Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

«Уничтожить все ожидания» — история провала «Смертельной битвы: Истребление», похоронившей киновселенную Mortal Kombat

Самый ненавистный фильм по видеоиграм, о котором боятся вспоминать фанаты и критики.

Кадр из фильма «Смертельная битва: Истребление»

8 апреля на российские экраны выходит «Мортал Комбат» — перезапуск франшизы о популярной видеоигре. Дилогия «Смертельная битва» просуществовала три года, закрывшись после неудачи второго фильма.

Вслед за успехом «Смертельной битвы» — экранизации знаменитого файтинга, собравшей более 122 миллионов долларов и получившей в целом одобрительную реакцию, последовал сиквел. Второй фильм о смертельном турнире вызвал неприязнь у многих поклонников франшизы. Сегодня подзаголовок «Истребление» часто фигурирует в списках худших адаптаций видеоигр, и даже — среди самых провальных фильмов 90-ых.

Попытка удовлетворить фанатов и увеличить масштабы, добавив в ленту больше графики, боёв и фантастических существ, сыграла злую шутку с сиквелом. Критики и зрители остались единогласны — фильм оказался похож на дешёвое костюмированное шоу, которое разваливается под натиском плохих диалогов, абсурдной сценографии и копеечных спецэффектов.

Эд Бун — один из создателей игровой серии Mortal Kombat, считал «Истребление» неприятнейшим моментом в истории франшизы. От фильма в буквальном смысле плевались и недоумевали — как так вышло, что имея на руках более амбициозный сценарий и бюджет, чем в первой картине, создатели умудрились всё испортить, похоронив экранную жизнь Mortal Kombat на целых двадцать лет.

«Смертельная битва: Истребление» — одна из тех постановок, из-за которых фильмы, основанные на видеоиграх, имеют плохую репутацию.

Себастьян Завала

Огрехи бывшего оператора

После неожиданного успеха первой «Смертельной битвы», режиссёр Пол Андерсон сосредоточил внимание на сторонних проектах и отказался от работы над продолжением. Его заменил Джон Леонетти — именно он стоял за камерой первого фильма, снимая поединки в экзотических декорациях Таиланда.

Оператор, который становится режиссёром — довольно болезненная тема для кинематографа, учитывая что большинство из них возвращается в старое и более привычное амплуа. О Леонетти сегодня вспоминают чаще как об операторе хорроров Джеймса Вана, нежели как о режиссёре адаптации Mortal Kombat.

 Джон Леонетти Фото IMDb

Первая часть во многом удалась благодаря неподдельному драйву, искусной сценографии и духу гонконгских боевиков — от таких актёров, как Робин Шоу, Линден Эшби или Кэри-Хироюки Тагавы ничего не требовалось, кроме как демонстрировать мускулатуру, перебивать шутками серьёзный тон истории и сражаться за судьбу планеты.

«Смертельную битву» спасала олдскульная, комиксная пафосность — действие разворачивалось в странном антураже, где восточная экзотика соединялась с апокалиптическим настроением. Продюсер фильма Ларри Казанофф не рассчитывал, что лента заработает более 100 миллионов долларов — успех и высокие продажи произошли вопреки ожиданиям Пола Андерсона и студийных боссов.

С сиквелом случилась обратная ситуация. Фильм Леонетти оказался дороже на 10 миллионов долларов и предоставлял поклонникам более глубокое погружение во вселенную Mortal Kombat. Однако «Истребление» запомнили не за это — Леонетти чаще всего припоминают гримасничающие лица героев, нелепые поединки, похожие на танцы, а также безликие декорации. От Mortal Kombat здесь не осталось ничего, кроме названия и главной музыкальной темы — энергичного техно-бита, ставшего лицом франшизы.

Аннигиляция франшизы

В отличии от увлекательной экспозиции из первой части, сиквел не тратил время на введение. Леонетти начал историю с момента, на котором закончилась «Смертельная битва». Состав бравых героев, включая Рейдена, Лю Кана, Соню Блейд и Джонни Кейджа, побеждает Шан Цзуна и радуется спасению мира от вечной тьмы.

Внезапно появляется Шао Кан и нарушает правила турнира — теперь Земле грозит император Внешнего мира, открывший портал и планирующий захватить власть. У героев есть шесть дней, чтобы помешать Земле слиться с другим царством, сделав Шао Кана верховным правителем.

