Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Всегда везло с русскими в космосе»: интервью с астронавтом NASA, который помог создать сериал «Ради всего человечества»

Об аутентичности, стрельбе на Луне, жизни в космосе и противостоянии США и России.

Кадр Apple TV+

В апреле на Apple TV+ закончится второй сезон «Ради всего человечества» — сериала об альтернативной истории космической гонки, в которой СССР первым высадился на Луну, а США оказались в догоняющих. Во втором сезоне конфликт стран обострился, а шоу ещё дальше отдалилось от реальности, но сохранило многие пересечения.

К финалу сезона TJ пообщался с астронавтом NASA Гарреттом Райзманом, консультировавшим «Ради всего человечества», а также с продюсерами шоу Мэттом Уолпертом и Беном Недиви.

Гарретт Райзман — об аутентичности, жизни в космосе и стрельбе на Луне из M16

Во втором сезоне в «Ради всего человечества» стало больше космоса, а события стали ещё сильнее разниться с реальностью. Но Райзману было даже проще работать над новыми эпизодами в качестве консультанта, чем над первым сезоном.

Новый сезон происходит в 80-е, когда уже появились шаттлы и станции вроде «Скайлэб» и «Союз», с которыми я знаком и даже проходил тренировки. Поэтому мне было проще давать консультации: на «Востоке» или «Аполлоне» я не летал, они были до меня и приходилось многое изучать.

Мы начинали с 1969 года, поэтому многое было отражением реальной истории, но сейчас у нас больше свободы для манёвров. Мне очень помог опыт работы на космических станциях — я просто достал все свои записи со времён тренировок.

Гарретт Райзман

Несмотря на большую свободу действий, достоверность шоу не пострадала. По словам Райзмана, при работе над «Ради всего человечества» к нему прислушивались больше, чем в других проектах. И хотя последнее слово оставалось за продюсерами, они зачастую делали именно так, как указывал астронавт.

Гарретт Райзман с Бредом Питтом на премьере «К звёздам» Фото из личного твиттера астронавта

Авторы не жертвовали точностью ради красивой истории. Чтобы зрители верили в происходящее, исторические, политические и технические детали «должны быть показаны достоверно», но иногда сериал отходил от правил ради драмы.

Если мы покажем технологическую ерунду, то верить во всё остальное будет крайне сложно. Для меня было особенно важно, что ко мне прислушивались как к консультанту, но иногда мы делали что-то невозможное технически, потому что так было нужно по сценарию шоу.

Гаретт Райзман

Одним из допущений стал эпизод из второго сезона, в котором шаттл долетел напрямую до Луны. Райзман отметил, что это невозможно, даже если заправить его «под завязку», но астронавту разрешили добавить что-то в качестве «оправдательного элемента». В одном из будущих эпизодов есть объяснение, как в теории подобный полёт на Луну мог бы стать возможным.

Райзман также вспомнил про Алексея Леонова, который по сюжету шоу становится первым человеком на Луне. Астронавт рассказал, что знал его лично и сообщал космонавту об этом сюжетном повороте, но тот не дожил нескольких дней до выхода сериала.

Однажды я даже провёл для Леонова экскурсию по SpaceX и знаю его дочь Оксану. Мне было очень грустно, когда он скончался, но у меня был экземпляр газеты, которую мы сделали специально для шоу с заголовком «Алексей Леонов – первый человек на Луне». Я рассказывал об этом Оксане, а она рассказала ему: он знал, что мы сделаем такой ход в сериале, а газету ей потом прислали.

Гарретт Райзман

Кадр из первого сезона «Ради всего человечества» Apple TV+

Некоторые вещи в сериале появились только благодаря Райзману. Например, он разработал орбитальную механика полёта корабля в финале первого сезона и с его подачи эпизод с симуляцией полёта на шаттле из второго сезона сняли на реальном симуляторе.

Астронавта слушали не только в технических вопросах. Он повлиял на то, как в сериале показали советских космонавтов, приехавших в гости в США: оказывается, изначально авторы собирались кормить их борщом и поить водкой. Но Райзман указал на то, что это не самая лучшая идея.

Я жил в Москве, поэтому знаю, как ведут себя русские. Их там хотели накормить борщом, но вряд ли русский в Америке захочет есть борщ. Они захотят гамбургеры.
Ещё им хотели предложить водку, но я ответил, что в России есть водка куда лучше той, которую им могут предложить в США. В Америке они скорее захотят пить Jack Daniel’s. Поэтому в сериале они едят гамбургеры и пьют виски.

