Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Годзилла против Конга, Бэтмен против Супермена. История кроссоверов в кино – как происходили встречи известных героев

Судьбы фильмов, в которых легендарные монстры, маньяки и супергерои сходились как на боксёрском ринге.

31 марта на экраны выходит «Годзилла против Конга» – кроссовер о противостоянии двух легендарных монстров. Этот жанр появился ещё на заре голливудского кинематографа и плавно двигался от небольших и беззаботных подделок к супергеройским столкновениям, где командные встречи героев планировались на годы вперёд, а финансовые сборы картин исчислялись миллионами.

Столкнуть лицом к лицу — зарождение жанра

Встречи двух или нескольких популярных героев, которые сталкиваются друг с другом для союза или противостояния – старый сюжет, освоенный задолго до супергеройских франшиз. Студии поняли, что взаимодействие героев превращается в спортивное состязание, а идея кроссовера привносит ту остроту и новизну, которых недостаёт обычным сиквелам.

Подобные сюжеты привлекательны для продюсеров, дающих деньги на проект, ведь они предполагают большую прибыль. Встреча Годзиллы и Кинг-Конга интересна как любителям франшизы о японском монстре, так и поклонникам гигантского примата, да и в целом всем, кто хочет зрелищности и лёгкости. Но чтобы создать легендарный кроссовер, кинематографистам приходится решать вопросы авторских прав – некоторые персонажи, встречающиеся в фильме, не принадлежат одному автору или студии.

Пересечение двух персонажей происходит либо благодаря покупке авторских прав, либо по договорённости с правообладателем. Появление Бэтмена, Супермена, Гэндальфа или Хана Соло в анимационной ленте «Лего. Фильм» обусловлено дружеским отношениям между Lego и их партнёрами.

Второй вариант – использование персонажей, находящихся в общественном достоянии. Исключительные авторские права на тех или иных героев со временем истекают, и их разрешается использовать в своих целях. К списку таковых относятся многие литературные герои, начиная от Шерлока Холмса и заканчивая линейкой классических монстров, будь то Франкенштейн или Человек-невидимка.

Скуби-Ду встречает Бэтмена и Робина

Ещё большей популярностью формат кроссоверов пользуется в мультфильмах и телешоу. В «Трёх богатырях и Шамаханской царице» – главном отечественном мультфильме-кроссовере, сошлись Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. В «Черепашках навсегда» встретились ниндзя-черепахи из двух разных вселенных: 1987 года и студии Mirage 2003 года. В мире Скуби-Ду также происходили неожиданные сходки: герои сталкивались с семейкой Аддамс, с Бэтменом и Робином.

Наиболее экспериментальный характер носят комикс-кроссоверы. Когда кинематографу не под силу объединить персонажей, или их встреча сопряжена с огромными рисками для студий, фанатские желания воплощает литература. На страницах комиксов Черепашки ниндзя сходились с Охотниками за привидениями, Робокоп с Терминатором, а Судья Дредд сражался с Чужим и Хищником.

Фрагмент обложки комикса «Хищник против Судьи Дреда»

Сюжет большинства таких фильмов схематичен и однообразен: зачастую события картины ведут к примитивной схватке или же объединению в борьбе с более сильным врагом. А иногда и оба события – как в «Бэтмене против Супермена», где сначала супергерои сражаются друг с другом, а затем пытаются остановить общего противника Лекса Лютора.

Большинство крупных кроссоверов целятся в аудиторию своих поклонников, поэтому не тратят время на экскурс в историю персонажей – фанаты и так всё знают. Это упрощает сюжет и сводит его к повторяющейся схеме. Другой нюанс всех «долгожданных» кроссоверов чисто психологический – многие из них получают низкий рейтинг и лишают ярких впечатлений, так как маркетинг излишне завышает ожидания зрителей.

Особенно если речь заходит о любимых героях детства, которых наконец столкнули лицом к лицу – финальный проект может оказаться совсем не таким, каким его представляли фанаты в своих фантазиях.

