{"id":917,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c\u044e","url":"\/redirect?component=advertising&id=917&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/lifeormoney&placeBit=1&hash=d99083017d31ae924c38cc52327c13a90688855e5785228a8ee28fd78e480e9f","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Не пытайся понять — почувствуй»: нелинейный обзор «Довода» Кристофера Нолана Статьи редакции

Возможно, вы уже прочитали этот материал.

Кадр Warner Bros.

3 сентября в России вышел «Довод» Кристофера Нолана — первый блокбастер в кино после начала пандемии. В новом фильме режиссёр снова заигрался со временем, но в этот раз, похоже, превзошёл сам себя.

TJ в нелинейном формате и без спойлеров рассказывает о картине, которая, несмотря на спорные впечатления, станет событием в индустрии и вернёт людей в кинотеатры. Настоящее начало текста находится в середине, а читать материал можно сразу в две стороны — вверх, чтобы узнать о содержании или вниз, чтобы больше узнать о форме «Довода». Никто не запрещает прочитать материал как обычно, но в этом случае есть риск ощутить непоследовательность повествования.

«Довод» похож на прошлые фильмы Нолана вроде «Начала» или «Интерстеллара» как на уровне концепции, так и по подходу к истории, поэтому претензии к новой картине можно было составить ещё до просмотра и не ошибиться.

Режиссёра раньше критиковали за перегруженность событиями, «холод» к персонажам и отсутствие удовольствия от просмотра из-за необходимости постоянно поспевать за происходящим — это верно и для «Довода». Больше всего вопросов к шпионской линии в фильме, которую считает главной сам Нолан — к концу клубок не распутывается, в него добавляется лишь ещё больше деталей, а нить повествования легко потерять несколько раз за фильм.

Главная проблема «Довода» заключается в его рекламном позиционировании — на самом деле это не совсем студийный блокбастер, как может показаться по трейлерам. Это авторское кино за 200 миллионов долларов, и с ним работает то же правило, что и с другими подобными картинами: на них стоит идти, если ты готов к автору. И так с Ноланом было всегда.

«Довод» — не тот фильм, который можно расслабленно посмотреть, жуя попкорн и запивая его колой. Он требует концентрации. Нолан заставляет зрителей работать, как на зачётку в университете, только наоборот — сначала режиссёр работает на тебя, а потом ты на него. В картине почти ничего не разжёвывают, а в какой-то момент вместо заумных пояснений прямым текстом говорят: «Не пытайся понять — прочувствуй».

Несмотря на «прохладность» фильма, Нолан всё же предпринял попытки встроить в него «душу». В нём есть любовная история и даже вполне серьёзное высказывание о выходе из абьюзивных отношений. Но в отличие от прошлых картин, в «Доводе» не акцентируется внимание на драме героев — она идёт фоном.

Антагониста фильма родом из России в «Доводе» играет Кеннет Брана («Убийство в восточном экспрессе») Кадр Warner Bros.

«Довод» можно смело назвать «самым нолановским» фильмом из всех. Режиссёру настолько безразличны собственные персонажи, что у главного героя нет имени и предыстории, а самый раскрытый персонаж — главный злодей. Обо всех остальных персонажах режиссёр выдаёт лишь ограниченную информацию, но это даже вписывается в идею «незнание — наша защита», которая звучит несколько раз за фильм. Возможно, таким образом Нолан позволяет зрителям не отвлекаться на второстепенные детали, чтобы те сфокусировались на закрученном сюжете.

Самое приятное чувство от «Довода» появляется ближе к концу фильма и связано с подачей истории. Если внимательно смотреть картину, то можно ощутить озарение: будто бы последняя деталь в пазле идеально встаёт на своё место, будто внезапно додумываешься до чего-то, что мгновение назад казалось непонятным.

Главная особенность нового фильма Нолана — небанальная форма, которая компенсирует достаточно спорное повествование. В чём смысл «Довода», вопрос открытый: в нём есть попытки высказаться на тему экологии, отношений и ответственности за будущее, но они никогда не выходят на передний план. Похожие вопросы к повествованию справедливы и для других работ Нолана, но «Довод» первым из его фильмов выходит в таких необычных обстоятельствах.

