Кино и сериалы
Ольга Щербинина

Не только «Довод»: 19 фильмов 2020 года по версии TJ

Отсутствие блокбастеров, уютные комедии и любопытные находки: субъективный список того, что запомнилось редакции в уходящем году.

В 2020-м киноиндустрию трясло чуть ли не больше всех остальных сфер развлечения, поэтому у нас выдался удивительный год практически без блокбастеров. Январь и февраль традиционно проходят без тентполов, а после открытия кинотеатров рискнуть по-крупному решила только студия Warner Bros., выпустившая в прокат «Довод» Кристофера Нолана. Судя по всему, картина ожидания не оправдала, поэтому студия пошла на беспрецедентный шаг — не только перенесла почти все (кроме «Чудо-женщины 1984») оставшиеся дорогие картины на 2021-й, но и пообещала выпускать их одновременно и в кинотеатрах, и на стриминге.

Студия Disney, дальновидно запустившая собственный сервис ещё в прошлом году, в конце 2020-го сделала ещё больше ставок на сериалы и сокращение кинотеатрального окна. Судьба MGM, которая пыталась отдать нового Джеймса Бонда на стриминги, сейчас решается, а Universal, первая смело решившаяся на «домашний прокат» получила хит в виде вторых «Троллей». При этом студия всё-таки отложила «Форсаж» и «Мир Юрского периода» до лучших времён.

Редакция TJ, как и большинство жителей планеты, несколько месяцев просидела по домам, но кино смотреть не бросала — спасибо стриминговым сервисам, которые в этом году значительно нарастили аудиторию. Мы выбрали 19 фильмов, которые нам больше всего запомнились в уходящем году. По традиции напоминаем, что это субъективный список, и призываем дополнять его в комментариях. Мы брали в расчёт только те фильмы, которые официально вышли в России в 2020 году, поэтому в списке есть «1917», но нет сиквела «Чудо-женщины» и «Души». Эти две картины ждёт отечественный прокат в январе 2021, поэтому если и кто-то захочет включать их в итоги, то лишь через год.

Для удобства можно воспользоваться оглавлением.

Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн

Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn

Российская премьера: 6 февраля

Цифровой релиз: 1 апреля

Автор: Ольга Щербинина

Если бы мне несколько лет назад кто-то сказал, что я полюблю фильм про Харли Квинн в разы больше, чем фильм про Чудо-женщину, я бы рассмеялась этому человеку в лицо безумным смехом. Но факт остаётся фактом — история про поехавшую девчонку, которая пытается разобраться в своих проблемах и понять, хороший ли она человек, оказалась куда ближе и интереснее, чем стерильная и холодная красота принцессы амазонок.

Это не самый ровный фильм на свете и сюжет там, прямо скажем, звёзд с неба не хватает, но обаяние главных героинь, их естественная неидеальность и насущность проблем покрывают все недостатки. А микросцена с резинкой для волос начисто уделывает пафосное единение женских персонажей из последних «Мстителей». Да, наконец-то у нас есть нестыдный супергеройский фильм о женщинах. Весёлый, яркий и немного взбалмошный, при этом не идиотский и с верным посылом.

Конечно, Харли Квинн не было бы без Марго Робби, но нельзя не отметить и других актрис из актёрского ансамбля. Все они оказались чётко на своих местах, а Мэри Элизабет Уинстэд и вовсе открылась с новой стороны. Хотелось бы верить, что «Хищные птицы» вернутся, ну а пока ждём новой встречи с мисс Квинзелл во втором «Отряде самоубийц».

Джентльмены

The Gentlemen

Российская премьера: 13 февраля

Цифровой релиз: 31 марта

Автор: Роман Персианинов

Мне давно казалось, что с тех пор, как Гай Ричи выпустил «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», два самых знаменитых своих фильма в России, он решил идти дальше по творческому пути и оставить подобные картины позади. «Джентльмены» уверенно опровергли эту мысль. Гопническо-пацанский стиль живёт и здравствует, и хотя вряд ли это можно назвать шагом вперёд, в бедном на комедии (какие уж тут шутки) 2020 году фильм пришёлся особенно кстати.