Коллаж с классическими монстрами студии Universal Фото WallpaperAccess 

Концепция фильма-кроссовера насчитывает не пару десятилетий – она родилась ещё в 30-ые годы, в золотой век Голливуда. Коммерческий успех «Дракулы» и «Франкенштейна» запустил целую линейку ужасов, чьими героями стали Человек-волк, Невидимка, доктор Джекилл и Мистер Хайд. Пытаясь увеличить кассовые сборы, боссы Universal пришли к идее ансамблевого кино о монстрах. Создание Франкенштейна, граф Дракула, Человек-волк и Невидимка могли сойтись в одной ленте и даже противостоять друг другу.

Фильмы ужасов 30-ых резонировали с социальными процессами – Великая депрессия породила образы чудовищ, нашедших своё место на экранах кинотеатров. Линейка персонажей от Universal стала таким же значительным артефактом для поп-культуры 30-ых, как и Мстители для сегодняшних дней.

Успешные кроссоверы:

«Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943)

Дебютной встречей для монстров стал фильм Роя Уильяма Нилла, пятая лента о Франкенштейне и вторая – о Человеке-волке. Лоуренс Тальбот, сыгранный Лоном Чейни-младшим, в полнолуние превращается в волосатого монстра с клыками. Пытаясь излечиться от своего проклятия, Тальбот отправляется в городок Валсария – в тамошних руинах оживает обледенелое тело чудовища Франкенштейна.

В финале картины происходит ожидаемая схватка между Человеком-волком и созданием Франкенштейна. Последний предстаёт на экране в жутком исполнении Белы Лугоши – актёра, сделавшего карьеру «Дракулой».

Зрелище сопровождается музыкальными номерами и эффектной кульминацией. Монстры пытаются разорвать друг друга на части, а местные жители взрывают дамбу, и древний замок сносит водой. Несмотря на монструозную сущность персонажей, Человек-волк в фильме окрашен более положительно – Тальбот напоминает Брюса Беннера, который периодически теряет контроль над собой и становится Халком. В последующих лентах с участием монстра этот статус сильно не поменялся.

Создатели объединили персонажей несмотря на различие эпох в их собственных вселенных: события франкенштейновских ужасов разворачивались в 19 веке, в то время как история Человека-волка – в начале 20-ого. Изначально планировалось, что Лон Чейни-младший сыграет сразу двух монстров, однако идея оказалась технически неосуществимой. Проект состоялся благодаря коммерческому расчёту продюсеров – успех картины мотивировал боссов столкнуть персонажей снова, запустив целую франшизу.

«Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948)

Одна из первых комедий ужасов, где сочетается причудливый дуэт Бада Эбботта и Лу Костелло с классическим сюжетом хоррора. Двое неуклюжих кладовщиков доставляют ящики в «Музей Ужасов», несмотря на предупреждение, что ящики содержат настоящие тела графа Дракулы и монстра Франкенштейна.

Существа оживают и сбегают из ящиков, в результате чего грузчиков арестовывают за кражу. Нейрохирург Сандра вместе с Дракулой планируют сделать чудовищу Франкенштейна трансплантацию мозга – донором они выбирают одного из кладовщиков, пришедшего в замок-лабораторию.

Постер фильма 

Кинопародия о двух неудачниках, ввязывающихся в нелепые авантюры, стала вечеринкой для монстров. Изысканный граф Дракула ходит вместе с монстром Франкенштейна, в то время как Человек-волк приезжает из Лондона, пытаясь уничтожить чудовищ. Наиболее залихватской выглядит финальная сцена побоища: Волк сцепляется с Дракулой, а комики спасаются от монстра Франкенштейна, баррикадируя комнату. Создатели фильма даже отвели место Человеку-невидимке, окончательно превратив ленту в ансамбль страшных существ.