Гарретт Райзман

Сюжетная линия с винтовками M16 на Луне оказалась не выдумкой, а вполне реальным сценарием. Пострелять в космосе возможно: оружию не нужен воздух, но потребуется больше давления. Можно увидеть выстрел и вспышку, а также полёт пули, но звука будет не слышно, потому что в вакууме его нет.

На самом деле на Луну оружия, конечно, никто не брал, хотя на МКС оно есть в целях безопасности. Но авторы исследовали возможность стрелять в космосе, а на одной советской станции в действительности был пистолет, который проверили в открытом космосе.

В первом сезоне «Ради всего человечества» поднимали тему ментального здоровья астронавтов после длительных полётов. Но в реальной жизни участники космических программ сталкиваются с этим не так часто, а многое зависит от команды. «Давление» космоса оказалось скорее художественным приёмом, чем насущной проблемой.

Я был в космосе с 20 другими астронавтами, но ни с чем подобным, к счастью, никто не сталкивался. Мне всегда везло не только с соотечественниками, но и с русскими тоже. Я был в команде с Юрием Маленченко: мы часто смотрели на Землю из иллюминатора, разговаривали, пили чай. Потом был Сергей Волков, с которым мы тоже очень подружились. В общем, команда в космосе — это самое главное.

Гарретт Райзман

Пожалуй, главная сюжетная линия второго сезона — конфликт на Луне на фоне вмешательства военных. На первый взгляд, отношения СССР и США показаны в негативном ключе, но в космосе астронавты и космонавты тесно дружат и общаются, невзирая на политику.

Действие сериала разворачивается в разгар Холодной войны и бесконечной космической гонки. Она позволила добиться «огромного прогресса», но астронавт считает, что то же самое возможно при мирном развитии вместо агрессивного соревнования.

Сегодня отношения между США и Россией не самые прекрасные, особенно в последние пять лет, но в космосе они остаются дружескими и продуктивными. То, что мы делаем сегодня на МКС — русские, американцы, европейцы, японцы, канадцы — это величайший совместный национальный проект.

Гарретт Райзман

С 2020 года США больше не зависят от России для запусков астронавтов на МКС, но страна не перестанет использовать российские «Союзы», уверен Райзман. Всё потому, что важно иметь две разные транспортные системы для работы на станции на случай, если одна выйдет из строя.

Было бы отлично, если на «Союзах» по-прежнему был бы один американский астронавт, а в Dragon — российский космонавт. На мой взгляд, это очень важно, если вдруг что-то пойдёт не так на российской части МКС или, наоборот, на американской.

Гарретт Райзман

Сама МКС хоть и работает дольше положенного срока, но может послужить как России, так и США. По оценкам Райзмана, срок службы могут продлить до 2030 года, если станцию посчитают безопасной. Но однажды её всё равно придётся закрыть в пользу чего-то нового. Вероятно, новую МКС построит частная компания, а саму МКС в итоге коммерциализируют.

В последние восемь лет у США не было возможности отправлять своих астронавтов в космос самостоятельно, поэтому страна полагалось на «Союзы». Как отметил астронавт, технологический прогресс в США произошёл благодаря частным компаниям вроде SpaceX, и России стоит тоже идти в ногу со временем.

В последние восемь лет у Америки не было возможности отправлять астронавтов в космос и если бы что-то случилось с «Союзом», то мы бы не смогли попасть на МКС. Я признателен за невероятную надёжность — думаю, в Роскосмосе должны очень гордиться невероятной работой, которую проделывают. Но SpaceX сделала возвращаемые ракеты, над ними работают в Европе и Китае, думаю, это нужно и России.

Гарретт Райзман

Мэтт Уолперт и Бен Недиви — продюсеры и шоураннеры «Ради всего человечества»

Создатели сериала рассказали TJ, что им не стало проще при работе со вторым сезоном, но не было и сложнее. Если в первом сезоне все события развивались в контексте «Аполлона» и требовалась максимальная осторожность с технологиями того времени, то во втором свободы стало больше, но отрываться от реальности слишком сильно было нельзя.