На самом деле совершенно неважно, хорошим или плохим получился «Довод» — это главное событие для всей киноиндустрии, возможно, за весь 2020-й год. Это первая и самая рискованная попытка вернуть людей в кинотеатры после пандемии, и от её успеха будет зависеть будущее проката.

Форма в фильмах Нолана всегда была уникальной, спорной и обсуждаемой. Чего стоит только «Начало», после выхода которого интернет заполнился инфографикой с разбором уровней снов, а зрители тратили недели в попытках собрать всю логическую цепочку. Главный смысл «Довода» в самом событии, которое точно не оставит равнодушным как минимум из-за элементарного любопытства.

Вопреки тому, что пишут многие СМИ, новый фильм Нолана — не палиндром (слово или фраза, которые одинаково читаются в обоих направлениях, — прим. TJ): его не получится понять, посмотрев задом наперёд, хотя после выхода «Довода» в «цифре» такие попытки, безусловно, будут. Во время просмотра нужно одновременно воспринимать несколько временных линий, что по ощущениям схоже с «Помни» того же Нолана, но в слегка упрощённом виде. В какой-то момент одному из персонажей говорят, что ему тут не место, если он «мыслит линейными концепциями» — и это лучший совет любому зрителю.

Нолан уже не раз устраивал игры со временем, но впервые возвёл концепцию в абсолют: часть картины происходит в инвертированном формате — то есть время в кадре идёт назад. Идеи для «Довода» режиссёр берёг около 20 лет и шесть лет писал сценарий. Некоторые сцены и правда поражают проработкой. К примеру, драки в инверсии не «переворачивали» на монтаже, а снимали как обычно — для этого актёры и каскадёры учились драться «наоборот». Есть и обратные примеры инверсии, когда актёры двигались с учётом того, что сцена будет идти в обратном порядке.

Сама по себе инверсия в кино — это не новый приём, но именно в «Доводе» она выступает основным инструментом повествования. Как именно она работает, толком не объясняют: её вскользь называют обратной энтропией. Это значит, что для обычных наблюдателей инвертированные объекты двигаются назад во времени, а с их точки зрения инвертирован весь остальной мир.

Финальный трейлер точнее всего отражает суть фильма и смонтирован под музыку из картины

Нолан постепенно наращивает уровень использования инверсии: сначала показывает её на примере предметов, потом — на отдельных героях, а затем сталкивает её с настоящим временем. Но это не слишком помогает поспевать за режиссёром — многие моменты хочется поставить на паузу, чтобы «переварить» увиденное. Порой движение времени меняется по несколько раз за пару минут — и это может излишне загрузить зрителя: в таких фрагментах, видимо, нужно думать как Нолан, либо постоянно прокручивать все сцены в голове.

В середине «Довода» есть сцена, в которой времена меняются так резко, что потерять понимание происходящего будет максимально просто вне зависимости от погружения. В этом нет ничего страшного: потом фильм даёт передышку и всё встаёт на свои места.

Отдельно выделяется саундтрек Людвига Йоранссона, который в некоторых моментах играет задом наперёд, повторяя инверсию фильма

После выхода из кинотеатра, скорее всего, захочется пойти на фильм как минимум ещё раз, либо посмотреть дома. «Довод» — редкий пример кино, которому действительно понадобятся бесконечные разборы на YouTube, в которых зачастую поясняют вполне очевидные вещи. Возможно, Нолану и студии даже стоило подумать о создании гайда по сюжетным моментам в картине, как это сделали авторы «Тьмы» — ещё одного проекта, повествование которого связано с течением времени.

При этом «Довод» отличается от типичных фильмов о путешествиях во времени как минимум тем, что у Нолана действительно показано, как это самое время движется.

