Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Не пытайся понять — почувствуй»: нелинейный обзор «Довода» Кристофера Нолана

Возможно, вы уже прочитали этот материал.

Кадр Warner Bros.

3 сентября в России вышел «Довод» Кристофера Нолана — первый блокбастер в кино после начала пандемии. В новом фильме режиссёр снова заигрался со временем, но в этот раз, похоже, превзошёл сам себя.

TJ в нелинейном формате и без спойлеров рассказывает о картине, которая, несмотря на спорные впечатления, станет событием в индустрии и вернёт людей в кинотеатры. Настоящее начало текста находится в середине, а читать материал можно сразу в две стороны — вверх, чтобы узнать о содержании или вниз, чтобы больше узнать о форме «Довода». Никто не запрещает прочитать материал как обычно, но в этом случае есть риск ощутить непоследовательность повествования.

* * *

«Довод» похож на прошлые фильмы Нолана вроде «Начала» или «Интерстеллара» как на уровне концепции, так и по подходу к истории, поэтому претензии к новой картине можно было составить ещё до просмотра и не ошибиться.

Режиссёра раньше критиковали за перегруженность событиями, «холод» к персонажам и отсутствие удовольствия от просмотра из-за необходимости постоянно поспевать за происходящим — это верно и для «Довода». Больше всего вопросов к шпионской линии в фильме, которую считает главной сам Нолан — к концу клубок не распутывается, в него добавляется лишь ещё больше деталей, а нить повествования легко потерять несколько раз за фильм.

Главная проблема «Довода» заключается в его рекламном позиционировании — на самом деле это не совсем студийный блокбастер, как может показаться по трейлерам. Это авторское кино за 200 миллионов долларов, и с ним работает то же правило, что и с другими подобными картинами: на них стоит идти, если ты готов к автору. И так с Ноланом было всегда.

«Довод» — не тот фильм, который можно расслабленно посмотреть, жуя попкорн и запивая его колой. Он требует концентрации. Нолан заставляет зрителей работать, как на зачётку в университете, только наоборот — сначала режиссёр работает на тебя, а потом ты на него. В картине почти ничего не разжёвывают, а в какой-то момент вместо заумных пояснений прямым текстом говорят: «Не пытайся понять — прочувствуй».

Несмотря на «прохладность» фильма, Нолан всё же предпринял попытки встроить в него «душу». В нём есть любовная история и даже вполне серьёзное высказывание о выходе из абьюзивных отношений. Но в отличие от прошлых картин, в «Доводе» не акцентируется внимание на драме героев — она идёт фоном.

Антагониста фильма родом из России в «Доводе» играет Кеннет Брана («Убийство в восточном экспрессе») Кадр Warner Bros.

«Довод» можно смело назвать «самым нолановским» фильмом из всех. Режиссёру настолько безразличны собственные персонажи, что у главного героя нет имени и предыстории, а самый раскрытый персонаж — главный злодей. Обо всех остальных персонажах режиссёр выдаёт лишь ограниченную информацию, но это даже вписывается в идею «незнание — наша защита», которая звучит несколько раз за фильм. Возможно, таким образом Нолан позволяет зрителям не отвлекаться на второстепенные детали, чтобы те сфокусировались на закрученном сюжете.

Самое приятное чувство от «Довода» появляется ближе к концу фильма и связано с подачей истории. Если внимательно смотреть картину, то можно ощутить озарение: будто бы последняя деталь в пазле идеально встаёт на своё место, будто внезапно додумываешься до чего-то, что мгновение назад казалось непонятным.

Главная особенность нового фильма Нолана — небанальная форма, которая компенсирует достаточно спорное повествование. В чём смысл «Довода», вопрос открытый: в нём есть попытки высказаться на тему экологии, отношений и ответственности за будущее, но они никогда не выходят на передний план. Похожие вопросы к повествованию справедливы и для других работ Нолана, но «Довод» первым из его фильмов выходит в таких необычных обстоятельствах.

На самом деле совершенно неважно, хорошим или плохим получился «Довод» — это главное событие для всей киноиндустрии, возможно, за весь 2020-й год. Это первая и самая рискованная попытка вернуть людей в кинотеатры после пандемии, и от её успеха будет зависеть будущее проката.

Форма в фильмах Нолана всегда была уникальной, спорной и обсуждаемой. Чего стоит только «Начало», после выхода которого интернет заполнился инфографикой с разбором уровней снов, а зрители тратили недели в попытках собрать всю логическую цепочку. Главный смысл «Довода» в самом событии, которое точно не оставит равнодушным как минимум из-за элементарного любопытства.

