{"id":669,"title":"\u0418\u0449\u0435\u043c \u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430 \u00ab\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0430\u00bb. \u0422\u0435\u043c\u044b: \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0438\u0437 \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043c\u0435\u043c\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=669&url=https:\/\/tjournal.ru\/internet\/361906&hash=a6be52232df31d033d4756089b2a06aa82d9446e6644ffffd91b59549890bf93"}

«Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд: фильм о бесконечной дороге, которая стала для людей домом Статьи редакции

«Я не бездомная, у меня просто нет дома».

11 марта в российский прокат вышел фильм Хлои Чжао «Земля кочевников». Это победитель Венецианского кинофестиваля-2020, обладатель «Золотого глобуса» как лучший драматический фильм и, по мнению критиков, один из главных претендентов на «Оскар». TJ посмотрел фильм и рассказывает, как там показано отличие между «быть бездомной» и «не иметь жилья».

«„Дом“ — это просто слово, или ты хранишь его в сердце?». Фраза точно описывает концепцию третьего полнометражного фильма Хлои Чжао, которая пытается передать в картинах отзывающиеся в зрителях истории американцев. Её прошлые работы: «Песни, которым меня научили братья» о жителях индейской резервации и «Наездник» о ковбое, который вынужден был оставить карьеру после серьёзной травмы головы.

«Земля кочевников» рассказывает о людях, которые остались без дома и ищут свой жизненный путь. В основу сценария легло документальное исследование Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века» о том, как кризисы вынуждают американцев кочевать по стране в поисках работы и мест с бесплатной парковкой трейлера.

60-летняя Ферн, которую играет обладательница двух «Оскаров» Фрэнсис МакДорманд, потеряла всё. Сначала после тяжёлой болезни умер её муж Бо, а потом из-за закрытия крупного предприятия с карты практически исчез город Эмпайр. У него забрали даже почтовый индекс. Недолго думая, Ферн отправилась в путешествие на стареньком микроавтобусе, предварительно аккуратно запаковав единственную ценность — отцовский набор посуды с изящным цветочным узором. Сервиз «Осенний лист» — это крупица тёплых воспоминаний. Впрочем, как и другие сокровища, которые Ферн найдёт на своём пути.

Вещи же из её прошлой жизни так и останутся в городке Эмпайр. Вернувшись, Ферн выглядит одиноко на фоне старого дома: она уже не вписывается в эти обстоятельства и расстаётся с ними. Чжао показывает эти моменты на языке режиссера Рой Андерсона или художника Эдварда Хоппера — эти кадры совсем не похожи на всё остальное.

На протяжении фильма Ферн колесит по Америке. Она присоединилась к сообществу кочевников, которых по традиции Чжао играют непрофессиональные актёры. Среди них — идеолог движения кочевников и автор номадического течения в философии Боб Уэллс.

Персонажа МакДорманд можно назвать интервьюером, который задаёт вопрос об американской мечте. Кочевники — люди не бездомные, но не имеющие жилья. Они подкупают нас тем, что делают всё в точности да наоборот, а также отвергают навязанные обществом идеалы. Они знают главный секрет жизни: все мы рано или поздно встретимся на дороге. Кочевникам не нужен собственный дом и лужайка, они даже к этому не стремятся. Документальная часть рассказывает, как в трейлере спать холодными ночами, болеть и ходить в туалет: кочевники демонстрируют сразу несколько вариантов.

Сложность вечных переездов Ферн с места на место, переживания после смерти мужа, тяжёлый труд, всеобъемлющие одиночество и нищета — наводит на мысль, а не излишне ли мы романтизируем жизнь в дороге. Может, это всё-таки вынужденный выбор? Это никак не вяжется с той же американской мечтой. Где же базовый набор желаний «маленького человека»?

Кино депрессивно повествует, как крупные корпорации губят многие жизни, заставляя мигрировать в поисках работы. Зимой Ферн занята в сортировочном центре Amazon, а в остальное время перебивается подработками помельче, например, устраивается в сетевую закусочную. Чжао подчеркивает постоянно меняющуюся ситуацию с трудоустройством персонажей, показывая разные рабочие места.

За время съёмок МакДорманд работала на фабрике Amazon и кассиршей в кафе быстрого питания, чтобы быть ближе к героям фильма, выживающим благодаря тяжёлой работе.

В дороге Ферн по всем правилам диснеевских мультфильмов несколько раз встречает прекрасного Дэйва. Он заметно не похож на всех, кажется, вроде и одежда его опрятнее и борода причесанная. И у него есть свой «дом». Дэйва сыграл Дэвид Стрэтэйрн из «Доброй ночи и удачи», а его сына — его настоящий сын. Ещё один показатель близости актёров к героям картины.

И вот на горизонте Ферн наконец-то появляется тихая гавань, причалив к которой можно обрести покой в кругу родных. Но со звуком разбитого сервиза «Осенний лист» и криков малыша на коленях Ферн становится очевидно, что этот хэппи-энд не для неё. Конечно, некоторые подвергнут поведение Ферн стигматизации. Но нужно дождаться момента, когда её фургончик подъедет к бушующему океану — это и есть безграничная свобода личности. Ферн справится одна и сможет пережить утрату всего, что ей когда-то было дорого, повторив жизнь первопроходцев. Она неотделима от своего старенького фургончика, за окном которого прекрасные пейзажи Америки. Портрет Ферн распространяется и на других людей, с которыми она встречается на пути.