Одна из интереснейших находок фильма – он не превращается в безобидную комедию: монстры, как и в предыдущих картинах Universal, по-прежнему пугают, в то время как комики выполняют необходимую задачу, веселя своей бестолковостью. Например, в одном эпизоде герой Лу Костелло живёт в гостиничном номере, совершенно не подозревая, что по соседству с ним злобный Человек-волк.

К середине 40-ых зрители начали уставать от классических монстров, а введение комедийного элемента разнообразило знакомый сюжет. Пусть сам Костелло сперва ненавидел сценарий, признаваясь, что его пятилетняя дочь могла бы написать что-нибудь получше, он передумал, когда начались съёмки. В результате «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» стал одной из самых лучших хоррор-пародий, и вместе с тем – последним масштабным выходом монстров на экран.

«Кинг-Конг против Годзиллы» (1962)

Уиллис О’Брайен – сценарист и мастер покадровый анимации, планировал кроссовер о схватке Кинг-Конга с Франкенштейном. Но после покупки сценария японской студией Toho проект превратился в схватку гигантского примата с доисторическим ящером. Как для Конга, так и для Годзиллы лента стала третьим появлением на экране – проектом занялся Исиро Хонда, подаривший миру классическую Годзиллу 1954 года.

Постер фильма «Кинг-Конг против Годзиллы»

Ранее похороненный в айсберге Годзилла просыпается и атакует местную арктическую станцию. Параллельно группа телевизионщиков посещает остров и встречает Конга – попытка транспортировки монстра терпит крах и освободившись, горилла сталкивается с ящером. Дальнейшие события фильма – это свирепая борьба монстров, сначала в долине, а затем в Тихом океане.

Картина Хонды кажется комичной не только в силу аналоговых спецэффектов и аляповатости – она задумана и осуществлена как сатира на телеиндустрию Японии. Режиссёр показал битву монстров через призму рейтинговой войны телеканалов – Тако, главный герой фильма, использует монстров для рекламы своей фармацевтической кампании. А в одной из сцен служащий интересуется, кто же из гигантов сильнее.

Хотя картина выглядит абсурдной, а в шкурах монстров нетрудно угадать актёров, «Кинг-Конг против Годзиллы» остаётся одним из самых кассовых фильмов о ящере в Японии. Собрав более 10 миллионов долларов в мире, картина Хонды запустила целую серию батальных фильмов с противостоянием Годзиллы Мотре, Гидоре и многим другим существам японской кайдзю-культуры. MonsterVerse – американская «перезагрузка» вселенной Годзиллы, спродюсированная Legendary, многое заимствует из эстетики старого фильма и схожим образом развивает свою франшизу.

«Кто подставил кролика Роджера» (1988)

История проекта начинается с Гэри Вульфа – писателя, создавшего причудливый книжный детектив «Кто вырезал Кролика Роджера?» Руководству The Walt Disney Company приглянулась история о персонажах мультфильмов и комиксов, которые пытаются ужиться в одной вселенной.

Проект Роберта Земекиса и Disney был во всех отношениях смелым: 70-миллионный бюджет в те времена казался довольно большим, а студия сомневалась в успехе экспериментальной картины, учитывая кризисное состояние анимации в 80-ые годы. На тестовых показах о фильме тоже отзывались нелестно.

Сюжет фильма неочевиден и построен на отсылках к американскому неонуару: кролика Роджера подозревают в убийстве магната. За дело берётся детектив Валиант, пытаясь доказать невиновность кролика и распутать криминальные замыслы злодеев.

Не менее храбрая идея создателей — совместить в одной картине героев из различных анимационных вселенных. Стивен Спилберг на посту продюсера выбил права на многих персонажей, благодаря чему в фильме встретились Йосемитский Сэм, Друпи, Микки Маус и Багс Банни. Многие персонажи достались на особых условиях, поэтому некоторые из них появляются в фильме эпизодически и произносят краткие реплики. Студия Warner требовала, чтобы их герои присутствовали на экране столько же, сколько и диснеевские персонажи.