На протяжении 80 минут бойцы сражаются с легионами ниндзя и пытаются сломить злодея. Свою команду герои укрепляют Джаксом — кибернетически усовершенствованным солдатом, который отвечает в фильме за юмор (в первой картине эту функцию выполнял Джонни Кейдж), смертоносной убийцей Джейд, а также индейским шаманом Ночным Волком.

В сиквеле куда больше персонажей из игры, чем в предыдущей ленте — параллельно с производством «Истребления», на консолях вышла четвёртая серия игры Mortal Kombat. Леонетти утверждал, что они стремились к соответствию между экранными и игровыми персонажами на момент 1997 года.

По этой же причине в фильме пышный злодейский состав. Помимо Шао Кана, им противостоит четырёхрукая Шива, киборг Сайракс, кентавр Мотаро, Ермак, а также Синдел — мать Китаны, ступившая на сторону зла. Гиперактивный фильм, перегруженный героями лишь страдал от засилья персонажей.

Конфликт таким образом подразделялся на мини-сюжеты, где герои противостояли не только плохим парням, но и собственным страстям. Лю Кан боролся с любовными чарами Джейд, Китана пыталась примириться с матерью, а Рейден задавал вопросы Старшим Богам, представленных в образе трёх стихий — дешёвого сгустка из графических фракталов.

В небольшой хронометраж вмещались и побочные схватки: Саб-Зиро сражается со Скорпионом, а Соня валяет в грязи Милину. Чтобы упаковать всех персонажей, сценаристам пришлось чем-то жертвовать — они нелепейшим образом избавились от Джонни Кейджа — ведущего персонажа вселенной, которого Шао Кан убил в первой пятиминутке, сломав тому шею.

Но даже гибель одного из самых известных героев франшизы не сделала фильм брутальнее. Фриковатая костюмированность и детский рейтинг PG-13 напоминали о главном — киноадаптация Mortal Kombat не имела ничего общего с видеоигрой.

Ни первому, ни тем более второму фильму не удалось воспроизвести ту запредельную жестокость, которая сделала игру безусловным хитом среди файтингов.

Кастинг и спецэффекты — гвозди в крышку гроба Mortal Kombat

Сиквел прогадал и в кастинговом решении — почти все актёры, снимавшиеся в хите 1995 года, отказались возвращаться к ролям. Линдену Эшби не понравилась идея убить его персонажа во вступлении, а Кристофер Ламбер — исполнитель роли Рейдена, к тому моменту подписался на роль в «Беовульфе». Когда Бриджетт Уилсон, сыгравшую Соню, заменила Сандра Хесс, стало понятно — оригинальный состав героев безвозвратно утерян.

Исключение составили Робин Шоу (Лю Кан) и Талиса Сото (Китана). Шоу дважды сыграл Лю Кана, которому в «Истреблении» уготовили самую незавидную участь — мастер боевых искусств превращался в огромного компьютерного дракона, сойдясь в битве с Шао Каном в облике гидры.

Кадр из фильма «Смертельная битва: Истребление»

Если «Истребление» напоминало видеоигру, то только в отношении визуальных эффектов — CGI в фильме будто бы заимствован из плохой игры для первой PlayStation. В боевике Пола Андерсона подход к спецэффектам был куда благоразумнее — либо создатели насыщали картину эффектной постановкой драк, либо пользовались аниматроникой.

Горо — колоритный четырёхрукий великан, один из антагонистов первого фильма, появился благодаря Тому Вудраффу и Алеку Гиллису, которые создали большую аниматронную версию персонажа. Усилия специалистов дали результат, подарив зрителям одного из самых фактурных злодеев ленты.

Просто посмотрите финал, где двое худших GCI-монстров, когда-либо появлявшихся на экране, борются за судьбу человечества. Если вы хотя бы раз во время сцены не сделали фейспалм, значит, вы не человек и вам не следует смотреть фильмы.

Команда Леонетти пошла другим путём, отказавшись и от изобретательных декораций, и от сложных технологий. Проблема заключалась в том, что создатели пытались удовлетворить конкретные чаяния фанатов видеоигры, однако не располагали возможностями для реализации.