Эта остроумная и заводная история, в которой Ричи не стал изменять своему нахальному стилю в угоду толерантных настроений. Темнокожего здесь не стесняются назвать «нигером», а женщин не пускают дальше второстепенной роли. В 2020 году такой мачистский стиль придётся по душе далеко не всем, и этих людей можно понять. Однако несомненно приятно видеть, что автор не изменяет самому себе исключительно потому, что этого хочется миру. Сомневаюсь, что в своём следующем фильме Ричи провернёт что-то подобное ещё раз, а значит, можно смело предположить, что «Джентльмены» — это прощальная открытка режиссёра собственному стилю, который и сделал его звездой.

Спутник

Российская премьера: фильм вышел 23 апреля на more.tv, ivi и Wink

Автор: Дамир Камалетдинов

Несмотря на успехи российской киноиндустрии в последние годы, я до сих пор с опаской отношусь к отечественным проектам — они слишком часто разочаровывают. Поэтому, увидев первый трейлер «Спутника», я заинтересовался, но почти сразу же расстроился. В ролике сразу показали существо, которое появится в фильме только к определённому моменту, и оно выглядело не очень-то пугающе.

Я заподозрил, что авторам из России как обычно удалось сделать цепляющий трейлер, но сам фильм работать не будет и развалится в процессе. «Спутник» разорвал для меня этот шаблон о плохих российских ужастиках и прилично удивил в процессе — поэтому я и включил его в итоги года.

В начале фильма мне казалось, что это картина в духе «Чужого» или «Живого», но чем дальше я смотрел, тем больше понимал — это «Веном», каким мне хотелось бы его видеть. У режиссёра-дебютанта Егора Абраменко получилась по-настоящему жёсткая, драматичная и захватывающая история о космонавте, который вернулся на Землю не один, а в компании с инопланетным организмом.

Короче, параллелей с «Веномом» тут слишком много, чтобы их можно было игнорировать, но этот фильм по всем параметрам обставляет голливудскую ленту с рейтингом 13+. Тут хватает самобытности: действие фильма происходит в эстетике позднего СССР со всеми вытекающими — КГБ, секретными лабораториями и ретро-вайбами. Если обобщать, то это пока ещё редкий для России фильм голливудского качества не только по картинке, но и по истории, проработке персонажей и подходу к сюжету. Очень хочется, чтобы такого было только больше.

Суд над чикагской семёркой

The Trial of the Chicago 7

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 16 октября на Netflix

Автор: Аня Бегиашвили

Я посмотрела «Суд над чикагской семёркой» только в декабре и неожиданно получила чуть ли не самое важное киновпечатление года. Это драма о реальном суде конца 1960-х. Вину за беспорядки, произошедшие на демонстрации против войны во Вьетнаме, хотели повесить на нескольких представителей разных протестных движений Америки — от «Йиппи» до «Чёрных пантер». Сначала фильм как будто разгоняется, но на середине ты уже и плачешь, и смеёшься, и возмущаешься вовсю.

Аарон Соркин, написавший сценарий для Стивена Спилберга, в итоге сам снял картину, подтвердив своё звание мастера судебной разговорной драмы. Процесс и предшествовавшие ему протесты рассказаны захватывающе и, главное, очень узнаваемо: от разгоняющих демонстрантов полицейских, которые снимают значки, прежде чем начать избиения, до поведения судьи, как в классических онлайнах «Медиазоны».

Отдельно нужно отметить звёздный каст: Саша Барон Коэн, Эдди Редмэйн, Джозеф Гордон-Левитт, Майкл Китон, Джереми Стронг, Джон Кэрролл Линч. Барон Коэн и Стронг просто потрясающие, наслаждалась каждой сценой с ними! Вообще кажется, что «Суд над чикагской семёркой» — идеальный фильм для «Оскара». И если его номинируют, я, конечно, буду за него болеть.