Земекис хотел снимать картину подвижной камерой – с динамичными операторскими приёмами и проездами, что усложнило разработку проекта. Но оператор Дин Канди снимал «Кролика Роджера» как обычный фильм, а главный труд пришёлся на постпродакшн и работу художников, которые придавали персонажам трёхмерность.

Гибридное произведение, состоящее наполовину из анимации и кино, не считалось новинкой – подобные затеи реализовывали ещё в эпоху классического Голливуда. Однако совмещение в одном мире многочисленных персонажей, знакомым детям, стало действительно большим открытием – интерес к диснеевской анимации снова вырос, а успех смелой картины закрепился трёмя «Оскарами» (за монтаж, монтаж звука и визуальные эффекты). Картина Земекиса собрала 329 миллионов долларов в прокате и на данный момент имеет высокий рейтинг критики на Rotten Tomatoes – 97%

«Фредди против Джейсона» (2003)

В 80-ые годы существовало две главных хоррор-франшизы – «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница 13». Противостояние Джейсона и Крюгера оставалось вопросом времени – фанаты жаждали кроссовера, а в девятом фильме о Джейсоне показали руку Фредди Крюгера, забирающую маску убийцы, и сопроводили злобным смехом. Продюсер Шон Каннингем планировал столкнуть персонажей ещё в 1993 году, но снять кроссовер удалось только спустя десять лет.

Проект, неоднократно изменявшийся в процессе разработки, смог преодолеть главную трудность – совместить двух персонажей, чьи вселенные и тональности совершенно отличались друг от друга. Джейсон почти во всех частях убивал подростков в лесах (пока его не отправили в Манхэттен, а затем в космос), Крюгер же терроризировал молодёжь в мире сновидений.

30-миллионный фильм Ронни Ю нашёл компромисс – не только в стилистике, но и в самом сражении маньяков, предложив недосказанность и закономерную ничью. Фанаты франшиз остались довольны – Фредди появлялся в образе огромного зеленого змея и постоянно шутил, а Джейсон молчаливо рубил плоть.

Cоздатели хотели зайти ещё дальше – противостояние Фредди и Джейсона должно было завести героев в преисподнюю и столкнуть с Пинхедом – героем хоррор-франшизы «Восставший из ада». Но у New Line Cinema не было прав на персонажа. Даже этого оказалось достаточно, чтобы сделать ленту блокбастером: несмотря на противоречивый приём критикой, кроссовер окупился, собрав 116 миллионов долларов.

Фрагмент комикса о столкновении Фредди, Джейсона и Эша Фото TheThing 

Поклонники ожидали продолжения, но создание сиквела застопорилось – идея предполагала появление третьего персонажа ужасов, с правами на которого New Line не смогла разобраться. Студия интересовалась Эшем – героем Брюса Кэмпбелла из «Зловещих мертвецов», однако проект заглох. А чуть позднее возникла тенденция на ремейки популярных слэшеров, окончательно похоронив идею сиквел-кроссовера.

«Мстители» (2012)

Командный кроссовер о супергероях разрабатывался Marvel с 2005 года – сольные картины о Железном-Человеке, Халке, Торе и Капитане Америке стали плацдармом для последующего объединения в одном блокбастере. Успех «Железного человека» позволил студии анонсировать «Мстителей» и окончательно уйти в разработку. 220-миллионный кроссовер объединил супергероев для защиты планеты от Локи и инопланетной расы Читаури.

«Мстители» оказались не только динамичным блокбастером, распределившим большое количество персонажей в одном фильме. Почти во всех предыдущих случаях кроссоверы оказывались спасительной операцией для поддержания слабых франшиз – как финансовой, так и идейной. Marvel Studio предложила иной подход – они планомерно двигались к заветной идее, потратив четыре года, чтобы объединить главных персонажей вселенной.

