того же Netflix тебе неинтересен. И такая возможность появилась впервые: до этого «Чёрное зеркало» было доступно только по подписке.
#разборы #netflix #кинопоиск #сериалы