Вопреки тому, что пишут многие СМИ, новый фильм Нолана — не палиндром (слово или фраза, которые одинаково читаются в обоих направлениях, — прим. TJ): его не получится понять, посмотрев задом наперёд, хотя после выхода «Довода» в «цифре» такие попытки, безусловно, будут. Во время просмотра нужно одновременно воспринимать несколько временных линий, что по ощущениям схоже с «Помни» того же Нолана, но в слегка упрощённом виде. В какой-то момент одному из персонажей говорят, что ему тут не место, если он «мыслит линейными концепциями» — и это лучший совет любому зрителю.

Нолан уже не раз устраивал игры со временем, но впервые возвёл концепцию в абсолют: часть картины происходит в инвертированном формате — то есть время в кадре идёт назад. Идеи для «Довода» режиссёр берёг около 20 лет и шесть лет писал сценарий. Некоторые сцены и правда поражают проработкой. К примеру, драки в инверсии не «переворачивали» на монтаже, а снимали как обычно — для этого актёры и каскадёры учились драться «наоборот». Есть и обратные примеры инверсии, когда актёры двигались с учётом того, что сцена будет идти в обратном порядке.

Сама по себе инверсия в кино — это не новый приём, но именно в «Доводе» она выступает основным инструментом повествования. Как именно она работает, толком не объясняют: её вскользь называют обратной энтропией. Это значит, что для обычных наблюдателей инвертированные объекты двигаются назад во времени, а с их точки зрения инвертирован весь остальной мир.

Нолан постепенно наращивает уровень использования инверсии: сначала показывает её на примере предметов, потом — на отдельных героях, а затем сталкивает её с настоящим временем. Но это не слишком помогает поспевать за режиссёром — многие моменты хочется поставить на паузу, чтобы «переварить» увиденное. Порой движение времени меняется по несколько раз за пару минут — и это может излишне загрузить зрителя: в таких фрагментах, видимо, нужно думать как Нолан, либо постоянно прокручивать все сцены в голове.

В середине «Довода» есть сцена, в которой времена меняются так резко, что потерять понимание происходящего будет максимально просто вне зависимости от погружения. В этом нет ничего страшного: потом фильм даёт передышку и всё встаёт на свои места.

После выхода из кинотеатра, скорее всего, захочется пойти на фильм как минимум ещё раз, либо посмотреть дома. «Довод» — редкий пример кино, которому действительно понадобятся бесконечные разборы на YouTube, в которых зачастую поясняют вполне очевидные вещи. Возможно, Нолану и студии даже стоило подумать о создании гайда по сюжетным моментам в картине, как это сделали авторы «Тьмы» — ещё одного проекта, повествование которого связано с течением времени.

При этом «Довод» отличается от типичных фильмов о путешествиях во времени как минимум тем, что у Нолана действительно показано, как это самое время движется.

Инверсия позволила Нолану показывать одно и то же, не надоедая, хотя обычно в столь крупнобюджетных фильмах так не делают — считается, что в них должно быть максимум новых локаций, чтобы не потерять зрителя. В случае с «Доводом» это не просто взгляд на уже какое-то известное событие с другого угла, а совсем новые впечатления: одна и та же сцена интересна и без инверсии, а с обратным течением времени становится ещё более захватывающей.

Но это не единственное, чем удивляет Нолан. Режиссёр известен любовью к натурным съёмкам с минимумом компьютерной графики — и новая картина стала подтверждением его принципов. Хотя бюджет «Довода» сравним со «Мстителями», в фильме Нолана менее 300 монтажных кадров с применением цифровых эффектов против более 2000 у фильма Marvel. Это даже меньше, чем в средней американской комедии последних лет, пояснил режиссёр. Если взглянуть на любые фотографии или видео со съёмок «Довода» из разных уголков света, от Индии до Эстонии, то на них не найти зелёного фона.

Даже взрыв в оперном театре — не компьютерные эффекты

Нагляднее всего любовь режиссёра к живым съёмкам раскрывается в сцене, которая была в трейлерах. В ней самолёт с разгона врезается в ангар: для съёмок приобрели настоящий, хоть и старый Boeing 747, который разрушили для эффектного кадра. Нолан рассказывал, что это обошлось дешевле, чем если бы всё делали на компьютере.

Хотя далеко не весь фильм состоит из инвертированных сцен, его необычная форма будит давно забытое ощущение детского любопытства. Посмотреть «Довод» — это как впервые прокатиться на велосипеде или получить новую игрушку в подарок: сначала страшно и непонятно, а потом жутко интересно и сложно оторваться.

.вонидтеламаК римаД ,сав аз ывкуб ливол а ,ласип еН

#обзоры #кино #мнения