Человек-невидимка

The Invisible Man

Российская премьера: 5 марта

Цифровой релиз: 24 марта

Автор: Сергей Звезда

Обладательница двух «Золотых глобусов» Элизабет Мосс из «Рассказа служанки» два часа боится пустоты перед собой — этого достаточно, чтобы попасть в наши итоги. Это наиболее впечатливший меня психологический триллер года, который выбивает из зоны комфорта с первых минут и не отпускает до конца. За два часа просмотра я ни разу не потянулся к телефону.

«Человек-невидимка» — актуальное переосмысление классической пугалки, не потерявшее ни одну из деталей, которые сделали оригинал культовым. В этой версии IT-предприниматель создал костюм, который позволяет следить за его женой. Та не выдерживает и бежит из дома, прячась и без лишней причины не выходя за порог дома. Это не супергероика, поэтому никто, включая полицию, девушке не верит.

Это показательная история про жертв сталкеров, но в первую очередь это подробный рассказ о том, почему принудительный контроль в отношениях разрушителен. Персонаж Мосс чувствует себя заложницей даже на свободе от тирании — и, что самое удивительное, её уязвимость не останется навечно. А через какое время к зрителю вернётся спокойствие в одиночестве — другой вопрос.

Зависнуть в Палм-Спрингс

Palm Springs

Международная премьера: 10 июля на Hulu

Российская премьера: 13 августа на «Кинопоиск HD»

Автор: Женя Кузьмин

Скажу честно — в 2020 году я посмотрел не очень много новых фильмов. Я и раньше не особо ходил в кинотеатры, пару раз в год, а теперь этого не стало совсем, ну, вы знаете, пандемия. И отчасти эта самая пандемия определила для меня фильм года, потому что «Зависнуть в Палм-Спрингс» — самое лёгкое и тёплое, что я видел, особенно в не самый простой для меня период.

Что, если ты попадаешь в «День сурка», но не стремишься оттуда вырваться? Что, если временная петля становится для тебя не катастрофой, а определённой зоной комфорта? А что, если ты туда попадаешь ещё и не один? «Зависнуть в Палм-Спрингс» переосмысляет привычную формулу «Дня сурка», добавляя ей красок и динамики. И этому сильно помогает пара главных актёров, которые мне уже давно очень нравятся по другим шоу — Энди Сэмберг (группа The Lonely Island и «Бруклин 9-9») и Кристин Милиоти (мама из «Как я встретил вашу маму»).

Может, это и не самый идеальный фильм в мире. Но он сильно срезонировал со мной, подняв тему страха двигаться вперёд, в неизвестность, желания навечно застыть в одном комфортном моменте и ничего в нём не менять. А пандемия добавила картине одновременно актуальных смыслов (кто не сравнивал дни карантина с «Днём сурка») и некого эскапизма — «Палм-Спрингс» в свои светлые моменты становится местом, куда хочется сбежать от всего. Но идти в будущее надо. Ещё бы знать, что нас там ждёт в 2021 году.

Думаю, как всё закончить

I’m Thinking of Ending Things

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 28 августа на Netflix

Автор: Даша Лейзаренко

Новая работа Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем», не могла не оказаться настолько же пронзительно глубокой, как его режиссёрский дебют «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Указывать жанр смысла нет — сначала это драма об отношениях, затем триллер, потом хоррор, а в финале даже немного мюзикл. Но постановщик не просто так скачет по темам — он переносит зрителя в сознание маленького человека, который впитал в себя книги, фильмы, картины, журналы, а теперь с трудом может отделить себя от поп-культуры.

Несмотря на поначалу прямолинейный сюжет — девушка вместе с парнем едет знакомиться с его родителями — чувство неуютности и тревожности нарастает с каждой минутой. Уже с первых кадров режиссёр перемещается между «реальностью» и фантазией, играет с пространством и временем — ещё до того, как зритель поймёт, что картина работает по логике сна. Можно улавливать все мелкие детали и подмечать несостыковки, от осознания которых становится только страшнее, а можно просто плыть по течению кауфманского экзистенциального ужаса.

