Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Тревожный звонок» от Apple — это аудиотриллер без единого живого кадра. Обзор и интервью с режиссёром Феде Альваресом

Как устроен «неподкаст», «неаудиокнига» и «нерадиоспектакль», записанный мировыми кинозвёздами из дома.

Скриншот из восьмой серии «Тревожного звонка» Кадр Apple TV+

В марте в сервисе Apple TV+ вышел «Тревожный звонок» (Calls) — аудиотриллер, в котором герои сталкиваются со странными событиями во время телефонных звонков. Все роли исполнили именитые актёры, но в сериале нет ни единого кадра, снятого вживую — всё держится на голосах и моушн-графике.

Автором проекта выступил режиссёр Федерико Альварес, известный по хоррору «Не дыши», ставшему хитом в прокате. Редактор TJ посмотрел «Тревожный звонок», пообщался с Альваресом и теперь рассказывает, почему стоит обратить внимание на сериал и как постановщик создал его, не выходя из дома.

Что нужно знать перед просмотром

Придётся не только слушать, но и смотреть: несмотря на аудиоформат, «Тревожный звонок» работает в симбиозе с графикой, которая сопровождает каждый эпизод. Это не просто набор случайных образов, а отражение и дополнение каждого разговора. Без экрана можно обойтись, но в этом случае погружение будет неполным, а сериал покажется не таким захватывающим.

Смотреть лучше залпом: каждый эпизод сериала длится от 10 до 20 минут, а всего их девять. В начале кажется, что истории не связаны друг с другом, но это впечатление обманчиво, а лучше всего шоу воспринимается, если посмотреть его разом как двухчасовой фильм.

Стоит включить наушники и сконцентрироваться: повествование в «Тревожном звонке» построено на звуке. Важно хорошо понимать, что происходит в конкретный момент. Он снят в формате Dolby Vision 5.1, а, значит работает с «Пространственным аудио» на AirPods Pro и AirPods Max.

Смотреть можно и в оригинале, и в дубляже: сериал сделан на английском языке, а фразы собеседников постоянно появляются на экране. Есть английские и русские субтитры. Хотя в англоязычной версии участвуют мировые кинозвёзды, дубляж совершенно не портит зрительский опыт. Перевод выполнен достойно, а русскоязычной версией занимались профессионалы озвучки и студия «Невафильм».

Почему стоит смотреть

Локализованное название «Тревожный звонок» идеально описывает формат. Если не вдаваться в подробности, в каждом эпизоде кто-то кому-то звонит, после чего происходят напряжённые и пугающие вещи: от попаданий во временные петли до погонь, как в фильмах ужасов.

Главная особенность — эффект присутствия, который держит в напряжении от начала и до конца. Возникает чувство, будто случайно подслушиваешь чужой разговор по телефону, но вместо скучных бесед попадаешь на настоящие приключения.

Эффект усиливается благодаря детективной составляющей. Сначала кажется, что серии не связаны друг с другом, но в конце интрига раскрывается. Всё это время зрители только могут строить догадки. История ещё и изящным образом закольцована: переслушивая во второй раз, можно словить себя на мысли «ого, так вот, что это было».

Хотя все звонки cопровождаются незамысловатой графикой, её не стоит игнорировать и отводить взгляд. Хотя проект легче ассоциировать с подкастом, радиоспектаклем или аудиокнигой, это не совсем корректно — звук здесь хоть и на первом месте, но без визуализации эффект получается неполным.

Как устроен сериал

Режиссёром и шоураннером всех эпизодов «Тревожного звонка» выступил Феде Альварес. Постановщик и раньше был известен необычными проектами: например, в 2015 году он выпустил фильм «Не дыши» о подростках, неудачно попытавшихся ограбить слепого ветерана. Почти всё действие картины проходило в замкнутом помещении, а в одной из сцен свет пропадал целиком, но зрителей не пугали полной темнотой, а позволяли видеть то, чего не видят сами герои.

Изначально Calls был французским телепроектом, который выходил с 2017 года на Canal+. Альварес адаптировал идею для западной аудитории, но «докрутил» её. Сериал стал больше полагаться на яркие визуальные образы, историю перестали продавать через формат «найденной плёнки» — исчезли вступительные вставки с пояснением, откуда взялась запись.

