Кино и сериалы
Ольга Щербинина

Слепок эпохи уже сейчас: обзор первого сериала про телеграм-каналы «Просто представь, что мы знаем»

Про развитие новых медиа и то, как представители старой школы журналистики выживают в современном мире.

«КиноПоиск HD»

«Просто представь, что мы знаем» — это новый сериал Романа Волобуева («Последний министр»), рассказывающий о том, как в современном мире уживаются новые и старые представления о профессии журналиста. В центре сюжета — три создательницы новостного телеграм-канала «ППЧМЗ», который и дал название сериалу. Все четыре эпизода выйдут на «КиноПоиск HD» 24 сентября. TJ уже посмотрел сериал и делится впечатлениями.

Белла — амбициозная девушка из Нальчика, уставшая работать на дядю (точнее, на Папу — владельца медиахолдинга «Постновости», в котором легко узнаётся основатель Life Арам Габрелянов). Ира ушла с хорошо оплачиваемой должности копирайтера ради чего-то большего. Ксюша — самая юная из них, дочь богатых родителей и, кажется, единственный человек, который искренне печётся о благополучии героев историй канала. Героини пишут новости, отчаянно пытаясь набрать популярность и выйти на самоокупаемость, ведь кредиты сами себя не погасят. И создание подобного канала выглядит вполне правдоподобно — не зря он частично списан с реальной истории телеграм-канала Mash.

В какой-то момент девушки ошибочно сообщают о самоубийстве известного некогда журналиста-расследователя Евгения Малышева. Тот же находится в эмиграции в Лондоне, куда переехал несколько лет назад из-за попытки покушения на его жизнь, и после инцидента возвращается в Москву. Заодно он решает воскресить карьеру, но обнаруживает, что никому не нужен: старые обиды, сокращение бюджетов и новые владельцы изданий — не лучшие спутники в поиске работы. И тут создательницы «ППЧМЗ» по требованию инвестора предлагают Малышеву стать издателем канала — а он берёт и соглашается.

В итоге в офисе над стрип-клубом, который снимают героини, сталкиваются два мира журналистики — 40-летних и 20-летних. Но это история скорее не про глухое непонимание друг друга, а про то, как они пытаются ужиться. Молодые дерзкие героини отлично разбираются в повестке, хотя иногда и не проверяют факты. Малышев твердит, что так нельзя, и бесконечно надоедает лекциями про журналистскую этику. Девушки понимают, что специалист старого типа им не очень-то и нужен, но он всё-таки помогает как умеет. Да и Малышева не стоит считать несчастным и никчёмным персонажем: при всех благих намерениях у него немало секретов, которые вызывают вопросы о чистоте «совести журналистики» нулевых.

Действие происходит в марте 2020 года, что сейчас считывается как слепок эпохи — всё было каких-то полгода назад, но уже сильно изменилось. Проект живёт в моменте и бьёт в актуальные места, хоть и с небольшой задержкой. Если «Последний министр» Волобуева будто бы опаздывал с шутками на несколько лет, «ППЧМЗ» куда лучше обращается с актуальным контекстом. Создатели говорили, что хотели подгадать его выход к возможной окончательной блокировке Telegram в России, но помешал карантин. В итоге мессенджер снова официально разрешили, а в сериале, отправленном на досъёмки, не преминули об этом рассказать — через информацию, полученную от некой Марго.

«КиноПоиск HD»

В проекте множество упоминаний реально существующих изданий и журналистов (некоторые из них появляются в кадре в роли самих себя). Главному герою, когда он ищет работу, пару раз рекомендуют «попробовать в Риге» и шутят про Ивана Колпакова, а Екатерина Шульман советует завести блог на YouTube. Дополнительный градус присутствия здесь и сейчас создают бесконечно всплывающие окна фейсбука, интерфейсы айфона, и, конечно, музыка. В саундтреке можно услышать «Аигел», Монеточку, Элли на маковом поле.

Пожалуй, тем, кто не только не связан с медиа, но ещё и переписывается в Viber и узнаёт новости из телевизора, этот сериал может показаться скучным. Но если отбросить сеттинг, окажется, что это — история про то, как группа «панков» добивается успеха, пытаясь при этом сохранить лицо и не разориться. Перед нами производственная драма, в которой Telegram работает как неоновые вывески, обильно разбросанные по сериалу, — для привлечения внимания.

Главное сожаление, которое вызывает «ППЧМЗ», — в нём слишком мало эпизодов. Но если создатели останутся довольны просмотрами и не затянут с продолжением, то есть шанс получить сериал, который на лету фиксирует быстро меняющуюся реальность новых медиа. Ведь, например, на момент съёмок ещё не было протестов в Беларуси, а телеграм-канал Nexta не набрал популярности. В 2020 году предугадать ближайшее будущее крайне сложно, но пока что складывается ощущение, что материала для второго сезона более чем достаточно.

#сериалы #кинопоиск