Кауфман всегда пишет о человеческих контактах — и этот фильм не исключение. Но если раньше в его работах герои стремились к другим людям, сопротивляясь внешним обстоятельствам, то в «Думаю, как всё закончить» персонаж осознаёт, что просто не может ни с кем установить связь. Поэтому герой всё глубже погружается в своё сознание — ведь хотя бы там он не одинок. Фильм требует серьёзной концентрации внимания (лучше не отвлекаться на соцсети), но даже если вы ничего не поняли, нестрашно. Главное — почувствовать. Картина рассказывает о вечных концептах и работает на базовых человеческих эмоциях — и если она для вас сработает, то вполне может стать самым опустошающим и лишающим надежды киноопытом за весь год. Но в хорошем смысле.

Тайлер Рейк: Операция по спасению

Extraction

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 24 апреля на Netflix

Автор: Роман Персианинов

Чем занимается Крис Хемсворт, когда у Тора перерыв? Конечно, пробуется в боевике от Netflix по мотивам комикса. «Операция по спасению» очень старательно использует чужие идеи на собственное благо. Здесь и чувство постоянной опасности из «Убийцы» Дени Вильнёва, и динамика «Заложницы», когда главному герою нужно постоянно искать/спасать цель всей миссии, и его стремление залечить раны прошлого через помощь нуждающемуся как в фильме «Дитя человеческое».

От оригинального комикса картине достались обилие экшена, взрывов и кряхтение главного героя после очередной схватки, и за два часа это не успевает надоесть. С этим фильмом Netflix вообще невероятно повезло — пока Голливуд массово отменял боевики из-за пандемии, «Операция по спасению» оказалась чуть ли не единственной новой картиной в своем жанре. Вместо привычных приключений Marvel мир смотрел за приключениями Хемсворта в Бангладеше, и, кажется, оказался не против. Об успехе говорит и то, что авторы анонсировали продолжение истории, хотя она в фильме кажется вполне законченной.

Легенда о волках

Wolfwalkers

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 11 декабря на Apple TV+

Автор: Ольга Щербинина

Наверняка вам знакомы другие фильмы небольшой ирландской студии Cartoon Saloon — «Тайна Келлс» и «Песнь моря», легко узнаваемые по характерной анимации. Это настоящие народные хиты, я не встречала ни одного человека, который видел эти мультфильмы и не любил их. Поэтому «Легенду о волках» очень ждали — и это ожидание оправдало себя на 200%.

Мультфильм построен на ряде конфликтов: между отцами и детьми, урбанизмом и природой, подчинению правилам и свободой, колонизаторами и аборигенами, матриархатом и патриархатом — и стороны здесь выбрать предельно легко. «Легенда о волках» удивительным образом сочетает чёткий и ясный как осенний день в лесу посыл с глубиной идей, не забывая при этом, что является картиной для детей. Она несёт и образовательную функцию, например, можно рассказать ребёнку, кем был Оливер Кромвель. Но при этом её можно с запросто посмотреть, не зарывась в смыслы, и получить не меньше удовольствия.

Плюс «Легенда» невероятно красива — впервые в жизни мне захотелось купить артбук по фильму, чтобы дополнительно погрузиться в этот мир и понять, как именно его придумали. А если ваши сердца не дрогнут на сцене, в которой главные героини бегут по лесу под песню Авроры, вам стоит сходить к кардиологу — вдруг что-то не так.

Человек из Подольска

Российская премьера: 26 ноября

Автор: Аня Бегиашвили

«Человек из Подольска» — одно из главных русскоязычных открытий года. Фильм тепло приняли на «Кинотавре», даже номинировали на главный приз, особенно много комплиментов досталось исполнителю главной роли Вадику Королёву — солисту группы OQJAV. Он выглядел настолько органично, что представить на его месте какого-то профессионального актёра невозможно. Да и вообще там все на своём месте. И хотя при виде Виктории Исаковой моей первой мыслью было «Серьёзно, опять?!» (в последнее время если выходит какой-то приличный российский фильм или сериал, там обязательно должна быть Исакова), «госпожа капитан» из неё вышла отличная.