Кадр Canal+

Как и в оригинальном проекте, в «Тревожном звонке» нет ни одного кадра с актёрами, снятого вживую. При этом на озвучку ролей Альварес привлёк много громких имён. У него играют Педро Паскаль («Мандалорец»), Обри Плаза («Парки и зоны отдыха»), Лили Коллинз («Эмили в Париже»), Карен Гиллан («Доктор Кто», Небула в MCU), Розарио Доусон («Город Грехов»), Аарон Тейлор-Джонсон (Пьетро Максимофф в MCU, «Под покровом ночи») и не только.

«Тревожный звонок» кажется хаотичным только на первый взгляд. Авторы перевернули привычную структуру, начав с конца: первая серия так и называется — The End. В процессе становится всё более очевидно, что вещи, с которыми сталкиваются персонажи — это не просто аномалии. Линии некоторых героев тянутся сквозь эпизоды.

Визуализация разговоров оказывается не просто способом удержать зрителя у экрана. Если в первой серии анимация кажется необязательной, то с каждым эпизодом она играет всё большую роль в истории, попутно становясь сложнее.

«Тревожный звонок» больше всего напоминает псевдо-документальные фильмы 2000-х в формате той же «найденной плёнки». Сериал бы легко вписался во вселенную «Монстро» (Cloverfield).

«Не съёмка, а запись» — как создавали «Тревожный звонок»

После просмотра «Тревожного звонка» редактор TJ поговорил с режиссёром и сценаристом проекта Федерико Альваресом (звонок был не тревожным). Постановщик рассказал о работе над шоу, основных сложностях и объяснил, как пандемия сыграла проекту на руку.

Феде Альварес Фото Vulture

Как отметил Альварес, работать над проектом начали ещё до пандемии, когда никто не мог предположить, каким окажется 2020 год. Основную часть работы проделали до начала карантина, а записывать начали за несколько месяцев до начала ограничений, но они в любом случае не могли стать проблемой.

Идея родилась из желания сделать сериал на основе телефонных разговоров. Для этого нужно было разработать концепцию, написать истории, графику, создать своего рода новый визуальный язык. Но самое сложное заключалось в том, чтобы написать те самые телефонные диалоги, которые должны буквально приковывать зрителей к экрану.

Феде Альварес

По словам Альвареса, зрители могут называть его сериал как хотят — хоть подкастом, хоть аудиокнигой. Лишь бы получили удовольствие от просмотра, отметил режиссёр, заявив, что ничего «настолько уникального по формату» на рынке сейчас нет.

На первом этапе команда записала «телефонные разговоры» с актёрами. Затем предстояло с нуля создать графику, сопровождающую диалоги. По словам режиссёра, это так же непросто, как и работа над классической анимацией. Авторы сразу понимали, что проект предназначен для показа на экранах, но всё остальное им предстояло придумать: не было ни готового плана, ни ограничений.

Визуальную часть намеренно сделали «не такой, какой её привыкли видеть», а абстрактной. Это не просто фигуры на экране: анимация продолжает то, что происходит в разговоре, и подчёркивает эмоции героев.

Это не случайный набор символов и фигур, как могут подумать некоторые зрители. Анимацию создавали отдельно для каждой истории, чтобы максимально передать зрителю чувства и эмоции: случайные образы не вызывали такой связи с происходящим. А если кто-то говорит, что прослушивание без анимации ощущается так же — они просто не понимают, о чём говорят.

Феде Альварес

Отдельным вызовом для команды стала работа со звуком. Команде пришлось добавлять специальное сопровождение, чтобы телефонные разговоры состояли не только из голоса: в реальной жизни смартфоны хорошо заглушают окружающий шум, поэтому кроме собеседников почти ничего не слышно.

Если бы мы сейчас говорили по телефону, вам бы пришлось издать какой-то очень громкий звук, чтобы я его услышал — современные технологии обеспечивают максимально чёткую передачу голоса. В сериале можно услышать дыхание, шаги, все движения, абсолютно всё, но актёры записывали только голос. Мы отдельно поработали над тем, чтобы создать эффект 360-градусного звука — всё это заслуга звукорежиссёров.

Феде Альварес

По словам Альвареса, аудиоформат сериала не сильно облегчил ему работу как режиссёру. Вместо традиционных съёмок пришлось уделить больше внимания другим вещам — звуку и графике, а главным элементом стал сценарий.

Если история неинтересна, то через две секунды вам станет скучно и вы подумаете: «Боже, зачем я трачу на это своё время». В это проекте каждые пару секунд должно что-то происходить, поэтому самым сложным было написать истории, которые заставят прилипнуть к экрану и держать в напряжении до конца.