Инверсия позволила Нолану показывать одно и то же, не надоедая, хотя обычно в столь крупнобюджетных фильмах так не делают — считается, что в них должно быть максимум новых локаций, чтобы не потерять зрителя. В случае с «Доводом» это не просто взгляд на уже какое-то известное событие с другого угла, а совсем новые впечатления: одна и та же сцена интересна и без инверсии, а с обратным течением времени становится ещё более захватывающей.

Но это не единственное, чем удивляет Нолан. Режиссёр известен любовью к натурным съёмкам с минимумом компьютерной графики — и новая картина стала подтверждением его принципов. Хотя бюджет «Довода» сравним со «Мстителями», в фильме Нолана менее 300 монтажных кадров с применением цифровых эффектов против более 2000 у фильма Marvel. Это даже меньше, чем в средней американской комедии последних лет, пояснил режиссёр. Если взглянуть на любые фотографии или видео со съёмок «Довода» из разных уголков света, от Индии до Эстонии, то на них не найти зелёного фона.

Даже взрыв в оперном театре — не компьютерные эффекты

Нагляднее всего любовь режиссёра к живым съёмкам раскрывается в сцене, которая была в трейлерах. В ней самолёт с разгона врезается в ангар: для съёмок приобрели настоящий, хоть и старый Boeing 747, который разрушили для эффектного кадра. Нолан рассказывал, что это обошлось дешевле, чем если бы всё делали на компьютере.

Хотя далеко не весь фильм состоит из инвертированных сцен, его необычная форма будит давно забытое ощущение детского любопытства. Посмотреть «Довод» — это как впервые прокатиться на велосипеде или получить новую игрушку в подарок: сначала страшно и непонятно, а потом жутко интересно и сложно оторваться.

.вонидтеламаК римаД ,сав аз ывкуб ливол а ,ласип еН

0
98 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Посмотрел фильм, вкратце, русский мужик сделал закладку, а американцы пытаются ее сошкурить

37
Абстрактный дебаркадер

Нолан снял кино чисто для себя. Кино никакое с точки зрения драматургии.
Но Нолан создал себе такую репутацию, что даже посредственное кино, которое разнесли бы в пух и прах, будь это другой неизвестный режиссер, возносят до статуса непонятого глупыми людишками шедевра.

20
Абстрактный дебаркадер

Согласен, мы умые люди знаем всю суть происходящего, только глупцы кушают все подряд.

4

Никто и не смотрит фильмы Нолана ради драматургии.

3

В интерстеларе она не плохая - я всплакнул пару раз

1

Кино никакое с точки зрения драматургии.

Но ты ведь ничего не знаешь о драматургии.

2

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Абстрактный дебаркадер

И он еще и соберет дохрена за счет отсутствия конкурентов на ранке после снятия ограничений по Ковиду

0
Абстрактный дебаркадер

Ну не знаю. У нас люди не спешат в кино. На сеансе было 5 человечек всего. Не знаю, как там в европах.

0

В Харькове была половина зала (больше не пускали) 

0

Да, для себя. И каждый хороший режиссер снимает в первую очередь для себя. Поэтому Нолан и не снимает посредственное кино. Уровень драматургии действительно минимален, более того, фильм почти бездушный, в сравнении с хотя бы "Началом", получился словно логичный механизм, такой вот фильм-ребус.
И такой подход имеет право на жизнь, зачем же называть глупыми людьми тех, кто пришел в кино не за глубокими персонажами, а за достаточно сложным и завернутым сюжетом? 
Каждому своё. Но, делая за Вас поправку, если уж упрекать таких людей, то не в глупости, а может в меньшей эмоциональности и эмпатии?  

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Абстрактный дебаркадер

В нём есть любовная история

Да кто такая это ваша любовная история? Матери к сыну?

6

Справедливости ради, под конец мы видим тень тех чувств, что Сатор испытывал к жене

11
Абстрактный дебаркадер

Советую игрушку-платформер Braid — там тоже некоторые вещи завязаны на времени и инверсии.