Бен Недиви (слева) и Мэтт Уолперт (справа) Фото Apple

Сложнее всего для авторов оказалось аккуратно смешать реальные и выдуманные события, ведь после первого сезона проходит десять лет и зрители попадают не просто в изменённую, а в альтернативную реальность.

Авторам нужно было не только придумать интересную историю, но и развивать сюжет, поэтому требовалось понять, как разные изменения могли повлиять на альтернативную реальность шоу. Для этого команда сценаристов сидела в комнате с «картой» реальных исторических событий, на которой отразили все правки для сериала.

Мы не могли взять и просто создать какие-то космические корабли, которых никогда не было. Это всё ещё эпоха космических шаттлов, президент всё ещё Рональд Рейган, поэтому мы должны были отражать реальность, но и свободы у нас при этом было довольно много.

Мэтт Уолперт

Например, в «Ради всего человечества» Андропов находится у власти намного дольше, чем на самом деле. Поэтому авторам надо было заранее продумать, как это повлияет на будущих лидеров, например, на Горбачёва. А для этого оказалось важным знать историю обеих стран и космических программ. Иногда сценаристы даже думали, что зря в это ввязались.

В первом сезоне авторы зачастую использовали «архивные» записи со звонками президента США Рональда Рейгана, но теперь они почти исчезли. Вместо этого авторы стали больше показывать Рейгана лицом: он чаще напрямую взаимодействует с главными героями, в том числе по видеосвязи.

Фигура президента по-прежнему остаётся одной из ключевых в сериале, поскольку мы с Беном настоящие ботаники в плане истории. Но мы будем каждый раз придумывать что-то новое, не хотим делать одно и то же из сезона в сезон, поэтому постоянно ищем новые способы обыграть ту или иную сюжетную линию.

Мэтт Уолперт

В продолжении сериала герои стали больше времени проводить на Луне, но авторы показывают только базу США. По словам авторов шоу, они были бы счастливы показать быт и на советской станции, но пока постепенно усиливают присутствие российской стороны в сериале.

Мы рассказываем историю не только программы «Аполлон», но и «Союз», раскрываем другую сторону событий и историю взаимоотношений сверхдержав. В первом сезоне многое держалось на секретности и отсутствии коммуникации между странами, а когда ты не знаешь ничего о планах конкурента — ты склонен к подозрительности. Во втором сезоне мы открываем новый виток в этих отношениях, выходим на более открытый диалог.

Бен Недиви

Во втором сезоне авторы также впервые за время шоу показали оружие в космосе. Но в реальности, по мнению продюсеров, такое вряд ли возможно, потому что это было следствием Холодной войны. По мнению продюсеров, это подстегнуло обе страны к развитию космических программ, но прогресс необязательно должен быть связан с гонкой вооружений.

В сериале мы хотели продолжить линию Холодной войны, которая теперь разворачивается на Луне. И появление там оружия, как нам кажется, было бы логичным. Но важно, что в сюжете мы даём понять, что это было неправильным решением, что переносить оружие в космос – это плохая идея. И я, конечно же, надеюсь, что ничего подобного не случится с нами в реальности.

Мэтт Уолперт

Шоураннеры уделили отдельное внимание вопросу «клюквы» в «Ради всего человечества». Они утверждают, что провели много исследований и постарались максимально достоверно отразить русских в сериале. А проблемы, по их мнению, были с обеих сторон.

Во время Холодной войны не было плохих и хороших. Мы скорее даже показываем, что американцы были плохими ребятами в этой истории, потому что взяли с собой оружие. Наши военные представлены совсем не с лучшей стороны и мы не пытались показать, что русские плохие, а американцы хорошие. Суть была в том, что военные не должны были вмешиваться в космическую гонку.

Бен Недиви

Продюсеры отметили важность аутентичности. Они отметили, что для них было критично приблизиться к реальности и быть максимально аккуратными в моментах, когда зрителю показывают альтернативную историю.

Конечно, проще всего сказать «мне не нравится это событие, давайте его заменим», но это неправильно, поэтому мы привлекли на самых ранних этапах Гарретта и нескольких технических консультантов. В сериале много моментов, когда мы уходим от реальности, но это было необходимо, чтобы развивать сюжет и создать драму. Мы приглашаем зрителя в альтернативную реальность и надеемся, что он в неё поверит, но для этого нужно прикладывать очень много усилий — все детали нужно проработать на самых разных уровнях.

Мэтт Уолперт

#космос #сериалы #nasa #история #ссср