Картина Уидона получила восторженные отзывы. Её называли идеальным супергеройским блокбастером, воплотившим мечты комиксных гиков. Захватывающий боевик, полный юмора и героической патетики, заработал в прокате более 1,5 миллиарда долларов и 91% критического одобрения. Marvel продолжила развивать кроссовер-франшизу, а выпущенный в 2019 году финал эпопеи о «Мстителях» стал самым кассовым фильмом в истории кино.

Неудачные кроссоверы:

«Лига выдающихся джентльменов» (2003)

История супергеройского кроссовера началась с одноимённого комикса Алана Мура, опубликованного в 1999 году. 20th Century Fox и режиссёр Стив Норрингтон решили адаптировать комикс, собрав целый ансамбль литературных персонажей 19 века – противоречивые герои классики превратились в супергероев, защищающих мир от терроризма.

В этом числе – Фантом, борьбу с которым ведёт Аллан Квотермейн, и его лига вместе с капитаном Немо, вампиршей Миной Харкер, Человеком-невидимкой, Дорианом Грэем, Томом Сойером и доктором Джекилом.

Кадр из фильма «Лига выдающихся джентльменов»

Экранизация комикса соответствует непринуждённому духу боевиков 2000-х, а стилистика стимпанка и атмосфера викторианской Англии добавила ленте экзотики. Шон Коннери в образе Квотермейна напомнил себя самого в амплуа Джеймса Бонда, Доктор Джекил трансформировался в ужасного Хайда, а Дориан Грэй оказывался попросту неуязвимым – однако создатели не учли, что подобный ансамбль героев превратил фильм в костюмированное фрик-шоу. Это и послужило одной из основных причин, почему кроссовер Норрингтона плохо приняли.

Попытка сделать увлекательный летний блокбастер не увенчалась успехом – «Джентльменов» сочли утомительным зрелищем, в котором большое количество героев привнесло сюжету лишь сумбур. Заклеймённый нелепым и абсурдным, фильм заработал 17% одобрения на Rotten Tomatoes. Спустя годы многие уже и не вспоминали этот причудливый кроссовер – только в качестве показательного примера, какими кинокомиксы быть не должны.

Недовольство съёмочным процессом и творческие разногласия заставили Коннери окончательно завязать с кинематографом. В 2006-м артист заявил, что уходит в отставку, устав от работы с «идиотами».

«Чужой против Хищника» (2004) и «Чужой против Хищника: Реквием» (2007)

Идея кроссовера о двух инопланетных существах курсировала давно – впервые монстры схлестнулись в комиксе 1989 года. На встречу и намекал второй «Хищник», где череп Чужого появился на борту корабля в качестве трофея. В результате 20th Century Fox совместила франшизы, доверив постановку Полу У.С. Андерсону. Он предложил столкнуть существ в экзотических условиях – в пирамиде, напоминающей о цивилизации египтян и ацтеков.

Кадр из фильма «Чужой против Хищника»

Научная экспедиция отправляется в Антарктиду, где обнаруживает загадочную пирамиду, излучающую тепло. Ненароком группа активирует саркофаг с оружием Хищников – в пирамиде также находятся яйца, из которых появляются лицехваты и заражают людей. Вылупившиеся Чужие сталкиваются с Хищниками, а учёные становятся случайными жертвами инопланетной бойни.

Кроссовер Андерсона вызвал противоречивые отклики у зрителей: продуманные декорации и спецэффекты не могли скрасить глупый и картонный сюжет. Полной творческой свободе не позволил развернуться и детский рейтинг PG-13 – фильм не смог предложить ни атмосферы ужаса «Чужого», ни брутального экшна, за который любят «Хищника».

Ленту Андерсона ругали за чересчур тёмную картинку, в которой боевая хореография монстров оставалась почти невидимой. Номинация на «Золотую малину» и разгромный 21% на Rotten Tomatoes не помешали создателям запустить в производство сиквел – этому поспособствовали заработанные 177 миллионов долларов в прокате.