Фильм несколько раз критикует идею дома как недвижимости, ради которой люди влезают в долги. Чжао показывает романтику путешествий и свободы, но это не похоже на типичный роуд-муви: картина несколько раз лишает зрителя кинематографического удовлетворения.

Когда обеспокоенные друзья предлагают Ферн жильё, она отказывается, а на вопрос знакомой о жилье отвечает: «Я не бездомная, у меня просто нет дома. Это другое, правда?». У неё и правда есть дом — белый фургон, который она называет «Авангардом». Отсутствие дома в привычном понимании вызывает у людей чувство жалости, но Ферн считает это свободой: она не привязана к месту может познавать новое.

Этот фильм разговаривает с нами на языке природы. «Человек – это сон, мысль – иллюзия, и только камни реальны. Камни и солнце» — говорит Хлои Чжао. Он о том, что даже учительница на замену может позволить себе стать первопроходцем, стать «стервой пустошей».

{ "author_name": "Анастасия Солнцева", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 18, "likes": 61, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 352011, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 12 Mar 2021 14:47:02 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

Я не бездомная, у меня просто нет дома.

Ответить
10

Не выдержав несовершенства мира, я зарегался на сайте.
В оригинале она говорит, что она не homeless, а немного подумав, говорит что houseless.
Гугл объяснит разницу, это набирающее популярность явление:
They always say, you know, home is where the heart is. I have a home even when I don't have a house. And so it's really getting across that idea that people create homes when they're in their tents, when they're in their communities

Ответить

Принудительный супер_стар

16

Я не бедный, у меня просто нет денег

Ответить
6

отличный фильм. были сомнения до просмотра, после лишь приятный осадок оставил. очень созерцательное и спокойное кино.

Ответить
0

у меня наоборот — загорелся после трейлера, а фильм не тронул

Ответить

Коллективный рубин

5
Ответить

Здравый диод

3

Не читал, чтобы не спойлерить, но МакДорманд заебись. Всем рекомендую "Что знает Оливия".

Ответить
1

Гражданка КНР сняла фильм "Земля кочевников" про американских индейцев из резервации и современных цыган в то время, как настоящую землю кочевников КНР в 21 веке превратила в гигантский концлагерь для тюрков (уйгуров, казахов, киргизов).
Людям внушается мысль, что кочевник (номад) - это такой цыган без рода и племени.
Так что ничего такого не происходит.

Ответить
2

Извините, а вы сам фильм смотрели ? 
"про американских индейцев из резервации"

Она в 14 лет покинула КНР. Сейчас ей 38 из которых 20 она живет в США. 
И в Китае она уже попала в опалу за некоторые свои слова.

Ответить
0

Собрал дома наконец-то аудиосистему нормальную 5.1, приехала мама на недельку, говорит "своди меня в кино", а я кроме Нетфликса ничего уже давно не смотрю, на слуху только этот был, включил на свою голову. "Какой депрессивный фильм.." Расплакалась конечно, настроение испортил только) Ну и звук никакой, надо на чем-то более динамичном протестировать, и чтоб маме зашло.

Ответить
0

По мне - так се кинч, формат полудокументальности вызывает местами кринж. Но интересно было узнать что есть такое движение кочевников в США

Ответить
0

Часть героев играли сами себя. Снят фильм по документальной книге.

Ответить
0

через года полтора и дудь выпустит полноценый док про брошенные города 

Ответить
0

- Мам, пойдём в кино про кочевников.
- У нас такое кино дома есть!
Дома: Табор уходит в небо.

Ответить
0

Сходил вчера, посмотрел. Очень понравилось: что-то вроде Быкова, только про американскую реальность, прямо вот без прикрас. Но ощущение тяжёлое, конечно, после финальных титров две девушки в зале аж плакали.

А про смехуёчки с домом, это просто кривой перевод. Она говорит "I'm not homeless. I'm just houseless. Not the same thing, right?" и это реально имеет смысл в английском языке.

Ответить
Обсуждаемое
TJ
Вы были победителем «Русского медвежонка»? Наконец-то этот сертификат пригодился!
Мы ищем героев для статьи.
Новости
Фото: Полевой лагерь российских военных под Воронежем — у границы с Украиной
На спутниковых снимках видны сотни военных машин.
Новости
В комиксе про Капитана Америку спародировали идеи из книги психолога Джордана Питерсона. Их приписали злодею
Красный Череп рассказывает о «ловушке феминисток» и своих «10 правилах жизни».
Популярное за три дня
Новости
Фото: Полевой лагерь российских военных под Воронежем — у границы с Украиной
На спутниковых снимках видны сотни военных машин.
Новости
Умер муж Елизаветы II принц Филипп
Ему было 99 лет.
Новости
Екатеринбургскому фотографу назначили обязательные работы за акцию протеста. Журналисты помогли ему убрать снег
Приставы попросили журналистов прекратить «несанкционированные работы».

Комментарии

null