9
Абстрактный дебаркадер

Сгоняли в кино. Я весь фильм тупила и возмущалась. Потом на след день пересмотрела - и вот реально уже зашло. Возможно, сказывается моя любовь к Нолану, однако я б посоветовала тем, кто не вдуплил, как я, и не увидел связей в фильме, тоже пересмотреть.
Однозначные косяки - это пустоватый главный герой и совершенно бесячая блондинка. 

7
Абстрактный дебаркадер

Фильм не тянет пересматривать. Он скучен и создан ради демонстрации идеи. В нем нет души. Он не для зрителя создавался.

3

Поправка: не для Вас конкретно. За всех зрителей не говорите. 

3
Абстрактный дебаркадер

Это авторское кино за 200 миллионов долларов, и с ним работает то же правило, что и с другими подобными картинами: на них стоит идти, если ты готов к автору

Моё увожение, подписываюсь под каждым словом

1

пустоватый главный герой

Ох, как мне не нравилась его борода. Хотелось взять и побрить

0
Абстрактный дебаркадер

Бггг) Не, я на бороду внимания не обращала. Хотя мне понравилось замечание в статье, что у героя даже имени как такового нет. Так что, возможно, и его оловянность такой и задумана

0

В отличие от "Начала", фильм почти не раскрывает персонажей, это как фильм-головоломка. Бездушный, но интересный. Его хочется пересматривать, чтобы окончательно все моменты встали на свои места, но не для того, чтобы прочувствовать снова эти моменты. 

Почему так Нолан сделал? Возможно эмоциональный фильм-ребус, с раскрытыми персонажами уже невозможно вынести человеческому мозгу. Слишком больно и сложно, или нужно на 5 часов растянуть кино.

1
Абстрактный дебаркадер

Да, отлично сказано. Тоже думала, что надо было либо разделить на два фильма ("красный" и "синий", ну ты понял), либо просто увеличивать хронометраж

0

Сходил в кино. Это был последний сеанс. Сам я когда то работал в этом же кинотеатре и знал, что во время ночных сеансов работники очень плохо следят за тем, что происходит в зале показа.

На половине фильма отключилась картинка. Шел только звук. Зал был набит битком, но никто не поднялся, каждый думал что «ща само пофиксится». Не пофиксится. Пробираясь через парочки (шахматная доска зала была заполнена), я вышел в фойе. Нашел парня, он сказал механикам и фильм отмотали на 5 минут назад.

Я зашел в зал как раз к тому моменту когда вернулась картинка. Половина зала захлопала (не могу утверждать, но круто если они похлопали именно мне).

Я, как довольно искушенный зритель, предугадывал практически все повороты, так как в нужный момент персонажи давали намек репликами ну или вовсе сюжет читался легко, так как довольно сложно сделать что-то про манипуляции со временем и обойтись без клише.

Больше всего понравилась визуальная составляющая фильма и то как грамотно поставлены сцены с инверсией.

Если вы только собираетесь посмотреть TeneT мой совет: слушайте фоновую музыку она поможет не запутаться так как в сценах с инверсией идет в обратную сторону. Если начинается экшен сцена - просто откройте рот, сожмите булки и наслаждайтесь. Когда персонажи говорят - слушайте очень внимательно.

И да, я запомню этот поход в кино не только потому что фильм хороший или перемотка пришлась в тему с концепцией фильма, а потому что я еще и рюкзак в зале забыл, вспомнив об этом только дойдя до своего подъезда. Так что пришлось «перемотаться» обратно в кинотеатр и забрать его :)

8
Абстрактный дебаркадер

Комментарий удален по просьбе пользователя

5

Сказано, просто ниже) Но на самом деле «Помни» — куда более стройный фильм

5
Абстрактный дебаркадер

Ньюфаги позорные просто, классики не знают.

1

Я бы рассказал вам шутку о путешествиях во времени, но она вам не понравилась

6
Абстрактный дебаркадер

Вот это обзор на фильм Нолана, а не "фиолетовые океаны" Елистратова

5

Да просто бабла на океаны не занесли

1
Абстрактный дебаркадер

Не знаю, где там путаться в инверсии - цветовая гамма настоящего/инверсии подается максимально ярко.
В актерском плане понравился только момент с боем обычного и инвертированного Протагониста - сделан просто отлично.

