Кино и сериалы
Анатолий Чиквин

Любовь на фоне атомных взрывов: каким получился российский «Чернобыль» и стоит ли его сравнивать с сериалом HBO

Почему Козловский-режиссёр пока всё ещё лучше Козловского-актёра.

Кадр из фильма «Чернобыль»

15 апреля в российский прокат вышла лента «Чернобыль», режиссёром-постановщиком и продюсером которой выступил Данила Козловский. Он же исполнил одну из главных ролей. Фильм ожидаемо начали сравнивать с одноимённым сериалом 2019 года от HBO, причём, не в пользу первого. Автор TJ сходил на фильм и оценил, какой вышла российская экранизация чернобыльских событий.

Пожарный, который не хотел быть героем

«Чернобыль» — история пожарного из Припяти Алексея Карпушина. Незадолго до катастрофы он уволился из части, собираясь переехать в другой город, но его планы так и не сбылись. Случайно в парикмахерской он встречает давнюю любовь, Олю. Почти также случайно он узнаёт, что у неё есть сын — по всей видимости, от него. Поначалу ему кажется, что можно исправить ошибки прошлого, воссоединить семью и наладить счастливую жизнь, но тут случается авария на ЧАЭС.

Алексей весь фильм мечется между тремя разнонаправленными желаниями. С одной стороны, ему хочется уехать вместе с Олей и сыном, пока идёт эвакуация. С другой — долг пожарного зовёт его броситься помогать своим давним товарищам в зоне взрыва. Наконец, с третьей стороны синдром героя-спасателя тянет его совершить подвиг, пожертвовав собой во имя высших идеалов.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Сюжет построен так, что метания Алексея сначала выглядят просто нелогичными, продиктованными сиюминутным порывом. Потом они становятся уже паническими, когда герой понимает, что не получится успеть всё. Наконец, финал с неизбежностью приводит его к необходимости всё же совершить решающий выбор, который определит судьбу пожарного.

Для зрителя глупость поступков Алексея на первый взгляд может показаться изъяном сюжета. Как мне показалось, они наоборот очень чётко передают страх и панику первых дней аварии на ЧАЭС, полное непонимание происходящего и неспособность здраво оценить обстановку. Одна из самых сильных сцен в этом смысле — эпизод, в котором на капот «жигулей» Карпушина в полной тишине раннего утра начинают падать мёртвые птицы. Логически это явление не объяснить, что делать — непонятно.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Можно ли сравнивать фильм и сериал

Фильм и сериал, на мой взгляд, совершенно несравнимые истории. Они преподносят разные сюжеты, хотя и объединённые одним местом и временем. Сериал HBO — трагедия места. Это рассказ о крупнейшей технокатастрофе и навсегда изменившейся жизни огромного количества людей. Шоу старается быть достоверным в мелочах, включая в себя часть документальной хроники. Таким образом, сериал — это история аварии на Чернобыльской АЭС.

Фильм Данилы Козловского — это личная трагедия, история одного человека. Лента и не пытается быть абсолютно достоверной, о чём в самом начале предупреждает соответствующий дисклеймер. Режиссёр заранее дал понять, что это художественный вымысел, в котором взрыв на ЧАЭС на самом деле фон. В число недостатков фильма можно отнести как раз то, что сделав историю любви центральной темой всей картины, Козловский не показал её так искренне и достоверно, как стоило. В итоге пострадал и главный посыл фильма, и «фоновая» история.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Советская власть в сериале показана подробно. Есть сцены с Горбачёвым, со многими другими чиновниками, которые отстаивают разные линии поведения. Ключевое слово, которое чаще всего звучит в кремлёвских кабинетах на совещаниях по Чернобылю — «ответственность». Много внимания уделено суду, на заседаниях которого подробно выясняли, чья же всё-таки вина в происходящем.

В фильме Козловского советская власть представлена абстрактно. Он не демонизирует и не защищает её. Единственный чиновник, который отдаёт приказы от имени всего правительства — товарищ Тропин, явная аналогия на Бориса Щербину из сериала. Однако нам не говорят ни имени, ни должности чиновника. Карпушин, усомнившись в его возможностях, просит посмотреть удостоверение и удовлётворённо кивает.

Между Тропиным и работником станции в середине фильма происходит короткий, но примечательный диалог. Ликвидатор грозится «не молчать» и рассказать «там, наверху», кто допустил гибель стольких людей. Чиновник требует прекратить истерику словами: «Хватит вести себя, как ребёнок».