Не став жертвовать деньгами и временем, авторы остановились на самом удобном варианте — превратить фильм в графическое месиво со смехотворными спецэффектами. Притом, что уже в 90-ые годы уровень компьютерной графики был достаточно высоким — за пару лет до «Истребления» выходил второй «Терминатор» Джеймса Кэмерона и «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга.

Трудно представить, что такое фиаско продюсировала и распространяла New Line Cinema — довольно крупная голливудская киностудия.

Не спасало фильм даже изобилие боёв, составляющих основную часть хронометража. Их стало куда больше, нежели в первой части, однако уровень постановки оставлял желать лучшего — из фильма убрали концепцию турнира и драки стали похожи на бессвязное шоу в костюмах. Медленное, безвкусное и полное самоповторов зрелище превратило «Истребление» в подобие «Могучих рейнджеров».

Герои пинают друг друга, делают обратное сальто и отпускают топорные шутки — неуклюжесть постановки усиливается нелепыми нарядами (чего стоит карикатурный, похожий на клоуна Шао Кан в исполнении Брайана Томпсона) и стойким ощущением, что актёры здесь заменены каскадерами. Последней подмены создатели даже особо не стеснялись.

Возможно, слоган «Уничтожить все ожидания» был задуман не как инструмент продажи фильма для одержимой видеоиграми молодёжи, а как предупреждение всем, кто смотрит «Смертельную битву: Истребление».

Джейсон Гибнер

Боевик Пола У.С. Андерсона подтверждал своё качество мощной хореографией — чего стоит одно лишь сражение Лю Кана с Рептилией. Да и большая часть исполнителей были мастерами боевых искусств или проходили подготовку к съёмкам. Сиквел Леонетти вызывал гнетущее впечатление — сценаристы будто бы не смогли придумать вменяемого сюжета, считая, что это не так важно, ведь целевая аудитория жаждет драк, да побольше.

Критики отмечали парадокс, что режиссёр-новичок Леонетти — это бывший оператор, которому хорошо известны нюансы кинопостановки. Однако он снимал некоторые боевые сцены под таким углом, что невозможно разобраться что происходит.

Китана, как отмечали критики, напоминала скорее гладильную доску, нежели бойца из Mortal Kombat. А постриженный Рейден в исполнении Джеймса Ремара походил на скейтбордиста, прыгающего перед кучкой ниндзя.

Кадр из фильма «Смертельная битва: Истребление»

Битва закончена

Пытаясь втиснуть в сюжет элементы Mortal Kombat 2 и 3, создатели потерпели оглушительное фиаско. После удачного релиза «Смертельной битвы», дистрибьютор New Line Cinema и продюсер Threshold Entertainment рассчитывали на долгую и счастливую жизнь франшизы.

Об этом свидетельствуют и планы создателей — триквел задумывали ещё во время производства «Истребления», да и актёр Робин Шоу подписал контракт на целую трилогию. Но разорванный в клочья сиквел пересмотрел планы компании.

На Rotten Tomatoes рейтинг «Истребления» составляет жалкие 2% — фильм, где бойцы путешествуют под Землей в гигантских шарах и сражаются с графическими монстрами, заработал 51 миллион долларов и похоронил франшизу на двадцать лет.

После злоключений сиквела, идея очередного фильма время от времени всплывала на поверхность. Активно циркулировали слухи о разработке ленты под названием Mortal Kombat: Devastation, однако проект застрял в производственном аду.

Переломный момент случился в 2009 году, когда Warner Bros. приобрела большую часть активов Midway Games, которым принадлежала серия Mortal Kombat. Это привело к перезагрузке франшизы — Грег Руссо написал сценарий, Джеймс Ван занял кресло исполнительного продюсера, а Саймона МакКуойда привлекли в качестве режиссёра.

В России и США премьера «Мортал Комбата» состоится в апреле и, по словам создателей, новый фильм установит новую планку экранной жестокости. У фанатов видеоигры ожидание праздника затянулось на целые десятилетия — после несчастного сиквела Леонетти они явно заслужили достойную экранизацию.

Не знаю, является ли это моим наименее любимым воспоминанием, однако я не был большим поклонником второго фильма.

Эд Бун

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.