4
Абстрактный дебаркадер

Смотрел два раза. Первый раз не очень внимательно, потому под конец многие моменты остались непонятны. Второй раз уже стало все на свои места. Многие знакомые тоже ходили два раза. И могу посоветовать тем, кто ещё не смотрел Довод, берите сразу два билета на разные дни)

3
Абстрактный дебаркадер

Чтобы понять великий замысел режиссера, лучше сразу 10 раз, и на разные места, т.к. замысел режиссера по разному раскрывается во 2-м и 10-м рядах.

–2

Пожалуйста, прекращайте гадить в комментариях, достаточно и одного комментария, с текстом "Мне фильм не понравился" или что-то в этом роде. Имеете право, не может такого быть, что все всем нравится.

Но вот так подленько глумиться - это глупо и низко. Человек ведь прав, с первого раза, особенно если не очень внимательно смотреть, можно не на все обратить внимание. И пересмотреть уж точно лишним не будет, если есть желание полностью понять задумку.
Не обязательно снова в кино, можно дождаться цифрового релиза, но почему бы не посмотреть? Что Вас уязвляет? Что кому-то фильм понравился, в отличие от Вас? Все люди разные, не всем нужна драматургия, многим интересны идея и сюжет.

1
Абстрактный дебаркадер

Сколько мне оставить комментариев, я решу сам, без ваших подсказок.

–1

Потому я и сказал "пожалуйста". Это была просьба, если Вы не поняли. 

0
Абстрактный дебаркадер
1

Двести лямов надо отбивать:):):)

0

У тех, кто смотрел десятого Доктора Кто или читал «Понедельник...» Стругацких, мне кажется, не должно возникнуть никаких проблем с восприятием фильма.

3

При просмотре фильма вы увидите больше, если будете разбираться в квантовой теории поля. Но вы, полагаю, не будете...

2

Устрой нам ликбез!

1

На самом деле, у меня уже и материал готов. Думаю, где его публиковать

4

В смысле в каком подсайте?

1

Нет. На каком ресурсе.

1
Абстрактный дебаркадер

TJ

1
Абстрактный дебаркадер

А на dtf сделать ссылку на TJ -___-

0

Ну, слушай, есть старая формула: нужны артисту пиво и народу полный зал. Проекты Комитета никогда не были специально про науку, потому и интерес читателя не настолько большой. Но даже если сравнивать их по этому критерию, то читатели dtf, кажется, любят науку больше

0
Абстрактный дебаркадер

Куда бы не закинул, ссылку на материал принеси сюда потом плиз)

1

Хорошо. Но чтобы не засорять людям ленту, кину в блог, так что подпишись, если ещё не.

4

Тогда нужен кликбейт про Довод

0

Почти о том же подумала - что Нолан увлекся квантами))

0

Фильм хороший. Но главный герой отстой. На его месте хорошо бы смотрелся Том Харди. И он, кстати, англичанин, что было бы логичнее по сюжету.

2
Абстрактный дебаркадер

Не каждый сможет понять посыл этого фильма. ред.

–3

какой-то инверсивный комментарий

6
Абстрактный дебаркадер

Сука отредактировал комментарий, теперь мой потерял всякий смысл

3
Абстрактный дебаркадер

Он должен был сначала удалить аккаунт, а потом написать комментарий

2

что не понял

0
Абстрактный дебаркадер

Порвался, жаль

–1

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

В открытых она не уменьшается, а просто переносится на что-то другое вроде бы ред.

0

Что не опровергает факт, что в пределах открытой системы она уменьшается. Второе начало не просто так содержит оговорку про изолированность системы.

1

Но насколько я понимаю, в природе уменьшение энтропии не наблюдается, а значит она не уменьшается, хотя такая вероятность есть. Следовательно, можно утверждать, что энтропия не уменьшается на больших цифрах даже в открытых системах? ред.

0

Что значит "в природе уменьшение энтропии не наблюдается"? Само существование нас это факт локального уменьшения энтропии в природе.