О чём «Человек из Подольска»? Редактора районной газеты, играющего в никому неизвестной группе, задерживают на Курском вокзале. Его доставляют в отделение полиции, и там, согласно описанию фильма, начинается «смешной и страшный аттракцион». Этот тот случай, когда сухой синопсис вообще ни о чём не говорит. Происходящее на экране фантасмагоричностью напоминает книги Алексея Сальникова. Чего стоит ансамбль гастарбайтеров, устроивших рейв под руководством участкового. Кстати, режиссёр фильма Семён Серзин как раз играет главную роль в экранизации романа Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Смотреть «Человека из Подольска» интересно, события сменяются с дикой скоростью и непредсказуемостью. Но, мне кажется, самое лучшее в этом фильме то, что его очень хочется обсуждать после просмотра: там много смыслов, каждый увидит что-то своё и ещё несколько раз передумает за следующие несколько дней. Тут тебе и полицейский беспредел, и проблема маленького человека, и стремление системы сделать из всех по «достойному члену общества», и то, что у любого должно быть «право быть мудаком».

Лучше всего фильм отражает его слоган: «Все мы немного человек из Подольска». Потому что зрители сталкиваются с типичными страхами почти каждого из нас: быть раздавленным системой, прожить скучную серую жизнь, оказаться одиноким и не признанным, навсегда остаться в своём «подольске» — не в смысле города, а в смысле какой-то границы, которую ты так никогда и не решишься переступить.

Довод

Tenet

Российская премьера: 3 сентября

Цифровой релиз: 15 декабря

Автор: Сергей Звезда

Мы могли включить «Довод» в число фильмов года ещё до просмотра. Нет, мы не объединены порывом любви к Нолану, напротив, часть редакции он даже раздражает. Просто картина, как ни крути, обязана была стать важным событием. Просто никто не понимал, каким. Сейчас уже ясно: только этот фильм ненадолго оживил кинотеатры (кто-то скажет, что заодно их прикончил) и заставил индустрию взяться за голову.

Лично мне «Довод» понравился, потому что я люблю аттракцион Нолана: сначала он долго строит головоломки ради головоломок, а потом хвастается ими на многомиллионную аудиторию. Не вижу нужды сто раз ставить на паузу, не пугаюсь холода в персонажах и считаю Майкла Кейна практически родственником. Искренне получаю удовольствие и не вижу смысла добавлять к «pleasure» слово «guilty».

Нет таких претензий к форме и повествованию «Довода», каких не было бы к другим фильмам Нолана. Дамир подробно рассказывал об этом в обзоре. Но даже если вы считаете эту картину провалом и перемудрённой пустой шарадой, вы вряд ли станете отрицать её значимость. Кто ещё из киноделов так объединил нас в нашей любви и ненависти в этом году?

Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga

Eurovision Song Contest: The Story of Fire Saga

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 26 июня на Netflix

Автор: Сергей Звезда

Внезапно оказалось, что многим из нас был нужен фильм про «Евровидение» — и я пишу это без сарказма. Это одна из самых уникальных и добрых комедий 2020 года, наполненная любовью к этому песенному безумию. Это ода так чиста и искренна, что она ценит даже те недостатки, за которые мы устраиваем конкурсу порку из года в год.

Поскольку «Евровидение-2020» с участием Little Big отменили из-за пандемии, его заменой стала именно «Огненная сага». Вымышленная группа из исландского городка попадает на конкурс при трагических обстоятельствах (неплохо для комедии?). Там, в Эдинбурге, музыканты впервые сталкиваются с жестоким миром и переосмысливают, кажется, всё.