Снятый в 2007 году сиквел продолжил события первого фильма. Схватка существ на корабле Хищников привела к аварийной посадке – попав на Землю, чужие размножились и начали терроризировать жителей штата Колорадо. На место аварии вылетел Хищник, стремясь ликвидировать как чужих, так и следы присутствия своей расы.

Братья Штраус превратили второй кроссовер в подростковый слэшер, наполнив 40-миллионный блокбастер впечатляющими кровавыми сценами: здесь отрубают руки инопланетной кислотой на глазах у детей, а чужие оплодотворяют беременных женщин эмбрионами. Да и всё противостояние пришельцев оборачивается ядерным взрывом.

Более брутальный и жестокий, сиквел не нашёл одобрения у зрителей и критиков – на Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 12%. После творческих неудач и неутешительных 130 миллионов в прокате, сериал приостановили, а персонажи продолжили своё существование отдельно друг от друга.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016)

Задуманный ещё в 2001 году, главный комикс-кроссовер запустили при Заке Снайдере – режиссёре, который подарил новый взгляд на историю Супермена. После релиза «Человека из стали» DC Comics и Warner устремились как можно скорее укомплектовать собственную вселенную, где пришелец с Криптона сосуществует с готэмским рыцарем.

«Бэтмен против Супермена» оказался промежуточным фильмом в становлении «Лиги справедливости», неизбежно расколов зрителей и вызвав волну недовольств.

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Брюс Уэйн – миллиардер и ночной борец с преступностью, обвиняет Супермена в катастрофических последствиях битвы с генералом Зодом. Скрываясь в образе журналиста, Кларк Кент также недоволен Бэтменом и его жестокими методами борьбы с криминалом. Усилиями Лекса Лютора Супермена принуждают к борьбе с Тёмным Рыцарем. Чуть не убив пришельца криптонитовым копьём, Бэтмен понимает, что Супермен не представляет угрозы – они объединяются для победы над Лютором и Думсдеем.

Эпический 250-миллионный блокбастер столкнулся с целым рядом нареканий. Его обвиняли в избыточной компьютерной графике, в нецелесообразных сюжетных ходах (особенно вспоминают сцену примирения героев, где Бэтмен усмиряет свой гнев, поняв, что мать Супермена зовут так же, как и его – Марта), а также в неровности и перегруженности повествования.

Брутальный Бен Аффлек, экипированный в доспехи Тёмного рыцаря, так и остался предметом фанатских рассуждений – многие до сих пор не могут решить, достойный ли из него получился Бэтмен. Масштабный кроссовер дополнился фигурой Чудо-женщины – её появление поклонники тоже оценили весьма двояко.

28% рейтинга среди критики – печальный показатель для амбициозного кроссовера. Рейтинг оказался таким сокрушительным, что фанаты DC потребовали агрегатор Rotten Tomatoes закрыть сайт. Не лучшим образом показали себя и кассовые сборы – хоть фильм Снайдера и не провалился, однако студия рассчитывала на более солидный показатель кассы, чем 873 миллиона долларов.

«Лига справедливости» (2017)

Первый командный фильм DC, где Бэтмен, Чудо-Женщина, Аквамен, Киборг и Флэш противостояли Степному волку, уже во время производства столкнулся с препятствиями. Личная трагедия Снайдера, связанная со смертью его дочери, помешала постановщику продолжить работу.

С ухом Снайдера Джосс Уидон, работавший над первыми «Мстителями», занимался финальным монтажом. Его присутствие не помогло доработать «Лигу» – проектом остались недовольны как участники съёмочного процесса, так и сам Уидон. Режиссёра обвиняли в неподобающем поведении – съёмки одного из самых амбициозных комикс-кроссоверов превратились в череду казусов и неудобств.

