Кино и сериалы
Даша Лейзаренко

Полгода от запуска до бесславного закрытия: как провалился сервис Quibi, обещавший «революцию» потребления сериалов

Стриминговая платформа сделала ставку на известных актёров и короткие эпизоды, которые можно было бы смотреть в дороге на смартфоне. И запустилась в разгар самоизоляции (но были и другие проблемы).

Фото Джейсона Хеллермана 

Quibi с контентом, разбитым на десятиминутные эпизоды, столкнулся с проблемами сразу после запуска. В теории платформа должна была стать идеальным мобильным стриминговым сервисом, который удобно использовать в общественном транспорте или очередях.

Но из-за пандемии коронавируса, неудачно выбранной целевой аудитории, странных проектов и урезанной функциональности сервис закрылся всего спустя полгода после запуска. TJ разобрался, почему Quibi не удалось совершить революцию в потреблении быстрого контента.

Телевидение в кармане

В начале 2020 года бывший глава студии Disney и сооснователь студии DreamWorks Джеффри Катценберг совместно с бывшим гендиректором Ebay Мег Уитман привлёк 1,7 миллиардов долларов для разработки стримингового сервиса Quibi, название которого состоит из сокращения от quick bites («быстрые перекусы»).

По мнению Катценберга, современные миллениалы смотрят сериалы не у телевизора, а везде, где придется — в поездках, пробках, очередях. Поэтому он задумал проект, где всё заточено под потребление шоу через экран смартфона — с короткими 10-минутными эпизодами и возможностью переключения ориентации видео с вертикальной на горизонтальную.

Несмотря на то, что существует множество платформ с бесплатными короткими видео, вроде ютуба или тиктока, основатели Quibi посчитали, что пользователям не хватает «премиального» контента на мобильных устройствах. При этом Мег Уитман отмечала, что Quibi не должен напрямую конкурировать с Netflix и другими стриминговыми сервисами, поскольку это «уникальный» в своём роде продукт.

В итоге Quibi запустился 6 апреля с 50 оригинальными шоу. Цену за подписку назначили в 4,99 доллара с рекламой и 7,99 доллара без рекламы — ниже, чем у Netflix или HBO Max, но выше, чем у Amazon или Apple TV+. Всем пользователям предложили трёхмесячный пробный период. К концу года основатели сервиса планировали выпустить 175 сериалов.

Создатели Quibi сделали ставку на знаменитостей: пригласили Идриса Эльбу ведущим документального сериала о каскадёрах, Анну Кендрик — в сериал про девушку, подружившуюся с секс-куклой своего парня, Лиама Хемсворта — в триллер про охоту на людей, Софи Тёрнер — в драму о выживании в горах, Кифера Сазерленда — в ремейк «Беглеца». На каждый час оригинального контента сервис тратил по 6 миллионов долларов.

Коронавирус, странные шоу и урезанная функциональность

В апреле компания заявила, что приложение скачали более 1,7 миллионов раз. Уже через неделю после релиза Quibi упал в рейтинге App Store ниже 50 места, а к маю — ниже 125-го. Хотя, по данным сервиса, приложение установили около 3,5 миллионов раз, аналитическая фирма Sensor Tower пришла к мнению, что эта цифра была меньше — около 2,9 миллионов. Из всей аудитории только 1,3 миллионов пользователей были активными.

Катценберг признал неудачу, но переложил всю ответственность за провал на Covid-19, поскольку сервис запустился в разгар самоизоляции, когда у всех появилось больше времени для просмотра контента на телевизоре. При этом Уитман была более оптимистично настроена. Она связывала низкую популярность Quibi с тем, что новым брендам тяжело начинать на рынке, а привлекать внимание во время пандемии становится всё сложнее.

Всё пошло не так из-за пандемии. Вообще всё.

Джеффри Катценберг

Помимо пандемии проблемы сервиса заключалась в отсутствии прорывных проектов — ни критики, ни зрители не хвалили сериалы, на которые компания делала ставку. Пока Netflix выпускал «Озарк», а HBO — «Страну Лавкрафта», на Quibi выходила хоррор-антология «50 штатов страха», где Рэйчел Броснахэн сходила с ума по своей золотой руке.

Кроме того, на запуске в Quibi отсутствовал полноценная функциональность стримингового сервиса. Пользовали не могли смотреть сериалы на телевизоре или делать скриншоты — поделиться кадрами шоу с другими можно было только записав видео со второго телефона. Спустя время компания всё-таки ввела возможность публиковать контент в соцсетях и стримить шоу через ChromeCast и AirPlay. Но это уже не спасло сервис.

Окончательный провал

В июле, когда у большинства закончился пробный период, аналитическая фирма Sensor Tower выяснила, что более 90% пользователей не стали покупать подписку. Только 72 тысячи пользователей из первоначальной аудитории продолжили пользоваться сервисом за деньги. При этом Quibi назвали исследование «некорректным», но своих цифр не предоставили.

Уже в сентябре Катценберг начал искать потенциальных покупателей для Quibi, в том числе среди Apple, WarnerMedia и Facebook. Когда попытки не увенчались успехом, основатель попытался продать хотя бы контент сервиса или технологию трансляции видео в вертикальном и горизонтальном форматах, но и это ему тоже не удалось.

После конфликтов в руководстве, урезаний зарплат и сокращений у компании осталось около 200 миллионов долларов. В последней попытке удержаться на рынке приложение Quibi наконец появилось на телевизорах, но уже на следующий день Катценберг и Уитман официально объявили о закрытии. По их словам, с момента запуска сервиса мир «кардинально изменился», а бизнес-модель Quibi оказалась больше «нежизнеспособна»

В соцсетях провал площадки приняли иронично — даже после запуска Quibi практически никто не верил в успех сервиса, а его закрытие никого не удивило.

#сериалы #бизнес #quibi