Поразиться в «Cаге» есть чему. Насколько же хороша Рэйчел Макадамс в этом жанре и как легко она затмевает Уилла Фаррелла, по сути, в его сольном фильме. Как же тонко авторы чувствуют весь абсурд конкурса, высмеивая его с теплом. Каким же удивительным и нестандартным получился персонаж из России, чья сюжетная линия оказалась громче многих политических высказываний. И даже если это не влюбит вас в этот фильм, то, скорее всего, сможет тайное оружие — песня «Jaja Ding Dong».

Манк

Mank

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 4 декабря на Netflix

Автор: Ольга Щербинина

Однажды великий режиссёр не снял фильм о кино, и с ним приключилась беда. Дэвид Финчер решил не рисковать. Само то, что он вернулся к полнометражным картинам после шестилетнего перерыва — уже достойный внимания повод, но «Манк» к тому же получился самой нетипичной его работой. Узнаваемыми элементами остаются разве что безупречный вкус режиссёра и его почти болезненная одержимость деталями.

Ранний Финчер это оголённый нерв и блеск холодной стали. Сейчас же мы видим рефлексию уже зрелого (если не сказать пожилого) человека, рассуждение о месте сценариста в кинопроизводстве и том, на какие жертвы иногда идут творцы ради своего magnum opus. За коркой иронии главного героя и экспериментами с формой прячется скупое, но всё-таки признание в любви к тем, кто готов рискнуть и оставить след в истории, попытаться стать «новым Шекспиром» в мире, где страх перед властьимущими гораздо больше полёта мысли.

Создание сценария культового «Гражданина Кейна» стало основой для текста отца Финчера, умершего почти 20 лет назад, поэтому можно только догадываться, насколько личным для режиссёра оказался «Манк», деньги на который не давали много лет. Но снова благодаря Netflix (сервис уже несколько лет успешно финансирует такие «проекты мечты») мы видим не просто биографическую картину Германа Манкевича, но сложносочинённый фильм, который радует синефильский глаз и опредёленно станет событием наградного сезона.

Последняя капля

On The Rocks

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 22 сентября на Apple TV+

Автор: Даша Лейзаренко

В своём седьмом фильме София Коппола показывает стандартную семейную проблему из жизни жителей Манхэттена как итальянскую комедию или даже греческую трагедию на фоне тускло освещённых ресторанов и мрачных улиц города. Столкнувшаяся с творческим кризисом писательница (Рашида Джонс) подозревает, что муж ей изменяет, поэтому обращается за помощью к отцу (Билл Мюррей) — влиятельному богачу и заядлому ловеласу, который буквально «не слышит женские голоса». В этом смысле картина отчасти напоминает «Сломанные цветы» Джима Джармуша — там Мюррей тоже играет неидеального отца, пытающегося воссоединиться с сыном и загладить вину за прошлые грехи.

Несмотря на довольно эксцентричного персонажа, картина вышла приземлённой, медленной и очень спокойной. Тут нет ни экшена, ни глубокой драмы, ни комедии, но много размышлений и диалогов о браке, любви, мужчинах и женщинах — при этом это всё никогда не скатывается до мелодрамы. Суховатый юмор Мюррея разбавляет раздражительность сдержанной героини Джонс — их тандем работает идеально.

Некоторые даже сравнивают эту динамику с отношениями самой Софии с её отцом — великим режиссёром, изменившим язык кинематографа, Френсисом Фордом, в тени которого дочь остаётся по сей день. Коппола уже не раз ставила картины о сложных отношениях с известными мужчинами, которые закрываются от всего мира («Трудности перевода», «Где-то»). В этот раз её героиня, хотя снова попадает под влияние авторитетной фигуры, всё же находит силы выстроить личные границы и не позволить разбить себе сердце. Наверное, это одна из самых личных картин года.

Грейхаунд

Greyhound

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 10 июля на Apple TV+

Автор: Дамир Камалетдинов

Даже мне самому кажется необычным, что этот фильм попал в подборку итогов года, но, рефлексируя над всем, что я смотрел, я неизбежно вспоминал «Грейхаунд» чуть ли не чаще других картин. Так вышло, что я за жизнь посмотрел очень много фильмов про Вторую мировую, возможно, даже слишком много. И за это время у меня к ним выработался некий иммунитет, поэтому стандартные военные фильмы меня уже не цепляют.

