Кино и сериалы
Артём Мазанов

«Круэлла»: диснеевский «Джокер» о становлении культовой злодейки, где она даже не пытается убить собак

Получилось ли очередное переосмысление злодея — мнение редактора TJ.

Фото Walt Disney Pictures

3 июня в российских кинотеатрах выходит «Круэлла» — фильм Крейга Гиллеспи о модельере Круэлле де Виль, которую сыграла Эмма Стоун. Редактор TJ посмотрел картину заранее и рассказывает, как режиссёр «Тони против всех» переосмысливает историю модельера, но не отвечает на многие вопросы.

Круэлла де Виль (Стервелла де Виль) — главная антагонистка диснеевского мультфильма 1961 года «101 далматинец» о похищении и спасении щенят далматинских догов, из шкур которых она решила сделать шубу. Это не единственная экранизация одноимённого романа Доди Смит: в 1996 году вышел фильм «101 далматинец» с Гленн Клоуз, а в 2000 году — его сиквел, «102 далматинца». Персонажи Круэллы в этих картинах — однозначно злые и коварные, ставшие символом жадности и тщеславия.

Стервелла Де Виль, Стервелла Де Виль,

Если она тебя не пугает, то больше никакое зло не сможет.

При её виде испытываешь внезапный озноб.

Стервелла, Стервелла Де Виль.

Изгиб ее губ и холод во взгляде

Всем беззащитным детям лучше избегать.

Она как паук, затаившийся, чтобы убить,

Берегись Стервеллы Де Виль.

песня Cruella De Vil

Зачем нужен этот фильм? Если раньше Круэлла была злодеем без особой предыстории, «Дисней» и Крейг Гиллеспи это исправили.

Кадр из мультфильма «101 далматинец»

Изначальное имя главной героини — Эстелла. Из-за бунтарского характера мать в шутку называла дочь Круэллой: ту даже отчислили из школы за ужасное поведение. После этого семья решила переехать, но мама трагически погибла.

Осиротевшая девочка всё же добралась до Лондона, где познакомилась с воришками Джаспером и Хорасом — они привносят нотку человечности и юмора. В смерти мамы Эстелла винит себя. Из-за этого она подавляет в себе бунтарку: после переезда избавляется от чёрно-белых волос и ведёт относительно спокойную жизнь мошенницы.

Мы в 70-х. Эстелла исполнила детскую мечту и работает в модном доме самовлюблённой баронессы фон Хеллман, которую играет Эмма Томпсон («Песня ланча», «Разум и чувства»). Наша главная героиня поначалу даже не позволяет Джасперу и Хорасу грабить начальницу.

Когда Эстелла понимает, что невиновна в смерти матери, она наконец-то раскрывается как Круэлла: появляется дерзость, властность и самоуверенность. Это преображение злит баронессу. Круэлла становится её соперницей, хотя сама едва ли может быть примером для подражания.

Зачастую прошлое мешает людям быть самими собой, они становятся закрытыми, опасаются повторения ошибок или винят себя. Авторы напомнили, что без проработки прошлого не получится жить дальше: вышло нечто вроде исследования о том, как с самого детства формируются паттерны поведения.

Отчасти, вышла история противостояния традиционных модных дизайнеров с «провокаторами». «Круэлла» также неоднократно отсылает к «Дьявол носит Prada». И это объяснимо: среди сценаристов диснеевского фильма — работавшая над картиной об изнанке фэшн-индустрии Алин Брош Маккенна.

Круэлла могла бы быть более радикальной — как персонажи прошлых фильмов. Но героиня Эммы Стоун нисколько не злая, она любит собак и не хочет убивать далматинцев, которых, наоборот, показали злобными. Круэлла делает перфомансы, а не совершает преступления.

Авторы так и не показали, откуда в ней взялась жёсткость и ненависть: зрителю просто придётся с этим согласиться. Можно поверить, что именно эта женщина в будущем сможет убить собак ради шубы, да и предпосылки для этого есть: Круэллу не интересует ничьё мнение, у неё нет друзей. Остались только слуги, которые делают работу из жалости.

В «Круэлле» всем правят женщины — они игнорируют мнения мужчин и лишь раздают им поручения. Последние показаны как просто слуги без личной истории. А мужской актёрский состав подобран внушительно: Джоэл Фрай («Ты, я и конец света», «Игра престолов), Пол Уолтер Хаузер («Дело Ричарда Джуэлла», «Тоня против всех»), Марк Стронг («Kingsman: Секретная служба», «Опасная игра Слоун») и Джон Маккри («Божья земля», «Шоу Кэтрин Тейт»).

Из фильма, который идёт два с четвертью часа, можно было бы с лёгкостью и без потери смысла вырезать минут двадцать. Всё равно они не раскрывают персонажей и не влияют на сюжет. Вызывает вопросы и сцена гибели матери Круэллы.

Недостатки отчасти перекрываются визуальной частью. «Круэлла» — это фильм-шоу. Через образы вроде платья из мусора и надписи «будущее» на лице Круэлла показывает характер. Костюмы действительно запоминаются: над ними работала Дженни Беван, обладательница «Оскаров» за «Комнату с видом» и последнего «Безумного Макса». С таким ярким визуалом фильм вполне мог быть мюзиклом, что даже больше ему подошло.

«Дисней» явно потратился на саундтрек и сделал это не вслепую. Картине очень подходит кавер на трек The Stooges «I Wanna Be Your Dog» и другие хиты 70-х от Queen, The Doors, The Zombies, Blondie и The Clash. Противостояние Эммы Стоун и Эммы Томпсон, юной бунтарки и стареющего лидера мира моды, на этом фоне смотрится ещё более красочно.

* * *

«Круэлла» подобно «Малефисенте» или «Джокеру» напоминает, что злодеи не рождаются таковыми, а становятся ими по логичным причинам и после поворотных событий. И хотя фильм с Эммой Стоун получился вполне себе самостоятельным (вспоминать, о чём были мультфильмы, не нужно), недосказанность чётко ощущается.

Можно представить, как при питче полнометражного фильма в «Диснее» задались вопросом: «Интересно, почему же Круэлла де Виль так хотела разобраться с далматинцами?». Удивительно, но внятного ответа фильм не даёт. Оставили ли этот момент на возможный сиквел, вопрос открытый. Кстати, не забудьте про сцену после титров.

#мнения #кино #disney #рецензии