А я и есть ребёнок. И советская власть — моя мать.

Валера

За исключением этой сцены в фильме вопрос персональной ответственности более не поднимается. Более того, Козловский-режиссёр вообще не заостряет внимания на действиях «силовиков». Милиция и госбезопасность в картине представлены несколькими персонажами, которые зрителю ничем особенным не запоминаются.

И в фильме, и в сериале хорошо показана паника и полное непонимание происходящего в первые часы катастрофы. В сериале горожане выходят на мост, чтобы посмотреть «красивое свечение»; в фильме мальчик Лёша снимает взрыв на камеру. У многих в фильме случается ступор: пожарный Тигран, уже получив «атомный загар», замирает, не силах сдвинуться с места. Водитель «скорой» заговаривается и не может вести машину.

Судить о мотивах верхушки власти в фильме сложно. Судя по двукратному упоминанию первомайской демонстрации в Киеве, может сложиться впечатление, что чиновников волнует только она. «Сверху» прилетают приказы найти добровольцев и обещания немыслимых для советского человека наград: квартиры в Москве и курс лечения в Швейцарии, на который ещё и отправят спецбортом. Поначалу такая щедрость даже кажется обманом, пока герои не оказываются в самолёте.

В сериале много и подробно рассказано на тему лучевой болезни. Об этом говорят все герои: мрачно шутят Легасов со Щербиной, охают медсёстры в госпиталях, обсуждают чиновники. Персонажи даже высчитывают точное время, сколько они смогут провести на крыше энергоблока, чтобы не получить смертельную дозу. В фильме про радиацию тоже не забывают, но для героя Козловского она иногда выключается, словно по заказу. Называется точное значение полученной им дозы — 14 зиверт, при этом сам герой жив и полон решимости действовать, хотя доза в 6-7 зиверт уже считается смертельной.

Сравнивать фильм и сериал можно, разве что, в технических номинациях. Операторская работа, массовые сцены в обеих картинах на высоте. Есть у каждой и незначительные ляпы. В сериале HBO некоторые зрители замечали пластиковые окна, невозможные в Припяти в 1986 году, а в фильме Козловского плакаты посвящены 11-й Пятилетке, хотя в это время шла уже 12-я.

Если резюмировать сравнение одной фразой, то, на мой взгляд, сериал HBO — это история о мрачном и печальном, а фильм Козловского — история о светлом и печальном. Хорошо эту концепцию передаёт саундтрек фильма, но о нём надо сказать отдельно.

Кадр из фильма «Чернобыль»

При чём тут Алла Пугачёва

Алла Пугачёва — путеводная звезда всего фильма. С некоторым преувеличением, но всё же можно сказать, что лента Козловского — один большой оммаж певице. В парикмахерской, где работает персонаж Оксаны Акиньшиной, звучит песня «Три желания». В шкафчике со сменной одеждой на работе у Алексея наклеен плакат с концертной программы «Пришла и говорю».

Персонаж Козловского признаётся, что единственное, что он хотел бы — это получить билет на концерт любимой артистки. Наконец, фильм вышел в прокат 15 апреля, в день рождения Пугачёвой — маленькое, но символичное совпадение.

Такой выбор создателей фильма не случаен. Дело в том, что Пугачёва и сама имеет звание ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. 8 сентября 1986 года она выступила для девяти тысяч ликвидаторов в посёлке Зелёный Мыс под Припятью, в нескольких километрах от ещё не закрытого саркофагом реактора ЧАЭС. Позднее певица с неохотой говорила об этом концерте, называя его ошибкой.

Не знали, что такое радиация. Когда туда уже приехали, тогда мы поняли, когда нам стали говорить: «Не ешьте, не пейте, одежду, в которой ходите, должны сжечь. Цветы не брать на перроне».

Конечно, понахватались рентген. Не так, как другие, которые там работали. Это сейчас уже понимаешь, а тогда полное непонимание ситуации было.

Алла Пугачёва

Более того, Пугачёва, хотя и официально уже завершила гастрольную деятельность, исполнила финальную песню к «Чернобылю». Клип, снятый на эту песню, показывает, как артистка смотрит только что отснятый фильм в пустом кинозале. Это именно та музыка, которая сопровождала реальную историю Чернобыля и та, что помогает рассказывать её в картине Козловского.

#обзоры #чернобыль #мнения