Сложно объективно описать, что такого особенного в «Грейхаунде», поэтому попробую рассказать об ощущениях, которые вызывает этот фильм. Том Хэнкс не зря очень сильно жалел, что картина не добралась до кинотеатров — как её основной продюсер и исполнитель главной роли он вложил в неё очень много личного.

Что мне понравилось ещё в начале: картина не тратит время на предысторию персонажей и не пытается заставить сочувствовать главному герою. Капитан эсминца «Грейхаунд» в исполнении Хэнкса — обычный человек и за весь фильм мы даже ни разу не услышим его имени — его будут звать просто «капитан», потому что на самом деле остальное неважно.

Картина больше концентрируется на самом событии — лишь одном крошечном эпизоде огромной войны. Вместе с «Грейхаундом» и его капитаном зрители проводят несколько дней, сопровождая один конвой с припасами из Америки в Великобританию. За это время герой Хэнкса, который до этого не воевал, проходит изнуряющее боевое крещение — и проходит его очень достойно, но не без жертв. Капитан теряет людей, корабли, жертвует сном, но умудряется сохранить самое главное — себя и свою мораль.

Борат 2

Borat: Gift of Pornographic Monkey to Vice Premiere Mikhael Pence to Make Benefit Recently Diminished Nation of Kazakhstan

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 23 октября на Amazon Prime

Автор: Екатерина Кузнецова

Этот список никак не обошёлся бы без фильма, снятого в самый разгар пандемии коронавируса. Постироничный юмор и лёгкие шутки пришлись очень кстати в то время, когда отовсюду приходят в основном мрачные новости.

«Борат 2» продолжает сюжетную линию первого фильма о казахстанском журналисте Борате Сагдиеве. Героя Саши Барона Коэна освободили из ГУЛАГа, куда его отправили за унижение достоинства казахского народа. Перед Боратом поставили цель — доказать новому правительству США и всему миру силу и величество Казахстана, подарив американским властям обезьяну-порноактрису. Мартышку доставить не удалось, поэтому новым подарком стала дочь журналиста.

Уже привычная для героев Коэна постирония и политическая сатира легла на вполне милый драматичный сюжет о проблеме отцов и детей. Сексист, расист, антисемит и консерватор Борат по ходу фильма сталкивается с разрушением своих предубеждений. Это немного отнимает у него нелепого шарма, но так фильм вливается в нынешнюю волну феминизма и толерантности. Не обошлось и без противостояния демократов с республиканцами, проблемы харассмента и, конечно, разгадки появления коронавируса. Как и любой фильм Коэна, «Борат 2», остаётся на гребне информационной волны и точно бьёт в цель. И при этом он наверняка не станет однодневкой и останется актуальным и позже.

Дьявол всегда здесь

The Devil All the Time

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 11 сентября на Netflix

Автор: Ольга Щербинина

Удивительный фильм, который захватил меня своим повествованием, как венерина мухоловка насекомое. У него довольно невыразительный синопсис и не слишком яркий постер, и единственное, за что может зацепиться глаз, — крутой актёрский состав, поэтому интересно, прозвучал бы он громче, если бы вышел в широкий прокат. Этого мы не узнаем, но тем жарче советую не пропускать фильм.

«Дьявол всегда здесь» — история в жанре «южная готика». Действие таких произведений обычно происходит в нищих городках южных штатов, в них много рассуждений о роке и почти мистических событиях, которые приводят к зачастую не самому счастливому финалу, а герои обычно — глубоко травмированные и несчастные люди. Дональд Рэй Поллок, который до 50 лет работал водителем грузовика на бумажной фабрике, написал книгу именно про таких. Кстати, в кино именно голос писателя звучит за кадром, что придаёт картине ещё больше жутковатого очарования.