Феде Альварес

Заметным отличием от обычных съёмок оказались затраты по времени. В случае с фильмами зачастую может уйти неделя, чтобы отснять лишь пять страниц (минут) сценария, но каждый 10-20-минутный эпизод «Тревожного звонка» без работы над графикой занимал не больше суток. Большую часть времени команда записывала дубли, экспериментировала и пробовала новые варианты, а работу называла не съёмками, а «записью», как на подкастах.

Запись происходила синхронно, актёры были на связи в режиме реального времени. Всё было как на съёмочной площадке: я говорил «мотор», но мы начинали запись, иногда получалось сделать с первого дубля. Потом я прослушивал запись, давал комментарии, мы перезаписывали всё заново. Конечно же, никто из участников не находился физически рядом. Все сидели по домам с телефонами.

Феде Альварес

Режиссёр рассказал, что изначально хотел собрать актёров на студии, но из-за пандемии никто из команды так и не встретился лично — всё сделали дистанционно. Звук для сериала исполнители записали, находясь в своих домах по всему миру: для этого продюсеры разослали им наборы с оборудованием.

По мнению Альвареса, пандемия сыграла шоу даже на руку. Актёрам не приходилось притворяться, что они говорят по телефону — они на самом деле это делали. Некоторые настолько вживались в роль, что иногда отыгрывали ситуации по-настоящему и записывали фоновый шум.

Актёры записывали диалоги сидя в шкафу, а Николас Браун в конце своего эпизода по-настоящему выбежал на улицу и бегал, разговаривая с людьми, которых там не было. Всем отправили чемоданы с компьютером и микрофоном, а затем учили пользоваться этим оборудованием. Иногда больше времени уходило на то, чтобы всех научить, чем на запись эпизода.

Феде Альварес

Альварес отметил, что не заметил особой разницы при работе с именитыми актёрами в качестве актёров озвучания. Он работал над проектом так же, как и с любым другим составом, а известность для него не имела значения.

Киноактёры вживались в роль и во время записи по-настоящему проигрывали каждую сцену. Для этого им не нужно быть специалистами в озвучке. Почему я выбрал именно этих людей? Просто бывает, что будучи режиссером, ты мечтаешь поработать с тем или иным актёром или актрисой. Я давний поклонник всего актёрского состава сериала и рад, что мне посчастливилось с ними поработать.

Феде Альварес

Всю работу координировали через Zoom и другие программы для совместных видеозвонков. По словам Альвареса, группа много раз репетировала перед записью — точно так же, как если бы это были съёмки фильма, но в удалённом формате.

Было забавно. Я сидел дома в кресле, закрывал глаза, прослушивал записанные диалоги, давал указания, вносил правки, записывал заново. Такого опыта у меня никогда не было, это было круто.

Феде Альварес

Есть ли у формата будущее

«Тревожный звонок» сложно отнести к конкретному жанру. Это и не сериал в привычном виде, и не подкаст, и не аудиопостановка — визуал тут важен, хоть и на втором плане. Сам Альварес считает, что создал «новый визуальный язык», но нечто похожее в индустрии было и раньше.

Тимур Бекмамбетов с 2015 года развивает жанр screenlife, в котором всё повествование идёт через экраны устройств, а зритель как будто находится по другую сторону дисплея. Первым проектом в жанре стал триллер «Убрать из друзей», после него Бекмамбетов выпустил ещё несколько фильмов, включая детектив «Поиск».

Скриншот из фильма «Поиск» Кадр Sony Pictures

«Тревожный звонок» по формату очень близок к screenlife, который прижился и стал ещё более актуальным на фоне пандемии, когда вся жизнь перешла в онлайн — на экраны смартфонов и ноутбуков. Но есть и отличия: проект Альвареса полагается на аудио, а визуализацию использует только для поддержки звука и в абстрактном формате.

Если считать «Тревожный звонок» самостоятельным форматом и основой для нового жанра, то пока нет уверенности, что он сработает для других историй. «Calls» вполне может рассчитывать на второй сезон: критики и зрители положительно отзываются о проекте, да и Apple продлевает большинство оригинальных проектов на TV+. Ещё одна важная деталь: шоу Альвареса явно оказалось недорогим и куда более простым в производстве, чем многие другие сериалы Apple Originals.

#сериалы #интервью #обзоры #apple