Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Из другой России: каким получился «Майор Гром: Чумной доктор» — первый российский кинокомикс

Обзор на супергеройское кино, в которое хочется верить, но сложно воспринимать всерьёз.

1 апреля в российских кинотеатрах стартует «Майор Гром» — экранизация отечественных комиксов, которая пережила смену режиссёра, сценариста и всей команды. Редактор TJ посетил премьеру картины в Петербурге и рассказывает, каким получился фильм о русском супергерое.

Долгий путь в кино

Впервые об экранизации комиксов Bubble заговорили ещё шесть лет назад — в 2014 году. Тогда издательский дом News Media Арама Габрелянова собирался выпустить десятки пятиминутных мультфильмов и полнометражную картину про Майора Грома.

В итоге авторы отказались от решения сразу делать полный метр и в 2017 году выпустили короткометражку на 28 минут. Она должна была представить героя и стать демонстрацией возможностей команды, чтобы привлечь инвесторов.

Фильм снял режиссёр Владимир Беседин, а картина стала большим успехом для Bubble Studios — она собрала более двух миллионов просмотров на YouTube, а потом ленту показали на Первом канале. После этого авторы объявили о работе над полнометражным фильмом и выпустили пятиминутный тизер, адаптированный уже под зарубежную аудиторию.

В 2019 году, после двух лет работы над фильмом, Беседин покинул проект, а вместе с ним — вся команда, включая исполнителя главной роли. Конкретную причину стороны не раскрыли: проблемой якобы стало то, что авторы не сошлись во взглядах. В одном из интервью Габрелянов говорил, что хотел вывести проект на международный уровень, поэтому вёл переговоры с американскими инвесторами, но они прошли безрезультатно. По одной из версий, работа над картиной шла слишком медленно.

В то же время на проект назначили режиссёра Олега Трофима («Лёд»), сценарий полностью переписали, отказавшись от американских амбиций и избавившись от политики, а на роль главного героя нашли нового актёра Тихона Жизневского («Огонь», «Топи»). За четыре года с выхода тизера фильма, он полностью потерял актуальность, а паренёк из ролика успел стать подростком (и тоже снялся в новом фильме). Большая часть переработок, вероятно, пошли фильму только на пользу, но некоторые — точно нет.

Максимально оторван от реальности

«Чумной Доктор» рассказывает о петербургском майоре полиции Игоре Громе, который представляет собой «идеального полицейского» — он в одиночку работает за весь отдел, но испытывает проблемы при работе в команде. Всё меняется с появлением злодея в маске Чумного Доктора, который начинает убивать «богачей, отравляющих город».

Хотя авторы утверждали, что вернулись к работе для российского зрителя, «Майор Гром» получился очень далёким от современных реалий страны, да и мира в целом. Картина существует в своём «пузыре», где нет ни популярных общественных движений, ни насущных и чисто русских проблем: люди здесь верят в правосудие, а полиция хоть и беспомощная, но безобидная и даже отзывчивая.

В этом смысле Габрелянов сдержал обещание — из фильма убрали политическую подоплёку, хотя части аудитории всё равно может не понравиться то, что получилось. В картине всё же есть пересечения с реальным миром, но достаточно однобокие. Например, авторы показали координацию массовых протестов через интернет, но результатом этого стали нападения на невинных людей и погромы.

С одной стороны, фильм не проводит прямую параллель с настоящими протестами, а с другой — это очень удобная картинка, отражающая лишь определённый взгляд на современную Россию.

Пожалуй, во всём остальном, «Майор Гром» оторван от реальности — начиная от интерьеров полицейского участка, больше напоминающих Лос-Анджелес, до общей эстетики и тона картины, всё отдаёт, скорее, чем-то западным. Даже сам главный герой превращается то в Шерлока с Бенедиктом Камбербэтчем, то в Джеймса Бонда в фильмах с Дэниелом Крейгом.

Особенно ярким контрастом это выглядит на фоне сериала «Топи» с тем же Жизневским. Если проект по сценарию Глуховского представлял сюрреалистичный взгляд на Россию, то в «Громе» нет никакого взгляда вообще — это просто другая страна, с которой сложно себя ассоциировать.

Альтернативная Россия в фильме удивительным образом соседствует со вполне живым и фактурным Петербургом. Картина станет настоящим подарком для всех жителей и поклонников города, потому что авторы не упустили шансы показать его во всей красе. В «Громе» можно увидеть все отличительные черты города, начиная от постоянных упоминаний «Зенита» до старинной квартиры в центре, где живёт сам Игорь Гром.

Без впечатляющих экшн-сцен, но без откровенно плохих моментов

Короткометражка высоко задрала планку ожиданий от «Грома» в плане экшна и боевых сцен, но ориентироваться на неё не стоит. У меня с самого начала были большие сомнения, что Трофим сможет потянуть уровень, заданный Бесединым и его командой. Но, похоже, он не стал даже и пытаться.

Многих режиссёров (да и не только их) можно условно разделить на визионеров и ремесленников. Одни создают кино, в котором визуальная часть преобладает над всем остальным и расширяют границы привычного, а другие работают строго по правилам и выдают надёжный, стабильный и ожидаемый результат.

Это было неочевидно, но после просмотра «Грома» стало понятно, почему Олег Трофим — возможно, лучший выбор на пост режиссёра. Владимир Беседин хоть и был визионером, но никогда не снимал полный метр, да ещё и таких масштабов, а у Трофима за спиной уже был хорошо принятый и зрителями, и критиками большой проект — «Лёд».

Можно только гадать, каким получился бы «Гром», если бы над ним работал прежний режиссёр, но Трофим не стал заходить на его «территорию». В картине почти нет зрелищных экшн-сцен, а те, что есть, поставлены очень куце и без каких-то излишеств вроде слоу-мо или вращающейся на 360 градусов камеры.

На второй круг авторы зашли не с необычного экшна (вероятно, потому что это слишком дорого), а с сюжета. В «Громе» история, на удивление, неплохая, хоть и во многом наивная и идеализированная: наверное, какими-то такими духоподъёмными являются и сами комиксы, но для зрителей «не в теме» это может показаться необычным.

Неплохой, и супергерой

«Майор Гром: Чумной доктор» шёл до кинотеатров почти шесть лет, за которые пережил множество трудностей. Зачастую подобные проблемные проекты-долгострои не заканчиваются чем-то хорошим, но в случае с «Громом» хочется признать, что первый русский кинокомикс удался.

Всё, что надо, в фильме работает, остальное не вызывает особых вопросов, а откровенно плохих моментов нет вообще.

У авторов получился фильм, с которого легко может стартовать собственная киновселенная. Благо есть внушительная база историй от Bubble Comics. Но даже при крайне условном сравнении с Marvel «Гром» выглядит не прорывным «Железным человеком», а куда более обычным «Первым мстителем». С другой стороны, до «Грома» Россия рождала только «Чёрную молнию», «Супербобровых» и «Защитников», скорее, паразитировавших на жанре. Теперь же у нас есть своя неплохая супергероика, и от неё даже можно получать удовольствие. Чем это не показатель зрелости индустрии?

Начнётся ли с «Грома» целая киновселенная — теперь открытый вопрос: в целом пустой прокат может сыграть как на руку фильму, так и против него. Одновременно с картиной Bubble Studios не стартуют другие громкие проекты, но ей придётся соревноваться с остаточными сборами «Никто» Ильи Найшуллера и «Годзиллы против Конга», которая хорошо себя чувствует на всех территориях. Правда, там и до «Мортал Комбат» останется лишь неделя.

#обзоры #кино #мнения