Парень, много повидавший на войне, по пути домой влюбляется в официантку, женится на ней, у них рождается сын. Глубоко религиозная дурнушка выходит замуж за мутного проповедника, у них появляется дочь. Есть и ещё одна пара, бездетная. Все они живут в разных городах, но в какой-то момент злая судьба столкнёт их жизни так, как машины не сталкиваются даже в самых жутких ДТП. И, как и в случае аварии, хорошо не будет никому.

«Дьявол» идёт почти 2,5 часа, но нити сюжета настолько грамотно сплетаются между собой, что на это не обращаешь внимание. Актёрский состав там действительно блестящий, хотя в какой-то момент кажется, будто эти люди выглядят даже слишком хорошо для тех, кто проживает подобные ситуации. Ценно и то, что известный по роли Питера Паркера Том Холланд выходит из скорлупы дружелюбного соседа, а Роберт Паттинсон с завидным упорством продолжает разрушать прилипчивый вампирский образ.

В чужой шкуре

Possessor

Российская премьера: 4 ноября на Megogo

Автор: Даша Лейзаренко

В последнее время хорроры новой волны выходят всё чаще, но 2020 год оказался на них не слишком богат. Один интересный представитель всё же нашёлся — научно-фантастическая картина «В чужой шкуре» (не самый удачный вариант локализации Possessor). Это второй полнометражный фильм Брэндона Кроненберга, который очевидно вдохновляется работами своего отца Дэвида, одного из основоположников боди-хоррора. В своём втором фильме Кроненберг-младший затрагивает основные темы жанра — тотальную слежку, паранойю, связь технологий с человеческим телом и разумом. Сюжет крутится вокруг компании, которая занимается заказными убийствами — они на время «переселяют» сознание киллера в человека, приближённого к жертве, чтобы расправиться и с целью, и с «хостом» одновременно.

В картине исследуют проблему гнёта корпораций — один на низкооплачевамой и депрессивной работе следит за жизнью людей без их ведома ради сбора информации, а другая пытается заполучить контроль над этой корпорацией. Режиссёр тем временем изучает потерю субъектности: насколько мы готовы отказаться от личной жизни, чтобы стать идеальным работником? Насколько работодатель готов сломить волю подчинённого ради идеальных результатов?

Кроненберг создал действительно жуткий мир, где правит ультранасилие. Уже в одном из первых кадров героиня вставляет себе иглу прямо в мозг — чем дальше погружаешься в пучину жестокости и контроля разумом, тем тревожнее становится. В визуальном плане это один из самых красивых фильмов года с умным монтажом и долгими планами, где, при этом, встречается один из самых жутких образов последних лет — и всё это, по канонам жанра, без графики. Режиссёр пугает не ради провокации — как в любой антиутопии, он показывает то, что беспокоит нас прямо сейчас.

1917

Российская премьера: 30 января

Цифровой релиз: 26 марта

Автор: Роман Персианинов

«1917» — это очень изящный военный фильм, в котором драма, ужасы битв, гуманизм и приключения переплетены и работают вместе. Большую роль в скреплении этих элементов играет операторская съёмка — простой, но при этом рабочий приём, который утомляет лишь в отдельных сценах. Это отлично подходит любителям аттракционов (а «1917» — по большой части именно про это) и любителям пересматривать фильмы. Этим грешу и я.

Я дважды ходил на фильм в кинотеатр с большим удовольствием и незнанием, что это — последняя картина, которую я посмотрю в кинотеатре без драконовских мер из-за коронавируса и чувства, что кинотеатры скоро умрут без денег. С трудом представляю, как смотреть этот фильм не на большом экране кинотеатра, даже если у вас дома первоклассный телевизор и не менее первоклассная звуковая система. Такие же ощущения получить вряд ли удастся. Это чувство помогает не забыть, что кинотеатры — это не устаревающий элемент, побежденный форматом «давай лучше дома посмотрим», а важная часть кинематографа. В 2020 году, который стал кошмаром для индустрии, это мысль кажется как никогда важной.

#кино #итоги2020 #tjсмотрит