В результате досъёмок экранное время некоторых героев сократилось, а снятые эпизоды исчезли из финальной версии. Подобные манипуляции на постпродакшне оказали влияние на повествовательный строй картины.

Фильм вышел на экраны незаконченным, как в драматургическом, так и в техническом плане. Многие критики приняли его холодно, сочтя бессвязным и перегруженным компьютерной графикой. Сравнивая с успехом марвеловских «Мстителей», «Лигу справедливости» обвиняли в мрачности и излишней громоздкости. При гигантском 300-миллионном бюджете командный кроссовер заработал 657 миллионов долларов и получил 40% рейтинга.

Несмотря на провал, Снайдер не оставил «Лигу справедливости» и добился выпуска режиссёрской версии. Warner Bros дали режиссёру около 30 миллионов долларов на доработку фильма – доснятый четырёхчасовой кроссовер выйдет на экран таким, каким его Снайдер задумал изначально. Премьера четырёхчасового кроссовера состоится 18 марта на платформе HBO Max и на «КиноПоиске HD».

«Стекло» (2019)

Десятилетие творческих неудач сподвигло режиссёра М. Найата Шьямалана на оригинальное решение – создать свою вселенную, объединив персонажей «Сплита» и «Неуязвимого» (этому способствовал прокатный успех «Сплита» с МакЭвоем). У Шьямалана получился не то психиатрический хоррор-кроссовер, не то комикс-драма, размышляющая о человеческой природе и сущности супергеройства.

Дэвид Данн – охранник из «Неуязвимого», владелец множества личностей Кевин Крамб, а также сумасшедший гик Мистер Стекло оказываются запертыми в психиатрической лечебнице. Страдающие от мании величия, герои проходят лечение и слушают психиатра, который убеждает больных, что у тех нет никаких способностей, только детские травмы.

Вместо экшн-кроссовера Шьямалан придумал психологический лабиринт, где большая часть хронометража посвящена разговорам. В кульминационный момент, когда должна произойти баталия по всем канонам кроссоверов, «Стекло» предлагает совершенно иной разворот событий.

Амбициозный кроссовер вызвал противоречивую реакцию публики. Учитывая, что творчество Шьямалана не по душе многим критикам и зрителям, «Стекло» послужило очередным поводом для нападок. Некоторым любителям комиксов деконструирование супергероики показалось несвоевременным – идеи Шьямалана запоздали и не нашли поголовного одобрения.

Другие напротив – признали талант и богатство фантазии режиссёра, совместившего в одной картине Брюса Уиллиса, Джеймса МакЭвоя и Сэмюэля Л. Джексона. «Стекло» показало компромиссные результаты, собрав 247 миллионов долларов и 37% одобрения среди критиков.

* * *

Формат кроссоверов обладает противоречивыми достижениями. Голливуд неоднократно переживал волны зрительского спроса на жанр, но не всегда удовлетворял желания фанатов. Успешные кроссоверы чередовались с оглушительными провалами – это касалось как франшиз о монстрах, так и супергеройских эпосов.

История поп-культуры показывает, что поклонники всегда нуждаются в определённых «наградах». Пока существуют колоритные и любимые герои, студии продолжат создавать фильмы-кроссоверы. В этом сегодняшние блокбастеры мало чем отличаются от трендов 40-ых и 60-ых годов, когда популярностью пользовались ужасы Universal и звери японской студии Toho.

Но стоит ленте провалиться, то публика и студии теряют интерес даже к наиболее смелым идеям. Показательный пример – прокатная судьба «Мумии» 2017 года, чей провал поставил крест на возрождении классических монстров Universal.

Проекты Marvel и DC сыграли важную роль в популяризации формата кроссоверов. Одновременно с этим они произвели непредсказуемую манипуляцию с мечтами фанатов – когда командные фильмы и захватывающие встречи героев выходят из года в год и становятся обыденностью, то любой кроссовер перестаёт быть столь желанным, как раньше.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #сша #культура #лонгриды #лигаавторов