0

Справедливо, но это локальное уменьшение энтропии происходит же за счёт того, что она уходит куда-то ещё, она же не девается в никуда. А вот является ли вселенная закрытой системой — это вроде бы открытый вопрос

0

в природе уменьшение энтропии не наблюдается

Почему же, наблюдается. Энтропия незамкнутой системы вполне может уменьшиться под действием внешних сил. Возьми кусок железяки - макрообъект - и намагнить внешним полем: магнитные моменты в нём упорядочатся, и энтропия уменьшится, даже на больших цифрах.

0

но он же в итоге всё равно размагнитится 

0

Чот я потерял предмет спора. Может ли энтропия локально (и в пространственном и во временном смыслах) уменьшаться? Да, может. Значит ли это, что утверждение, что энтропия с течением времени может расти, неверно? Зависит от контекста утверждения, а именно о какой системе и о каких масштабах идёт речь. Именно это и имел в виду xeroxx.
Но если говорить о масштабах объектов, показанных в фильме, то наверное не верно, поскольку вот примеры с железякой и человеками.

0

Да вы оба явно правы и разбираетесь в этом лучше меня, поэтому я из текста про противоречие второму началу термодинамики убрал, так как тут это, похоже, неприменимо

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Исходя из того, что я читал (а это не очень много, к сожалению), энтропия в открытых системах (например, на Земле) может «утекать» во внешнее пространство. Но если смотреть на энтропию вселенной в целом, то она всё равно будет увеличиваться

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Абстрактный дебаркадер

Посмотрел фильм

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Задай вопрос на дтф в соответствующем подсайте

0

Нихуя не понял, но очень интересно. Именно с такими словами вышел из кинозала.

1
Абстрактный дебаркадер

Хз, я нормально фильм воспринял. Поначалу путаешься, но после сцены, где главгад допрашивает протагониста все становится яснее, и старые кадры раскладываются по полочкам
Всё понравилось, с удовольствием буду пересматривать и советовать друзьям

1
Абстрактный дебаркадер

Как же меня раздражают подобные рецензии. Куча пустого эстетства и ноль смысла.

1

Недавно досмотрел "Тьму", и кажется поэтому сюжет "Довода" оказался крайне понятным :)

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Абстрактный дебаркадер

Камон, билет стоит 5 долларов

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Абстрактный дебаркадер

Кто шарит, что за модель часов на скрине?

0
Абстрактный дебаркадер

Hamilton

0
Абстрактный дебаркадер

Это марка.

0
Абстрактный дебаркадер
1
Абстрактный дебаркадер

2100 шв. франков = 175к рублей)

0
Абстрактный дебаркадер

За лимитку можно любую цену ставить)

0

ну они от обычных часов то только стрелочкой отличаются, даже этого таймера как скрине там нет 

0
Абстрактный дебаркадер

Блин, посмотрел, обычные один хрен 1800 франков  -_-
Их в Марсианине Мэтт Дэймон носил.

0

ох уж эти богачи-астронавты

1
Абстрактный дебаркадер

Там коробка моднявая ещё какая-то

0
Абстрактный дебаркадер

лет ми гугл ит фо ю

0
Абстрактный дебаркадер

Спасибо, лень раскладку переключать было. Выглядят другими. Корпус тот же, а цифрового отображения нет и надпись под стрелками отсутствует Khaki automatic.

0

если это похоже на Тьму, то ну его нафиг. сериал - пример того, как можно из хорошей, хоть и старой темы сделать отупляющее, нудное и бессвязное убожество. 

0

Задумка и трюки класс... но почему какой-то самовлюбленный старик снова хочет всех убить ?...

0

Он об это говорит. Реки высохли, океаны вскипели

0

В целом фильм хороший. Особенно музыка в нем. Просто шикарна.
Единственный серьезный минус для себя словил в самом конце фильма после финальных слов Нила. Понял, что это прям один в один сюжет Доктора Кто и Ривер Сонг.

0

Кто понял, зачем герой дрался сам с собой?

0
Читать все 98 комментариев
null